The evaluation of inter-departmental interaction in ensuring sanitary hygienic security under realization of mass events

Abstract


The article presents results of assessment of the algorithm of interdepartmental interaction related to complex security during mass events as exemplified by experience of the Department of Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospotrebnadzor) in the Republic of Tatarstan (Tatarstan) during the preparation and holding of matches of the FIFA world Cup 2018 and the FIFA Confederations Cup 2017 in Kazan. The structure of management and interaction concerning security issues included three levels: the Federal level, the subject regional level and the regional departmental level. The vertical interaction was carried out on the departmental level as well as between the interdepartmental operational headquarters and regional interdepartmental operational headquarters through their heads. The horizontal interaction was carried out between departments at the subject regional level. The parallel transmission of information on the horizontal and vertical levels of interaction between the headquarters was previously worked out in Kazan conditions of mass events in 2013 and 2015. The model of interdepartmental horizontal interaction at the level of the constituent entity of the Russian Federation provided algorithm of coordination of activities of security on the part of responsible Agency. For operational prevention of possible security menaces and implementation of planned tasks ensuring comprehensive security directly during the mass events the operational interdepartmental management centers composed of representatives of all interested departments in the subject of the city-participant were created. The key areas of activities ensuring security during preparation and holding of the matches of the FIFA World Cup 2018 and the FIFA Confederations Cup 2017 in Kazan were included into interdepartmental plans of actions since the establishment of the coordinating body and at the end of the event, as well as in the minutes of meetings of the established interdepartmental body. The regulations of activities of interdepartmental operational bodies allowed to implement effective interaction in reaching objectives of safety in the subject of the Russian Federation.

Full Text

Введение Подготовка и проведение массовых мероприятий с большим количеством участников и гостей из разных стран мира требуют координации работы различных заинтересованных структур и ведомств страны-организатора. Неоспоримы существенные риски в обеспечении инфекционной безопасности населения при их проведении [1-3]. В связи с этим представляет особый интерес оценка межведомственного взаимодействия по обеспечению безопасности при проведении в Российской Федерации матчей Чемпионата мира по футболу FIFA (2018) и Кубка конфедераций FIFA (2017) на примере опыта работы Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (далее - Управление). Необходимо отметить, что группы участников и гостей проведенных мероприятий различались как по количеству и странам, так и по социальным признакам. Различалась инфраструктура задействованных объектов, разными были и операционные периоды проведения массовых мероприятий. Материалы и методы Во XXVII Всемирной летней Универсиаде приняли участие 7980 спортсменов-студентов и 3798 официальных лиц (всего 11 778 участников) из 160 стран мира. На ежедневном контроле Управления находилось 348 объектов (мест проведения соревнований, проживания и питания основных клиентских групп). На XVI Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 г. в Казань прибыло 7705 гостей и участников основного соревнования, среди них 3915 спортсменов и официальных представителей команд из 190 стран. На турнир в категории «Мастерс» количество участников и гостей было существенно меньше (1898 спортсменов и лиц, их сопровождающих, из 73 стран мира). На ежедневном контроле Управления в период чемпионатов находилось 146 объектов. Особенности локации футбольных болельщиков между городами - участниками Чемпионата мира и Кубка конфедераций в Российской Федерации, проведение самих матчей на одном спортивном объекте (например, вместимость стадиона «Казань Арена» - 45 тыс. зрителей) - все это предполагало большие риски и возможные угрозы безопасности в период проведения, что, несомненно, требовало более глубокого уровня межведомственного взаимодействия при проведении массовых мероприятий. Матчи Кубка конфедераций FIFA (2017) посетили 155 034 зрителя, в период проведения было задействовано 111 объектов. Матчи Чемпионата мира по футболу посетили 244 825 болельщиков, Фестиваль болельщиков - более 800 тыс. человек, в период проведения Чемпионата было задействовано 143 объекта. В условиях массовых мероприятий с международным участием основная задача по обеспечению безопасности, возлагаемая на органы и учреждения Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации, - это предупреждение и контроль возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) санитарно-эпидемиологического характера, а также мониторинг и контроль радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки во взаимодействии с заинтересованными ведомствами (Министерство обороны РФ, МЧС РФ). Материал и методы Проведен ретроспективный анализ межведомственного взаимодействия и организации взаимодействия с силами и средствами, выполняющими задачи по обеспечению безопасности на примере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в период подготовки и проведения матчей Чемпионата мира и Кубка конфедераций в г. Казани с 2015 по 2018 г. Результаты исследования Структура управления и взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности включала три уровня: -федеральный уровень был представлен Межведомственным оперативным штабом, Главным операционным центром и ведомственными штабами; -субъектовый региональный уровень в каждом городе - участнике Чемпионата мира и Кубка конфедераций представлен Региональным межведомственным оперативным штабом, Региональным оперативным центром, Региональным оперативным штабом при Правительстве субъекта города-участника; -региональный ведомственный уровень включал в себя оперативные штабы ведомств в субъекте города-участника. Вертикальное взаимодействие осуществлялось по ведомственной линии, а также между Межведомственным оперативным штабом и региональными межведомственными оперативными штабами через их руководителей. Горизонтальное взаимодействие осуществлялось между ведомствами на уровне субъекта Российской Федерации. Параллельная передача информации по горизонтальной и вертикальной линии взаимодействия штабов была и в период проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. и XVI Чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г. в Казани. В рамках данного исследования оценке подлежало региональное межведомственное взаимодействие по вопросам обеспечения комплексной безопасности в период подготовки и проведения матчей Чемпионата мира и Кубка конфедераций в Казани. Межведомственное взаимодействие по обеспечению безопасности при проведении матчей в г. Казани осуществлялось в рамках работы Региональной рабочей группы по обеспечению безопасности матчей Чемпионата мира по футболу 2018 г. в г. Казани (с апреля 2015 г. по сентябрь 2016 г.) и Регионального межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности проведения в г. Казани матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. (с сентября 2016 г. по июль 2018 г.) под руководством представителя Управления ФСБ России по субъекту. Координирующий орган на уровне субъекта Российской Федерации был определен решением межведомственного оперативного штаба федерального уровня. С момента создания указанного межведомственного органа и до окончания массовых мероприятий состоялось 18 заседаний и рабочих аппаратов с участием представителей Управления, из них на 8 заседаниях с выступлением по вопросам биологической безопасности, контроля за стройматериалами на объектах Чемпионата мира, готовности Управления к матчам и организации усиленного РХБ-контроля на территории проведения матчей данных мероприятий. Перспективные планы основных мероприятий региональной рабочей группы по обеспечению безопасности в период подготовки и проведения в г. Казани матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. на 2015 и 2016 гг. включали 51 пункт, из которых выполнение по 17 пунктам было закреплено за Управлением. Планы основных мероприятий регионального межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения в Казани матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. на 2017 и 2018 гг. включали 44 пункта, из которых выполнение по 19 пунктам было закреплено за Управлением. Были утверждены также отдельные межведомственные планы по обеспечению безопасности проведения в Казани Жеребьевки Кубка конфедераций FIFA 2017 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г. В Республике Татарстан с 17.11.2016 по 27.11.2016 в целях обеспечения безопасности и правопорядка и оперативного межведомственного взаимодействия в период проведения Жеребьевки Кубка конфедераций FIFA 2017 г. в Казани функционировал Региональный центр оперативного управления. В состав группы мониторинга и ситуационного реагирования данного центра вошел представитель Управления. Согласно утвержденному Положению о Региональном центре оперативного управления, Управлением в адрес Секретариата ежедневно направлялись донесения о санитарно-эпидемиологической обстановке в месте и районе проведения в период подготовки и проведения Жеребьевки в Казани. Всего направлено 12 донесений. Специалистом Управления ежедневно докладывалась оперативная обстановка по вопросам в пределах компетенции Управления. В рамках работы группы мониторинга и ситуационного реагирования Регионального центра оперативного управления осуществлялось взаимодействие Управления с группой по РХБ, возглавляемой представителем ГУ МЧС России по Республике Татарстан, по вопросу мониторинга атмосферного воздуха и гамма-фона открытой местности в районе проведения Жеребьевки Кубка конфедераций в Казани. Пресс-секретарем Управления во взаимодействии с группой общественных связей центров осуществлялся мониторинг СМИ на предмет профилактики появления негативной информации, связанной с проводимым мероприятием и способной повлечь имиджевые потери для Российской Федерации и Республики Татарстан. Управлением было отработано межведомственное оперативное взаимодействие по обеспечению безопасности со всеми ведомствами, входящими в состав Регионального международного оперативного штаба. В Республике Татарстан в период подготовки и проведения матчей Кубка конфедераций в г. Казани под руководством Управления ФСБ по Республике Татарстан с 1 июня по 9 июля 2017 г. был развернут Региональный центр оперативного управления. Управлением ежедневно в адрес центра направлялись донесения (n=39) о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ответственности, проблемных вопросах обеспечения безопасности на спортивных сооружениях, транспорте и в местах проживания делегаций, сведения о результатах санитарно-карантинного контроля в международном аэропорту «Казань», сведения о задействованных и находящихся в резерве силах и средствах на случай ЧС. В рамках группы РХБ-защиты в составе Регионального центра оперативного управления осуществлялось взаимодействие Управления и взаимообмен информацией по вопросам РХБ-защиты с представителями Министерства обороны Российской Федерации и МЧС по Республике Татарстан. Группа РХБ-защиты в составе Регионального центра оперативного управления, возглавляемая представителем Министерства обороны РФ, была дислоцирована на базе МЧС России по Республике Татарстан. Региональный центр оперативного управления с участием специалиста Управления был развернут в Республике Татарстан для решения оперативных задач на период проведения матчей Чемпионата мира по футболу. Во исполнение письма информация о санитарно-эпидемиологической обстановке в г. Казани за прошедшие сутки направлялась в региональный центр. Донесение Управления включало информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке в г. Казани и результатах лабораторно-инструментальных исследований, проведенных в соответствии с Порядком лабораторного обеспечения XXI Чемпионата мира по футболу 2018 г. FIFA в Казани по исследованию проб окружающей среды. Данная информация в полном объеме включалась ежедневно в обобщенные донесения Регионального центра оперативного управления Республики Татарстан в адрес Межведомственного оперативного штаба Российской Федерации, было направлено 45 донесений. Специалистом Управления в рамках работы данного центра принималась информация об угрозах санитарно-эпидемиологическому благополучию гостей, участников Чемпионата и населения Казани для оперативного доведения до руководства Управления. В общей сложности за период развертывания трех региональных центров Управлением было направлено 96 донесений в адрес их руководителя. В системе управления в период проведения матчей Чемпионата мира и Кубка конфедераций в Республике Татарстан в круглосуточном режиме была организована работа межведомственных штабов. Региональный оперативный центр. Основной его целью было обеспечение оперативного взаимодействия с Главным операционным центром, эффективных и согласованных действий с Оргкомитетом-2018, с исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, собственниками объектов Чемпионата мира и контроль за ходом подготовки и проведения данного мероприятия в Казани. Республиканский оперативный штаб по подготовке и проведению матчей FIFA. Решение внутриведомственных профильных задач было возложено на оперативные штабы заинтересованных ведомств. Так, в период подготовки и проведения Чемпионата мира и Кубка конфедераций в Управлении функционировал оперативный штаб; связь внутриведомственных штабов, кроме межведомственного взаимодействия на уровне субъекта Российской Федерации, была организована вертикально с оперативными штабами головных ведомств на федеральном уровне. При этом обмен информацией проводился круглосуточно. Обсуждение Вопросы межведомственного взаимодействия при проведении массовых мероприятий решались в рамках работы регионального межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности и оперативного штаба Управления по субъекту РФ. Взаимодействие по вопросам обеспечения химической, биологической и радиационной безопасности в период проведения массовых мероприятий осуществлялось в рамках развертывания Регионального центра оперативного управления при Региональном международном оперативном штабе. Регламенты работы межведомственных оперативных органов позволили реализовать эффективное взаимодействие при решении поставленных задач по обеспечению безопасности в субъекте Российской Федерации. Управлением выполнены все запланированные мероприятия по реализации планов и протоколов заседаний Региональной рабочей группы по обеспечению безопасности матчей Чемпионата мира по футболу и Регионального международного оперативного штаба и обеспечена стабильная санитарно-эпидемиологическая обстановка в период подготовки и проведения мероприятий. Заключение Модель межведомственного взаимодействия по вопросам обеспечения комплексной безопасности в период проведения матчей Чемпионата мира и Кубка конфедераций в Казани оказалась эффективной. Опыт межведомственного взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности может быть реализован в период подготовки и проведения последующих массовых мероприятий с международным участием. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

M. A. Zamalieva

The Board of Rospotrebnadzor in the Republic of Tatarstan

Email: Zamalieva.MA@tatar.ru

L. A. Balabanova

The Board of Rospotrebnadzor in the Republic of Tatarstan; The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Kazan State Medical University” of Minzdrav of Russia


References

  1. Глобальные массовые мероприятия: их значение и возможности для обеспечения безопасности здоровья в мире. Доклад ВОЗ; 22 декабря 2011 г. Режим доступа: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/EB130/B130_17-ru.pdf
  2. Онищенко Г. Г., Кутырев В. В. XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в Казани. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Тверь: ООО «Издательство «Триада»; 2013.
  3. Патяшина М. А., Замалиева М. А. Разработка алгоритма межведомственного взаимодействия при предупреждении и контроле чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера в условиях массовых мероприятий с международным участием. Пермский медицинский журнал. 2015;32(1):98-104.

Statistics

Views

Abstract - 70

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies