The impact of public organizations on development of professional qualification of medical workers
- Authors: Merzhoeva ZM1, Savichkin DI2
- Affiliations:
- The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” of Minzdrav of Russia (Sechenov University), 119991, Moscow, Russia
- The Federal State Budget Institution “The Stavropol State Medical University” of Minzdrav of Russia, 355017, Stavropol, Russia
- Issue: Vol 32, No 3 (2024)
- Section: Health and Society
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1484
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-3-402-407
- Cite item
Abstract
The professional development of personnel is one of highest priority task of development of both medicine as science and health system as mechanism protecting health of citizens. The public organizations are professional communities of medical specialists specializing in particular sectors of medicine that actively participate in implementation of educational measures and other initiatives targeted to support opportunities for professional growth and improving competence level of participants of these communities. The article considers examples of such initiatives as exemplified by foreign and Russian public organizations of pulmonologists and dentists.
Full Text
Введение
Отрасль здравоохранения непрерывно занимается вопросами профессионального совершенствования навыков, знаний и умений медицинских работников, планированием и обучением сотрудников медицинских организаций в непрерывном режиме.
Поскольку «работа профессионала — это не только то, что наблюдают со стороны другие, но и внутренние психологические особенности, они не наблюдаются другими людьми, но вносят существенный вклад в профессиональную деятельность человека. Таким образом, системный подход предполагает рассмотрение профессионализма не только как выполнение предъявляемых обязанностей, обладание определенным уровнем знаний, навыков, умений, но и рассмотрение профессионализма как сложной иерархической системы, в которую включены как внешние, так и внутренние процессы, такие как психика, сознание человека» [1], развитие профессиональной квалификации становится задачей не только образовательных организаций (прежде всего медицинских колледжей и высших учебных заведений). В эту работу во многом интегрированы и общественные организации — профессиональные сообщества медицинских специалистов, специализирующихся в определенных секторах медицины [2].
Материалы и методы
Цель работы — рассмотреть деятельность профессиональных общественных организаций по обеспечению развития профессиональных компетенций медицинских работников.
Применены общенаучные методы: анализа, синтеза, обобщения. Проведен обзор деятельности двух зарубежных (Европейское респираторное общество и Совет европейских стоматологов) и двух российских (Российское респираторное общество и Стоматологическая ассоциация России) общественных организаций, являющихся профессиональными ассоциациями, по вопросам образовательной деятельности, повышения квалификации и профессионализма их участников и развития медицинской профессии в целом.
Результаты исследования
Одним из наиболее авторитетных профессиональных объединений пульмонологов является Европейское респираторное общество (European Respiratory Society, ERS) — крупнейшая научная и клиническая организация в области респираторной медицины в Европе [3]. Членами общества являются ученые, клиницисты, смежные медицинские работники и другие эксперты со всего мира.
ERS и Европейский пульмонологический фонд (European Lung Foundation, ELF) сотрудничают в ряде проектов, финансируемых Европейским союзом (ЕС), которые направлены на удовлетворение неудовлетворенных медицинских и социальных потребностей в области дыхания. Проекты затрагивают различные аспекты процесса трансляции и то, как наблюдения в клинике, лаборатории или сообществе превращаются во вмешательства, улучшающие здоровье отдельных людей и общества в целом.
Научная и образовательная деятельность, направленная на развитие профессионализма медицинских работников и развитие профессии в целом, сосредоточена на восьми основных областях респираторных заболеваний:
— заболевания дыхательных путей;
— интерстициальное заболевание легких;
— респираторные заболевания у детей;
— заболевания легочных сосудов;
— респираторная реанимация;
— респираторные инфекции;
— торакальная онкология;
— нарушения сна и дыхания.
Образовательными результатами ERS руководит Совет по образованию, который продвигает и поддерживает обучение и непрерывное медицинское образование в области респираторной медицины. Образовательная деятельность ERS включает разработку учебных программ, курсов, онлайн-обучение, оценки и публикации.
Совет считает приоритетными задачами развития профессии и профессионализма ее представителей:
предоставление наиболее эффективных и востребованных возможностей для непрерывного обучения.
поддержку членов ERS в их образовательных потребностях.
обеспечение доступности образования для специалистов в области органов дыхания.
поддержку общего высокого уровня знаний среди специалистов по респираторным заболеваниям и стажеров в Европе и за ее пределами, где это требуется.
Модули развития профессионалов пульмонологии ERS предоставляют контент для развития, поддержки и побуждения людей расти как профессионалы и преподаватели. Модули охватывают области от преподавания и исследований до администрирования.
Развитию сферы респираторного здоровья способствуют преданность делу, проявляемая специалистами в области респираторного здоровья в советах директоров, комитетах, рабочих группах и целевых аудиториях специалистов-пульмонологов, специализирующихся в отдельных областях.
Программа модулей развития профессорско-преподавательского состава разработана для обеспечения того, чтобы нынешние и будущие лидеры и преподаватели в данной области получали необходимые практические навыки, которые можно было бы перенести в их повседневную практику и местные условия.
Образовательные цели, которые преследует модульное обучение, организованное ERS, ориентировано на разностороннее развитие профессионалов пульмонологии из числа практикующих медицинских специалистов и ученых-исследователей, теоретиков, преподавателей медицинских факультетов, любых других заинтересованных лиц.
По мнению идеологов образовательного блока, обладая опытом проведения презентаций и модерации, профессионалы могут делиться передовыми результатами исследований и клиническими открытиями, активно участвовать в дискуссиях и устанавливать ценные связи в сообществе. Повышая профессиональную видимость и признание, эти возможности поддерживают стандарты передового опыта для отдельных лиц и учреждений, которые они представляют.
Участвуя в конференциях и образовательных мероприятиях, профессионалы вносят свой вклад в развитие респираторной медицины и ухода за пациентами, сохраняя при этом высочайшие стандарты профессионализма. В результате обучения участники не только совершенствуются в медицинской профессии, осваивают новые технологии и методы диагностики, лечения и профилактики отдельных заболеваний, укрепляют профессиональные навыки и осваивают новые, но также:
приобретают всесторонние навыки подготовки и проведения эффективных устных презентаций, включая структурирование содержания, использование наглядных пособий и взаимодействие с аудиторией;
развивают навыки ведения сессий / модерирования, включая ведение расписания, представление докладчиков, облегчение взаимодействия с аудиторией и использование необходимых технологий;
улучшают общие коммуникативные навыки на научных конференциях, включая эффективное структурирование презентаций, создание привлекательных наглядных пособий, поддержание интереса аудитории, уверенное обращение с вопросами и использование невербальных методов общения.
Среди образовательных продуктов, реализуемых ERS, можно выделить не только те, которые совершенствуют профессиональные компетенции напрямую, но и те, которые косвенно способствуют профессиональному развитию (см. таблицу).
Межрегиональная общественная организация «Российское респираторное общество» (РРО) является основанным на добровольном членстве самоуправляемым некоммерческим формированием [4]. Это крупнейшая общественная организация профессионалов-пульмонологов в России. Основными целями деятельности РРО являются:
объединение специалистов в области респираторной медицины;
содействие развитию научного обмена между специалистами в области респираторной медицины;
развитие идей и методов респираторной медицины.
Официальный сайт организации представляет собой интеллектуальную платформу, аккумулирующую ресурсы для профессионального развития медицинских работников.
С 2015 г. РРО начало сотрудничество с Координационным Советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) при Министерстве здравоохранения Российской Федерации. В рамках отработки модели непрерывного образования РРО регулярно проводит мероприятия, аккредитованные в Совете НМО и позволяющие участникам получить образовательные кредиты по специальности «пульмонология». В планах подготовка онлайн-модулей по различным темам пульмонологии.
Образовательный модуль РРО представлен аудио- и видеоматериалами, научными публикациями, отражающими достижения современной медицины в области пульмонологии, разделами монографий, клиническими рекомендациями, методическими материалами. Помимо учебно-методических и научных публикаций все заинтересованные лица могут ознакомиться с отдельными клиническими случаями, прослушать онлайн-лекции, просмотреть обучающие вебинары. Зарегистрированным пользователям предоставлена возможность пройти обучающие курсы с накоплением баллов НМО в закрытой части портала РРО.
Непрерывное профессиональное развитие применительно к стоматологии называется «механизмом, с помощью которого практикующие стоматологи развивают свои навыки и знания и поддерживают современную практику» [5]. Основными целями непрерывного профессионального развития являются «защита населения и пациентов, а также поддержка специалистов-стоматологов в поддержании и совершенствовании их навыков и знаний. Это может способствовать повышению качества медицинской помощи, оказываемой пациентам, и может помочь самим стоматологам быть уверенными в своих знаниях и навыках» [6].
Совет европейских стоматологов (Council of European Dentists, CED) — европейская некоммерческая ассоциация, представляющая более 340 тыс. стоматологов по всей Европе [7]. Ранее он назывался Комитетом по связям с стоматологами ЕС, но его название было изменено в мае 2006 г. Ассоциация была основана в 1961 г. и в настоящее время объединяет 33 национальные стоматологические ассоциации из 31 европейской страны.
Целью ассоциации является разработка и реализация политики и стратегии с целью продвижения интересов стоматологической профессии в ЕС, высоких стандартов гигиены полости рта, стоматологии и стоматологической помощи, обеспечение охраны общественного здоровья, лоббирование европейских институтов с целью защиты юридических и политических интересов стоматологов, включая вопросы защиты прав потребителей.
В рамках своей деятельности, направленной на достижение указанной цели, CED:
следит за политическими и законодательными изменениями в ЕС, которые влияют на профессию стоматолога;
публикует программные заявления и разрабатывает поправки к предлагаемому законодательству ЕС, чтобы гарантировать, что взгляды европейских стоматологов отражены во всех решениях ЕС, затрагивающих их интересы;
предоставляет экспертные услуги учреждениям ЕС в области здравоохранения и защиты прав потребителей, обучения, безопасности на рабочем месте и законодательства внутреннего рынка;
предоставляет платформу для обмена информацией между национальными стоматологическими ассоциациями и помогает им в понимании последствий и имплементации законодательства ЕС, в частности членам из новых государств-членов и стран, вступающих в ЕС;
сотрудничает со всеми крупнейшими европейскими ассоциациями медицинских работников и других свободных профессий по политическим вопросам, представляющим общий интерес.
Развитие стоматологической профессии курируется Рабочей группой CED по образованию и профессиональной квалификации, которая консультирует членов профессионального сообщества по внедрению «Директивы о профессиональных квалификациях» и следит за соблюдением ее норм, дает рекомендации по базовой стоматологической подготовке, профессиональному обучению, непрерывному стоматологическому образованию, специализации в стоматологии и повторной аттестации практикующих стоматологов. Также консультирует по потенциальному влиянию Болонского процесса на стоматологию.
Аналитики CED отмечают, что стоматология в Европе и во всем мире становится все более специализированной, что требует уделять больше внимания специализированному обучению и практике стоматологов.
Директива о признании профессиональных квалификаций, которая в части профессиональной деятельности в области стоматологии была разработана CED, на территории ЕС регулирует условия поступления и минимальную продолжительность специальной стоматологической подготовки. В тех государствах — членах ЕС, где они существуют, автоматически признаются две стоматологические специальности: ортодонтия и челюстно-лицевая хирургия.
В соответствии с документом, поступление на специализированную стоматологическую подготовку зависит от завершения и подтверждения базовой стоматологической подготовки (т. е. подтверждения официальной квалификации в качестве практикующего стоматолога или врача-дантиста), которые подразумевают, что данное лицо приобрело соответствующий клинический опыт работы с пациентами под соответствующим наблюдением.
Минимальная продолжительность специальной стоматологической подготовки определяется как равная минимум трем годам очного теоретического и практического обучения и состоит не менее чем из 3 тыс. часов, включая личное участие стоматолога. При этом Директива не устанавливает содержание обучения, т. е. программу обучения или минимальный набор знаний, навыков и компетенций для двух автоматически признаваемых специальностей. Эта роль остается в компетенции национальных компетентных органов.
Таким образом, свидетельство об официальной квалификации в качестве практикующего стоматолога или дантиста-стоматолога выдается по окончании университета, высшего учебного заведения, предоставляющего подготовку, признанную эквивалентной по уровню, или под руководством университета, в то время как свидетельство об официальной квалификации в качестве специализированного стоматолога выдается по окончании дополнительной последипломной подготовки в университетском центре, учебном центре по лечению и научно-исследовательском центре или, в соответствующих случаях, в медицинском учреждении, одобренном для этой цели компетентными органами власти.
В 2013 г. по инициативе CED в Директиву были внесены поправки, предоставляющие стоматологическим специалистам возможность приобретать автоматическое взаимное признание посредством использования общих систем обучения.
Большое внимание ассоциация уделяет освоению цифровых компетенций. Как отмечает Президент CED доктор Фредди Слот-Либьерг, «чтобы справиться с вызовами цифрового перехода в стоматологии, стоматологам необходимо расширить свое понимание того, как стоматологические приложения, телемедицина, цифровые модели документооборота, цифровые технологии — современная медицинская информация и оборудование с искусственным интеллектом — развиваются и оказывают влияние на традиционную стоматологическую практику. Стоматологи должны научиться пользоваться этими новыми цифровыми медицинскими инструментами и отлаживать свои навыки» [8].
Стоматологическая ассоциация России (СтАР) — крупнейшая общественная организация в стране по принадлежности к одной врачебной специальности, объединяющая и координирующая действия по защите профессиональных и социальных прав специалистов стоматологического профиля в России [9]. СтАР включает 75 региональных общественных объединений, 28 профильных направлений (секций).
Одним из ключевых направлений СтАР является представление интересов врачей-стоматологов перед обществом и государством на законодательном уровне с целью обеспечения высокого профессионализма специалистов стоматологического сообщества, условий для реализации их профессиональных и творческих возможностей.
С 2009 г. в учебных центрах СтАР — СтомПорт и S.T.I.dent (Москва) — регулярно проводятся семинары, курсы и мастер-классы для стоматологов, зубных техников и руководителей клиник. Программа мероприятий включает как теоретические занятия, так и мастер-классы для отработки мануальных навыков. Программа курсов постоянно обновляется. Каждый учебный год курсы посещает более 1 тыс. стоматологов из всех уголков России и стран ближнего зарубежья, многие слушатели посещают учебные мероприятия регулярно.
В рамках образовательной деятельности СтАР реализует ряд проектов, направленных на развитие профессиональной деятельности и повышение профессионального мастерства практикующих стоматологов.
«СтАР — Малым городам России!» — уникальный проект Стоматологической ассоциации России, который уже на протяжении нескольких лет успешно реализовался более чем в 25 регионах субъектов Российской Федерации и благодаря которому более полутысячи врачей-стоматологов страны смогли пройти бесплатное обучение. Основная задача образовательного проекта — повышение профессионального мастерства врачей-стоматологов, как ортопедов, так и терапевтов. Полученные знания позволяют врачам поднять на более высокий уровень качество стоматологической помощи населению.
Проект осуществляется на безвозмездной основе для региональных общественных объединений СтАР и проходит под девизом: «„СтАР — Малым городам России!“, чтобы каждый врач-стоматолог страны смог получить самые современные знания в профессии!».
В качестве лекторского состава в Проекте принимают участие ведущие специалисты компании «IVOCLAR VIVADENT» (партнера проекта) — практикующие врачи-стоматологи терапевты, ортопеды, детские врачи-стоматологи, а также зубные техники. Обучение по программе Проекта «СтАР — Малым городам России!» проводится в формате практических мастер-классов по терапевтической и ортопедической стоматологии совместно с теоретическим курсом.
Еще одним значимым для профессионального сообщества мероприятием, организуемым СтАР, является Чемпионат по стоматологическому мастерству «Клиническая пародонтология». Задачи проведения Чемпионата:
развитие и масштабное внедрение современных и прогрессивных методов клинической пародонтологии;
популяризация специальности и повышение мотивации специалистов к совершенствованию профессиональных компетенций, знаний и умений;
внедрение современных технологий лечения пародонтологических заболеваний в клинической стоматологической практике;
популяризация интеграции профессиональных умений и новшеств среди врачей-стоматологов с позиции преемственности и эффективности комплексного междисциплинарного подхода к профилактике и лечению заболеваний пародонта на основе использования передовых медицинских технологий и материалов;
обмен профессиональным опытом между коллегами;
выявление и поощрение на основе независимой экспертной оценки лучших представителей профессии, демонстрирующих широкой аудитории свои клинические наработки.
Выводы
1. Профессиональные ассоциации, будучи общественными организациями, объединяют практикующих медицинских работников, студентов, преподавателей и иных лиц одной и той же профессиональной деятельности.
2. Профессиональные ассоциации большое внимание уделяют современным тенденциям развития отрасли медицины, в том числе в рамках своей специализации.
3. Развитие профессии и совершенствование профессиональных компетенций членов сообщества является одним из приоритетных направлений деятельности.
4. Широкий спектр мероприятий, направленных на развитие профессии, включает в себя образовательные, исследовательские, консультационные, законодательные инициативы.
В совокупности деятельность профессиональных общественных организаций позволяет влиять не только на профессиональный рост медицинских работников [10], но и на качество оказываемой ими медицинской помощи, а также на удовлетворенность пациентов.
About the authors
Z M Merzhoeva
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” of Minzdrav of Russia (Sechenov University), 119991, Moscow, Russia
Author for correspondence.
Email: Zamira.merzhoeva@bk.ru
D I Savichkin
The Federal State Budget Institution “The Stavropol State Medical University” of Minzdrav of Russia, 355017, Stavropol, Russia
Email: Dr.savichkin@yandex.ru
References
- Petrov I. A., Chernavsky A. F., Malinina I. N., Chernavsky M. A. Organizational development of determinants of professionalism of medical workers in a municipal institution. Ural'skiy meditsinskiy zhurnal = Ural Medical Journal. 2016;143(10) 80–9 (in Russian).
- Ryabova E. L., Chapkin N. S. Non-profit and commercial medical organizations: theoretical aspects of the implementation of activities. Vlast' istorii — Istoriya vlasti = The power of history is the history of power. 2024;10;3(53):12-21.
- The European Respiratory Society. Available at: https://www.ersnet.org (accessed 01.03.2024).
- Interregional public organization “Russian Respiratory Society”. Available at: https://spulmo.ru/ (accessed 01.03.2024).
- Barnes E., Bullock A. D., Bailey S. R., Cowpe J. G., Karaharju-Suvanto T. A review of continuing professional development for dentists in Europe. Eur. J. Dental Educ. 2012;16:166–78.
- The Importance of Continuing Professional Development in Dentistry. Available at: https://nursinganswers.net/essays/the-importance-of-continuing-professional-development-in-dentistry.php (accessed 03.03.2024).
- Council of European Dentists. Available at: https://www.cedentists.eu/ (accessed 03.03.2024).
- Back to core values to better address old and new challenges. Annual Report. 2022.
- Dental Association of Russia. Available at: https://e-stomatology.ru/star/ (accessed 01.03.2024).
- Ryabova E. L., Chapkin N. S. The role of non-profit organizations in strengthening healthcare and ensuring access to medical care. Kul’tura Mira = Culture of World. 2024;12;37(2):14-23.