The comprehensive rehabilitation and abilitation of the disabled: the examples of evaluation of regional system
- Authors: Vladimirova O.N.1,2, Shoshmin A.V.1, Aliev A.K.3,4, Sevastianov M.A.2, Puzin S.N.3,5, Achkasov E.E.3, Khodakovskii M.D.1
- Affiliations:
- The Federal State Budget Institution “The G. A. Albrecht Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled” of the Mintrud of Russia
- The Federal State Budget Institution of Additional Professional Education “The St. Petersburg Institute of Advanced Education of Physicians-Experts” of the Mintrud of Russia
- The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia
- The Makhachkala Clinical Hospital The Federal State Budget Institution of Health Care “The Southern Okrug Medical Center of The Federal Medical Biological Agency of Russia”
- The Federal State Budget Scientific Institution “The Federal Scientific Clinical Center of Reanimatology and Rehabilitology” of the Minobrnauka of Russia
- Issue: Vol 30, No 6 (2022)
- Pages: 1255-1258
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1101
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1255-1258
- Cite item
Abstract
Full Text
Введение Развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (КРАИ) в Российской Федерации (РФ) является одной из приоритетных задач государства 8. Основой формирования системы комплексной реабилитации инвалидов являются их потребности, которые рассматриваются с точки зрения биопсихосоциальной модели инвалидности [1], в рамках действующих нормативных актов 9. Цель исследования - анализ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в отдельных субъектах РФ для формирования предложений по ее развитию посредством разработки региональной программы. Материалы и методы Проанализированы показатели оценки КРАИ в 2018 и 2019 гг. во всех 85 субъектах РФ, полученные во исполнение приказа Минтруда России 10. Углубленный сравнительный анализ был проведен по официальным данным трех регионов РФ: Свердловской области, Пермского края и Республики Дагестан. В первых двух субъектах РФ Минтрудом России в рамках государственной программы «Доступная среда» в 2017-2018 гг. был реализован пилотный проект по развитию системы КРАИ в субъекте РФ, положительные результаты которого предложены для мультиплицирования в других регионах страны, в том числе в тех, где система КРАИ находится на этапе формирования (с низкими показателями оценки КРАИ). Использовалась разработанная ранее система оценки КРАИ в субъектах РФ, утвержденная Минтрудом России 11. Основные показатели ее оценки включают критерии расчетов по четырем блокам (см. рисунок). Результатом проведения оценки региональной системы КРАИ являются следующие решения: -о необходимости формирования региональной системы с последующей разработкой и реализацией соответствующей программы - при итоговом результате оценки региональной системы менее 7,2 балла; -о необходимости совершенствования региональной системы - от 7,2 до 13 баллов; -о сформированности региональной системы - 13 баллов. Результаты исследования В регионах РФ ведется активная системная работа по формированию и развитию системы КРАИ. Так, согласно ожиданиям Государственной программы РФ «Доступная среда», количество реабилитационных организаций, подлежащих включению в региональную систему КРАИ, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных в субъектах РФ, в 2018 г. составило 12%, а к 2023 г. показатель должен достигнуть 100%; доля инвалидов, удовлетворенных реабилитационными и/или абилитационными услугами, также должна приблизиться к 100% 12. Оценка состояния системы КРАИ в субъектах РФ в 2019 г. показала: в 36 регионах страны существует необходимость формирования системы КРАИ (менее 7,2 балла - 42,4% субъектов), в остальных 49 субъектах РФ - необходимость совершенствования системы (от 7,2 до 13 баллов). Регионы РФ, в которых был проведен пилотный проект, демонстрируют высокие результаты формирования системы КРАИ (см. таблицу). В Республике Дагестан, по данным Федерального реестра инвалидов, в 2019 г. проживало 302 080 инвалидов. Итоговый показатель оценки системы КРАИ в данном регионе увеличился от 6,5 балла в 2018 г. до 7,6 в 2019 г., что указывает на необходимость формирования и совершенствования системы КРАИ. Система КРАИ в Республике Дагестан имеет следующие особенности: •отсутствие в субъекте РФ региональной программы по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, согласованной с общественными организациями инвалидов («ничего для нас без нас»); •наличие 207 организаций на территории республики, представленных в пяти из семи ведомств; примерно одна организация на 1,5 тыс. инвалидов, что почти в 2 раза меньше, чем, например, в Свердловской области (одна организация на 870 инвалидов); •необходимость развития кадрового потенциала: так, в системе КРАИ работают 2011 специалистов, т. е. в среднем 10 специалистов на организацию, что почти в 1,5 раза меньше, чем, например, в Свердловской области (в среднем 14 специалистов); удельный вес специалистов, которые прошли повышение квалификации в последние годы, составил 61,7% (в Свердловской области - 83,2%); •общее финансирование, направленное на удовлетворение потребностей инвалидов в 2019 г., составило 364,6 млн руб., что соответствует в среднем примерно 1 тыс. руб. на одного инвалида. В 2018 г. он был значительно выше (590,5 млн руб., примерно 1,7 тыс. руб. на человека). Столь значительное снижение финансирования, вероятно, сказалось на снижении удовлетворенности получателей услуг (см. таблицу). Обсуждение В субъектах РФ с низкими показателями развития системы КРАИ необходимо разрабатывать региональную программу комплексной реабилитации и абилитации. Инвестиционный характер указанных программ на примере Пермского края и Свердловской области дает более ощутимый результат развития системы реабилитации, чем в не имевшей такой программы Республике Дагестан, где они хотя и характеризуются некоторой положительной динамикой показателей, развивая систему реабилитации в рамках общегосударственных трендов, однако имеют показатели ниже, чем в пилотных регионах. При этом удовлетворенность самих инвалидов не свидетельствует об улучшении системы КРАИ в республике (самый низкий показатель в 2019 г. из сравниваемых в рамках данного исследования субъектов России) и даже немного снижается. Это, вероятно, связано со слабым развитием сети реабилитационных организаций и со слабым развитием самих организаций, а также с недостатком специалистов и их низкой квалификацией, недостаточным привлечением общественных организаций к реабилитационной работе. На развитии сети организаций сказываются и слабая информированность населения о возможностях реабилитации, и отсутствие межведомственной информационной системы, информационной системы в сфере ранней помощи детям и их семьям, которые позволили ли бы организовать комплексную межведомственную реабилитацию в республике. Заключение Проведенная интегральная оценка системы реабилитации и абилитации оказалась достаточно чувствительной к состоянию развития системы комплексной реабилитации. Показаны требующие внимания особенности системы КРАИ, позволяющие на основе проведенной оценки и сопоставления с более развитыми региональными системами наметить основные направления дальнейшего развития. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
O. N. Vladimirova
The Federal State Budget Institution “The G. A. Albrecht Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled” of the Mintrud of Russia; The Federal State Budget Institution of Additional Professional Education “The St. Petersburg Institute of Advanced Education of Physicians-Experts” of the Mintrud of Russia
A. V. Shoshmin
The Federal State Budget Institution “The G. A. Albrecht Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled” of the Mintrud of Russia
A. K. Aliev
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia; The Makhachkala Clinical Hospital The Federal State Budget Institution of Health Care “The Southern Okrug Medical Center of The Federal Medical Biological Agency of Russia”
M. A. Sevastianov
The Federal State Budget Institution of Additional Professional Education “The St. Petersburg Institute of Advanced Education of Physicians-Experts” of the Mintrud of Russia
S. N. Puzin
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia; The Federal State Budget Scientific Institution “The Federal Scientific Clinical Center of Reanimatology and Rehabilitology” of the Minobrnauka of Russia
E. E. Achkasov
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia
M. D. Khodakovskii
The Federal State Budget Institution “The G. A. Albrecht Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled” of the Mintrud of Russia
Email: hodak200@yandex.ru
References
- Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2016 г.): проект. СПб.: Человек; 2017.