СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА

  • Авторы: Егорычев А.М.1, Фомина С.Н.1, Цветов С.В.2, Алиев Ш.И.3
  • Учреждения:
    1. ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
    2. ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина»
    3. Дагестанский гуманитарный институт (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»
  • Выпуск: Том 30, № 3 (2022)
  • Страницы: 377-382
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/908
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-3-377-382
  • Цитировать

Аннотация


Одной из глобальных проблем современного мира является сохранение и укрепление социального здоровья населения. Происходящие в настоящее время явления, связанные с пандемией, угроза физическому и психическому здоровью человека ставят весь мир на опасную грань саморазрушения, что актуализирует исследования, связанные с вопросами изучения жизненных сил и социального здоровья человека. Многогранность данной проблемы основана на единстве его жизненных сил, социального здоровья и ценностных социальных ориентаций, где человек должен выступать высшей ценностью государственной политики. В статье представлен анализ научной литературы, предложена авторская концепция модели гармоничного человека, обоснована необходимость изучения социального здоровья и жизненных сил человека как комплексной междисциплинарной проблемы.

Полный текст

Введение В мировом сообществе уже давно осознан и принят важнейший концепт, касающийся феномена человека: высшая ценность - это человек. Признавая человека высшей ценностью, человечество тем самым признает его совершенство или его стремление быть совершенным, т. е. гармоничным. Т. П. Берсенева отмечает: «Так как все сущее в мироздании подчиняется закону гармонии, так и человек, являясь частичкой этого мира, целенаправленно, но иногда неосознанно, устремляется к гармонии» [1]. Гармония как понятие несет в себе много сложностей и противоречий, касающихся сути и сущности человека. В философии гармония понимается как противоположность хаосу, как органичная интеграция определенных компонентов в едином системном неделимом целом. Гармония в человеке, представляющая определенную системную целостность, предполагает единство и согласованность всех его сторон (ипостасей), в результате чего наступает равновесное состояние всех его жизненных сил (биологических, психических, социальных, духовных), которые, образуя органичное единство, несут и выражают самые различные свои характеристики. Уже много столетий существует проблема, касающаяся необходимости выявления всех составляющих, системное целое в человеке, выделение и обоснование того, что обусловливает личностную стратегию его движения к гармонии и самосовершенствованию. На протяжении всего исторического развития человечество ищет в человеке истинную гармонию, соединяя в его образе высшие небесные смыслы и ценности земной жизни. Во всех культурах мира присутствуют самые разные идеи, концепции и теории, касающиеся понимания сути и сущности человека, включая его идеалы, сотворенные народом в процессе эволюции, в том числе отношение к здоровью человека, его жизненным силам и жизнеспособности. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена прежде всего складывающейся глобальной ситуацией современности, особенностями жизнедеятельности человека в наступающей информационно-технологической эпохе, отягощенной самыми разными жизненными трудностями (пандемия, бедность, безработица, терроризм, отсутствие значимых социальных ценностей и ориентиров), что создает не только опасную социальную напряженность, но и угрозу самому человеку, его здоровью и жизненным силам. Не случайно ученые самых разных научных направлений поднимают в своих исследованиях вопросы, связанные с ценностью человеческой жизни, жизненными силами, здоровьем и жизнеспособностью. Они констатируют, что «многие аспекты феномена, касающегося жизнеспособности и качественно-своеобразного становления жизненного мира человека, не только не исследованы, но даже не обозначены» [2]. О жизненных силах и жизнеспособности как базовой основе благополучия человека и общества пишут отечественные исследователи [3-6]. А. В. Махнач и Л. Г. Дикая, рассуждая о необходимости исследования жизнеспособности человека как важнейшей проблемы современности, отмечают: «Особенно ценными должны стать исследования жизнеспособности на различных этапах человеческого развития - от рождения и до глубокой старости» [7, с. 706]. Мы абсолютно согласны с данным утверждением, более того, считаем, что эти исследования должны носить глубокий комплексный и междисциплинарный характер. А. Ю. Дитятев приходит к выводу о том, что жизненные силы человека и общества, их реализация тесно связаны с социальными настроениями оптимизма и пессимизма, указывая на то, что «они обусловливают друг друга в процессе жизнедеятельности общества. Иными словами, оптимизм можно назвать источником жизненных сил, а поступательно развивающиеся, реализующиеся жизненные силы общества являются гарантом оптимистического восприятия реальности» [8]. Е. И. Аксенова, рассматривая необходимость психологической поддержки граждан в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, отмечает, что «в условиях COVID-19 можно ожидать ущерба для психического здоровья людей и, как следствие, снижения общественного здоровья в целом» [3]. О. А. Аникеева и соавт. обращают внимание на изменение социального самочувствия и здоровья женщин старшего возраста, заостряя внимание на психологической нестабильности, повышении тревожности и негативном влиянии на снижение жизненных сил пожилых граждан в целом [9, 10]. На актуальность проблематики социального здоровья указывает исследование Е. И. Мозговой и соавт., которые доказали, что «угроза стремительного распространения коронавирусной инфекции значительно ухудшила физическое, социальное и психическое здоровье населения всех возрастных групп» [11]. Отечественные исследователи не только строят теоретические конструкты, объясняющие многие вопросы этой сложнейшей социальной проблемы, но и, что очень важно, разрабатывают соответствующие методологические основания, концепции, теоретико-прикладные модели [4, 5]. Так, Э. Ф. Зеер в своем исследовании отмечает важные факторы, способствующие развитию жизнеспособности человека: «К факторам развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости относятся индивидные и физиологические характеристики человека, психофизиологические свойства, социально-психологические качества, жизненный опыт и направленность личности» [6]. А. В. Махнач при рассмотрении проблемы жизнеспособности в рамках психологической науки, опираясь на уже существующие положения, развивает компонентный подход к исследованию жизнеспособности человека и семьи, предлагает авторскую функциональную модель, которая «представляет собой системно-ориентированные взаимосвязи уровней развития человека и включает структуру, взаимосвязи, некоторые структурные элементы жизнеспособности человека» [5]. С. И. Григорьев и соавт., рассуждая о жизненных силах современного человека и его благополучии, приходят к следующему, по нашему мнению, справедливому утверждению: «Организация общества и государства, активность и культура личности выступают основой социального благополучия человека и общества, показателями этого благополучия» [4]. Тщательный анализ научной литературы по данной проблеме исследования позволяет констатировать: -вопросы, касающиеся ценностных основ человеческой жизни, жизненных сил общества и человека, его здоровья и жизнеспособности, имеют длительную историю интереса и исследования, привлекают внимание самых разных ученых (философов, социологов, биологов, психологов, историков, антропологов, педагогов); -благодаря многообразию исследований, проводимых с разных позиций, касающихся проблемы жизненных сил и жизнеспособности человека, были выработаны различные методологические основания и подходы к ее пониманию и познанию, а также представлены всевозможные практико-ориентированные модели; -несмотря на проработанность определенных аспектов и вопросов рассматриваемой проблемы, в научном мире отсутствует системное представление предмета исследования (жизненных сил, социального здоровья), в целом - жизнеспособности человека в условиях динамично развивающейся социальной среды, что послужило мотивом для авторов статьи к исследованию данного феномена. Материалы и методы Исследование имело научно-аналитический характер. В его основание были положены следующие научные подходы и принципы: системный, комплексный, синергический, культурологический. В своей органичной интеграции они позволили получить непротиворечивые результаты, а также выработать соответствующие выводы и наметить перспективные направления, касающиеся вопросов оптимизации, укрепления и развития жизненных сил и социального здоровья человека и общества. В процессе подготовки статьи поиск научных трудов проводился в библиографических базах данных eLIBRARY.ru, Scopus, Web of Scienсе, Google Scholar. Результаты исследования В основе авторской позиции настоящего исследования лежало понимание и принятие того, что каждое государство мирового сообщества и его народ прошли свой многолетний путь исторического развития, накопив индивидуальный опыт выживания, сформировав свой уникальный менталитет, что нашло выражение в разнообразии культур и в выработанных и закрепленных на генетическом уровне жизненных силах конкретного народа. Таким образом, опираясь на социально-философские понятия, лежащие в основе рождения, становления и развития русской (российской) культуры и цивилизации, которые нашли выражение в жизненной организации ее народа, мы уточнили базовые понятия и подходы к пониманию и определению сущности социального здоровья и жизненных сил современного российского человека и общества. Решение цели и задач проблемы исследования требовало четкого понимания сути и сущности феномена человека, четкого выделения и обоснования всех его ипостасей. Вместе с тем мы прекрасно понимали, что человек как феномен многомерен и трудноизмерим. Как считают философы, сущность его необъективируемая, а современная наука предпочитает считать человека биосоциальном существом. Так, Ю. Д. Гранин достаточно четко характеризует проблему, касающуюся познания человека, с философской позиции: «Одной из центральных проблем философской антропологии, безусловно, является вопрос о методологии исследования многомерного человека. Можно ли рационально выразить эту многомерность, соединить в единой конфигурации своеобразие его (человека) ипостасей и разнообразие проявлений сущности?» [12]. Тем не менее сегодня в научном мире существует достаточное количество представлений о человеке и его многомерности (идеи, гипотезы, концепции, теории). Наиболее интересными, на наш взгляд, являются работы отечественных ученых [13, 14]. Не вдаваясь в подробный анализ существующих концепций, моделей и теорий человека, авторы предлагают разработанную ими «Модель человека гармоничного» (см. рисунок). Авторы не случайно выбрали для модели человека пирамиду, так как именно она является самой устойчивой геометрической фигурой, что дает прекрасное выражение образа человека, понимания его сущности и системности. Кратко рассмотрим все структуры (ипостаси) человека как системы глобального порядка. Основание пирамиды выражает физическую природу человека как белково-нуклеиновую форму живого вещества в ряду ошеломляющего разнообразия живых феноменов природы планеты Земля. Физическая природа человека есть основа его клеточной белково-нуклеиновой организации, возможность поддержания, размножения и сохранения его жизни на данном эволюционном отрезке времени. Основанием физической природы человека является клетка как существо разумное (интеллектуальное) [13]. Первая надстройка в основании выражает психическую природу человека как продукта многотысячелетнего исторического опыта всего человечества, который имеет преемственную связь прошлого, настоящего и будущего. Все психические проявления человека есть продукт его коллективной истории, социальной жизни человечества. Основанием психической природы человека является его сознание. Вторая надстройка демонстрирует социальную природу человека как самоценную форму организации его бытийного мира, как необходимость совместного сосуществования и выживания. Высшей формой социальной природы человека выступает дефиниция - личность, уникальная и неповторимая социальная сущность. Основанием социальной природы человека является личность. Третья надстройка представляет духовную сущность человека, выступающую важнейшей ипостасью, отражающей его глубинную сущность, которая несет и выражает его сверхиндивидуальность, позволяет подойти к границе трансцендентальности. Духовная сущность предполагает присутствие духа, который помогает человеку раскрыть свою полноту, проявить истинное лицо. Основанием духовной сущности человека является дух, душа. Четвертая надстройка демонстрирует космическую сущность человека как космопланетарного феномена живого вещества интеллектуальной формы, порожденного силами Вселенной и образующего с ней неразрывную связь. На определенном уровне своей эволюции человек будет способен выйти на просторы Вселенной, осваивать ее для своего жизнеосуществления. Основанием космической сущности человека является его смысловое единство с разумной Вселенной. Все пять обозначенных в модели ипостасей человека в своей изначальной генетической совокупности образуют его системное единство, которое он, как показывает историческая практика, не освоил в себе даже частично. В основе базовых целей жизнестроительства и жизнеосуществления современного человека лежат господство материальных благ, насилие, вражда, соперничество, получение низших форм удовольствия, что не позволяет ему сконцентрироваться на познании и развитии своего потенциала как личности гармоничной. Известный российский ученый Н. Н. Моисеев, размышляя о наступающей эпохе, считал, что у современного общества существует насущная потребность в содействии установлению интеллектуального и нравственного климата, необходимого для изменения того русла нашей жизни, которое может подвести нас к катастрофе, если мы не научимся по-новому мыслить, если не произойдет «общепланетарная перестройка» [15]. Соглашаясь с Н. Н. Моисеевым, всем представителям человеческого сообщества необходимо понять, что есть «общепланетарная перестройка», как будет меняется человек и есть ли пределы этим изменениям. Так, В. П. Казначеев, рассуждая о современной динамике эволюции человека, пишет: «Эволюция биосферы и человечества не только ускоряется, но и приобретает новые адаптивные черты (свойства), которые были для прежних исторических эпох несвойственны природе живого вещества» [13]. Обсуждение Результаты эволюции человека начала ХXI в. не всегда дают радужную картину. Примером могут служить следующие показатели. По всему миру примерно с 1990-х годов регистрировалось снижение интеллектуального уровня человечества. В 2000 г. был выведен среднемировой показатель IQ, составивший 90,31 балла. По прогнозу ученых, к 2025 г. он составит 86,67 балла. Ученые считают, что при сохранении тенденции средний уровень интеллекта взрослого человека через 150 лет будет равен тому, который имеет нынешний девятилетний ребенок 2. Как показывает статистика Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), коронавирус - не самая большая проблема органов здравоохранения. По состоянию на март 2020 г. ежедневно от COVID-19 в мире погибало не более 56 человек. В списке самых опасных заболеваний коронавирусная инфекция, несмотря на приобретенную репутацию, занимает только 17-ю позицию. В первую тройку «лидеров-убийц» среди заболеваний входят туберкулез, гепатит В и пневмония. Смертность в мире в 2020 г. по сумме этих заболеваний превышает 7,6 тыс. человек в день 3. В период 2005-2015 гг. распространенность нарушений психического здоровья увеличилась примерно на 16%, и можно ожидать дальнейшего роста в силу воздействия неблагоприятных факторов (вооруженные конфликты и миграция), а также в силу старения населения во многих странах. Распространенность психических расстройств в Европейском регионе ВОЗ в 2015 г. составила 110 млн, что эквивалентно 12% общей численности населения региона. С учетом расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, это число увеличивается еще на 27 млн (до 15%), а с учетом таких неврологических расстройств, как деменция, эпилепсия и нарушения, связанные с головной болью, возрастает более чем на 300 млн (до 50%) 4. Как отмечают многие исследователи, одной из глобальных проблем современного мира является утрата духовно-нравственных ориентиров и истинных ценностей. «Отмечается, что кризис российского социума естественным образом оказывает влияние на социальное бытие отдельной личности, обусловливает наличие серьезных проблем развития духовно-нравственного содержания личностного мировоззрения. Результатом такого влияния является формирование зависимой личности, в структуре которой фактически отсутствуют нравственные основания» [16]. Дело в том, что рассматривать жизненные силы и социальное здоровье человека вне его цивилизованного развития, ценностных ориентаций его бытийного мира просто не имеет смысла. Современный российский человек есть звено, составляющее суть и сущность цивилизованного пространства России, которая обладает огромным ценностным потенциалом. Я. В. Бондарева и Э. М. Молчан по этому поводу отмечают: «Развитие современной цивилизации невозможно рассматривать отдельно от ценностного основания социального бытия, в основе которого заложены мировые ценности, а также ценности отдельных государств и наций» [17]. Это позволяет говорить о том, что жизненные силы и социальное здоровье российского человека есть производное его социального бытия и ценностных ориентаций его отечества (общества и государства). Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что сложившаяся ситуация в современном мире ставит человечество на опасную грань саморазрушения, а самого человека - на путь деградации. Растут масштабы коррупции и преступности, процветают пошлость и духовное нездоровье общества, беспорядочные сексуальные отношения воспринимаются как социальная норма, бедность и падение уровня жизни провоцируют рост заболеваемости, пьянство и алкоголизм. На этом фоне идет обострение психических заболеваний, суицид становится обычным явлением, во многих регионах мира смертность начинает превышать рождаемость. Все говорит о том, что жизненные силы человечества (физические, психические, социальные, духовно-нравственные) в своей реализации не имеют ценностных ориентиров, сжигаются впустую, а сам человек теряет свою истинную сущность и цель своего жизнеосуществления. Как показывает реальная практика, жизненные силы современного российского человека реализуются с безумно низким позитивным коэффициентом для самой личности в самых разных пространствах сообщества (политическом, экономическом, экологическом, социально-бытовом, образовательном, здоровьесберегающем, досуговом), что сказывается на его социальном здоровье. Результаты исследования позволяют дать краткое определение искомым понятиям. Жизненные силы человека - это способность человека на высоком уровне эффективности организовывать и реализовывать свои идеи, стремления, мечты, удовлетворять личностные потребности, при этом испытывая оптимизм и не разрушая свое социальное здоровье. Социальное здоровье человека - это сложное системное социально-психологическое образование, объединяющее потенциальные и реальные ресурсы, характеризующее его состояние, возможность и способность наиболее полно реализовывать себя в социальной среде. Заключение В рамках авторской позиции, имеющей выражение в представленной модели гармоничного человека, российский человек как личность при реализации своих жизненных сил всегда должен иметь ценностные ориентации и высокие социально значимые цели. Лишь при этом условии человек получает высокое удовлетворение, испытывает радость и подъем жизненных сил, желание жить и трудиться во благо своего окружения, своей страны и при этом укрепляет свое социальное здоровье. Возникает вера российского человека в свои жизненные силы, в возможность достижения любых поставленных целей. Объединенные жизненные силы российского народа, имеющего высокий уровень социального здоровья, представляют собой ту силу-энергию, которая может решать проблемы любой сложности, творить историю России, строить поистине здоровое и счастливое общество. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие умозаключения, которые можно воспринимать как некие социально-философские посылы для будущих исследований по данному направлению. Во-первых, современная Россия нуждается в стратегии развития страны совершенно нового типа, где философия жизненной организации российского человека основана на единстве его жизненных сил, социального здоровья и ценностных социальных ориентаций, где человек выступает высшей ценностью государственной политики. Во-вторых, российскому обществу и каждому его человеку в организации и жизнеосуществлении своего бытийного мира необходимы ценностные социальные ориентации, в своей основе выражающие базовые смыслы отечественной культуры. В-третьих, человек как сложный био-психо-социо-духовно-космический феномен требует пристального изучения на основе абсолютно новых методологических оснований междисциплинарного характера, что позволит активизировать решение многих вопросов, касающихся сохранения и развития жизненных сил и социального здоровья российского человека и общества. На основании вышеизложенных тезисов можно говорить о том, что дальнейшие научные исследования по данному направлению позволят решить многие вопросы, стоящие не только перед биологией и медициной, но и перед философией, социологией, культурологией, психологией, социальной педагогикой. Социальное здоровье и жизненные силы человека - это междисциплинарная проблема, требующая комплексного подхода. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

А. М. Егорычев

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»


С. Н. Фомина

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»

Email: fomina-sn@mail.ru

С. В. Цветов

ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина»


Ш. И. Алиев

Дагестанский гуманитарный институт (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»


Список литературы

  1. Берсенева Т. П. Гармония как субъективный феномен. Аналитика культурологии. 2009;15(3):80-7.
  2. Рыльская Е. А. Жизнеспособность и качественно-своеобразное становление жизненного мира человека: нарративный подход. Современные проблемы науки и образования. 2013;(6):844.
  3. Аксенова Е. И., Камынина Н. Н., Метельская А. В., Шкрумяк А. Р. О необходимости психологической поддержки граждан в условиях пандемии COVID-19. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(1S):572-75. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-s1-572-575
  4. Григорьев Л. Г., Гуслякова Л. Г., Говорухина Г. В. Ноосферная социология жизненных сил, благополучия человека и общества - концептуальная основа социальной работы в XXI столетии. Уровень жизни населения регионов России. 2018;14(4):121-6. doi: 10.19181/1999-9836-2018-10048
  5. Махнач А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке. Психологический журнал. 2017;38(4):5-16. doi: 10.7868/S0205959217040018
  6. Зеер Э. Ф. Трансспективный анализ развития жизнеспособности человека. Известия Уральского федерального университета. 2016;11(3):77-85.
  7. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. Отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. М.: Изд-во Института психологии РАН; 2016. 755 с.
  8. Дитятев А. Ю. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа социологического изучения феноменов оптимизма и пессимизма в современном обществе. Мир науки, культуры, образования. 2011;29(4-2):198-203.
  9. Аникеева О. А., Сизикова В. В., Фомина С. Н., Бессчетнова О. В. Изменение социального самочувствия и здоровья пожилых женщин в период COVID-19: объективные и субъективные факторы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(1S):731-5. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-s1-731-735
  10. Аникеева О. А., Фомина С. Н., Шимановская Я. В. Социальное и психическое здоровье женщин старшего возраста в контексте стратегии народосбережения: новые задачи социальной работы. Женщина в российском обществе. 2021;2(S):88-105.
  11. Мозговая Е. И., Водолазова Ж. М., Горский А. А., Волкова О. А. Здоровый образ жизни населения в условиях пандемии: экспертные мнения исследователей и представителей некоммерческих организаций. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(1S):763-7. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-s1-763-767
  12. Гранин Ю. Д. Многомерный Человек: сущность и методология исследования. Вестник Московского университета. 2011;(1):111-6.
  13. Казначеев В. П. Земная эволюция человечества (живого вещества) и проблемы космогонии (Гея: новое поле науки): Доклад по итогам экспедиции «Путями великих миграций». Русская мысль. 2003;(1-2):41-56.
  14. Лебедев С. А., Лазарев Ф. В. Многомерный человек: онтология и методология исследования: монография. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова; 2010. 95 с.
  15. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия; 1990. 351с.
  16. Пелевин А. В. Некоторые духовно-нравственные проблемы личности в современном российском обществе. Медицина. Социология. Философия. 2018;(1):92-5.
  17. Бондарева Я. В., Молчан Э. М. Духовно-нравственные ценности как вектор развития социальных систем. Вестник Московского государственного областного университета. 2019;(1):43-51. doi: 10.18384/2310-7227-2019-1-43-51

Статистика

Просмотры

Аннотация - 153

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах