Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- Авторы: Гончарова Г.А.1, Лазуренко С.Б.1, Дробышева М.М.2
- Учреждения:
- ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
- ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
- Выпуск: Том 30, № 4 (2022)
- Страницы: 673-678
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/973
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-4-673-678
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и охрана их здоровья относятся к наиболее актуальным проблемам современного общества, которым уделяется особое внимание государства. К основным ресурсам системы образования относят нормативно-правовую и материально-техническую базу, соблюдение санитарно-гигиенических требований и финансовое обеспечение, вариативный характер содержания образования, а также, что чрезвычайно важно, профессиональную готовность педагогов целенаправленно и систематически проводить работу по укреплению здоровья обучающихся [1, 2]. Сформировавшаяся нормативно-правовая база направлена на обеспечение равного доступа детей с ОВЗ и инвалидностью к современным образовательным услугам, а также предоставляет соответствующие условия для получения образования и интеграции в социум. В то же время многочисленными исследованиями последних лет доказано, что за время обучения в общеобразовательных организациях в состоянии здоровья детей, в том числе с ОВЗ, наблюдается выраженная отрицательная динамика [3-8]. Разрешение данного противоречия возможно посредством применения здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) в массовой педагогической практике, нацеленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий пребывания детей в образовательной организации, минимизацию рисков развития нарушений здоровья и профилактику возникновения школьно-обусловленной патологии обучающихся с ОВЗ [9, 10]. Кроме того, применение данных технологий позволяет сформировать привычку вести здоровый образ жизни, т. е. способность самостоятельно контролировать и управлять своим здоровьем в будущем [11-13]. Необходимо отметить, что к настоящему времени подбор оптимального объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся является одной из базовых характеристик любой образовательной технологии. В то же время имеет место противоречие между неполнотой реализации личностно-ориентированного образования как основы для разработки ЗОТ [14, 15] и приоритетами современной государственной образовательной политики, включающими успешную социализацию детей с разным уровнем личностного потенциала и состоянием здоровья, создание здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды [16-18]. Данное противоречие детерминирует первостепенную важность поиска новых подходов, средств и форм обучения, внедрения и квалифицированной экспертизы эффективности новых технологий, обеспечивающих здоровьесберегающее пространство в образовательных организациях [19]. Материалы и методы На основе принципов научной объективности и комплексности был проведен анализ научных данных, представленных в российских и зарубежных исследованиях в базах данных РИНЦ и PubMed, по вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях в контексте ресурсного обеспечения образования детей с ОВЗ. Критериями научного поиска являлись технологии, нацеленные на охрану здоровья обучающихся с ОВЗ, а также доступность и подтвержденная эффективность данных технологий и возможность их применения в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Результаты исследования В настоящее время сформирован спектр исследований, посвященных оценке различных технологий с позиций их влияния на самочувствие, функциональное состояние и здоровье обучающихся [20-22]. В связи с этим общепринятая классификация педагогических технологий дополняется понятием «здоровьесберегающие образовательные технологии» [23], а содержание образования характеризуется учетом особенностей развития обучающихся с ОВЗ, различающихся уровнем здоровья, психологической реактивности, ценностными ориентациями, профориентационными предпочтениями и перспективными намерениями жизнедеятельности. Важно, что своеобразие так называемых личностно-ориентированных технологий, по мнению Г. К. Селевко, заключается в ориентации на свойства личности, ее становление, развитие, в соответствии с природными особенностями развития [24]. Идеи здоровьесбережения, основанные на личностно-ориентированном подходе, созвучны принципам индивидуализации и дифференциации образования обучающихся с ОВЗ, что нашло отражение в работах известных гигиенистов детства: Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха, Е. К. Глушковой, Д. Н. Крылова, Н. Н. Куинджи, В. Р. Кучмы, М. И. Степановой и других исследователей [6, 10, 25-29]. По мнению А. М. Митяевой, здоровьесберегающие технологии логично дополняют комплекс традиционных образовательных технологий, объединяя все направления деятельности образовательных организаций по формированию, охране и укреплению здоровья обучающихся [30]. Некоторые исследователи представляют здоровьесберегающие технологии как набор условий и факторов организации и осуществления образовательной деятельности, систему, создающую максимально возможные условия для охраны, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех участников образовательного процесса [15, 19]. Для эффективной реализации данной системы, как правило, необходимы следующие параметры: -мониторинг состояния здоровья обучающихся с ОВЗ и условий обучения; -разработка образовательной стратегии и индивидуального образовательного маршрута с учетом психофизических возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; -создание благоприятного эмоционально-психологического климата в образовательном процессе за счет реализации данной технологии; -сочетание разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности, направленных на повышение адаптационных резервов и работоспособности обучающихся с ОВЗ [15]. Выделяют несколько групп здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в основу которых заложены разные механизмы воздействия и охраны здоровья обучающихся и, соответственно, различные методы и формы работы [14]. На основе характера (механизма) воздействия ЗОТ наиболее полно систематизированы в рамках следующей классификации [23]: -гигиенические (медико-профилактические) технологии, к которым относятся обеспечение и контроль за соблюдением надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентами СанПиН, а также все направления работы, связанные со здоровьем человека, традиционно входящие в сферу интересов и ответственности системы здравоохранения: организация медицинских осмотров, мониторингов, диспансеризации, профилактических прививок, ответственность за которые ложится на администрацию образовательной организации, педагогов и медицинских работников; -физкультурно-оздоровительные технологии, содействующие физическому развитию обучающихся, включая повышение общего жизненного тонуса, улучшение обменных процессов, нормализацию и улучшение психоэмоционального состояния, закаливание, тренировку силы, выносливости, плавности, гибкости и других качеств, необходимых для здоровья. Данные технологии преимущественно реализуются на уроках физкультуры, адаптивной физкультуры и в лечебной физической культуре (ЛФК), во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности педагогами по физической культуре, врачами ЛФК и педагогами, имеющими специальную подготовку; -экологические здоровьесберегающие технологии, ориентированные на воспитание у обучающихся любви к природе, стремления заботиться о ней. В большей степени они направлены на создание гармоничных с природой экологически оптимальных условий жизнедеятельности обучающихся, привлечение их к обустройству пришкольной территории, разведению растений в классах, рекреациях и уходу за ними, участие в природоохранных мероприятиях; -технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, нацеленные на обучение детей навыкам защиты и рационального поведения в чрезвычайный ситуациях, сложных неординарных обстоятельствах; традиционно их реализуют преподаватели обеспечения (охраны) безопасности жизнедеятельности (ОБЖ); -собственно здоровьесберегающие образовательные технологии, определяющие рациональное сочетание психолого-педагогических приемов, методов, для сохранения здоровья обучающихся в процессе освоения материала образовательной программы, что косвенно может способствовать повышению качества обучения. Для их реализации необходимо осознание всеми педагогами образовательной организации своей солидарной ответственности за сохранение здоровья обучающихся и наличие необходимых компетенций. ЗОТ в зависимости от целевого предназначения исследователи подразделяют на организационно-педагогические, психолого-педагогические и учебно-воспитательные. Организационно-педагогические ЗОТ определяют структуру образовательного процесса, частично регламентированного в СанПиН, профилактику и предотвращение состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптивных состояний детей с ОВЗ. Речь идет о соответствии условий обучения гигиеническим требованиям, построении содержания и организации учебного процесса с учетом возрастных морфофункциональных особенностей обучающихся, подборе объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала с учетом образовательных возможностей детей. Гигиенически рациональная организация деятельности основывается на обеспечении оптимального состояния организма в процессе обучения и воспитания. Данные технологии нацелены на соблюдение баланса между уровнем умственной и физической нагрузки и характером образовательной деятельности. С одной стороны, нагрузка не должна превышать функциональных возможностей обучающихся с ОВЗ, с другой - образовательная деятельность должна в полной мере обеспечивать благоприятное развитие растущего организма. Основным критерием психогигиенической оценки учебной нагрузки является ее соответствие функциональным возможностям организма обучающегося на каждом возрастном этапе. Учету индивидуальных морфофункциональных особенностей детей способствуют ранжирование трудности содержания учебных предметов, индивидуализация обучения в зависимости от познавательных возможностей и темпа учебной деятельности обучающихся. Психолого-педагогические технологии, включая социально-психологические тренинги, программы социальной поддержки и информационные мероприятия, разрабатываемые психологами, педагогами и социальными работниками, способствуют формированию и укреплению психологического здоровья, повышению адаптационных ресурсов обучающихся. Учебно-воспитательные технологии, как правило, реализуются посредством программ по формированию комплекса мотивов для организации и поддержания здорового образа жизни, по предупреждению вредных привычек, просвещения не только обучающихся, но и их родителей. Таким образом, по мнению большинства исследователей, здоровьесберегающие технологии представляют собой неотъемлемый элемент образовательного процесса и общей педагогической стратегии образовательной организации наряду с образовательными целями, программами и планами деятельности. Для детей с ОВЗ ЗОТ имеют первостепенное значение, поскольку данная категория обучающихся имеет сниженные адаптационные механизмы и недостаточный опыт социализации. Здоровьесберегающие технологии для обучающихся с ОВЗ имеют свою специфику, что обусловлено особыми образовательными потребностями, этиологией и характером нарушений здоровья, степенью социальной тяжести ограничений у каждой категории обучающихся [31-34]. Обсуждение Исследование эффектов применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для детей с ОВЗ позволяет утверждать, что их системное и систематическое применение позволяет не только создать новые, но и актуализировать такие имеющиеся ресурсы, как безбарьерная и безопасная среда для обучающихся, эффективная стратегия обучения, многоуровневая система сопровождения образовательного процесса, а также широкий спектр специальных компетенций и компетентностей родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Особо отметим, что при повышении педагогической компетентности родителей и их эмоциональной вовлеченности в процесс здоровьесбережения ребенка происходит глубокая внутренняя перестройка образа жизни семьи и стиля межличностного общения. В этом случае процесс воспитания становится ориентированным на развитие позитивных личностных качеств, полезных привычек и навыков, самостоятельности и включения в образовательную и социально полезную деятельность ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Сплоченность участников образовательного процесса в вопросах здоровьесбережения детей с ОВЗ является залогом оптимизации учебного процесса, профилактики учебных перегрузок и негативного влияния социальных факторов на психофизическое состояние обучающегося. Заключение Исследование здоровьесберегающих технологий в контексте ресурсного обеспечения образовательного процесса для детей с ОВЗ показало перспективность изучения следующих аспектов данной проблемы: -принципов формирования ценностного отношения к здоровью у всех участников образовательного процесса; -способов создания здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации; -путей внедрения интегрированных курсов для педагогов, обучающихся, родителей детей с ОВЗ по основам содержания, укрепления и комплексного контроля здоровья личности; -циклограмм разработки и коррекции содержания адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ; -организации разработки программ психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, оказания психологической поддержки родителям обучающихся с ОВЗ; -моделей комплексной оценки здоровья (физического, психического, социального, духовно-нравственного) субъектов образовательного процесса; -потенциала институтов тьюторства и самоуправления как ресурсов развития здоровьесберегающей среды. Исследование подготовлено с использованием материалов, полученных в результате выполнения базовой части государственного задания № 073-00028-20-00 за 2021 г. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
Г. А. Гончарова
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
С. Б. Лазуренко
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
М. М. Дробышева
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Email: mariad19@mail.ru
Список литературы
- Харисов Ф. Ф. Образование и здоровье. М.: ООО Издательство «Весь мир», 2003.
- Харисов Ф. Ф., Харисова Л. А. Оценка здоровьесберегающих образовательных технологий в системе общего образования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012;(2):86-9.
- Баранов A. A., Щеплягина Л. А., Сухарева Л. M. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок». Российский педиатрический журнал. 2000;(1):5-8.
- Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. В кн.: Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.
- Баранов А. А., Кучма В. Р., Тутельян В. А., Величковский Б. Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Комплексная программа научных исследований «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 2005-2009 гг.». М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.
- Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании. Вестник Российской академии медицинских наук. 2009;(5):6-11.
- Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. В кн.: Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМН; 2004.
- Онищенко Г. Г. Гигиенические аспекты обучения и воспитания и влияния их на здоровье детского населения. Здоровые дети России в 21 веке. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России; 2000. С. 7-26.
- Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А., Уланова С. А., Воронова Б. З., Лашнева И. П., Березина Н. О., Седова А. С., Лапонова Е. Д. Педагогические технологии как способ гигиенической оптимизации учебного процесса. Здоровье населения и среда обитания. 2011;(6):168-72.
- Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А., Уланова С. А., Лашнева И. П., Березина Н. О., Лапонова Е. Д., Шумкова Т. В., Воронова Б. З., Александрова И. Э., Седова А. С. Резервы здоровьесбережения учащихся в современной школе. Российский педиатрический журнал. 2011;(6):37-41.
- Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А., Уланова С. А., Лашнева И. П., Березина Н. О., Лапонова Е. Д., Воронова Б. З., Александрова И. Э., Седова А. С. Возможности педагогических технологий в снижении утомительности учебного процесса. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2012;26(2):64-7.
- Звездина И. В., Рапопорт И. К. Здоровье младших школьников. В кн.: Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И. / Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2009. С. 28-72.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО; 2002.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти; 2003.
- Вирабова А. Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения. М.: ПРОБЕЛ-2000; 2012.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
- Образовательная политика России на современном этапе: доклад рабочей группы Госсовета РФ по реформированию образованию. Режим доступа: http://gov.karelia.ru/Leader/Gossovet/doklad.html/
- Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: http://standart.edu.ru
- Шлат Н. Ю. Здоровьесбержение в образовательной организации (учебные материалы к дисциплине по выбору «Использование здоровьесбрегающих технологий в начальной школе»). Псков: ООО «ЛОГОС»; 2017.
- Кучма В. Р., Вирабова А. Р. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий для коррекции экологически обусловленных нарушений здоровья школьников. Вестник ВСНЦ СО РАМН. 2005;46(8):29-32.
- Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008. С. 156-63.
- Darling-Hammond L., Flook L., Cook-Harvey C., Barron B., Osher D. Implications for educational practice of the science of learning and development. Appl. Devel. Sci. 2020;24(2):97-140.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: Аркти; 2006.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование; 1998.
- Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с использованием компьютеров. Под ред. Г. Н. Сердюковской. М.: ВНИИГДиП; 1987.
- Громбах С. М. Психогигиена учебных занятий в школе. В кн.: Психогигиена детей и подростков. М.: Медицина; 1985.
- Куинджи H. H. Здоровьесберегающие возможности личностно-ориентированных педагогических технологий. В сб.: Здоровая образовательная среда - здоровый ребенок: материалы Всероссийской конференции с международным участием, 8-11 октября 2003 г. Архангельск; 2003. С. 171-2.
- Крылов Д. Н. Задачи, структура и функции психогигиенической службы в школе. В кн.: Проблемы социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики. М.; 1993. С. 129-40.
- Глушкова Е. К. Динамика работоспособности и функционального состояния организма учащихся среднего возраста при обучении в современной школе. М.: Просвещение; 2005.
- Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия»; 2010.
- Лазуренко С. Б., Соловьева Т. А., Терлецкая Р. Н., Конова С. Р. Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации. Интеграция образования. 2021;25(1):127-43.
- Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.; 2006.
- Нечаев В. С., Петрова И. А. К методологии изучения организационных технологий здоровьесбережения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(6):1326-32.
- Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). М.: Классик Стиль; 2006.