NORMATIVE AND LEGAL ASPECTS OF THE FORMATION OF THE BASIC PREREQUISITES OF PUBLIC HEALTH (PUBLICATIONS REVIEW)

Abstract


Preservation of public health is the main goal of social progress and development of the society. The search for potential opportunities to improve individual and public health indicators is a positive predictor of increasing the socio-economic efficiency of the society and increasing the healthy life expectancy of citizens. The scientific review provides arguments in favor of the need for professional collaboration of specialists from various industries in order to universally realize the most important right of citizens to protect their own and public health. Regulatory legal documents defining national and international policy in the field of health protection and forming the general vector of development of health care activities were used as the sources of information for the formation of the basis of the study. As a result of a logical generalization of global and national priorities and trends in the development of the healthcare sector, the main prerequisites (determinants) of health saving of citizens, adopted by the world community and reflected in domestic documents, are formulated. The main prerequisites (determinants) of health are defined as: promotion of activities that advantage health protection; creation of a single preventive space; specification of the concept of "responsible attitude to health"; coverage of the entire life cycle of a person and all spheres of his activity in the formation of a responsible attitude to health and motivation for its preservation; development of information technologies in the field of health protection; expansion of intersectoral and interdisciplinary cooperation in order to maintain and strengthen health; improvement of public health literacy; transformation of health services from the standpoint of health protection; development of human resources to ensure health-saving activities. The identified determinants of the preservation of individual and public health can act as a theoretical basis for the development of a scientific and practical methodology aimed at solving problems of improving health through the potential of interdisciplinary interaction of specialists in various fields of activity.

Full Text

Охрана здоровья населения - основной закон развития цивилизованного общества. «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья» является неотъемлемым правом каждого свободного человека, поскольку необходимо для полноценной жизнедеятельности индивида и социализации личности, что ассоциируется с достойным уровнем развития государства в целом [1]. Состояние здоровья населения существенно влияет на научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны, что в значительной степени определяет качество системы общественного здоровья нации. Таким образом, наблюдается замкнутый круг зависимости качества здоровья общества и экономического развития государства, что актуализирует необходимость принятия адекватных мер по сохранению и укреплению здоровья населения на государственном уровне. Очевидно, что достижение важных государственных задач по сохранению и укреплению здоровья граждан предполагает необходимость профессиональной коллаборации всех участников системы здравоохранения и других институтов, ведомств, органов власти, общественных организаций и бизнеса. Известно, что право на охрану здоровья является неотчуждаемым правом каждого гражданина и находится под охраной государства. Конституцией Российской Федерации определены важнейшие аспекты реализации прав граждан на охрану здоровья, в числе которых «…обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью… финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека…» [2]. Основы охраны здоровья граждан РФ регламентированы Федеральным законом, согласно которому под охраной здоровья следует понимать «систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе профилактического, характера, осуществляемых… организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического… здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни…» [3]. Закон устанавливает основные принципы охраны здоровья, включая приоритет развития профилактики в сфере охраны здоровья (ст. 12), который основывается на развитии системы здравоохранения и обеспечивается путем разработки и реализации программ (мероприятий) по формированию здорового образа жизни граждан, предупреждению и раннему выявлению заболеваний, начиная с детского возраста, в процессе обучения и трудовой деятельности граждан. Значимым шагом для формирования национальной политики в сфере охраны здоровья граждан РФ можно считать объявленную в 2005 г. Президентом России государственную программу по росту «человеческого капитала» в России, которая реализуется в виде приоритетных национальных проектов различными ведомствами на федеральном и региональном уровнях. Так, перспективными целями одного из приоритетных национальных проектов «Здоровье» наряду с повышением доступности и качества медицинской помощи, развитием первичной медицинской помощи, обеспечением населения высокотехнологичной медицинской помощью явилось возрождение профилактического направления в здравоохранении и укреплении здоровья граждан [4-6]. Важно отметить, что за время реализации национального проекта (2006-2018) средняя продолжительность жизни в России, по данным Федеральной службы государственной статистки, увеличилась с 65 до 72 лет (https://rosstat.gov.ru/folder). С 2019 по 2024 г. в рамках государственной политики по направлению «человеческий капитал» разработаны и реализуются новые национальные проекты федерального масштаба «Демография» и «Здравоохранение», в основу стратегических задач которых заложена наиболее прогрессивная концепция организации здравоохранения с позиции увеличения ожидаемой продолжительности здоровой жизни населения. Реализация проектов предполагает формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья [7, 8]. Важным событием в формировании государственной политики в сфере охраны здоровья граждан является разработка Стратегии формирования здорового образа жизни, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года (далее - Стратегия), которая принята в рамках двухгодичного соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Европейским региональным бюро ВОЗ 2016/2017 гг. [9]. Стратегия подготовлена в соответствии с положениями российского и международного права и наглядно демонстрирует процесс гармонизации национальных и международных правовых документов в сфере здравоохранения. Детальный анализ информационного наполнения документа позволяет констатировать, что долгосрочной целью здравоохранительной деятельности является создание единого профилактического пространства для увеличения активной и здоровой жизни населения РФ, под которым понимается «комплекс условий обитания, жизни и деятельности человека, обеспечивающий максимально длительную и активную жизнь», включающий информирование населения и каждого гражданина о преимуществах и условиях ведения здорового образа жизни, о необходимости профилактики, раннего выявления и лечения неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, а также создание для этого необходимых условий и обеспечение доступности информационных и медицинских услуг для всех слоев населения. Таким образом, ключевой тезис, на котором базируется политика государства в области охраны здоровья, можно определить следующим образом: здоровье - это наивысшая ценность человека и общества в целом, а сохранение индивидуального и общественного здоровья - важнейший принцип развития системы здравоохранения страны. Основные документы, определяющие концепцию государственной политики в области здравоохранения, ориентированы на сохранение общественного здоровья посредством реализации государственных программ, направленных на формирование активной мотивации личности и общества в целом к сохранению и укреплению здоровья [2, 3, 7-11]. В рамках научного обзора целесообразно отметить важные документы, регулирующие социально-медицинские аспекты сохранения здоровья нации, так как в условиях экономической и социальной нестабильности современного общества наблюдается усугубление медико-социальных проблем, пагубно влияющих на уровень здоровья населения. Так, одним из факторов риска ухудшения состояния здоровья, вносящим наибольший вклад в преждевременную смертность и инвалидность от целого ряда злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых заболеваний, а также болезней органов дыхания, можно считать табакокурение. Согласно Глобальному обследованию потребления табака среди молодежи, проведенному ВОЗ в 2015 г., распространенность курения в России все еще остается критически высокой [9]. Значимость проблемы потребления табака и противодействия потреблению табака подтверждена на государственном уровне путем принятия соответствующего Закона [12], в котором особое внимание уделено необходимости просвещения и информирования населения о вреде потребления табака путем реализации различных мероприятий, способствующих профилактике табакокурения, включая подготовку работников здравоохранения, образования и социальной сферы для осуществления разъяснительной работы о пагубном воздействии табака на здоровье. Негативным предиктором развития многих заболеваний является недостаточная физическая активность. По данным Минспорта России, по состоянию на 1 января 2018 г. регулярно занимались физической культурой и спортом лишь 36,8% россиян. Учитывая важность этой проблемы, в нашей стране с 2014 г. реализуется специальная Государственная программа, одной из задач которой является повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни, в результате чего следует ожидать увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, что априори ассоциируется с улучшением индивидуального и общественного здоровья [13]. Приведенный обзор стратегических направлений государственной политики РФ в здравоохранении позволяет констатировать, что в настоящее время наблюдаются положительные тенденции развития системы здравоохранения, ориентированные на возрождение профилактического направления при решении главной задачи этой системы, которая вытекает из ее названия - охрана здоровья. Вместе с тем изучение нормативной правовой базы, регулирующей решение задач в сфере охраны здоровья граждан, показало, что профессиональный и научный потенциал многих социальных институтов в этой сфере в настоящее время освоен недостаточно. Главным органом, определяющим международную политику в сфере охраны здоровья, выступает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), основную цель деятельности которой можно определить как охрана здоровья населения Земли на основе гармонизации мировых стандартов в сфере здоровьесбережения. В 1948 г. Уставом ВОЗ определено понятие «здоровье» как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней» [14]. Таким образом, уже более 70 лет мировое сообщество признает, что решение задач социального характера находится в плоскости здоровьеопределяющих технологий, что обусловливает необходимость участия специалистов системы здравоохранения в их разработке и реализации. Содержание основных стратегий ВОЗ затрагивает разные аспекты, влияющие на состояние здоровья общества. Так, в Алма-Атинской декларации от 1978 г. о первичной медико-санитарной помощи [15] провозглашено, что «здоровье является основным правом человека, и достижение наивысшего уровня здоровья составляет важнейшую всемирную социальную задачу, для выполнения которой необходимы совместные усилия многих социальных и экономических секторов общества в дополнение к сектору здравоохранения…». Соответственно, идея о необходимости межотраслевой коллаборации для решения проблем в сфере охраны здоровья населения согласована на международном уровне еще в середине прошлого столетия, при этом актуальность данного тезиса для РФ не потеряна по настоящий день, так как многие социальные институты до сих пор не в полной мере вовлечены в сферу здоровьесбережения. «Оттавская хартия по укреплению здоровья», подписанная на Первой Международной конференции по укреплению здоровья в 1986 г. в Канаде, определила предпосылки здоровья и пять направлений его укрепления. К наиболее значимым тезисам документа можно отнести следующие постулаты: человек только тогда сможет полностью реализовать свой потенциал здоровья, когда он будет в состоянии управлять обстоятельствами, от которых оно зависит; большое влияние на здоровье оказывает изменение образа жизни; содействие укреплению здоровья выходит за рамки оказания медицинской помощи, осуществляется посредством конкретных мероприятий на местном уровне, способствует развитию индивидуальных и общественных качеств личности путем просвещения граждан в вопросах здравоохранения и совершенствования их жизненных навыков. Необходимо дать людям возможность пополнять свои знания в течение всей жизни, чтобы они были готовы ко всем ее этапам и умели справляться с хроническими болезнями; ответственность за процесс укрепления здоровья распределяется между отдельной личностью, общественными группами, медицинскими работниками и органами государственного управления. Каждый индивидуум, общественные группы, сотрудники здравоохранения и органы государственного управления должны объединить усилия для создания системы здравоохранения, нацеленной на укрепление здоровья [16]. Проведенный анализ стратегических направлений государственной политики РФ в сфере охраны здоровья подтверждает, что все принятые в Канаде постулаты актуальны и в настоящее время, а большинство из них находят отражение в современных документах, регулирующих вопросы охраны здоровья в нашей стране. Оттавская хартия положила начало регулярной работе по формированию международной политики в сфере охраны здоровья населения Земли, в рамках которой опубликованы и продолжают формироваться серия документов из цикла «Здоровье для всех». Концептуальным документом из этого цикла изданий можно считать Стратегию ВОЗ «Здоровье для всех в 21 веке», опубликованную в 1998 г., в которой закреплен тезис о том, что для полной реализации всеми людьми «потенциала здоровья» необходимы укрепление и охрана здоровья людей в течение всей их жизни, снижение распространенности и уменьшение тяжести основных болезней [17]. В документе отмечено, что реализация указанных направлений возможна путем участия в здравоохранительной деятельности отдельных людей, групп, населения и организаций, и сформулирована 21 концептуальная задача политики достижений здоровья для всех. Наиболее значимыми задачами Стратегии можно считать сохранение здоровья на протяжении всей жизни, сокращение распространенности заболеваний, формирование здорового образа жизни, междисциплинарные обязательства в отношении сохранения и укрепления здоровья, интеграцию здравоохранения, развитие кадровых ресурсов для обеспечения задач здравоохранения, научные исследования и информацию по вопросам здравоохранения, ликвидацию пагубных привычек. Изучение современных тенденций российской политики здравоохранения показало, что все перечисленные задачи нашли отражение в современных проектах РФ в сфере здравоохранения, что подтверждает их актуальность для нашей страны в настоящее время. Спустя почти 15 лет в рамках серии «Здоровье для всех» опубликован очередной документ, в котором еще раз подтверждена актуальность ранее сформулированных тезисов, доказана их эффективность на примере позитивного опыта некоторых стран, сформулированы отдельные выводы относительно апробированных мер для улучшения здоровья населения Земли, а также продекларирован чрезвычайно важный тезис о том, что «образование и здоровье взаимосвязаны», позволивший сформировать концепцию о влиянии санитарной грамотности личности на состояние здоровья человека и общества [18]. Очередным важным шагом на пути формирования международных принципов сохранения здоровья явилось принятие в 2011 г. в Баку Резолюции EUR/RC61/R2 «Укрепление потенциала и служб общественного здравоохранения в Европе: рамочная основа действий» [19]. Названный вотум определил дальнейший план действий по укреплению потенциала и услуг общественного здравоохранения в рамках сформулированных в резолюции приоритетных направлений деятельности по укреплению потенциала и служб общественного здравоохранения, в числе которых улучшение итоговых показателей здоровья путем применения мер защиты здоровья, профилактики болезней, укрепления здоровья, широкое использование оперативных функций общественного здравоохранения [20]. Очевидно, что сформированный вектор развития охраны здоровья перекликается с ранее выдвинутыми постулатами, но имеет более конкретные утверждения относительно дифференциации при выборе подходов для формирования концепции здоровьесбережения, в основу которых заложена необходимость четкого понимания зависимости ожидаемых результатов от проводимых мер в сфере охраны здоровья, а также определения цели осуществляемой деятельности - защита, профилактика и/или укрепление здоровья. Все перечисленные функции в той или иной степени отражены в национальных документах РФ, что подтверждает согласованность здравоохранительных мер нашей страны с международными идеями и позволяет утверждать, что все мировое сообщество стремится к расширению профилактического пространства путем вовлечения в реализацию здоровьесберегающей политики всех участников общества. Идея всеобъемлющего вовлечения структур и членов общества в охрану здоровья нашла отражение в специальном руководстве ВОЗ, в рамках которого сформулировано понятие «принцип учета здоровья во всех стратегиях» (ЗВС), под которым понимают подход к формированию политики во всех секторах, на основе систематического учета последствий от решений, влияющих на здоровье населения [21]. В документе приведены основные компоненты для успешной реализации ЗВС, в том числе определение потребностей и приоритетов для реализации данного подхода, определение поддерживающих структур и процессов и создание возможностей для успешной реализации ЗВС. Отмечено, что органы и участники здравоохранения играют ключевую роль в продвижении ЗВС. Актуальность коллаборации профессиональных возможностей специалистов для достижения общих задач здравоохранения отражена в рамочной стратегии преобразования здравоохранительных услуг на основе интегрированного подхода, где в качестве основной цели интеграции в здравоохранении заявлено повышение уровня здоровья и благополучия людей путем преобразования системы предоставления услуг здравоохранения на основе системно-целевого подхода для аргументации взаимодействия с другими функциями системы здравоохранения [22]. В документе приведены приоритетные области действий, где интеграция усилий в области здравоохранения может быть максимально полезной. Так, в рамках предоставления услуг в сфере здравоохранения на этапе взаимодействия с группой населения или отдельными людьми каждый работник системы здравоохранения должен стремиться к решению следующих задач: определение связанных со здоровьем потребностей человека (группы людей), воздействие на детерминанты здоровья; расширение прав и возможностей населения, вовлечение пациентов в охрану собственного и общественного здоровья. Рассматривая международные документы, принятые для сохранения здоровья населения, следует вспомнить Глобальную стратегию по питанию, физической активности и здоровью, принятую ВОЗ еще в 2004 г. [23]. Целью принятия документа является укрепление и сохранение здоровья населения за счет обеспечения ориентиров на развитие устойчивых действий, которые в совокупности должны привести к сокращению показателей заболеваемости, связанной с недостаточной физической активностью, нездоровым рационом питания и потреблением табака. В документе обоснованы и сформулированы эффективные действия для достижения поставленной цели. Главным тезисом Глобальной стратегии можно считать следующий: «люди могут сохранять здоровье после семидесяти, восьмидесяти и девяноста лет при оптимальном рационе питания, регулярной физической активности и воздержании от табака». В связи с этим в рамках организации деятельности в сфере здравоохранения целесообразно поощрять здоровый образ жизни, укреплять существующие или создавать новые структуры для осуществления стратегии в рамках системы здравоохранения и других секторов, поощрять мобилизацию всех социальных и экономических групп общества, в том числе научных кадров, профессиональных ассоциаций, а также бизнеса к активному участию в достижении целей и задач Стратегии, всячески содействовать и поощрять индивидуальную ответственность за собственное и общественное здоровье. Эффективное достижение результатов Глобальной стратегии по питанию, физической активности и здоровью предполагает максимальное расширение профилактического пространства путем профессиональной коллаборации медицинских специалистов, междисциплинарного взаимодействия различных институциональных и общественных структур и личного участия отдельных граждан, что подтверждает целесообразность применения интегрированных технологий в решении медико-социальных проблем, влияющих на здоровье населения. В рамках изучения заявленной темы заслуживает отдельного внимания документ, принятый ВОЗ в 2014 г. и представляющий собой дорожную карту по снижению бремени заболеваемости, смертности и инвалидности, вызванных предотвратимыми и поддающимися профилактике неинфекционными заболеваниями (НИЗ), за счет многосекторального сотрудничества и совместной работы на всех уровнях с целью достижения наивысших стандартов здоровья в каждой возрастной группе, а также с целью устранения препятствий, вызванных НИЗ, для благополучия, социального и экономического развития личности и общества [24]. Неотъемлемым компонентом достижения глобальных целей по снижению НИЗ и сохранению здоровья населения, согласно дорожной карте, можно считать идею многосекторального сотрудничества, принцип учета здоровья во всех стратегиях и интегрированный подход в системе здравоохранения. Безусловно, научный обзор международных документов в сфере охраны здоровья не ограничивается рассмотренным перечнем публикаций, но позволяет проследить тенденции формирования политики здоровьесбережения на уровне мирового сообщества и подтверждает высочайшую профессиональную востребованность специалистов системы здравоохранения в реализации мировых стратегий, направленных на улучшение и сохранение личного и общественного здоровья. Изучение мировых и национальных приоритетов, определяющих тенденции развития политики в сфере здравоохранения, позволило сформулировать основные предпосылки (детерминанты) здоровьесбережения граждан, принятые мировым сообществом и нашедшие отражение в отечественных документах. Наиболее значимыми из них являются: -Поощрение деятельности, способствующей охране здоровья. -Создание единого профилактического пространства. -Конкретизация понятия «ответственное отношение к здоровью». -Охват всего жизненного цикла человека и всех сфер его деятельности при формировании ответственного отношения к здоровью и мотивации к его сохранению. -Развитие информационных технологий в сфере охраны здоровья. -Расширение межотраслевого и междисциплинарного сотрудничества с целью поддержания и укрепления здоровья. -Повышение санитарной грамотности общества. -Преобразование услуг здравоохранения с позиций охраны здоровья. -Развитие кадровых ресурсов для обеспечения здоровьесберегающей деятельности. Заключение Итогом логического обобщения изученных документов и определения основных детерминант здоровьесбережения явилось формирование научно-практической методологии для решения национальных задач по улучшению общественного здоровья на основе междисциплинарной коллаборации специалистов различных отраслей. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

About the authors

I. A. Kirshchina

Perm State Pharmaceutical Academy of Minzdrav of Russia

Email: irirna.kirshina@mail.ru

T. V. Shestakova

Perm State Pharmaceutical Academy of Minzdrav of Russia


A. V. Soloninina

Perm State Pharmaceutical Academy of Minzdrav of Russia


A. E. Krasheninnikov

Pirogov Russian National Research Medical University of Minzdrav of Russia; The National Scientific Center of the Farmakonadzor


R. U. Habriev

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


References

  1. Здоровье 2020. Основы Европейской политики в поддержку действий всего государства и общества в интересах здоровья и благополучия. Всемирная Организация Здравоохранения; 2012. Режим доступа: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0017/215432/Health2020-Long-Rus.pdf (дата обращения 05.04.2022).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. 01.07.2020)). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 05.04.2022).
  3. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 05.04.2022).
  4. Паспорт национального проекта «Здоровье»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.). Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/gWYJ4OsAhPOweWaJk1prKDEpregEcduI.pdf (дата обращения 05.04.2022).
  5. Измеров Н. Ф. Национальный проект «Здоровье» - роль медицины труда. Медицина труда и промышленная экология. 2007;(12):4-8.
  6. Пивень Д. В. Приоритетный национальный проект «Здоровье»: первые уроки. Менеджер здравоохранения. 2007;(9):21-7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnyy-natsionalnyy-proekt-zdorovie-pervye-uroki (дата обращения 05.04.2022).
  7. Паспорт национального проекта «Демография»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374266/ (дата обращения 05.04.2022).
  8. Паспорт национального проекта «Здравоохранение»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319209/ (дата обращения 05.04.2022).
  9. Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» от 15 января 2020 г., № 8. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344362/ (дата обращения 05.04.2022).
  10. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 (ред. от 24.03.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации.,Развитие здравоохранения“» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286834/ (дата обращения: 05.04.2022).
  11. Приказ Министерства здравоохранения России от 29.10.2020 № 1177н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369897/ (дата обращения 05.04.2022).
  12. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» от 23.02.2013 № 15-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142515/ (дата обращения 05.04.2022).
  13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 (ред. от 06.11.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации.,Развитие физической культуры и спорта“». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162179/ (дата обращения 05.04.2022).
  14. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения, принят Международной конференцией здравоохранения, проходившей в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 г., подписан 22 июля 1946 г. Режим доступа: https://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf (дата обращения 05.04.2022).
  15. World Health Organization. Declaration of Alma-Ata: International Conference on Primary Health Care, Alma-Ata, USSR, 6-12 September 1978. 1978. Режим доступа: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/113875/E93944R.pdf (дата обращения 05.04.2022).
  16. Ottawa Charter for Health Promotion; 1986. Режим доступа: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/146808/Ottawa_Charter_R.pdf (дата обращения 05.04.2022).
  17. Стратегии «Здоровье для всех в 21 веке». Всемирная организация здравоохранения; 1998. Режим доступа: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/109780/wa540ga199herus.pdf (дата обращения 05.04.2022).
  18. Санитарная грамотность: убедительные факты. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро; 2014. Режим доступа: https://apps.who.int/iris/handle/10665/277124 (дата обращения 05.04.2022).
  19. EUR/RC61/R2 Regional Committee for Europe, 61st session. (2011) Sixty-first Regional Committee for Europe: Baku, 12-15 September 2011: strengthening public health capacities and services in Europe: a framework for action. World Health Organization. Regional Office for Europe. Режим доступа: https://extranet.who.int/iris/restricted/handle/10665/(дата обращения 05.04.2022).
  20. Европейский план действий по укреплению потенциала и услуг общественного здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения; 2012. Режим доступа: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/171773/RC62wd12rev1-Rus-updated.pdf (дата обращения 05.04.2022).
  21. Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях. Руководство к действию страны. Всемирная организация здравоохранения; 2014. Режим доступа: https://www.mediasphera.ru/issues/profilakticheskaya-meditsina/2014/5/downloads/ru/031726-6130201455 (дата обращения 05.04.2022).
  22. Укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, в Европейском регионе ВОЗ: рамочная основа для действий по организации интегрированного предоставления услуг здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения; 2016. Режим доступа: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/315922/66wd15r_FFA_IHSD_160535.pdf (дата обращения 05.04.2022).
  23. Глобальная стратегия ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья: утверждена Всемирной ассамблеей здравоохранения, резолюция 57.17 от 22 мая 2004 года. Режим доступа: http://centrmedprof2015.ru/wp-content/uploads/2018/04/globalnaya-strategiya-VOZ-1.pdf (дата обращения 05.04.2022).
  24. Глобальный план действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними на 2013-2020. Всемирная организация здравоохранения; 2014. Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/94384/9789244506233_rus.pdf (дата обращения 05.04.2022).

Statistics

Views

Abstract - 169

PDF (Russian) - 113

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies