The main indices of development of medical services market in the Krasnodar Kray of the Russian Federation

Abstract


The article considers main indices characterizing development of medical services sector in regional market of the Krasnodar Kray. The statistical and analytical data, results of questionnaire surveys of residents, expertise results are presented. The conclusions are made concerning problems and perspectives of development of regional health care.

Full Text

Введение Рынок медицинских услуг как часть сферы здравоохранения является одной из важных и наиболее значимых социальных структур, влияющих на стабильное развитие государства и требующих поддержания и повышения общего уровня здоровья населения. В последние несколько лет в России ведется переход на новые экономические условия в рамках утвержденной стратегии социально-экономического развития. Вопросы реформирования существующей системы здравоохранения и поиска механизмов оказания медицинской помощи гражданам и деятельность организаций, оказывающих медицинские услуги, в нашей стране уже несколько десятилетий подвергаются активному обсуждению. Сложившаяся в современном российском здравоохранении ситуация вызвала необходимость интегрирования инновационных форм и методов развития организационно-экономического механизма на современном рынке медицинских услуг, где функционируют государственные медицинские организации, оказывающие бесплатную медицинскую помощь, и частные структуры, работающие на принципах свободной конкуренции и предоставляющие платные медицинские услуги. Проблема недофинансирования сферы здравоохранения выдвигается на первый план, гражданами высказываются справедливые претензии по поводу недостаточного качества медицинских услуг, недостатка квот на высокотехнологичную медицинскую помощь, высокой стоимости новейших современных лекарств. Все указанное в равной степени характерно и для регионального здравоохранения, в том числе Краснодарского края. Основные тенденции развития организационно-экономического механизма рынка медицинских услуг рассматривают в своих работах А. С. Банин [1], Ю. М. Беляев и Э. М. Черненко [2], Е. Ф. Бердникова [3], Д. В. Виницкий [4], М. Г. Колосницина и М. М. Шейман [5], Т. А. Сибурина и О. С. Мишина [6], П. И. Ананченкова [7], А. В. Тихомиров [8], Г. Э. Улумбекова [9], О. Ю. Александрова и И. В. Груздева [10]. Значительный вклад в исследование проблем институциональных преобразований и поиске решений по реорганизации происходящих в современном здравоохранении России перемен внесен А. Б. Зудиным, затрагивающим проблемы эффективного реформирования системы здравоохранения Российской Федерации [11]. Материалы и методы Основой данной исследовательской работы послужили публикации отечественных и зарубежных авторов в области исследования формирования и развития систем здравоохранения и рынка медицинских услуг. Авторами применялся диалектический метод исследования и анализа основных показателей, характеризующих функционирование рынка медицинских услуг. В качестве инструментарного аппарата работы применялись общенаучные методы кластерного, системного, сравнительного, структурно-функционального и экономического анализа. Результаты исследования Краснодарский край Российской Федерации является самой южной частью России с административным центром в г. Краснодар. В крае имеется самая широкая в стране палитра возможностей для отдыха и лечения. Краснодарский край имеет численность населения 5 603 420 человек и занимает 3-е место среди субъектов Российской Федерации по этому показателю, уступая только г. Москве и Московской области. Плотность населения в Краснодарском крае составляет 74,23 человек/км2, доля городского населения - 54,88%. Уровень урбанизации в целом ниже, чем в среднем по России (74,43%). К наиболее крупным городам Краснодарского края относятся Краснодар (881,5 тыс. населения), Сочи (411,5 тыс.), Новороссийск (270,8 тыс.), Армавир (190,9 тыс.), Ейск (84,3 тыс.), Кропоткин (79,2 тыс.) [12]. Доля Краснодарского края по территории в Российской Федерации в 2016 г. составила только 0,44%. При этом вклад региона в валовый внутренний продукт в 2015 г. составлял 3%. Примерно такую же долю составили в 2016 г. основные фонды в экономике и инвестиции в основной капитал. Доля края по численности населения в Российской Федерации в 2016 г. составила 3,79%. Доля Краснодарского края в обороте организаций здравоохранения и предоставления социальных услуг составила 8,79%, а доля малых предприятий в выручке от реализации товаров и услуг здравоохранения и предоставления социальных услуг - 1,8%. Доля Краснодарского края по площади территории в 2016 г. составила 16,86% в Южном Федеральном округе (ЮФО). Его вклад края в валовый региональный продукт ЮФО в 2016 г. был равен 42,41%. Чуть ниже вклад края в основные фонды в экономике в 2016 г. (38,6%), инвестиции в основной капитал (38,63%). Доля края по численности населения в ЮФО составила 33,91%. Доля Краснодарского края в обороте организаций здравоохранения и предоставления социальных услуг ЮФО составила 67,5%, а доля малых предприятий в выручке от реализации товаров и услуг здравоохранения и предоставления социальных услуг - 22,2%. Оборот организаций здравоохранения и предоставления социальных услуг Краснодарского края превысил аналогичный показатель Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Доля малых предприятий Краснодарского края в выручке от реализации товаров и услуг здравоохранения и предоставления социальных услуг составила 44,8%. В Краснодарском крае в 2016 г. доля расходов населения на здравоохранение в среднем составляла 3,5%. Чуть выше данный показатель был в ЮФО и Российской Федерации (3,6 %). В СКФО этот показатель составил 3%. В целом отмечена тенденция роста затрат населения на здравоохранение. В табл. 1 представлен объем платных медицинских услуг в регионе (по последним опубликованным данным Росстата). Объем платных медицинских услуг, предоставляемых населению Краснодарского края, имеет тенденцию к росту. В 2016 г. по сравнению с предыдущим периодом объем платных медицинских услуг вырос на 9,26%. Доля Краснодарского края в общем объеме платных медицинских услуг Российской Федерации составила в 2016 г. 3,8%. Доля медицинских услуг в общем объеме платных услуг населению Краснодарского края в 2016 г. была равна 4,87%, что ниже аналогичного показателя по Российской Федерации, который составил в 2016 г. 6,63%. Рынок медицинских услуг Краснодарского края с активным развитием доли платной медицины охватывает все больше рыночного пространства, чему способствует открытие новых специализированных и многопрофильных медицинских клиник и кабинетов частнопрактикующих врачей. Отмечаются тенденции ежегодного роста числа жителей, обращающихся именно за платными медицинскими услугами, что обусловлено как улучшением благосостояния населения края, так и осознанием здоровья нации как приоритетной ценности. С достоверностью оценить рынок медицинских услуг в Краснодарском крае на сегодняшний день трудно, поскольку доля теневого сегмента достаточно велика, однако исследование состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в Краснодарском крае за 2016 г. позволило опросить 174 организации, предоставляющие медицинские услуги. В результате опроса выявлены наиболее важные факторы конкурентоспособности на рынке медицинских услуг: по мнению 69%, это высокий уровень качества предоставляемых медицинских услуг, на втором месте (13%) - низкая цена на услуги, 8% респондентов сообщили об уникальности услуг, 7% отметили доверительное отношение с клиентами [13]. Наиболее популярными мерами, предпринимаемыми организациями для повышения конкурентоспособности, которые осуществляют свою деятельность на рынке медицинских услуг, в течение последних 3 лет стали: -проведение обучения персонала (90 организаций); -покупка машин и технологического оборудования (76); -приобретение технологий, патентов, лицензии, ноу-хау (31); -новые способы продвижения продукции, маркетинговые стратегии (31); -мероприятия по сокращению затрат на производстве (20). Оценивая уровень конкуренции на рынке медицинских услуг, 46% представителей бизнеса считают, что для сохранения лидирующих позиций на рынке медицинских услуг необходимо с регулярностью один раз в год или чаще разрабатывать мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности своих услуг: введение системы скидок или проведение акций на определенные виды услуг, повышение качества предоставляемых услуг, расширение перечня сопутствующих услуг. Однако 29% респондентов считают, что для поддержания позиций бизнеса на рынке меры, направленные на повышение конкурентоспособности услуг, могут реализовываться время от времени с периодичностью один раз в 2-3 года, в то время как 17% (28) ответили, что такие меры не являются необходимостью. Количество конкурентов представители рынка медицинских услуг оценили следующим образом: 44% говорят об увеличении числа конкурентов на 4 и более, 29% отметили незначительное число конкурентов (от 1 до 3), 15% заявили о большом числе конкурентов; остальные затруднились с оценкой. За последние 3 года на рынке медицинских услуг число конкурентов увеличилось: так считают 39% респондентов; 31% указали, что число конкурентов не изменилось, 2% поставили отметку в графе о сокращении конкурентов на рынке, а 28% затруднились ответить на данный вопрос. По мнению представителей рынка медицинских услуг, наиболее сильное влияние на изменение числа конкурентов на рынке оказывает появление новых российских медицинских компаний. Наиболее существенными препятствиями для расширения действующего бизнеса, по мнению предпринимателей, является нехватка финансовых средств (так высказались 76 человек из 174). На втором месте стоят высокие транспортные издержки, так считают 74 респондента, 24 заявили о «насыщенности рынка сбыта». Среди населения Краснодарского края 67% опрошенных сообщают об избыточном и достаточном количестве услуг на медицинском рынке. Однако стоит заметить, что удаленность медицинского учреждения от дома или работы потребителей играет существенную роль при выборе места лечения. Исходя из этого 30% сообщили о недостаточном количестве услуг, а 3% и вовсе считают, что рынка медицинских услуг нет совсем. В настоящее время возрастает значимость для пациентов сервиса, профессионализма врачей и медицинского персонала, гарантий обслуживания, ассортимента дополнительных услуг. На основании этого потребители и оценивали удовлетворенность качеством медицинских услуг в Краснодарском крае. Качество предоставляемых медицинских услуг в крае считают низким 17,1% (n=5713); 12% (n=4226) оценивают его как среднее, 54% (n=17 993) потребителей отмечают высокий уровень качества предоставляемых услуг и 16,9% (n=5625) опрошенных не удовлетворены полностью. За рассматриваемый период отмечен рост цен на медицинские услуги. Наибольший рост выявлен в 2014 г. (109,1%) наименьший рост отмечался в 2013 г. В 2017 г. индекс потребительских цен на медицинские услуги составил 105,87%. В табл. 2. представлены средние цены и индекс потребительских цен на отдельные медицинские услуги в Краснодарском крае. Рассмотрим реализацию обязательного медицинского страхования в рамках государственно-частного партнерства на региональном уровне на материалах Краснодарского края, который находится на четвертом месте (3,6%) после Москвы (8,2%), Санкт-Петербурга (3,7%) и Московской области (5,2%) по численности застрахованных (табл. 3). По состоянию на 1 января 2018 г. на территории Краснодарского края проживает 5 603 420 человек, из них 5 427 517 (97,4 %) застрахованы в системе обязательного медицинского страхования и прикреплены к страховым медицинским организациям, осуществляющим обязательное медицинское страхование в Краснодарском крае (рис. 1). В 2017 г. численность застрахованных лиц увеличилась по сравнению с 2016 г. на 29 235, или на 0,5%. Увеличение произошло за счет основной причины - миграционного прироста населения, в среднем в месяц численность увеличивалась на 2,4 тыс. человек. Численность неработающих граждан края, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, по состоянию на 1 апреля 2017 г. составила 3548 тыс. или 65,7% от общей численности застрахованных (5396 тыс.). В региональном сегменте застрахованных наблюдается снижение числа лиц в категории «работающие» в общей численности застрахованных с 66% в 2012 г. до 62,8% в 2017 г. (рис. 2). В 2015-2017 гг. осуществляли обязательное медицинское страхование на территории Краснодарского края пять страховых медицинских организаций (СМО): ООО «АльфаСтрахование-ОМС» Краснодарский филиал «Сибирь», Филиал ООО «РГС-Медицина» - «Росгосстрах-Краснодар-Медицина», Филиал АО «ВТБ Медицинское страхование» в Краснодарском крае, ООО «Муниципальная страховая компания г. Краснодара - Медицина»; АО «Страховая компания „СОГАЗ-Мед“», Филиал ООО «Медицинская страховая компания „Максимус“». Обсуждение Исследование современного состояния рынка медицинских услуг Краснодарского края позволяет выявить состояние конкуренции в сфере здравоохранении на современном этапе и ряд ключевых проблем, создающих барьеры для развития рынка медицинских услуг. На наш взгляд, повышению конкурентоспособности организаций здравоохранения и формированию конкурентной среды на рынке медицинских услуг в Краснодарском крае могут способствовать: -интеграционное взаимодействие субъектов региональной медицинской сферы; -формирование медицинских кластеров; -использование механизма государственно-частного партнерства в развитии системы здравоохранения; -развитие потенциала частной медицины. Реализация интеграционного потенциала системы медицинских услуг Краснодарского края позволит: -повысить эффективность использования основных и оборотных средств медицинских организаций; -улучшить результативность трудового потенциала; -снизить затраты и оптимизировать финансовые результаты при оказании медицинских услуг; -оптимизировать процессы управления. Возможные интеграционные процессы в системе здравоохранения могут быть представлены следующим видами интеграции на уровне: -организаций, осуществляющих деятельность по оказанию медицинских услуг; -сфер профессионального образования и здравоохранения; -организаций здравоохранения и коммерческих структур; -государственной (муниципальной) и частной собственности в системе здравоохранения; -организаций медицинского страхования и системы здравоохранения; -организаций сферы здравоохранения с предпринимательскими структурами других отраслей; -зарубежных практик медицинского менеджмента в российскую систему здравоохранения; -информационных и телекоммуникационных технологий и системы здравоохранения; -системы здравоохранения и страхования профессиональной ответственности; -системы здравоохранения с системой стандартизации качества медицинских услуг; -новых технологий в систему здравоохранения. Таким образом, в настоящее время на территории Краснодарского края происходит активное становление и развитие широкого спектра интеграционных процессов в сфере здравоохранения и на рынке медицинских услуг. Заключение Анализ современного состояния рынка медицинских услуг в Краснодарском крае показал, что объем платных медицинских услуг, предоставляемых населению Краснодарского края, имеет тенденцию к росту. Проблемы конкуренции на рынке медицинских услуг во многом обусловлены барьерами входа на рынок медицинских услуг, среди которых: порядок лицензирования медицинской деятельности, жесткие требования и правила осуществления медицинской деятельности, дискриминация негосударственных медицинских организаций при распределении объемов медицинских услуг между участниками Территориальных программ обязательного медицинского страхования, ограниченное бюджетное финансирование медицинских организаций и рост цен на лекарственные препараты, медицинское оборудование, расходные материалы, коррупция, давление санэпидслужбы, несовершенство законодательства, непредсказуемость нормативов, высокие ставки налоговых отчислений. Несмотря на существующие барьеры, осознание ценности здоровья человека, повышение благосостояния граждан страны, развитие информационных технологий, появление новых инновационных методов профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации привлекают на рынок медицинских услуг Краснодарского края новых поставщиков медицинских услуг. Дальнейшему развитию конкуренции на рынке медицинских услуг будет способствовать реализация интеграционного потенциала системы медицинских услуг, в том числе на основе государственно-частного партнерства и кластерной организации региональной системы медицинских услуг. Основной целью интеграции является достижение конкретного экономического результата - повышение конкурентоспособности медицинских организаций и услуг, которые оказывают эти организации. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

Yu. Yu. Snegireva

The Financial University under the Government of the Russian Federation, the Novorossiysk Branch

Email: u.snegireva@mail.ru

O. V. Kalnitskaya

The Financial University under the Government of the Russian Federation, the Novorossiysk Branch


M. S. Strijak

The Financial University under the Government of the Russian Federation, the Novorossiysk Branch


References

  1. Банин А. С. О формировании кластеров в системе здравоохранения региона. Режим доступа: http://psihdocs.ru/o-formirovanii-klasterov-v-sisteme-zdravoohraneniya-regiona.html (дата обращения 28.01.2019).
  2. Беляев Ю. М., Черненко Э. М. Организационно-экономическое обеспечение современных стандартов медицинских услуг в зарубежных странах. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012;(1):205-12.
  3. Бердникова Е. Ф. Развитие кластеров медицинских инноваций. Вестник Казанского технологического университета. 2013;(7):294-8.
  4. Виницкий Д. В. Конкурентная среда как характеристика рынка негосударственных медицинских услуг. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008;(4):326-9.
  5. Колосницина М. Г., Шейман М. М. Экономика здравоохранения. М.: ГУ ВШЭ; 2009.
  6. Сибурина Т. А., Мишина О. С. Cтратегии развития здравоохранения, реализуемые в мире. Социальные аспекты здоровья населения. 2011;(1):2-3.
  7. Ананченкова П. И. Деятельность бизнес-субъектов на рынке услуг медицинского туризма. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2019;(1):26-32.
  8. Тихомиров А. В. Оформление института медицинского предпринимательства. Главный врач: хозяйство и право. 2009;(5):5-12.
  9. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010.
  10. Александрова О. Ю., Груздева И. В. Модель реформирования муниципальной системы здравоохранения. Экономика здравоохранения. 2013;(9):17-26.
  11. Зудин А. Б. Научное обеспечение реформирования здравоохранения России. М.; 2017. Режим доступа: http://nriph.ru/images/assets/ files/disser/2017/zudin/zudin_dissertacziya.pdf (дата обращения 28.01.2019).
  12. Статистический сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели, 2018». Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/reg-pok18.pdf (дата обращения 28.01.2019).
  13. Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в Краснодарском крае за 2016 год. Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru /standart-razvit-konkurencii/files/rezult_2016.pdf (дата обращения 28.01.2019).
  14. Миралиев С. Р. Оценка финансового бремени населения при получении медицинских услуг в рамках пакета государственных гарантий в Республике Таджикистан. Вестник Авиценны. 2014. № 3 (60). С. 102-107.
  15. Абубакиров А. С., Ананченкова П. И., Амонова Д. С., Зудин А. Б., Снегирева Ю. Ю.Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2019.

Statistics

Views

Abstract - 112

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies