The Childhood Decade in Russia: legal securing of health care applying information technologies
- Authors: Chicherin LP1, Shchepin VO1
- Affiliations:
- N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia
- Issue: Vol 32, No 2 (2024)
- Section: Health and Society
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1445
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-2-141-146
- Cite item
Abstract
In conditions of impetuous development of national digital technologies and necessity for their legal regulation, significance and possibilities of their implementation in protecting health of rising generation during childhood decade in Russia are demonstrated. The conceptual apparatus related to discussed problem is considered. The emphasis is made on preventive aspect of intersectoral state protection of health care and rights of children and adolescents aged 0–17 years. The scale of problem is especially impressive considering number of contingent over 30 million people and interests of about 24 million of family members with children.
The purpose of the study is applying analytical method, content analysis and SWOT analysis to monitor main problems of intersectoral health care and rights of rising generation in Russia in conditions of implementation of information technologies; to evaluate application of legislation in force in context of their role and effect during the Decade of Children (2018–2027); to demonstrate significance of the institution of the Commissioner for rights of child under the President of the Russian Federation.
Full Text
Введение
Декларация Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), утвердившей повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., гласит, что распространение информационно-коммуникационных технологий и глобальное взаимное подключение сетей вкупе с научно-техническими инновациями в медицине открывают огромные возможности для ускорения человеческого прогресса, преодоления «цифрового разрыва» и формирования общества, основанного на знаниях, а также для развития [1].
Значимость информационных технологий (ИТ) в глобальном плане возрастает с рекомендациями ООН, ее Детского фонда (ЮНИСЕФ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которым современная среда (прежде всего информационная) являет собой ощутимые для растущего организма ребенка, подростка вызовы, риски и угрозы их физическому, психическому, репродуктивному здоровью. Это преждевременная беременность и деторождение, аборты в возрасте 15—19 лет, ВИЧ-патология; депрессии, суицид, правонарушения, насилие, жестокость самих подростков; вредное употребление алкоголя, табака, наркотиков; травмы и несчастные случаи; недостаточное питание или ожирение; низкая физическая активность.
В нашей стране, в развитие указанного, помимо Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, реализуется целый ряд других важных официальных документов по обсуждаемой проблеме. Законодательное (правовое) обеспечение прав детей на жизнь и охрану здоровья относится Союзом педиатров России к важнейшим принципам государственной политики в области охраны здоровья детей наряду с учетом региональной специфики, программно-целевым планированием.
И сегодня необходима фокусировка внимания на потенциальных и реальных угрозах ИТ и их правовой базе, эффективном внедрении и функционировании в целом цифровой медицины, что становится очевидным по итогам изучения цифровизации системы здравоохранения, направлений ее развития и возникающих при этом основных угроз здоровью и социальному благополучию населения [2—4].
Цифровизация медицины есть процесс внедрения и применения ИТ, цифровых сервисов в здравоохранении, затрагивающий все процессы — от управления системой отрасли до практической деятельности на местах. Она предполагает качественную трансформацию медицины, повышение ее эффективности за счет оптимизации и автоматизации системы, организации четкой работы всех ее звеньев в государственном и частном сегментах и являет собой удобное средство для саморазвития, а основное по ее ходу — не навредить психологическому здоровью, не принимать во внимание все обилие информации, а подходить к ней избирательно [5, 6].
Цель данного комплексного исследования — осуществить мониторинг основных проблем межведомственной охраны здоровья и прав подрастающего поколения России, действующего законодательства по здоровьесбережению и защите прав в контексте влияния и роли ИТ в его обеспечении в период 2018—2027 гг., объявленный Указом Президента как Десятилетие детства, направленное на совершенствование государственной политики в сфере защиты детства, показать значимость института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Материалы и методы
Проанализированы и систематизированы рекомендации ведущих международных организаций — ООН, ВОЗ и др. Рассмотрены базирующиеся на международной политике основные отечественные нормативные документы в области охраны здоровья и прав ребенка с применением ИТ.
Использованы традиционные методы и методические приемы социально-гигиенического и медико-организационного исследования: аналитический, контент- и SWOT-анализ, изучение и обобщение опыта межсекторального сотрудничества, монографический и др.
Результаты исследования
Под цифровым здравоохранением ВОЗ в Глобальной стратегии в области цифрового здравоохранения на 2020—2025 гг. понимает область знаний и практической деятельности, связанную с разработкой и использованием цифровых технологий, что направлено на улучшение здоровья. Документом предусматривается улучшение здоровья всех и везде прежде всего посредством ускорения разработки и принятия надлежащих доступных, недорогих, масштабируемых и надежных цифровых решений в здравоохранении на основе индивидуального подхода, в целях профилактики эпидемий и пандемий заболеваний, их выявления и реагирования на них путем создания инфраструктуры и разработки прикладных программ, позволяющих странам-участницам использовать данные о здоровье в интересах укрепления здоровья и повышения благополучия населения [7].
В условиях бурного внедрения ИТ в экономику страны обращают на себя внимание положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно ему, в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществляемой ими медицинской деятельности на основании представляемых ими первичных данных о медицинской деятельности.
В число ведущих законодательных актов входит действующий Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в котором впервые появилась ст. 14 о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
В дальнейшем, в пролонгацию этого положения и в соответствии с международными нормами, защищающими права детей на безопасность от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб, в стране был принят действующий Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В документе введен в оборот термин «информационная безопасность детей», под которым понимается состояние защищенности человека с отсутствием риска, связанного с причинением информацией вреда его здоровью и/или физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
К причиняющей подобный вред ребенку отнесена следующая информация:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и/или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, к самоубийству;
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и/или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащая нецензурную брань, информацию порнографического характера.
Документом также разработаны требования к распространению информации посредством теле- и радиовещания, информационно-телекоммуникационных сетей дифференцированно: к детям до 6 лет, достигшим этого возраста, 12 и 16 лет. Предложена отечественная возрастная классификация информационной продукции.
Очевидно, что соблюдение данного закона требует мощной межсекторальной интеграции участников, включающей:
защиту детей от пропаганды насилия и жестокости, от информации, наносящей вред духовному развитию;
меры профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
предупреждение экстремистских проявлений в образовательной среде, пресечение деятельности и привлечение к ответственности лиц, вовлекающих детей в получение подобной информации, а также способы защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в интернете, СМИ, иных информационно-телекоммуникационных сетях.
Государственная охрана здоровья и прав детей наиболее четко прослеживается в ходе реализации в последние десятилетия программно-целевого подхода, в том числе на фоне применения ИТ. Имеются в виду утвержденные указами президентские федеральные программы Дети России, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы (2010) как предшественник Десятилетия детства и др.
Так, Национальной стратегией отмечено, что развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией; 6-летний период реализации документа выявил неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг, несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и ИТ, нарастающему противоправному контенту.
В дальнейшем Президент упомянутым Указом от 29.05.2017 № 240 об объявлении в стране Десятилетия детства поставил среди прочих и задачу обеспечения функционирования открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа». Предусмотрено формирование информационно-методической базы для создания системы информационной безопасности, профилактики школьно-обусловленных заболеваний среди обучающихся в общеобразовательных организациях, а также доведение до 100% наличия учетных записей семей с детьми в федеральной государственной Единой системе идентификации и аутентификации (проверки достоверности сведений) в инфраструктуре, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Посредством специального портала в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://10let.edu.gov.ru/) осуществляется информационно-аналитическое обеспечение реализации Десятилетия детства.
Отметим, что на особую тягу подростково-молодежной аудитории к получению информации по различным аспектам жизни общества было обращено внимание в распоряжении Правительства от 29.11.2014 № 2403 «Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года». В дальнейшем уже законом о молодежной политике (документом к контингенту отнесена социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно) определено, что молодежь участвует в реализации политики с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия [8]. К основным направлениям реализации данной политики отнесена поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в СМИ, произведениях науки, искусства, литературы, идеологии гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи.
Особое внимание в ходе наших аналитических исследований обращает на себя внушительный список основных по проблеме только федеральных концепций, стратегий, доктрин и иных документов, числом порядка двух десятков до 2025 г. Имеются в виду документы в области социальной, демографической, семейной, молодежной, противотабачной политики, национальной безопасности, национальной стратегии в интересах детей, развития здравоохранения и медицинской науки, превентивной медицины, борьбы с неинфекционными заболеваниями, ранней помощи, профилактики безнадзорности несовершеннолетних, культурной политики, развития воспитания, призыва, волонтерства и иных. И это — без Указов Президента РФ. Следует учитывать, что за каждым из них идет внушительный список подзаконных актов многих заинтересованных профильных федеральных министерств, ведомств, среди которых Минздрав, Минпросвещения, Рособрнадзор, Минтруда, Роспотребнадзор, РАН, Минобрнауки, Минкультуры, Минспорт, Минэкономразвития, МВД, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и другие участники.
К тому же они нередко по содержанию дублируют в этих актах меры по одним и тем же разделам (по вопросам здоровья, здорового образа жизни, гигиенического воспитания, профилактики заболеваемости и инвалидности, вредных привычек детей, подростков, молодежи).
Особо подчеркнем, что беспокойство по обсуждаемой проблеме вызывает отмечаемая специалистами-практиками, учеными, общественностью, родителями детей (прежде всего школьников), молодежью 14—30 лет «несрабатываемость», по сути дела, декларативность ряда положений действующего законодательства. Причем исследования правовой базы позволили выявить даже факты изъятия из ряда правовых документов в процессе их нового редактирования целых статей, что затрудняет получение специалистами истинной информации, знакомство с новациями в области правовой базы охраны здоровья и здравоохранения. Так, в соответствии с действующим упомянутым законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), ст. 8 определялось, что государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, включающих в себя минимальный объем социальных услуг:
по гарантированному, общедоступному бесплатному образованию: начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях;
по бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
по социальному обслуживанию, социальной защите детей;
по организации оздоровления и отдыха детей.
Однако в дальнейшем законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) ст. 8 была признана утратившей силу.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Учебная нагрузка, режим занятий определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения». В последующих редакциях статья полностью изъята.
В Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», записано, что на национальную безопасность в сфере охраны здоровья граждан влияют такие недостатки, как действующая нормативно-правовая база здравоохранения, низкий уровень квалификации медицинских работников. Но одноименным новым Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 эти положения изъяты.
По нашему мнению, пока правовым полем в должной мере не обеспечивается информационная безопасность детей, их защищенность от риска, связанного с причинением информацией вреда их здоровью и развитию. Отсюда целесообразным представляется в условиях бурного перехода России к цифровой экономике специалистам различного профиля, а в детской практике прежде всего медикам и педагогам, рассматривать ИТ как новое направление разработки и реализации системы мониторинга воздействия разных видов информации на детское население, в целом семью и профилактики ее негативного влияния на формирующийся организм.
Повышению эффективности предпринимаемых мер в области государственной политики по охране детства, рациональному использованию финансовых ресурсов должно, по нашему мнению, способствовать (на фоне постоянного аудита) сведение до минимума имеющего место дублирования функций различных ведомств, прежде всего на федеральном уровне. Еще рациональнее — утвердить предложенный свыше 10 лет назад Союзом педиатров России базовый, единый по проблеме Закон об охране здоровья (в нашей редакции — и жизни) детей, который бы в идеале аккумулировал основные позиции множества упомянутых законодательных актов, предъявляя соответствующие требования к трансформации ИТ.
Заметим, что не случайно упомянутой Стратегией развития системы цифровизации в медицине и здравоохранении в числе проблем и вызовов цифровой трансформации отрасли ведущим названо слабое управление данными из-за отсутствия интегрированных приложений, а также единой среды управления справочной и нормативной информацией. Применительно к обсуждаемому аспекту применения ИТ в сфере детства до сих пор в силу существенной серьезной разницы в цифрах многих ведомств специалисты (в том числе в области молодежной политики, общественного здоровья, статистики, педиатрии, юриспруденции) высоко оценивают достигнутое в июле 2020 г. между Росстатом (П. Малков) и Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка (А. Кузнецова) Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Предметом Соглашения является развитие сотрудничества по обмену официальной статистической информацией о демографических процессах, развитии семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации в целях формирования и реализации государственной политики в области защиты детства [10]. Предусмотрена и работа по совершенствованию показателей в сфере детской политики, развитие правозащитных инструментов в виде цифровых технологий.
Сегодня, в условиях трудностей в получении нередко скрываемых сведений, например, касающихся самоубийств подростков и попыток к ним, актуально дальнейшее развитие правозащитных инструментов в виде цифровых технологий. И это несмотря на раздел Росстата «Семья, материнство и детство», совместный сборник Росстата и Общественной палаты Российской Федерации «Семья и дети в России».
По мнению нынешнего детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, цифровизация, наряду с дистанционным обучением (уже не только в период пандемии, отмененной ВОЗ в мае 2023 г.), постоянной муштрой перед единым госэкзаменом, явились фактором огромного риска для детей, подростков, диктуя необходимость введения моратория на повсеместную «цифровизацию» в школах. Достаточно упомянуть тот факт, что за последние 3 года в России на целых 13% увеличилось число подростковых суицидов [11].
Постоянна работа правоохранительных органов по выявлению и блокировке сайтов, групп и сообществ в социальных сетях, которые несут вред детской жизни и здоровью. Но темпы блокировки не всегда поспевают за появлением все новых подобных групп и ресурсов. В связи с этим созданный по инициативе Уполномоченного специальный сайт «Росподрос» (https://rospodros.ru/) о свойственных данному возрасту трудностях с рекомендациями по их преодолению является широким пространством развития, помогающим детям, их родителям и специалистам.
Заключение
Аналитическое исследование на модели системы охраны здоровья и прав населения страны, особенно детей, проблем подростков и молодежи определило ведущие вызовы здоровью в условиях стремительного внедрения ИТ в повседневную жизнь общества, в том числе в отрасль здравоохранения как неотъемлемую составляющую государственной охраны здоровья граждан.
Очевидно, что на современном этапе назрела необходимость оптимизации традиционного учета в информационном поле не только постоянно вносимых в действующее законодательство изменений и дополнений, но и скрываемые факты изъятия из него тех или иных статей, прежде всего на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/), в информационно-аналитических системах, включая Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Это усилит гласность естественного динамического процесса трансформации правовых гарантий и обеспечит единство подходов многих заинтересованных ведомств к решению этой важнейшей государственной проблемы, повышение профессиональной компетентности участвующих специалистов.
На сегодня объединяющей по проблеме является ЕГИСЗ (https://egisz.rosminzdrav.ru/), в частности, ее платформа N3.Health как официальный оператор передачи данных в ЕГИСЗ (https://n3health.ru/chto-takoe-egisz). Создание в здравоохранении данного единого цифрового контура, а также разработка и внедрение на федеральном уровне медицинских платформенных решений предопределены утвержденной в 2021 г. Правительством страны Стратегией развития системы цифровизации в медицине и здравоохранении на ближайшие несколько лет, выделившей основные направления в области цифровой трансформации [12].
В дальнейшем совершенствование правового механизма использования ИТ в экономике страны, включая охрану здоровья граждан, здравоохранение, отразилось в изданном в сентябре 2023 г. Указе президента, уже называемым в СМИ «указом о цифровом паспорте», хотя он касается не одного лишь этого документа, будучи направленным на улучшение в целом цифровой трансформации государственных услуг, особенно их безопасности [13].
Это позволит использовать смартфон вместо обычного бумажного документа и получить цифровые полисы ОМС, цифровые права и многое другое. Предъявление документов, удостоверяющих личность, в электронной форме с помощью мобильного приложения «Госуслуги» будет приравнено к предоставлению паспорта. Описанные процессы будут развиваться, в том числе с учетом возможности возникновения различного рода рисков.
Очевидна необходимость пролонгации углубленных научных исследований по проблеме развития ИТ в области охраны детства.
About the authors
L P Chicherin
N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia
Author for correspondence.
Email: leo2506@gmail.com
V O Shchepin
N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia
Email: shchepin131@mail.ru
References
- Declaration of the UN General Assembly of September 25, 2015 “Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development”. Avalaible at: https://docs.cntd.ru/document/420355765 (accessed 03.10.2023) (in Russian).
- Baranoiv A. A. Health status of children in modern Russia [Sostojanie zdorov'ja detej sovremennoj Rossii]. Moscow: Pediatr; 2020. 116 p. (in Russian).
- Perepadja O. A., Prihod'ko T. A. Legal education of the younger generation in the conditions of digital transformation. In: Digital technologies and law [Cifrovye tehnologii i pravo]: Collection of scientific papers. Begishev I. R. (ed.). Kazan: Publishing house “Poznanie” of the Kazan Innovation University; 2022. P. 196–8 (in Russian).
- Mishon E. V., Kanapuhin V. A. Interim results of digitalization of the healthcare system: directions of development and main threats. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika i upravlenie. 2022;(3):100—12. doi: 10.17308/ econ.2022.3/9987 (in Russian).
- Solov'ev V. Digitalization of medicine 2023 — practical application and trends. Avalaible at: https://n3health.ru/cifrovizaciya-mediciny (accessed 03.10.2023) (in Russian).
- Shchepin V. O., Chicherin L. P., Popov V. I., Esaulenko I. Je. Strategic planning, regulatory support of measures in the field of health protection from the standpoint of creating a healthy lifestyle for citizens. In: Modern problems of information hygiene, hygienic education and training: monograph [Sovremennye problemy informacionnoj gigieny, gigienicheskogo vospitanija i obuchenija: monografija]. V. I. Starodubov, V. A. Tutelyan (eds). Moscow: Nauchnaja kniga; 2023. 264 p. (in Russian).
- Global digital health strategy 2020—2025. WHO, 2021. 82 p. Available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/344249/9789240027596-rus.pdf?sequence=3&isAllowed=y (accessed 03.10.2023) (in Russian).
- Federal Law of December 30, 2020 No. 489-FZ “On youth policy in the Russian Federation”. Avalaible at: https://rg.ru/documents/2021/01/11/molodez-dok.html (accessed 03.10.2023) (in Russian).
- Shhepin V. O., Chicherin L. P., Popov V. I., Esaulenko I. Je. Interdepartmentalism in protecting the health of children and adolescents: WHO recommendations and the realities of Russia. Vestnik RAMN. 2023;76(1):93—102. doi: 10.15690/vramn1338 (in Russian).
- Rosstat will help the children's ombudsman better protect the interests of children. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/93581 (accessed 03.10.2023) (in Russian).
- Annual report on the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2022 [Ezhegodnyj doklad o dejatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2022 god]. Moscow: 2023. 466 p. Available at: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/2023/05/15/ombudsmen_doklad_2022_e29.pdf (in Russian).
- Order of the Government of the Russian Federation dated December 29, 2021 No. 3980-r “On the strategic direction in the field of digital transformation of healthcare”. Avalaible at http://government.ru/docs/all/138589/ (accessed 03.10.2023) (in Russian).
- Decree of the President of the Russian Federation dated September 18, 2023 No. 695 “On the presentation of information contained in identity documents of a citizen of the Russian Federation using information technology”. Avalaible at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309180017?index=1» (accessed 03.10.2023) (in Russian).