The modern trends in personnel training for health care in the Allied State of Russia and Belarus

  • Authors: Astratova G.V.1, Simchenko N.A.2, Izmailov A.M.3
  • Affiliations:
    1. The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The First President of Russia B. N. Yeltsin Ural Federal University”, 620002, Yekaterinburg, Russia
    2. The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The St. Petersburg State University”, 199034 St. Petersburg, Russia
    3. The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Volga Region State University of Telecommunications and Informatics”, 443010, Samara, Russia
  • Issue: Vol 33, No 2 (2025)
  • Section: Education and personnel
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1610
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-2-295-300
  • Cite item

Abstract


The article analyses current trends in training of young specialists carried out by higher and secondary vocational educational institutions in the Union State of Russia and Belarus today. The study permitted to substantiate existing problems in health care related to staffing and high turnover of personnel. This situation determines special significance of staffing for health care system, especially in the light of development of digitization. The on-line surveys of students in Google docs concerning their attitudes towards prospect of their further participation in R&D during and after graduation were carried out. The surveys included questions concerning assessment of quality of digital technology adoption that permitted to identify most attractive areas of digital medicine development for respondents. The particular trends related to training of health care personnel in the Union State of Russia and Belarus were revealed, including increase in the number of medical graduates in the Russian Federation, while in Belarus this indicator is decreasing. In addition, the preferred areas of realization of their professional potential by medical students with knowledge of digital technologies in health care were identified.


Full Text

Введение
Интеграционному взаимодействию и развитию Союзного государства России и Беларуси (далее — Союзное государство) в 2024 г. исполнилось 25 лет. На протяжении 2021—2023 гг. реализовывались и успешно завершены более 28 Союзных программ в рамках приоритетов экономической интеграции России и Беларуси, что в значительной степени способствует формированию общих обозначившихся рынков и выравниванию условий хозяйствования для экономических агентов в двух странах [1]. Высшим государственным советом Союзного государства утверждены основные направления интеграции на 2024—2026 гг. по вопросам создания единого экономического пространства и согласованной политики в научно-технической, социальной и культурно-гуманитарной областях, молодежной и информационной сферах.
Однако в контексте обозначенных и принятых приоритетов сотрудничества особо выделены такие направления, как построение единой научно-технологической и инновационной системы Союзного государства, основанной на механизмах и инфраструктурных элементах, обеспечивающих объединение распределенной исследовательской инфраструктуры класса мегасайенс, реализация информационной политики, направленной на развитие технологической культуры, инновационной восприимчивости населения и популяризацию значимых результатов в области науки, технологий и инноваций, достижений выдающихся ученых, инженеров, предпринимателей, их роли в обеспечении социально-экономического развития государств — участников Договора о создании Союзного государства [2].
Одним из важнейших направлений реализации вышеуказанных приоритетов является активизация процессов технологической интеграции и кооперации трудовых ресурсов, что тесно связано с регулированием механизмов межстрановой миграции в Союзном государстве в условиях цифровой экономики. Цифровизация трудовых отношений приводит к тому, что на рынке труда у работодателей возникает потребность в новых цифровых компетенциях работников, появляются новые виды деятельности, исчезают старые профессии, происходит региональное перераспределение трудовых ресурсов, в том числе миграция населения [3, 4].
Вместе с тем, как показывает анализ изученной авторами литературы, экономическая научная школа по заявленной проблематике, а также математическое моделирование и предиктивный анализ, необходимые для обоснованного планирования социально-экономического развития Союзного государства, находятся в стадии становления. В связи с вышеизложенным целью статьи является изучение тенденций межстрановой миграции населения Союзного государства с последующим обоснованием направлений технологической интеграции и кооперации трудовых ресурсов между странами. Гипотеза исследования состоит в том, что развивающиеся интеграционные процессы между странами Союзного государства существенно влияют на изменение тенденций межстрановой миграции. Активизация процессов технологической интеграции и кооперации трудовых ресурсов на основе принципов солидаризма будет способствовать развитию межстрановой миграции нового качества, направленной на достижение высокотехнологических приоритетов повышения технологического суверенитета Российской Федерации и Республики Беларусь.
В ходе исследования проведен содержательный анализ теоретических подходов к процессу межстрановой миграции населения в условиях цифровизации. Далее осуществлен анализ межстрановой миграции населения в Союзном государстве в контексте межгосударственных интеграционных отношений на рынке труда. Важная роль в исследовании отведена экономико-математическому моделированию устойчивых тенденций межстрановой миграции населения, вследствие чего сделано заключение о том, что динамика интеграционных процессов между странами Союзного государства существенно влияет на изменение тенденций миграции населения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Заключительный раздел посвящен разработке предложений по формированию направлений активизации процессов кооперации и технологической интеграции трудовых ресурсов.
Материалы и методы
В основу настоящего исследования положены методологические положения общей теории систем, функционального и структурного подходов, концепций цифровой экономики, а также современные исследования ведущих ученых и экспертов в области исследования тенденций подготовки кадров для сферы здравоохранения в Союзном государстве в условиях цифровизации. Результаты исследований основаны на использовании общенаучных методов исследования, а также на применении методов анкетирования, факторного анализа.
Методологическим базисом исследования стали работы российских и зарубежных ученых и практиков, опубликованные в открытом доступе, по проблеме подготовки кадров для системы здравоохранения в условиях цифровизации. Заявленный перечень вопросов рассмотрен авторами на примере образовательных услуг отдельных вузов России: Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Россия), Самарского государственного медицинского университета (г. Самара, Россия). В ходе исследования был проведен онлайн-опрос студенческой молодежи по проблеме отношения студентов к перспективе их дальнейшего участия в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах во время и после окончания обучения, который в том числе затрагивал вопросы подготовки студентов в области цифровых технологий. Обработку данных опроса осуществляли с использованием Google Docs, Microsoft Excel, Statistica.
Результаты исследования
В ходе исследований авторами выявлен рост важности цифровой переподготовки и повышения квалификации работников в новых цифровых условиях на основе проведенного экспертного опроса среди преподавателей и научных сотрудников вузов разных городов России и Республики Беларусь. Выявлен ряд факторов, влияющих на рынок труда в обеих странах в условиях цифровизации (см. рисунок).
Как следует из рисунка, больших расхождений в мнениях российских и белорусских респондентов в ходе исследования не обнаружено. Разработку совместной межгосударственной программы по активизации обозначенных процессов следует определить в нескольких направлениях. Построение целеполагания стоит формировать с учетом принципов солидаризма, сотрудничества, кооперации, национальных интересов и безопасности каждой страны, потребностей отраслей в высококвалифицированных специалистах, владеющих цифровыми универсальными и специальными компетенциями, исключения дублирования миграционной политики, реализуемой другими интеграционными объединениями (Совет руководителей миграционных органов СНГ, Департамент трудовой миграции и социальной защиты ЕАЭС).
Для решения программных целей необходимо формирование институциональной структуры, которая может быть определена на отраслевом и общегосударственном уровнях. Поскольку миграционные процессы затрагивают многие сферы общественного развития, к формированию такой инфраструктуры необходимо применение межотраслевого подхода для определения баланса интересов и рисков. Такой структурой мог бы стать Консультативный совет при Союзном государстве по вопросам миграции с паритетным участием представителей Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Министерства по налогам и сборам, Министерства образования, Национальной академии наук, Национального банка со стороны Республики Беларусь.
Проведенные исследования подтверждают значимость активизации процессов технологической интеграции трудовых ресурсов в Союзном государстве. Рассматривая важность принципов солидаризма в условиях разбалансированности политики глобализма и объективной необходимости формирования основ многополярного мироустройства, отметим особую значимость принципов солидаризма в выработке единой научно-технологической политики развития Союзного государства, в реализации которой определенно важное место отводится миграции высокоинтеллектуальных трудовых ресурсов.
Выделим такие направления активизации процессов технологической интеграции трудовых ресурсов в Союзном государстве на основе принципов солидаризма:
опора на научные знания и фундаментальные научные открытия [5];
институциональное регулирование занятости различных категорий экономически активного населения;
планомерное развитие социально-технологических компетенций на постоянной основе в обеспечении эффективной кооперации с искусственным интеллектом (ИИ);
сохранение и защита традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
укрепление основ семьеустроительства как предпосылки сохранения государственности и цивилизации. «В цифровом мире выживут те цивилизации, где потребность самореализации — а она есть у каждого — будет проявляться в формате действий в пользу других» [6];
формирование и развитие социокультурной идеологии хозяйствования в трансформации содержания экономических интересов в контексте духовно-нравственной парадигмы;
рациональность экономического поведения экономического человека через призму национально ответственного отношения к семье, ведению хозяйственной и общественной деятельности, стремления к духовному росту на фоне глобальных тенденций роста цифрового неравенства;
применение национально-исторического и национально-философского подходов к экономическому развитию страны в обеспечении формирования на системной основе духовно-нравственных, историко-культурных ценностей, консолидации славянского мира на принципах державности, соборности, духовности в обеспечении пересмотра ценностей стремительно развивающегося общества потребления;
системное внедрение на государственном уровне программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования, направленных на развитие модели рационального славянского экономического человека как человека, ответственного за результаты своей профессиональной, семейной и личной жизни перед обществом;
компромисс общественных, социально-экономических, технологических интересов в обеспечении устойчивого достижения целей технологического и кадрового суверенитета.
Медицина — одна из наиболее приоритетных сфер социально-экономического развития, поскольку от уровня развития системы здравоохранения зависит обороноспособность и конкурентоспособность Союзного государства, а также уровень благополучия ее жителей. Одним из фундаментальных факторов, определяющих уровень развития систем здравоохранения обеих стран, являются кадры. На сегодняшний день система здравоохранения обеспечивается кадрами, выпускаемыми как вузами, так и средними специальными учебными заведениями — ссузами. По данным Минобрнауки, в России подготовку медицинских кадров осуществляют 127 вузов. Из них 49 подведомственны Минздраву, 56 — Минобрнауки, 3 — Минпросвещения, 3 — муниципалитетам, 2 — Правительству РФ, а 14 — частные организации. Большинство (72,6%) студентов учатся в вузах Минздрава. В 13 регионах подготовка ведется в вузах как Минобрнауки, так и Минздрава, в 21 субъекте есть только вузы Минздрава, а в 26 регионах — только вузы Минобрнауки. По закону решение об открытии медицинского факультета принимает ученый совет вуза при согласовании с Рособрнадзором, а Минздрав не участвует в этом процессе [7].
Количество ссузов, ведущих подготовку среднего медицинского персонала в России, по состоянию на вторую половину 2024 г., согласно информационному порталу Колледжи.Онлайн, составляет 252 единицы.
В Республике Беларусь по состоянию на вторую половину 2024 г. насчитывается 4 вуза, ведущих подготовку кадров высшей квалификации (университеты), а также 17 медицинских ссузов, 2 из которых находятся в Минске [8].
В статистическом сборнике «Индикаторы высшего образования», подготовленном Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», представлены данные, отражающие уровень и динамику основных индикаторов образования в Российской Федерации (табл. 1).
Как видно из табл. 1, показатели подготовки кадров для системы здравоохранения в университетах увеличиваются, количество выпускников в Российской Федерации в 2023 г. увеличилось практически на 5,9% по сравнению с 2019 г. В Республике Беларусь ситуация обратная: численность выпускников медицинских вузов с 2019 по 2023 г. сократилась на 11,4%.
Ситуация с показателями численности выпускников ссузов в Российской Федерации увеличилась более чем на 30% в 2023 г. по сравнению с аналогичным показателем 2019 г. В Республике Беларусь численность выпускников в период с 2019 по 2023 г. увеличилась на 9,3%, достигнув отметки в 4,3 тыс. человек.
Из приведенных выше данных можно выделить несколько определенных тенденций.
1. Численность выпускников медицинских вузов в Российской Федерации растет, в то время как в Республике Беларусь данный показатель сокращается.
2. Согласно официальным данным, численность ежегодно выпускающихся из медицинских ссузов в Республике Беларусь выше, чем аналогичный показатель в России. В обоих государствах отмечено увеличение численности ежегодно выпускающихся на рынок труда специалистов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование.
Одной из отличительных особенностей отрасли здравоохранения является наличие проблем в области кадрового обеспечения, обусловленных такими факторами, как низкий уровень оплаты труда персонала на фоне высокой ответственности, зачастую плохие условия трудовой деятельности, высокая нагрузка, неудобный график работы, отсутствием мер по професиональной адаптации и слабые перспективы карьерного роста [12, 13].
Исследования ряда авторов показывают, что в период с 2017 по 2023 г. обеспеченность системы здравоохранения Российской Федерации кадрами остается недостаточной, даже несмотря на реализацию федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» [14—16]. Это говорит о том, что в отрасли присутствуют системные проблемы, связанные не только с подготовкой специалистов медицинского профиля, но и с удержанием их в сфере здравоохранения.
Вопросы кадрового обеспечения систем здравоохранения Союзного государства должны решаться с учетом современных социально-экономических реалий. Одним из основных мегатрендов сегодня выступает цифровизация, формирующая совокупность новых требований к уровню подготовки врачей и медицинских сестер (медицинских братьев).
Одним из ключевых аспектов подготовки современных врачей и медсестер является знание и владение цифровыми технологиями. В рамках исследования данного вопроса авторами в период с января по апрель 2024 г. был осуществлен социологический опрос студентов Самарского государственного медицинского университета с целью выявления мнения будущих врачей относительно их будущей востребованности с условием их владения цифровими технологиями. Общая выборка исследования составила 649 человек, из которых 73,9% составили девушки, а 26,1% — юноши. Более 90% участников социологического исследования являлись студентами I—III курсов. Основные результаты, отражающие мнения студентов относительно вопросов цифровизации, представлены в табл. 2.
По мнению участников исследования, выпускник медицинского вуза со знанием цифровых технологий имеет перспективы в реализации своего профессионального потенциала преимущественно в таких направлениях, как специалисты в области аналитики медицинских данных, чтобы применять новейшие медицинские технологии, чтобы разрабатывать новую медицинскую технику, для работы с ЭВМ-системой, помогающей анализировать схемы лечения для проведения долгосрочного мониторинга состояния здоровья пациентов.
Помимо предпочтений студентов в отношении перспектив реализации себя как специалиста, обладающего знаниями в сфере цифровых технологий, авторами исследования анализировалось мнение респондентов о возможностях цифровизации в медицине, привлекающих их больше всего. Наиболее предпочтительными возможностями цифровизации в медицине для студентов оказались улучшение диагностики и лечения с помощью цифровых технологий (40%), использование искусственного интеллекта в разработке новых препаратов (23%), а также переход к электронным рецептам и медицинским картам (12%).
Заключение
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о существенном влиянии динамики интеграционных процессов в рамках Союзного государства на изменение тенденций межстрановой миграции. На основе проведенных экспертных опросов выявлены факторы, позитивно и негативно влияющие на развитие рынка труда и динамику трудовой миграции. К факторам, позитивно влияющим на интенсификацию трудовой миграции высококвалифицированной рабочей силы, отнесены востребованность новых цифровых компетенций, появление новых видов цифровых профессий, изменение роли науки и образования. Наряду с этим факторы возрастной и цифровой дискриминации оказывают негативное воздействие на процессы межстрановой миграции.
Обоснована экономическая значимость концепции солидаризма в регулировании процессов научно-технологической миграции в Союзном государстве. Предложены мероприятия и направления активизации процессов кооперации и технологической интеграции трудовых ресурсов на основе принципов солидаризма, что будет способствовать развитию межстрановой миграции нового качества, направленной на достижение высокотехнологических приоритетов повышения технологического суверенитета Российской Федерации и Республики Беларусь. Выявлены определенные тенденции, связанные с подготовкой кадров для системы здравоохранения Союзного государства, заключающиеся в росте численности выпускников медицинских вузов в Российской Федерации, в то время как в Республике Беларусь данный показатель сокращается. Кроме того, выявлены предпочтительные направления реализации профессионального потенциала студентами медицинского вуза, обладающими знаниями в сфере цифровых технологий в здравоохранении.
Работа выполнена по гранту № 23-28-00853 Российского научного фонда; Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»; тема: «Механизмы развития сложных социально-экономических систем в новых экономических условиях: Союзное государство России и Беларуси; научно-исследовательский сектор; высшее образование и рынок труда в цифровой экономике».

About the authors

Galina Vladimirovna Astratova

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The First President of Russia B. N. Yeltsin Ural Federal University”, 620002, Yekaterinburg, Russia

Email: galina_28@mail.ru

Nataliia Aleksandrovna Simchenko

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The St. Petersburg State University”, 199034 St. Petersburg, Russia

Author for correspondence.
Email: natalysimchenko@yandex.ru

Airat Maratovich Izmailov

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Volga Region State University of Telecommunications and Informatics”, 443010, Samara, Russia

Email: airick73@bk.ru

References

  1. Treaty on the Establishment of the Union State, December 8, 1999. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=1&nd=203000049&collection=1&ysclid=lx99evn41n548348491 (accessed 04.05.2024) (in Russian).
  2. Resolution of the Supreme State Council of the Union State No. 2 of January 29, 2024 "On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Union State through 2035". Available at: https://soyuz.by/projects/dekrety-vysshego-gosudarstvennogo-soveta-soyuznogo-gosudarstva/postanovlenie-ot-29-yanvarya-2024-g-2-o-strategii-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya-soyuznogo-gosudarstva-na-period-do-2035-goda (accessed 04.05.2024) (in Russian).
  3. Andreeva L. Yu., Dzhemaev O. T. The influence of the digital economy on the formation of new trends in the Russian labor market. State and municipal administration. Uchenye zapiski SKAGS. 2017; (3): 25–32 (in Russian).
  4. Astratova G. V., Bedrina E. B., Klimuk V. V. Effects of the Coronacrisis and New Economic Sanctions in the Digital Economy: Higher Education and the Labor Market: monograph; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. Yekaterinburg: Publishing house of the Ural University; 2022. 285 p. (in Russian).
  5. Decree of the President of the Russian Federation of 08.05.2024 No. 314 “On approval of the Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of historical education”. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001?index=12 (accessed 10.06.2024) (in Russian).
  6. Wasserman A. SPIEF-2024. Russia and the world by 2100. Available at: https://spbdnevnik.ru/news/2024-06-08/anatoliy-vasserman-na-pmef-zayavil-o-tom-chto-vyzhivut-te-tsivilizatsii-gde-sohranitsya-traditsionnye-semi (accessed 09.06.2024) (in Russian).
  7. Doctors without departmental borders. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/6688927 (accessed 03.10.2024) (in Russian).
  8. Medical colleges of Belarus. Available at: https://postuplenie.by/postupayushhim/mediczinskie-kolledzhi-belarusi/ (accessed 03.10.2024) (in Russian).
  9. Bondarenko N. V., Varlamova T. A., Gokhberg L. M. Education indicators: 2024: statistical collection of the National Research University “Higher School of Economics”. Moscow: ISSEK HSE; 2024. 416 p. (in Russian).
  10. Medical colleges trained 1800 new specialists. Available at: https://minzdrav.samregion.ru/2023/06/30/mediczinskie-kolledzhi-podgotovili-1800-novyh-speczialistov/ (accessed 03.10.2024) (in Russian).
  11. The Ministry of Health expects 45 thousand young specialists to join hospitals in 2023. Available at: https://medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-jdet-prihoda-v-bolnicy-v-2023-godu-45-tys-molodyh-specialistov.html (accessed 03.10.2024) (in Russian).
  12. Makarov S. V., Filatova A. K. Sociological study of the causes of turnover of medical personnel in the Irkutsk region. In the collection: Current issues of public health and healthcare at the level of a constituent entity of the Russian Federation: Materials of the All-Russian scientific and practical conference (with international participation). Irkutsk, December 08, 2021. Under the general editorship of G. M. Gaidarov. Vol. 2. Irkutsk: Irkutsk Scientific Center for Surgery and Traumatology; 2021. P. 102–5 (in Russian).
  13. Makarov S. V., Gaidarov G. M., Alekseevskaya T. I. Sociological aspects of medical personnel turnover. Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2021;29(5):1207–13 (in Russian).
  14. Gudkov E. I. Digitalization of healthcare: staffing and digital competencies. Alleja nauki. 2023;5(80):553–8 (in Russian).
  15. Lapochkina S. V. Features of staffing in the sphere. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021;(11):40–4 (in Russian).
  16. Rugol L. V., Kotlovsky M. Yu. Dynamics of staffing of medical organizations in terms of achieving target indicators for the implementation of the federal project. Social'nye aspekty zdorov'ja naselenija. 2023;69(1):9. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1453/30/lang,ru/. doi: 10.21045/2071-5021-2023-69-1-9 (in Russian).

Statistics

Views

Abstract - 18

PDF (Russian) - 13

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2025 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies