The increasing of awareness of patients and medical personnel of security issues: the results of questionnaire survey within the framework of the World Patient Safety Day in the Russian Federation

Abstract


The specially developed questionnaires on the basis of the WHO materials developed for the World Patient Safety Day were applied in sociological survey of patients and medical workers. The sampling included 3946 respondents (1747 patients and 2199 medical workers). The study was carried out to establish awareness about course of treatment and medications taken, communication with the attending physician and nurse, involvement in decision-making regarding treatment and care provided, clinical decision-making, interaction with patients, informing patients on prescribed drugs and their possible adverse reactions.

Full Text

Введение Повышение осведомленности пациентов и медицинских работников о проблемах безопасности в широком смысле через проведение специализированного анкетирования активно способствует повышению компетенции персонала и вовлеченности пациентов. Известно, что анкетирование пациентов является признанным методом оценки качества медицинской помощи. Минздрав России рекомендует предоставлять техническую возможность пациентам выражать мнение об оказании медицинской помощи в сети Интернет [1]. Анкетирование медицинского персонала проводится значительно реже [2], при том что именно он имеет возможность профессиональной оценки медицинской помощи и условий ее оказания. В России мало исследований, посвященных изучению вопросов обеспечения безопасности на основе анализа результатов анкетирования и опросов пациентов и медицинского персонала. Опубликованные данные по блиц-опросам на страницах отечественных научных журналов также не встречаются. Целью исследования являлось изучение мнения пациентов и медицинских работников о проблеме безопасности медицинской деятельности. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: -сформировать специальную анкету для пациентов, повышающую их осведомленность о вопросах обеспечения безопасности при оказании медицинской помощи; -составить специальную блиц-анкету для медицинских работников, повышающую их осведомленность в вопросах обеспечения безопасности пациентов; -изучить уровень информированности, коммуникаций, вовлеченности пациентов и медицинских работников по некоторым базовым аспектам обеспечения безопасности пациентов; -использовать возможности интерактивного опроса в ходе проведения Дня безопасности пациентов и в дальнейшем для повышения осведомленности респондентов о безопасности медицинской деятельности. Материалы и методы На основе материалов, рекомендованных ВОЗ, были разработаны и размещены на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора (http://cmikee.ru/) анкеты для пациентов и медицинских работников. В течение 8 дней (с 17 по 24 сентября 2019 г.) было проведено интерактивное анкетирование, в котором приняли участие 3946 человек (1747 пациентов и 2199 медицинских работников). В ходе анкетирования изучали информированность о ходе лечения и принимаемых лекарственных препаратах, коммуникациях с лечащими врачами и медицинскими сестрами, вовлеченности, по мнению пациентов, в принятие решений относительно лечения и оказываемого пациентам ухода, а также о принятии клинических решений персоналом, взаимодействии с пациентами, информировании пациентов о назначенных лекарственных препаратов и их возможных нежелательных реакциях. Выборочная совокупность охватила все основные социально-демографические группы населения. Среди медицинских работников соотношение лиц с высшим и средним медицинским образованием составляло 50 на 50. По возрасту респонденты не классифицировались. Исследование проводилось с соблюдением этических стандартов и с учетом мер для защиты частной жизни субъектов исследования и конфиденциальности их персональных данных. Результаты исследования Вопросы и варианты ответов пациентов представлены в табл. 1. При возникновении общих вопросов к лечащему врачу и медицинским сестрам исчерпывающий ответ, по мнению 3,5% пациентов, не был получен. В целом, в 46% случаев пациенты сталкивались с расхождением мнений между специалистами одного медицинского учреждения. В 34,6% случаев пациенты указали, что врач общался с ними отстраненно, из них более 11% отметили, что отстраненность, по их мнению, наблюдалась часто. Всего 5,8% пациентов считали, что, находясь в медицинской организации, они не чувствовали уважительного отношения к себе. Более 77,8% от общего числа респондентов имели желание в большей степени быть вовлеченными в принятие решений относительно своего лечения и оказываемого им ухода, а 39,6% ответили, что испытывали боль в период пребывания в медицинской организации. При этом 22% пациентов считали, что медицинскими работниками «было сделано все возможное», чтобы помочь пациентам справиться с болью. В 21,9% случаев пациенты ответили, что боли в момент нахождения в медицинских организациях не испытывали. Всего чуть менее 5% опрошенных указали, что, по их мнению, члены их семей не были заинтересованы в дополнительной информации о состоянии их здоровья. Пациенты отмечают проблемы при информировании о приеме лекарственных препаратов. Так, на вопрос: «Говорил ли лечащий врач Вам о возможных побочных эффектах лекарств, требующих особого внимания, после выписки домой?» - 13,5% опрошенных пациентов ответили отрицательно, а 16,7% пациентов получали разъяснения с затруднениями или не полностью. В ходе проведения анализа анкет пациентов выявлены и значимые положительные результаты. Так, в 69% случаев пациенты получали должное внимание врача и медицинской сестры при возникновении тревоги за свое состояние, 94,2% респондентов отметили уважительное отношение к себе в целом со стороны сотрудников медицинских организаций. В 69,9% случаев пациенты убедительно отмечают «доступность» врача для родственников. Предоставление врачами и медицинскими сестрами информации по восстановлению здоровья положительно оценили 55% респондентов. При ответе на вопрос: «Предупреждал ли Вас лечащий врач о тревожных сигналах относительно Вашего заболевания или лечения, на которые следует обратить внимание после выписки домой из стационара?» - 90,6% пациентов ответили положительно. Вопросы, которые были заданы медицинским работникам, а также данные в абсолютных и относительных значениях представлены в табл. 2. В ходе проведения анкетирования 2199 медицинских работников ответили на вопросы о принятии клинических решений, взаимодействии с пациентами, информировании пациентов о назначенных лекарственных препаратах и их возможных нежелательных реакциях. Большинство медицинских работников - 76,4% - указали на высокий уровень отзывов и ответов при возникновении «важных вопросов» к коллегам или руководству. При этом мнение о состоянии пациента одного коллеги расходилось с мнением другого в целом в 65,8% случаев, «частое» расхождение во мнениях, как заметили респонденты, отмечалось лишь в 13% случаев. Подавляющее большинство медицинских работников (более 83,1%) отметили, что пытались углубленно разобраться в проблемах пациентов при их повышенной тревоге относительно своего состояния, порядка 15% ответили положительно, но с комментарием «иногда», и только немногим более 2% отметили, что повышенная тревожность пациентов «не имеет принципиального значения». Большинство (76,3%) медицинских работников указали, что в целом имеют желание быть в большей степени вовлеченными в принятие решений относительно их пациентов, что косвенно указывает на определенный уровень «профессиональной несвободы» и, вероятно, требует в настоящих условиях отдельного изучения. Интересен и внушает профессиональный оптимизм тот факт, что почти 65,9% медицинских работников, находясь на своем рабочем месте, чувствовали, что к ним «относятся достойно и с уважением», и только 3,2% ответили категорически «нет». Здесь же отметим указание 79,7% медицинских работников на то, что они располагали достаточными возможностями для проведения бесед с пациентами и их родственниками, если у последних возникала такая необходимость. В 93,1% случаев медицинские работники сообщают своим пациентам и их родственникам о возможных побочных эффектах назначенных лекарственных препаратов, требующих особого внимания. Указанный факт внушает оптимизм, хотя в практике медицинской деятельности крайне желательно, чтобы этот показатель все же стремился к значению 100%. Также весьма обнадеживает, хотя, возможно, требует детализированной проверки тот факт, что более 84% медицинских работников доступно и в «полной мере» информируют своих пациентов о назначенных лекарственных препаратах, которые следует принимать дома после выписки из стационара или окончания визита к врачу, поскольку проблема обеспечения преемственности оказания медицинской помощи стоит в настоящее время достаточно остро и требует углубленного изучения. Заключение Проведенное анкетирование пациентов и медицинских работников с целью повышения их осведомленности о проблемах безопасности в рамках проведения Всемирного дня безопасности пациентов в Российской Федерации нашло живой отклик, что подтверждается количеством участников (только на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора - 3946 респондентов). Медицинские работники показали большую активность по сравнению с пациентами (55,7 и 44,3% участников соответственно), что может быть обусловлено административной централизацией при подготовке проведения мероприятий Всемирного дня безопасности пациентов и корпоративной солидарностью медицинских работников при участии в опросах и анкетировании. Использование специальной анкеты для медицинского персонала и пациентов, повышающей их осведомленность в вопросах обеспечения безопасности, в интерактивном формате на сайте государственного учреждения является удобным и применимым для респондентов, что подтверждается минимальным уровнем расхождения между заявленными и окончательно заполненными анкетами. Выявлены возможности дополнительного использования интерактивных опросов как инструмента, повышающего осведомленность о безопасности пациентов и поощрение общей солидарности действий, через привлечение активной части населения к мероприятиям, развивающим и поддерживающим отечественную отрасль здравоохранения. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

I. V. Ivanov

The Federal State Budget Institution “The National Institute of Quality” of the Roszdravnadzor


E. A. Berseneva

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


I. B. Minulin

The Federal State Budget Institution “The National Institute of Quality” of the Roszdravnadzor


A. G. Schesyul

The Federal State Budget Institution “The National Institute of Quality” of the Roszdravnadzor


A. A. Scheblykina

The Federal State Budget Institution “The National Institute of Quality” of the Roszdravnadzor

Email: a.shchebl@gmail.com

References

  1. Приказ Минздрава России от 13.07.2018 г. № 442 «Об организации работы по обеспечению технической возможности выражения мнений пациентами о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети Интернет». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71889420/
  2. Евстигнеев С. В., Васильев В. В. Оценка качества медицинской помощи в стационаре по критерию удовлетворенности пациентов и врачей. Научные ведомости. 2016;240(19):72-9. Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/19022/1/Evstigneev_Otsenka_16.pdf

Statistics

Views

Abstract - 61

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies