The comprehensive rehabilitation and abilitation of the disabled: the examples of evaluation of regional system

  • Authors: Vladimirova O.N.1,2, Shoshmin A.V.1, Aliev A.K.3,4, Sevastianov M.A.2, Puzin S.N.3,5, Achkasov E.E.3, Khodakovskii M.D.1
  • Affiliations:
    1. The Federal State Budget Institution “The G. A. Albrecht Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled” of the Mintrud of Russia
    2. The Federal State Budget Institution of Additional Professional Education “The St. Petersburg Institute of Advanced Education of Physicians-Experts” of the Mintrud of Russia
    3. The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia
    4. The Makhachkala Clinical Hospital The Federal State Budget Institution of Health Care “The Southern Okrug Medical Center of The Federal Medical Biological Agency of Russia”
    5. The Federal State Budget Scientific Institution “The Federal Scientific Clinical Center of Reanimatology and Rehabilitology” of the Minobrnauka of Russia
  • Issue: Vol 30, No 6 (2022)
  • Pages: 1255-1258
  • Section: Articles
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1101
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1255-1258
  • Cite item

Abstract


In the Russian Federation, comprehensive rehabilitation and abilitation of the disabled is actively developing effected by the UN Convention on the Rights of the Disabled. In 2018-2019, the quantitative indicators of comprehensive rehabilitation and abilitation were studied in 85 regions of Russia. In 36 regions (42/4%) formation of system of comprehensive rehabilitation and abilitation was necessary. The remaining 49 regions required improving their systems of comprehensive rehabilitation and abilitation (57.6%, respectively). The study results demonstrated that significant increase in rehabilitation organizations (from 12.0% in 2018 to 100.0% in 2021) to be included in regional system of comprehensive rehabilitation and abilitation is expected. In the Republic of Dagestan, the final rating of comprehensive rehabilitation and abilitation system was from 6.5 to 7.6 points that indicates the need to organize and to improve comprehensive rehabilitation and abilitation system in the region. The experience of the Sverdlovsk Oblast and the Perm Krai where pilot project on comprehensive rehabilitation and abilitation system was carried out proved that one of the effective mechanisms of organizing comprehensive rehabilitation and abilitation system is development of state regional program by the authorities with involvement of all interested players and public organizations.

Full Text

Введение Развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (КРАИ) в Российской Федерации (РФ) является одной из приоритетных задач государства 8. Основой формирования системы комплексной реабилитации инвалидов являются их потребности, которые рассматриваются с точки зрения биопсихосоциальной модели инвалидности [1], в рамках действующих нормативных актов 9. Цель исследования - анализ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в отдельных субъектах РФ для формирования предложений по ее развитию посредством разработки региональной программы. Материалы и методы Проанализированы показатели оценки КРАИ в 2018 и 2019 гг. во всех 85 субъектах РФ, полученные во исполнение приказа Минтруда России 10. Углубленный сравнительный анализ был проведен по официальным данным трех регионов РФ: Свердловской области, Пермского края и Республики Дагестан. В первых двух субъектах РФ Минтрудом России в рамках государственной программы «Доступная среда» в 2017-2018 гг. был реализован пилотный проект по развитию системы КРАИ в субъекте РФ, положительные результаты которого предложены для мультиплицирования в других регионах страны, в том числе в тех, где система КРАИ находится на этапе формирования (с низкими показателями оценки КРАИ). Использовалась разработанная ранее система оценки КРАИ в субъектах РФ, утвержденная Минтрудом России 11. Основные показатели ее оценки включают критерии расчетов по четырем блокам (см. рисунок). Результатом проведения оценки региональной системы КРАИ являются следующие решения: -о необходимости формирования региональной системы с последующей разработкой и реализацией соответствующей программы - при итоговом результате оценки региональной системы менее 7,2 балла; -о необходимости совершенствования региональной системы - от 7,2 до 13 баллов; -о сформированности региональной системы - 13 баллов. Результаты исследования В регионах РФ ведется активная системная работа по формированию и развитию системы КРАИ. Так, согласно ожиданиям Государственной программы РФ «Доступная среда», количество реабилитационных организаций, подлежащих включению в региональную систему КРАИ, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных в субъектах РФ, в 2018 г. составило 12%, а к 2023 г. показатель должен достигнуть 100%; доля инвалидов, удовлетворенных реабилитационными и/или абилитационными услугами, также должна приблизиться к 100% 12. Оценка состояния системы КРАИ в субъектах РФ в 2019 г. показала: в 36 регионах страны существует необходимость формирования системы КРАИ (менее 7,2 балла - 42,4% субъектов), в остальных 49 субъектах РФ - необходимость совершенствования системы (от 7,2 до 13 баллов). Регионы РФ, в которых был проведен пилотный проект, демонстрируют высокие результаты формирования системы КРАИ (см. таблицу). В Республике Дагестан, по данным Федерального реестра инвалидов, в 2019 г. проживало 302 080 инвалидов. Итоговый показатель оценки системы КРАИ в данном регионе увеличился от 6,5 балла в 2018 г. до 7,6 в 2019 г., что указывает на необходимость формирования и совершенствования системы КРАИ. Система КРАИ в Республике Дагестан имеет следующие особенности: •отсутствие в субъекте РФ региональной программы по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, согласованной с общественными организациями инвалидов («ничего для нас без нас»); •наличие 207 организаций на территории республики, представленных в пяти из семи ведомств; примерно одна организация на 1,5 тыс. инвалидов, что почти в 2 раза меньше, чем, например, в Свердловской области (одна организация на 870 инвалидов); •необходимость развития кадрового потенциала: так, в системе КРАИ работают 2011 специалистов, т. е. в среднем 10 специалистов на организацию, что почти в 1,5 раза меньше, чем, например, в Свердловской области (в среднем 14 специалистов); удельный вес специалистов, которые прошли повышение квалификации в последние годы, составил 61,7% (в Свердловской области - 83,2%); •общее финансирование, направленное на удовлетворение потребностей инвалидов в 2019 г., составило 364,6 млн руб., что соответствует в среднем примерно 1 тыс. руб. на одного инвалида. В 2018 г. он был значительно выше (590,5 млн руб., примерно 1,7 тыс. руб. на человека). Столь значительное снижение финансирования, вероятно, сказалось на снижении удовлетворенности получателей услуг (см. таблицу). Обсуждение В субъектах РФ с низкими показателями развития системы КРАИ необходимо разрабатывать региональную программу комплексной реабилитации и абилитации. Инвестиционный характер указанных программ на примере Пермского края и Свердловской области дает более ощутимый результат развития системы реабилитации, чем в не имевшей такой программы Республике Дагестан, где они хотя и характеризуются некоторой положительной динамикой показателей, развивая систему реабилитации в рамках общегосударственных трендов, однако имеют показатели ниже, чем в пилотных регионах. При этом удовлетворенность самих инвалидов не свидетельствует об улучшении системы КРАИ в республике (самый низкий показатель в 2019 г. из сравниваемых в рамках данного исследования субъектов России) и даже немного снижается. Это, вероятно, связано со слабым развитием сети реабилитационных организаций и со слабым развитием самих организаций, а также с недостатком специалистов и их низкой квалификацией, недостаточным привлечением общественных организаций к реабилитационной работе. На развитии сети организаций сказываются и слабая информированность населения о возможностях реабилитации, и отсутствие межведомственной информационной системы, информационной системы в сфере ранней помощи детям и их семьям, которые позволили ли бы организовать комплексную межведомственную реабилитацию в республике. Заключение Проведенная интегральная оценка системы реабилитации и абилитации оказалась достаточно чувствительной к состоянию развития системы комплексной реабилитации. Показаны требующие внимания особенности системы КРАИ, позволяющие на основе проведенной оценки и сопоставления с более развитыми региональными системами наметить основные направления дальнейшего развития. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

O. N. Vladimirova

The Federal State Budget Institution “The G. A. Albrecht Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled” of the Mintrud of Russia; The Federal State Budget Institution of Additional Professional Education “The St. Petersburg Institute of Advanced Education of Physicians-Experts” of the Mintrud of Russia


A. V. Shoshmin

The Federal State Budget Institution “The G. A. Albrecht Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled” of the Mintrud of Russia


A. K. Aliev

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia; The Makhachkala Clinical Hospital The Federal State Budget Institution of Health Care “The Southern Okrug Medical Center of The Federal Medical Biological Agency of Russia”


M. A. Sevastianov

The Federal State Budget Institution of Additional Professional Education “The St. Petersburg Institute of Advanced Education of Physicians-Experts” of the Mintrud of Russia


S. N. Puzin

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia; The Federal State Budget Scientific Institution “The Federal Scientific Clinical Center of Reanimatology and Rehabilitology” of the Minobrnauka of Russia


E. E. Achkasov

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia


M. D. Khodakovskii

The Federal State Budget Institution “The G. A. Albrecht Federal Scientific Center of Rehabilitation of the Disabled” of the Mintrud of Russia

Email: hodak200@yandex.ru

References

  1. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2016 г.): проект. СПб.: Человек; 2017.

Statistics

Views

Abstract - 210

PDF (Russian) - 125

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies