The physical culture and sport as perceived by the youth in Russia

Abstract


The purpose of study was to determine attitude of the youth of the Russian Federation to physical culture and sports. The sociological research methodology was applied using both focused on-line interviews with representatives of the Russian youth as well as secondary analysis of statistical and sociological data sources of information related to the study.The study established main trends and prospects in developing physical culture and sports primarily in regions of Russia. The features of development of regional physical culture and sports in Russia, specificity of perception of physical culture and sports by young groups of Russians in regions of Russia are detected. The motivational aspects of attitudes to physical culture and sports of young Russians were singled out. The attitude to social stereotypes associated with sports was determined. The study results can be applied to innovate training courses on sociology of physical culture and sports. The conclusions of the project can be used in developing youth policy; elaboration of new programs optimizing development of physical culture and sports in Russia.

Full Text

Введение На современном этапе развития российской государственности много информации посвящено приоритетам в национальной политике России будущего 5. Президент России В. В. Путин называет основными целями предпринимаемой национальной политики России повышение благосостояния населения и ожидаемой продолжительности жизни россиян. В рамках проектов президента планируется развитие спортивной инфраструктуры образовательных организаций, т. е. принципиально-важное значение уделяется физической культуре и спорту как мощным рычагам, определяющим здоровье нации [1, 2]. По данным ВЦИОМ, 76% россиян с различной частотой занимаются физкультурой и спортом [3]. К 2024 г. планируется организовать разработку каждой образовательной организацией образовательных программ, направленных на здоровьесбережение. Повышение ожидаемой продолжительности жизни населения в России к 2024 г. планируется увеличить до 78 лет, а к 2030 г. - до 80 лет. Формирование самосохранительного поведения у россиян - одна из приоритетных задач правительства России. Особенно важной социальной группой для формирования устойчивых самосохранительных установок является молодежь. В России постепенно развиваются массовые виды спорта. Так, в 2019 г. численность россиян, занимавшихся в спортивных секциях и группах по различным видам спорта, составила 30 252,9 тыс. [4]. Материалы и методы В связи с возрастающим интересом в российском обществе к проблеме ведения здорового образа жизни и занятий физической культурой в 2021 г. проведено социологическое исследование и изучено отношение к физкультуре и спорту в группах молодых россиян. Целью исследования было выявление региональных особенностей мотивации занятий физической культурой и спортом в современной России. В рамках исследования был применен метод фокусированного онлайн-интервью, респонденты - представители возрастной группы от 13 до 17 лет в городах Волгоград и Севастополь. Время проведения фокусированных онлайн-интервью - июль 2021 г. Исследование качественное и показательно для изучения специфики структуры региональных процессов. Кроме фокусированного онлайн-интервью, применялись методы анализа документов (анализ вторичной социологической информации, нормативной, правовой документации). Результаты исследования Респонденты ассоциируют спорт в основном с радостью, позитивным настроем, нагрузкой в хорошем смысле слова «польза для здоровья», «хорошее настроение», «новые знакомства», «возможность хорошо отдохнуть». Цель занятий физкультурой определяется респондентами как «поддержание организма в хорошей физической форме», «зарядка», «оздоравливающие процедуры». Во многом это связано с возрастом респондентов, так как в основном это представители молодежи. В некоторых случаях спорт воспринимается респондентами как способ стать сильнее, средство для достижения эстетики тела и духа. Некоторые отмечают такую закономерность потребности в спорте: «люди, занимающиеся физкультурой, делятся на два типа: те, кто уже вынужден заниматься по показаниям здоровья, и те, кто заботится о своем состоянии заранее (профилактически)». Интересным показалось, что отличие любительского спорта от профессионального респонденты видят в количестве времени, уделяемом спорту, а также усилиям, затраченным на спорт, финансовым вливаниям и тренерской работе. В то же время респонденты отмечают, что для каждого из них спорт - это «нечто свое». Респонденты, занимающиеся профессиональным спортом, отмечают длительные, изматывающие тренировки, большую физическую работу над собой. С профессиональным спортом респонденты часто связывают «вред для здоровья, травмы». Респонденты отмечают, что любителю до профессионала нужно долго расти. Относительно доступности спорта в регионах России респонденты в целом отмечают возможность заниматься основными популярными видами спорта в Волгограде, исключая зимние виды (хоккей, фигурное катание). Тем не менее плавание и дзюдо развиты. Это может объясняться спецификой климата в Волгограде. Доступность спорта в Севастополе отмечается респондентами в основном с точки зрения платности услуг. При проведении исследования респондентам предлагалось рассказать о своем окружении и о стереотипе «героя нашего времени». Говоря о своем окружении, респонденты в основном отмечают, что их знакомые и друзья скорее ведут спортивный образ жизни («спортивные люди»). Характеризуя «героя нашего времени», респонденты отмечали, что основной атрибут современной героизации - это жизненный успех личности, черты характера, за которые личность можно уважать, например порядочность. И даже не важно, связано или не связано это со спортом, герой может быть и не связан со спортом. Одно из ярких мнений в отношении героизма-альтруизма: «герой - это тот человек, кто бескорыстно делает что-то для других, например, рискуя своей жизнью, вытащил других людей из горящего автобуса. Не сила делает человека героем, он сам достаточно силен духом, чтобы быть героем». Респондентам было предложено выявить факторы мотивации для занятий спортом. Среди причин, которые могут мотивировать респондентов к занятиям спортом, выявлены здоровье, поддержание формы, приобретение полезных навыков, награды. Респонденты выделили следующие факторы, которые можно было бы воспринимать в качестве барьеров, препятствующих занятиям спортом: «травмы», «лень», «усталость», «отсутствие времени», «не могут найти свой формат взаимоотношений со спортом». Одним из барьеров является долговременный результат ожидания успехов в спорте: «лень, непонимание того, что спорт - это отложенный результат, не может быть результата „здесь и сейчас“». Долговременное ожидание результатов в спорте отпугивает многих. Также отмечались такие аргументы, как: «отсутствие денег», «лень», «ограничения, связанные со здоровьем», «отсутствие времени». Многие респонденты отметили, что попали в спортивную жизнь благодаря родителям, которые когда-то записали их в спортивные секции. Родители и сейчас продолжают поддерживать спортивные увлечения своих детей. Ассоциативный ряд, связанный со спортом, можно определить так: «спорт - важно, полезно, развлекает…». Говоря о родителях респондентов, можно отметить, что они скорее не вовлечены активно в спортивную жизнь. Если занимаются спортом, то это скорее физкультура по утрам или иной вид «поддерживающей активности». Источниками информации о спорте и мероприятиях, связанных со спортом, являются для наших респондентов социальные сети, популярные контент-обучающие видео и соревнования. Контент в социальных сетях мотивирует заниматься спортом. Молодые респонденты в основном не интересуются средствами массовой информации. Освещая тему динамики развития отношения к спорту в нашей стране, респонденты считают, что динамика скорее положительная: «спорт вошел в моду благодаря блогерам», «в последние годы все больше людей занимается спортом». Личное отношение к спорту у некоторых развивается по своеобразной траектории: «сначала был энтузиазм, потом втянулся, занимался дальше, выгорал…». Рассуждая об эмоциях, связанных со спортом, респонденты чаще всего вспоминали «отключение от обычной жизни», «позитив», «отдых», «азарт», «спорт - это большой труд и терпение». Обсуждение Существует мнение, что спорт выполняет ряд функций, в том числе воспитательные, развивающие, коммуникативные и патриотические, объединяя социальные группы и развивая нацию [5]. Исследователями спорт и физическая культура зачастую воспринимаются как наиболее простой канал сохранения здоровья и восстановления работоспособности личности [6]. Массовый спорт является важнейшим инструментом здоровьесбережения населения. Многие демографические показатели показывают тенденции спада рождаемости и повышения уровня смертности. Некоторые страны мира уже живут в реальности естественной убыли населения [7]. Уровень рождаемости зачастую ниже необходимого для воспроизведения социума уровня. В связи с учетом демографических тенденций [8, 9] и тенденций снижения уровня популяционного здоровья массовая физкультура и спорт, популяризация здорового образа жизни являются одними из приоритетных задач российского руководства. Стратегией развития физической культуры и спорта в России до 2030 г. 6 предполагалось, что уже к 2020 г. доля граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, достигнет 40% 7. Идея о привлечении социальных сетей для популяризации спорта находит активный отклик у молодежи. Заключение На наш взгляд, вполне ожидаемым показался тот факт, что в принципе большинство опрошенных подтвердили свои регулярные занятия физической культурой (а иногда и профессиональным спортом). Исследование выявило предложения самих респондентов для популяризации спорта. По их мнению, необходимо отметить почти полную нацеленность на социальные сети (Инстаграм и др.) [10, 11]. Опрошенные предложили проводить пропаганду, агитацию в основном в виде показательных выступлений (детям и иным категориям граждан). Отмечают, что особенно влияет на приобщение к спорту «чужой позитивный пример». В качестве предложений, как можно упрочить позиции спорта в жизни современной молодежи, некоторые респонденты предлагали активизировать комплекс ГТО и даже расширить его. Пандемия коронавируса повлияла на многих респондентов в аспекте сокращения их физической активности, так как многие спортивные залы были закрыты, тренировки не проводились. Некоторые респонденты перешли на дистанционное взаимодействие с тренерами. Безусловно, работа с российской молодежью по приобщению ее к физической культуре и спорту должна начинаться в семьях и продолжаться в школах. Именно таким образом можно улучшить ситуацию в области здоровьесбережения российской нации. Исследование проведено при наличии финансовой поддержки от Российского государственного социального университета. Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы Российского государственного социального университета на тему «Социологический опрос для определения индивидуальных потребностей (мотивации) всех категорий и групп населения в условиях для занятий физической культурой и спортом и препятствующих им факторов» по договору с ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» № 0373100110421000008 от 11 мая 2021 г. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

T. V. Fomicheva

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Russian State Social University”

Email: fomitchevatv@mail.ru

E. M. Kryukova

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Russian State Social University”


References

  1. Римашевская Н. М. Здоровье человека - здоровье нации. Экономические стратегии. 2006;(1):36-41.
  2. Хрусталев Ю. М. Здоровье человека как проблема философии (социально-гуманитарный концепт здоровья). Экономика здравоохранения. 2003;(8):5-12.
  3. Здоровье - высшая ценность. Бюллютень ВЦИОМ № 4256 от 09.06.2020 г. Сайт ВЦИОМ. Режим доступа: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/food-diet/article/zdorove-vysshaja-cennost.html (дата обращения 28.10.2021).
  4. Российский статистический ежегодник. 2020. М.: Росстат; 2020. 700 с.
  5. Беляева Н. П. Спорт в жизни молодежи. Международный педагогический портал. Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/sport-v-jizni-molodeji/(дата обращения 28.10.2021).
  6. Tanatova D. K., Yudina T. N., Fomicheva T. V., Dolgorukova I. V., Sulyagina J. O. European traditions in culture of russians. Laplage em revista. 2020;6(Extra-C):100-13.
  7. Григорьев С. И., Катаева В. И., Колударова С. В., Фомичева Т. В. Социально ориентированные некоммерческие организации и проблемы детей и семьи в России. Социологические исследования. 2018;(6):125-33.
  8. Fomicheva T. V., Kataeva V. I., Sulyagina Ju. O., Kryukova E. M., Evstratova T. A. Reproductive behavior of Russians: sociodemographic aspect. Ann. Tropical Med. Public Health. 2018;9(S): S609.
  9. Fomicheva T. V., Yudina T. N., Kataeva V. I., Kryukova E. M., Sulyagina J. O. Social interaction of generations in Russian families. Opcion. 2018;34(85):1704-22.
  10. Фомичева Т. В. Динамика показателей продолжительности жизни россиян: социологический аспект. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(2):260-4. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-2-260-264
  11. Yudina T. N., Mazaev Y. N., Fomicheva T. V., Dolgorukova I. V., Bormotova T. N. Labor Activity of the EAEU Migrants in Moscow. The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony. Ser. «Lecture Notes in Networks and Systems». Cham, Switzerland; 2019. P. 142-53.

Statistics

Views

Abstract - 249

PDF (Russian) - 119

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies