СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
- Авторы: Баранов А.В.1,2, Мордовский Э.А.2, Баранова И.А.1,2
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» Минобрнауки России
- ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России
- Выпуск: Том 30, № 1 (2022)
- Страницы: 138-142
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/840
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-1-138-142
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение В начале XXI в. в большинстве экономически развитых стран мира на фоне развивающегося процесса постарения населения (англ. ageing population) национальными социальными службами, в том числе системой здравоохранения, предпринимаются координированные усилия с целью реализации мероприятий, направленных на сокращение масштаба медико-демографических потерь от потенциально предотвратимых причин. В числе последних - дорожно-транспортные происшествия (ДТП), которые, по оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, являются причиной гибели 1,35 млн человек ежегодно; не менее 50 млн получают травмы или приобретают стойкую потерю трудоспособности (WHO. Global status report on road safety 2018). Национальные стратегии сокращения масштаба медицинских и демографических потерь в результате ДТП в зависимости от объекта воздействия включают две группы мероприятий. Первая группа направлена на сокращение риска возникновения ДТП. В качестве примера можно привести отечественный национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который был разработан во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В рамках данного проекта предполагается привести в нормативное состояние существующую сеть автодорог общего пользования, обеспечить дальнейшее развитие дорожного хозяйства и безопасности дорожного движения. Вторая группа мероприятий направлена на обеспечение пострадавших своевременной медицинской помощью в адекватном объеме. Так, в Российской Федерации в настоящее время продолжает формироваться трехуровневая система травматологических центров оказания специализированной медицинской помощи. Внедрение новых региональных планов маршрутизации пострадавших в ДТП в трехуровневой системе позволит оказывать им своевременную медицинскую помощь в необходимом объеме. Вне представленной классификации находятся мероприятия, направленные на формирование и совершенствование у участников дорожного движения навыков оказания первой само- и взаимопомощи. Наличие указанных навыков имеет важное значение для спасения жизни и предупреждения стойкой потери трудоспособности пострадавших в ДТП [1-8]. Цель работы - систематизировать существующие организационные подходы к оказанию пострадавшим в ДТП первой само- и взаимопомощи, определить основные направления их совершенствования. Материалы и методы Выполнен обзор нормативных правовых документов, регламентирующих оказание пострадавшим в ДТП первой помощи, результатов отечественных и зарубежных научных исследований, объектом которых явились анализ и оценка эффективности организационных подходов к оказанию пострадавшим в ДТП первой помощи. Осуществлен поиск в специализированных научных поисковых системах (eLibrary, National Library of Medicine - PubMed, Scopus) по ключевым словам «первая помощь», «дорожно-транспортный травматизм», «дорожно-транспортное происшествие» источников, опубликованных в период с 1980 по 2020 г. Результаты исследования Пострадавшие в ДТП с медицинскими последствиями получают, как правило, нелетальные повреждения. Вместе с тем несвоевременное оказание им первой и медицинской помощи может обусловить отягощение состояния, увеличить риск развития осложнений от полученных травм и стойкой потери трудоспособности. С клинической точки зрения первая само- и взаимопомощь призвана предотвратить формирование шокового состояния [9]. С. В. Журавлев отмечает наличие прямой взаимосвязи между временем ожидания оказания пострадавшим в ДТП первой помощи и вероятностью летального исхода. Так, если первая помощь оказана в течение первых 10 мин после получения тяжелой травмы, выживают около 90% пострадавших, если в течение первого получаса - около 30%. В случае отсутствия оказания первой помощи в течение часа после ДТП риск развития летального исхода приближается к 100% [10]. Отсутствие оказания первой помощи пострадавшим с тяжелыми множественными или сочетанными повреждениями (политравмой), в том числе в случае остановки дыхания и кровообращения, c продолжающимся артериальным или массивным венозным кровотечением практически неминуемо ведет к летальному исходу [11]. П. 1. ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» даются определение понятию «первая помощь», в том числе описание обстоятельств ее оказания («…первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью…»), перечень лиц, обязанных оказывать ее пострадавшим («…лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб...»). П. 4. той же статьи Федерального закона определяет необходимость оказания первой помощи «…при наличии соответствующей подготовки и(или) навыков» водителями транспортных средств. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи изложены в Приказе Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». Первую помощь пострадавшим, в том числе в ДТП, можно рассматривать как один из этапов процесса ликвидации медико-санитарных последствий ДТП. Последний начинается со своевременного информирования специализированных служб о факте ДТП. Эта обязанность возложена на самих участников ДТП, а также очевидцев. П. 3. ст. 35 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что «…на территории Российской Федерации в целях оказания скорой медицинской помощи функционирует система единого номера вызова скорой медицинской помощи…». П. 3. постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (с изменениями и дополнениями), рекомендовано «…органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления завершить до 2017 года работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Так называемая Система-112 является территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системой, создаваемой в границах субъекта Российской Федерации. После информирования специализированных служб о факте ДТП, устранения (при наличии) возгораний автотранспортных средств, обеспечения собственной безопасности участники (или очевидцы) ДТП должны незамедлительно приступить к оказанию пострадавшим первой помощи до момента прибытия медицинских работников [12-14]. Важность временного фактора оказания первой помощи делает целесообразным формирование соответствующих навыков не только у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб (как того требует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), но и кандидатов в водители и водителей со стажем (если ранее в период обучения в автошколе необходимая подготовка ими не была пройдена) [15]. Указанная работа в нашей стране в настоящее время проводится. Вместе с тем увеличения числа случаев результативного оказания первой помощи пострадавшим в ДТП не наблюдается. Эксперты объясняют это справедливым опасением граждан подвергнуться возможной административной или уголовной ответственности за непредумышленное причинение вреда травмированным [17-20]. Выходом из данной ситуации может стать разработка и внедрение в деятельность диспетчерских служб скорой медицинской помощи или территориальных центров медицины катастроф системы дистанционного консультирования участников или очевидцев ДТП в режиме реального времени. Диспетчер с ее помощью может доступно объяснить порядок проведения сердечно-легочной реанимации, остановки кровотечения или иных действий при угрожающих жизни состояниях [21]. Также целесообразным представляется разделение первой помощи на базовую и расширенную. Мероприятиям базовой первой помощи должны быть обучены все граждане, расширенной - категории специалистов, указанные в п. 1. ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также проводники поездов, бортпроводники воздушных судов, некоторые иные категории работников и специалистов [22]. До настоящего времени в нашей стране остается открытым вопрос о формате обучения граждан навыкам оказания пострадавшим в ДТП первой помощи. Зарубежный опыт решения указанной задачи весьма неоднозначен, взаимосвязь с результативностью применения навыков в реальных ситуациях комплексно не оценена. Так, в Бельгии все обучающиеся общеобразовательных школ проходят курс по оказанию первой помощи с обязательной сдачей экзамена. В Соединенных Штатах Америки учебная программа по оказанию первой помощи для граждан, в том числе кандидатов в водители, рассчитана на 200 ч, практические навыки отрабатываются на специальных манекенах. В Российской Федерации в программу подготовки будущих водителей автотранспортных средств включен 24-часовой курс обучения способам и приемам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Вместе с тем, по мнению специалистов, в отечественных автошколах практические занятия по курсу, а также контроль знаний, умений и навыков проводятся формально [23, 24]. Обучение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб навыкам оказания пострадавшим первой помощи носит регулярный характер. В составе территориальных центров медицины катастроф субъектов Российской Федерации имеются учебные центры, где проходят подготовку разные группы специалистов. Контроль сформированности навыков осуществляется на тактико-специальных учениях [25-28]. Выводы Авторы статьи определяют следующие направления совершенствования оказания первой помощи пострадавшим в ДТП: 1. Совершенствование подготовки кандидатов в водители к оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП, которое включает в себя общее увеличение количества аудиторных учебных часов на теоретическое обучение, отработку практических навыков в симуляционных центрах на манекенах, ужесточение правил приема выпускного экзамена с участием специалиста с высшим медицинским образованием. 2. Совершенствование профессиональной подготовки категорий специалистов, указанных в п. 1 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», оказанию расширенной первой помощи пострадавшим в ДТП (включая приемы сердечно-легочной реанимации, противошоковых мероприятий, транспортной иммобилизации, а также психологической поддержки), в том числе посредством внедрения принципа непрерывного профессионального обучения - регулярного прохождения курсов повышения квалификации в специальных образовательных центрах с обязательной отработкой практических навыков на манекенах, ужесточения правил приема выпускного экзамена с участием специалиста с высшим медицинским образованием). 3. Совершенствование практической подготовки сотрудников диспетчерских служб территориальных центров медицины катастроф и станций скорой медицинской помощи, в том числе обеспечение их готовности осуществлять дистанционное консультирование пострадавших в ДТП, участников и очевидцев ДТП по оказанию первой помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи с применением единых алгоритмов (перечней «подсказок к действию»). 4. Регулярное проведение командно-штабных, комплексных учений, штабных тренировок, тактико-специальных учений с участием всех служб и ведомств, имеющих отношение к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций под эгидой территориальных центров медицины катастроф субъектов Российской Федерации, включающих отработку в полевых всепогодных условиях приемов и способов оказания первой помощи пострадавшим. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
А. В. Баранов
ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» Минобрнауки России; ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России
Email: baranov.av1985@mail.ru
Э. А. Мордовский
ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России
И. А. Баранова
ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» Минобрнауки России; ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России
Список литературы
- Петчин И. В., Барачевский Ю. Е., Меньшикова Л. И., Баранов А. В. Система оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Экология человека. 2018;(12):12-9.
- Матвеев Р. П., Гудков С. А., Брагина С. В. Структура шокогенной травмы у пострадавших, поступивших в травмоцентр первого уровня города Архангельска. Экология человека. 2016;(7):11-6.
- Авакумова Н. В. Медицинское обеспечение при дорожно-транспортных происшествиях. Врач скорой помощи. 2010;(1):6-7.
- Дежурный Л. И., Халмуратов А. М., Лысенко К. И. Факторы, определяющие оказание первой помощи пострадавшим в ДТП водителями транспортных средств. Проблемы управления здравоохранением. 2009;(1):81-5.
- Авдеева В. Г., Субботин Л. И. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии: методическое издание. Пермь: ТЦМК Перм. обл.; 2006. 31 с.
- Лысенко Г. Я. Проблемы оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Здравоохранение Российской Федерации. 2010;(3):32-5.
- Волошина Л. В. О путях снижения предотвратимой смертности при дорожно-транспортных происшествиях на муниципальном уровне. Проблемы управления здравоохранением. 2011;(2):68-72.
- Субботин Л. И., Петий Т. Г., Авдеева В. Г. Первая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: учебно-методическое пособие. Пермь: Метелица; 2006. 152 с.
- Багненко С. Ф. Организация оказания скорой медицинской помощи населению Российской Федерации: учебное пособие. СПб.: ООО «Фирма «Стикс»; 2012. 40 с.
- Журавлев С. В. Первая помощь как фактор снижения смертности пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Скорая медицинская помощь. 2018;(2):34-9.
- Сумин С. А., Шаповалов К. В. Экстренные и неотложные состояния: пособие для подготовки кадров высшей квалификации. М.: МИА; 2019. 624 с.
- Барклая В. И. Первичное обучение сотрудников спасательных формирований базовой сердечно-легочной реанимации и методика поддержания приобретенных навыков. Скорая медицинская помощь. 2005;(1):12-4.
- Бояринцев В. В., Шойгу Ю. С., Дежурный Л. И., Закурдаева А. Ю., Елдашова Е. А., Максимов Д. А. Расширение объема первой помощи - актуальная задача нормативно-правового регулирования здравоохранения. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2015;(2):114-8.
- Ciuchilan E. Epidemiology in traffic accidents. Roman. Neurosurg. 2011;(3):356-61.
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70217532/(дата обращения 27.10.2020).
- Дежурный Л. И., Неудахин Г. В., Юрасова Е. Д. Оценка потенциальной эффективности мероприятий первой помощи для поддержания жизни пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (в рамках проекта по безопасности дорожного движения в 10 странах - rs10). Социальные аспекты здоровья населения. 2015;(2):4.
- Дежурный Л. И., Халмуратов А. М., Лысенко К. И. Факторы, определяющие оказание первой помощи пострадавшим в ДТП водителями транспортных средств. Проблемы управления здравоохранением. 2009;(1):81-5.
- Борисенко Л. В., Акиньшин А. В., Ивашина Л. И. Некоторые проблемы оказания медицинской помощи в догоспитальном периоде пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Медицина катастроф. 2009;66(2):41-3.
- Руководство по неотложной помощи при травмах. Всемирная организация здравоохранения, Международное общество хирургов, Международная ассоциация хирургии травмы и хирургической интенсивной терапии. Женева: ВОЗ; 2010. 95 с.
- Рябинкин В. В., Кучер Г. И., Хлебина Т. В. Нормативно-правовое обеспечение оказания медицинской помощи в догоспитальном периоде в России. М.: ФГУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»; 2009. 15 с.
- Иванченко А. Н., Сергеев В. В., Сиглаева T. M. Роль диспетчерской службы станции скорой медицинской помощи в оказании неотложной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и других несчастных случаях. Медицина катастроф. 2008;(1):47-9.
- Биркун А. А., Дежурный Л. И. Диспетчерское сопровождение при угрозе внегоспитальной остановки кровотечения. Неотложная медицинская помощь. Журнал им. Н. В. Склифисофского. 2019;(1):60-7.
- Михайлович В. А. Руководство для врачей скорой помощи. СПб.: Невский диалект; 2005. 703 с.
- Базанов С. В. Обучение сотрудников специальных служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в Ивановской области, приемам оказания первой помощи. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012;(7):108.
- Ершова Е. В., Осипов А. Н., Сазонов А. Л. Организация взаимодействия очевидцев, служб первого контакта и скорой медицинской помощи при ДТП на догоспитальном этапе в г. Челябинске. В сб.: Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайной ситуаций: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск; 2004. С. 97-100.
- Жуков В. А. Подготовка преподавателей по обучению водителей, сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Медицина катастроф. 2007;58(2):41-2.
- Сахно И. И., Матвейчук B. C. Итоги последипломного обучения специалистов здравоохранения по медицине катастроф во Всероссийском центре по медицине катастроф «Защита» в 2009 г. и задачи по его дальнейшему совершенствованию в 2010 г. Медицина катастроф. 2009;68(4):45-6.
- Кузьмин А. Г., Носов А. В. Учебно-методический центр по обучению приемам оказания первой помощи в составе территориального центра медицины катастроф: организационно-правовые аспекты создания и эффективного функционирования. Медицина катастроф. 2014;(1):24-6.