Установки иностранных студентов на дальнейшую жизнь и карьеру в России
- Авторы: Ростовская Т.К.1, Ситковский A.M.1
- Учреждения:
- Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, 119333, г. Москва
- Выпуск: Том 33, № 5 (2025)
- Страницы: 1280-1285
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/2383
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-5-1280-1285
- Цитировать
Аннотация
Международная интернационализация высшего образования набирает обороты на фоне серьезных демографических изменений в развитых странах (старение населения, низкая рождаемость), что стимулирует правительства привлекать и удерживать молодежь из менее развитых регионов. В этих условиях актуально изучение миграционных установок иностранных студентов — их мотивов, планов и факторов, влияющих на решение остаться в России либо покинуть страну после обучения. Цель настоящего исследования — определить ценностные ориентиры и установки иностранных студентов относительно продолжения обучения, работы и жизни в России, выявить ключевые влияющие факторы. В 2024 г. проведен опрос 168 иностранных студентов англоязычной магистерской программы НИУ ВШЭ «Население и развитие» с использованием анкеты (шкала Лайкерта) и статистического анализа; дополнительно привлекались данные официальной статистики (форма ВПО-1 Минобрнауки России). Показано, что ожидания студентов относительно обучения в России в целом оправдываются: большинство высоко оценивают качество образования и жизни в России, доступность жилья, относительно невысокую стоимость жизни. Высокие оценки получили также доступность медицинского обслуживания и правовая защищенность студентов. Вместе с тем существенная часть студентов не уверены в перспективах трудоустройства в России: около двух третей респондентов считают, что им будет сложно найти работу по окончании обучения, что обусловлено, по их мнению, недостаточно благоприятной политикой, недоверием работодателей к иностранцам и слабым участием университетов в трудоустройстве выпускников. Около половины опрошенных не ощущают себя комфортно в России и планируют уехать после выпуска. Примерно 40% иностранных студентов хотели бы получить российское гражданство, тогда как столько же не планируют этого.
Об авторах
Т. К. Ростовская
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, 119333, г. Москва
A. M. Ситковский
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, 119333, г. Москва
Список литературы
- Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Васильева Е. Н. Образовательная миграция в контексте геополитических вызовов: монография. М.: Проспект; 2023. 128 с. doi: 10.31085/9785392400607-2023-128
- Барсуков А. А., Корниленко А. В., Сёма Е. Ю. Экспорт российского образования: региональный аспект. М.: Издательский дом Университета «Синергия»; 2022. 141 с.
- Ojo T. O., Oladejo B. P., Afolabi B. K., Osungbade A. D., Anyanwu P. C., Shaibu-Ekha I. Why move abroad? Factors influencing migration intentions of final year students of health-related disciplines in Nigeria. BMC Med. Educ. 2023;23(1):742. doi: 10.1186/s12909-023-04683-6
- Nghia T. L. H. Motivations for studying abroad and immigration intentions. J. Int. Students. 2019;9(3):758—76. doi: 10.32674/jis.v0i0.731
- Lee S. W. Circulation East to East: Understanding the push-pull factors of Chinese students studying in Korea. J. Studies Int. Educat. 2017;21(2):170—90. doi: 10.1177/1028315317697540
- Mazzarol T., Soutar G. N. “Push-pull” factors influencing international student destination choice. Int. J. Educat. Manag. 2002;16(2):82—90. doi: 10.1108/09513540210418403
- Eder J., Smith W. W., Pitts R. E. Exploring factors influencing student study abroad destination choice. J. Teaching Travel Tourism. 2010;10(3):232—50. doi: 10.1080/15313220.2010.503534
- Carling J., Collins F. L. Aspiration, Desire and Drivers of Migration. J. Ethnic Migration Studies. 2018;44(6):909—26.
- Wu C., Wilkes R. International students’ postgraduation plans and the search for home. Geoforum. 2017;80:123—32. doi: 10.1016/j.geoforum.2017.01.015
- Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Ларионов А. В., Валиахметов Р. М. Индекс миграционных намерений иностранных студентов в России. Университетское управление: практика и анализ. 2025;29(1):45—55. doi: 10.15826/umpa.2025.01.004
- Волкова О. А. Деятельность некоммерческих организаций, оказывающих медико-социальную помощь мигрантам в условиях COVID-19. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(4):537—42. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-4-537-542
- Махотаева М. Ю., Бакуменко О. А. Факторы выбора карьерной траектории иностранными выпускниками региональных университетов (на примере Северо-Западного федерального округа). Высшее образование в России. 2022;31(11):90—105. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-90-105
- Betáková J., Wu J., Rudnak I., Magda R. Employment of foreign students after graduation in Hungary in the context of entrepreneurship and sustainability. Entrepreneurship Sustainability Issues. 2021;8(4):553–70. doi: 10.9770/jesi.2021.8.4(33)
- Vanzella-Yang A. Time, Place and Home: Exploring Meanings of Home in Vancouver. City Commun. 2019;18(1):238–56. doi: 10.1111/cico.12362
- de Haas H., Hein T. The Effects of Integration and Transnational Ties on International Return Migration Intention. Demograph/ Res. 2011;25(24):755–82. doi: 10.4054/DemRes.2011.25.24
- Beck-Gernsheim E. The Marriage Route to Migration: of border artistes, transnational matchmaking and imported spouses. Nord. J. Migrat. Res. 2011;1(2):60–8. doi: 10.2478/njmr-2011-001
- Безвербный В. А., Микрюков Н. Ю., Ситковский А. М. Образовательные межрегиональные миграции в России в 2017—2019 гг.: гендерные и пространственные аспекты. Новые исследования Тувы. 2024;(3):226—39. doi: 10.25178/nit.2024.3.13




