STRATEGIC DIRECTIONS FOR THE COMPETITIVENESS OF PRIMARY HEALTH CARE ORGANIZATIONS

Abstract


The article analyzes the current state of the medical service market of the Russian Federation, including: an assessment of the volume of paid medical services to the population, monetary expenses of households to pay for medical services, expenses of the consolidated budget of the Russian Federation for healthcare, investments in the fixed assets in healthcare, the volume of the pharmaceutical market in Russia and the imports of medicines and medical equipment.The rating of the largest non-governmental medical organizations in Russia in terms of revenue, the number of branches, the cost of initial admission and the number of patients was presented, the total revenue of the top 20 non-governmental medical organizations was analyzed.Negative trends affecting the current state of the medical service market were studied, the risks from the imposition of the sanctions and opportunities for further development of the medical services market were determined; measures of state support for health care in the context of sanctions were discussed.The conclusion presents perspectives for the development of the medical service market in the context of the sanctions imposed on the Russian Federation by the European Union, the United States and other states in connection with the special military operation in Ukraine.

Full Text

Введение Восстановление «доковидного» состояния рынка медицинских услуг - одно из основных ожидаемых событий 2022 г. В 2021 г. ситуация на российском рынке медицинских услуг стабилизировалась. После удовлетворения отложенного спроса рынок вернулся к показателям 2019 г. Особой популярностью среди населения стали пользоваться многопрофильные центры с широким ассортиментом медицинских услуг, оказываемых в условиях амбулаторного и стационарного лечения, с наличием современного оборудования для лабораторной и функциональной диагностики. В то же время мелкие игроки и несетевые клиники ушли с рынка, не выдержав конкуренции. В 2021 г. рынок платных медицинских услуг вырос на 26,1% по сравнению с 2020 г. и достиг значения в 919,1 млрд руб. Росстат отмечает рост цен на медицинские услуги населению. Так, индекс цен и тарифов вырос в 2021 г. по сравнению с 2020 г. на 0,8 процентного пункта и составил 5,1%. Общий оборот организаций, оказывающих медицинские услуги, в 2021 г. составил 4072,5 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом 2020 г. данный показатель вырос на 28,5% [1]. Объем фармацевтического рынка России в 2020 г. превысил 2040 млрд руб., что на 9,8% выше показателя 2019 г. Объем продаж лекарств в натуральном выражении упал на 4% и составил 6,17 млрд упаковок. В 2021 г. емкость рынка составила 2171 млрд руб., что на 6% больше, чем в 2020 г. В 2021 г. по сравнению с 2020 г. онлайн-продажи медицинских услуг, лекарств и медицинских изделий показали уверенный рост спроса. Самый большой рост в исследуемом периоде показали онлайн-продажи платных медицинских услуг: онлайн-оборот вырос на 258%, при том что средний чек упал на 68% (с 20 372 до 6605 руб.). На 106% вырос онлайн-спрос на лекарственные препараты, при этом средняя стоимость покупки практически не изменилась и составила в первой половине 2021 г. 4110 руб. [2]. На сложившуюся ситуацию на рынке медицинских услуг значительно повлияли: рост заболеваемости коронавирусом, ограничения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции, максимальные нагрузки на государственные медицинские организации и систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Россияне вынуждены были обращаться за медицинскими услугами в частные медицинские организации, а серьезные медицинские расходы (например, дорогостоящие операции) - откладывать. С этим связано значительное падение средней стоимости медицинских услуг. Введение санкций, наложенных на Российскую Федерацию (РФ) странами Евросоюза, США и другими государствами в связи со спецоперацией на Украине, резкий рост курсов валют в первом квартале 2022 г. - все это, безусловно, отразилось не только на текущем состоянии рынка медицинских услуг, но и на перспективах его дальнейшего развития. Таким образом, необходимость анализа современного состояния рынка медицинских услуг РФ и выявления перспектив его развития в условиях санкций, наложенных на РФ странами Евросоюза, США и другими государствами в связи со спецоперацией на Украине определили актуальность данного исследования. Цель исследования - провести анализ современного состояния рынка медицинских услуг в РФ и определить перспективы его развития в условиях санкций, наложенных на РФ странами Евросоюза, США и другими государствами в связи со спецоперацией на Украине. Достижение цели исследования предопределило постановку и последовательное решение следующих взаимосвязанных задач: •представить литературный обзор исследований, посвященных изучению современного состояния и тенденций развития системы здравоохранения и рынка медицинских услуг в РФ, организационно-экономических основ деятельности медицинских организаций и т. д.; •провести анализ современного состояния рынка медицинских услуг РФ и обосновать направления его развития в условиях санкций; •представить перспективные направления развития рынка медицинских услуг в РФ в условиях санкций, наложенных на РФ странами Евросоюза, США и другими государствами в связи со спецоперацией на Украине. Значителен вклад в исследование современных подходов к анализу трансформации медицинской статистики в период пандемии новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) [3]. Обзор основных подходов к повышению доступности лекарственных препаратов в условиях необходимости профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, представлен в исследовании А. В. Бахаревой и Д. О. Рощина [4]. Особый интерес представляет исследование А. Л. Линденбратена и соавт., в котором рассмотрен опыт создания территориальной системы управления качеством медицинской деятельности, дан перечень критериев и показателей для проведения оценки эффективности территориальной системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности [5]. Анализ влияния пандемии COVID-19 в 2020 г. на состояние конкуренции на рынке медицинских услуг представлен в исследовании коллектива авторов [6]. В настоящем исследовании для достижения поставленной цели был проведен всесторонний обзор литературы. Материалы и методы При составлении обзора литературных источников по теме исследования был применен метод контент-анализа. Аналитические результаты оценки современного состояния рынка медицинских услуг РФ, включающие в себя анализ объема платных медицинских услуг населению, денежных расходов домашних хозяйств на оплату медицинских услуг, расходов консолидированного бюджета РФ на здравоохранение, инвестиций в основной капитал в здравоохранении, объем производства лекарственных препаратов в РФ и импорта лекарственных препаратов и медицинского оборудования, были получены с применением статистических и аналитических методов исследования. Определение перспектив развития рынка медицинских услуг в РФ в условиях санкций были получены с применением аналитических методов исследования и контент-анализа. В качестве объекта исследования был выбран рынок медицинских услуг РФ. В статье использованы данные официальных органов Федеральной службы государственной статистики РФ, интернет-ресурсы, информационно-аналитические материалы. Результаты исследования В начале 2022 г эпидемическая ситуация в стране практически стабилизировалась, медицинские услуги стали доступны пациентам без ограничений, люди стали чаще проходить обследования, сдавать анализы, консультироваться с врачами. Проведение массовой вакцинации от коронавируса и всероссийской диспансеризации населения также благоприятно повлияли на текущее состояние рынка медицинских услуг и привели к увеличению количества медицинских приемов. В феврале этого же года Россия в очередной раз столкнулась с чрезвычайными экономическими обстоятельствами. Санкции, наложенные на РФ странами Евросоюза, США и другими государствами в связи со спецоперацией на Украине, носят беспрецедентный характер и затрагивают все сферы экономики, в том числе и рынок медицинских услуг. При проведении исследования рынка медицинских услуг и оценки перспектив его развития в условиях санкций важное значение имеют демографические показатели, расходы консолидированного бюджета РФ на здравоохранение, количество и структура больничных организаций, объем платных медицинских услуг населению, размер денежных расходов домашних хозяйств на оплату медицинских услуг, размер инвестиций в основной капитал в здравоохранении, объем фармацевтического рынка России и импорта лекарственных препаратов и медицинского оборудования и др. В 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. в РФ показатель общей смертности населения увеличился на 17,9% и составил 14,5 пункта на 1 тыс. населения (в 2019 г. - 12,3 на 1 тыс. населения), число умерших увеличилось на 323,8 тыс. и составило 2124,5 тыс. [1]. Основной причиной избыточной смертности населения страны стала пандемия новой коронавирусной инфекции. Важнейшей движущей силой, стимулирующей устойчивый рост численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни, является увеличение государственного финансирования на здравоохранение. В 2020 г. расходы консолидированного бюджета РФ на здравоохранение составили 4939,3 млрд руб. и по сравнению с 2019 г. увеличились на 30,3%, что в сумме составляет 1149,6 млрд руб. В соответствии с федеральным законом № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» доля в общем объеме расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2021 и 2023 гг. по сравнению с 2020 г., который составлял 5,3%, уменьшится и составит 5,2 и 4,9% соответственно. В 2022 г. он не изменится и составит 5,3% [7]. Государство является учредителем и собственником 68% медицинской инфраструктуры. Для ее эффективного использования оно реализует целевую программу «Развитие здравоохранения», национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография», ведомственные целевые программы, а также государственные программы субъектов Российской Федерации. Структура государственной медицинской инфраструктуры представлена на рис. 1. Данные рис. 1 позволяют сделать вывод об увеличении в 2020 г. числа амбулаторно-поликлинических организаций на 8%, коек в больничных организациях (на 10 тыс. населения) - на 1,7 тыс. шт., мощности амбулаторно-поликлинических организаций (на 10 тыс. населения) - на 2,2% по сравнению с 2019 г. Положительная динамика развития государственной медицинской инфраструктуры связана с реализацией Указа Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». В документе среди приоритетных задач развития здравоохранения в РФ отмечены создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи, в том числе строительство и реконструкция объектов здравоохранения, развитие инфраструктуры и материально-технической базы медицинских организаций, оснащение современным лабораторным оборудованием. В условиях пандемии в 2020 г. численность оказанных амбулаторно-поликлинических приемов сократилась, что отразилось на структуре рынка. Анализ объема рынка медицинских услуг по секторам показал, что 73,3% его объема приходится на сектор ОМС (823,3 млн приемов). В секторе платных медицинских услуг было оказано 105,0 млн приемов, что соответствовало 9,3% рынка, в бюджетном секторе - 93,7 млн приемов (8,3% рынка), в секторе добровольного медицинского страхования - 41,2 млн приемов (3,7% рынка) [1]. По прогнозным оценкам BusinesStat, к 2025 г. численность оказанных медицинских приемов достигнет 1135,6 млн. [8]. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в общем объеме платных услуг, оказанных населению, удельный вес медицинских услуг составляет 7,7% (в 2020 г.), 7,1% (в 2019 г.) 7,0% (в 2018 г.). Объем платных медицинских услуг населению в РФ в 2020 г. составил 693 791 млн руб., что на 29 306 млн руб. меньше, чем в 2019 г. Объем платных медицинских услуг на душу населения в 2020 г. составил 4737,3 руб., что на 189,6 руб. меньше, чем в 2019 г. В 2020 г. наблюдается значительное падение денежных расходов домашних хозяйств на оплату медицинских услуг - на 783,7 руб. по сравнению с 2019 г. [1]. В 2020 г. на территории РФ функционировали более 3 тыс. сетевых негосударственных медицинских организаций (без учета диагностических частных лабораторий). По отношению к 2019 г. их количество увеличилось только на 8 единиц. При этом наиболее активно развивался сегмент многопрофильных лечебно-профилактических учреждений. Крупнейшие игроки последовательно наращивают свои объемы работы в системе ОМС. Несмотря на сокращение объемов рынка медицинских услуг, крупные негосударственные медицинские организации демонстрируют уверенный рост. Суммарная выручка топ-20 негосударственных медицинских организаций выросла в 2021 г. на 22,4% и составила 157,6 млрд руб. (см. таблицу) [9]. Медицинская компания «Согаз Медицина» продемонстрировала самый большой рост, как и в прошлом году (108,9%). Рост выручки с 645,6 млн руб. в 2019 г. до 3,35 млрд руб. в 2020 г. произошел благодаря подразделению «СогазПрофмедицина», обслуживающему корпоративных клиентов. В тройку самых динамичных также вошли «Медскан» (83,9%), создающий с помощью Газпромбанка сеть медицинских центров стоимостью 70 млрд руб., и «МедИнвестГрупп» (почти 60% роста), открывшая в 2020 г. шесть новых центров ядерной медицины и три центра лучевой терапии [9]. Важнейшими критериями, характеризующими состояние рынка медицинских услуг, являются размер инвестиций в основной капитал, направленных на развитие здравоохранения, уровень оснащенности организаций медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, без применения которых невозможно оказание качественных медицинских услуг. На рис. 2 видно, что в период с 2018 по 2020 г. размер инвестиций в основной капитал, направленных на развитие здравоохранения, имеет стабильную тенденцию к росту. Так, в 2020 г. рост инвестиций составил 75,4 процентного пункта. Значительно вырос объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие производства лекарственных препаратов (на 21,1%). Объем российского рынка медицинских изделий в 2020 г. скачкообразно вырос до уровня 740,9 млрд руб., что составило около 2,25% объема мирового рынка медицинских изделий. За время пандемии число зарегистрированных в России медицинских изделий увеличилось с 1469 в 2019 г. до 3630 в 2020 г. [1]. Объем российского рынка медицинских изделий в 2020 г. скачкообразно вырос до уровня 740,9 млрд руб., что в 1,4 раза выше уровня 2019 г. Рост объема российского рынка медицинских изделий связан с пандемией коронавирусной инфекции. По прогнозным оценкам, в 2021 г. объем данного рынка сократился на 2% [1]. В 2021 г. продолжила снижаться доля импорта медицинского оборудования. В 2020 г. его объем сократился на 6,5%, а в 2021 г. - еще на 1,5%. В 2020 г. увеличение объемов импорта медицинского оборудования составило почти 11% по сравнению с 2019 г. Лидером по импортным поставкам медицинского оборудования в 2020 г. является Италия (более 25%). Пандемия коронавируса продемонстрировала необходимость увеличения затрат не только на здравоохранение, но и на разработки в области медицины для наращивания производства конкурентоспособного медицинского оборудования. По прогнозам экспертов, по итогам 2021 г. медицинская промышленность в России может не только восстановиться, но и вырасти по отношению к 2020 г. на 5-6% [10]. Обсуждение Санкции, которые страны Евросоюза, США и другие государства в связи со спецоперацией на Украине вводят чуть ли не каждый день, пока в полной мере не затрагивают систему здравоохранения и рынок медицинских услуг. Резких изменений на рынке медицинских услуг не происходит. Однако первые негативные тенденции уже заметны: •рост цен на импортные расходные материалы, лекарственные средства и медицинское оборудование; многие цены привязаны к курсу доллара (цена субстанций, цена расходных материалов, цена импортируемых препаратов), что вызвало их рост; •оптовые компании сократили срок оплаты заказа за отгруженные лекарственные средства или отменили отсрочку платежа вообще, с некоторых аптек требуют теперь только предоплату; •дефицит лекарственных препаратов, который вызван ажиотажным спросом последних недель марта; для устранения сложившейся ситуации нужно несколько недель, что создает проблемы с логистикой; •сбои логистических цепочек, недоступность импортных комплектующих для производства медицинской техники и оборудования. Специалисты Экспертного института социальных исследований в качестве рисков от введения санкций для отрасли «Здравоохранение» выделили: среднедоступность импортных комплектующих для производства медицинской техники и нехватку единого федерального органа исполнительной власти, уполномоченного координировать медицинскую промышленность. Помимо этого, в докладе предложили решить проблему разных ставок НДС на импортные и отечественные комплектующие и выровнять налоговую нагрузку. Что касается возможностей, то эксперты отметили следующие: развитие системы государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций в здравоохранение; интеграция в федеральные медицинские центры производственных предприятий, занимающиеся разработкой и выпуском медицинской техники; увеличение доли отечественных медицинских изделий на рынке до 60-70% [10]. Введение санкций странами Евросоюза, США и другими государствами в связи со спецоперацией на Украине оказало неоднозначное влияние на состояние и развитие российского рынка медицинских услуг. С одной стороны, рост цен на импортные расходные материалы, лекарственные средства и медицинское оборудование привел к тому, что в марте 2022 г. количество пациентов в негосударственных медицинских организациях сократилось, уменьшился средний чек покупки медицинских услуг, что привело к снижению оборотов в организациях. С другой стороны, Правительство РФ в неотложном порядке приняло ряд эффективных мер поддержки здравоохранения, в том числе разработало меры для стимулирования фармацевтической промышленности, расширило возможности закупки лекарств и медицинских изделий по упрощенной процедуре и у единственного поставщика, увеличило годовой объем закупок медицинских изделий по упрощенной схеме - со 100 млн до 750 млн руб. - и лимит приобретения за счет средств ОМС оборудования стоимостью до 1 млн руб., увеличило срок и размер льготного кредитования и субсидирования затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; закупки медицинских изделий до 1 сентября 2022 г. освободило от необходимости разделения на отдельные лоты по каждому виду медицинских изделий. Заключение Результаты проведенного анализа современного состояния рынка медицинских услуг в РФ позволили авторам определить перспективы его развития в условиях санкций, наложенных на РФ странами Евросоюза, США и другими государствами в связи со спецоперацией на Украине, а именно: •одним из основных драйверов рынка медицинских услуг останется внедрение инновационных технологий диагностики и лечения, усиление ИТ-составляющей, в частности телемедицины (предоставление результатов диагностики, консультации с врачом, возможность оказания услуги «второе мнение» через онлайн-каналы), будет в значительной мере влиять на увеличение объемов рынка медицинских услуг; •увеличение инвестиций в основной капитал, направленных на развитие здравоохранения, будет происходить в русле развития государственной медицинской инфраструктуры за счет средств национальных проектов, открытия новых и расширения действующих негосударственных медицинских центров, а также приобретения крупными сетевыми компаниями мелких игроков. Рост инвестиций объясняется перспективами в дальнейшем окупить их за счет расширения присутствия в системе ОМС в случае, если государство пойдет навстречу негосударственным медицинским организациям в части увеличения квот и тарифов; •расширение сотрудничества по поставкам медицинского оборудования с другими государствами, прежде всего с Китаем, Индией, странами Латинской Америки, которые поставляют на международный рынок конкурентоспособную медицинскую продукцию и готовы выйти на привлекательный для них российский рынок; •увеличение сборки и разработки компьютерных и магнитно-резонансных томографов российскими производителями, проведение переговоров с поставщиками для создания запаса медицинского оборудования, необходимого для бесперебойной работы медицинских организаций; •расширение сотрудничества по поставкам лекарственных средств с Индией и Китаем: необходимые закупки будут переориентированы на другие страны, а для производившихся в России по лицензиям препаратов будет введен другой порядок; •компенсация роста цен на лекарства путем расширения программ бесплатного лекарственного обеспечения за счет увеличения расходной части государственного бюджета. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

A. R. Davydovich

Sochi State University

Email: davyana@yandex.ru

S. V. Grinenko

Sochi State University


A. S. Karamova

Sochi State University


O. P. Fesenko

Sochi State University


References

  1. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб. М.: Росстат; 2021. 171 с.
  2. Исследование: онлайн-оборот платных медуслуг. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/12086687?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign (дата обращения 24.03.2022)
  3. Кобякова О. С., Поликарпов А. В., Голубев Н. А. Трансформация медицинской статистикт в период пандемии новой коронавирусной инфекции (CОVID-19). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(6):1439-45.
  4. Бахарева А. В., Рощин Д. О. Медико-социальные аспекты повышения доступности лекарственных препаратов в условиях необходимости профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(6):1446-50.
  5. Линденбратен А. Л., Лудупова Е. Ю., Гришина Н. К., Сердюковский С. М. Методические принципы управления качеством медицинской деятельности на территории. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(5):959-63.
  6. Давыдович А. Р., Карамова А. С., Кресова Н. С., Фесенко О. П. Стратегические направления обеспечения конкурентоспособности медицинской организации первичного звена. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(S1):576-81.
  7. На финансирование здравоохранения направят свыше 3,3 трлн руб. в 2021-2023 годах. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9484327?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения 18.04.2022).
  8. Анализ рынка медицинских услуг в городах России в 2016-2020 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021-2025 гг. Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/research/27511/(дата обращения 28.04.2022). 9.20 крупнейших медицинских компаний - 2021. Рейтинг Forbes. Режим доступа: https://www.forbes.ru/rating/441519-20-krupnejsih-medicinskih-kompanij-2021-rejting-forbes (дата обращения 28.04.2022).
  9. Отрасли в условиях санкций. Здравоохранение. Режим доступа: https://eisr.ru/upload/iblock/c17/c170bad3bbf11dfbf6366c85c137c94f.pdf (дата обращения 29.04.2022).

Statistics

Views

Abstract - 298

PDF (Russian) - 168

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies