К вопросу об оценке качества и эффективности межведомственного взаимодействия при оказании паллиативной медицинской помощи
- Авторы: Столбов А.П.1, Хальфин Р.А.1, Орлов С.А.1, Невзорова Д.В.1, Полевиченко Е.В.1,2, Мадьянова В.В.1, Маньшина А.В.1
- Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
- ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Минздрава России
- Выпуск: Том 29, № 6 (2021)
- Страницы: 1578-1583
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/787
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-6-1578-1583
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение В 2014 г. Всемирная организация здравоохранения приняла первую в истории глобальную резолюцию WHA67.19, в которой призвала государства-члены улучшать доступ к паллиативной медицинской помощи как одному из основных компонентов системы здравоохранения, уделяя особое внимание первичной медико-санитарной помощи. Паллиативная медицинская помощь (ПСП) - это предотвращение и облегчение страданий любого рода (физических, психологических, социальных или духовных), испытываемых взрослыми людьми и детьми, живущими с медицинскими проблемами, ограничивающими срок их жизни [1]. Зачастую такие пациенты имеют сочетанные нарушения здоровья и нуждаются в оказании комплексной помощи, требующей согласованной работы различных структур и учреждений [2]. В связи с этим медицинские организации, оказывающие ПМП пациенту, осуществляют взаимодействие с членами его семьи и иными лицами, в том числе добровольцами (волонтерами), осуществляющими уход, а также с учреждениями социального обслуживания, некоммерческими, общественными и религиозными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе в целях предоставления такому пациенту и членам его семьи социальных услуг, мер социальной и психологической поддержки, духовной помощи. Межведомственный подход и тесное сотрудничество медицинских работников с психологами и социальными работниками являются основой паллиативного ухода и психологической поддержки неизлечимо больных пациентов и членов их семьи. Создание и развитие в стране системы ПМП обусловлено необходимостью расширения мер социальной защищенности обреченных больных и не только является показателем высокой степени гуманизма в нашем обществе, но и свидетельствует о повышении качества жизни граждан и реализации их права на достойную смерть [3]. ps202106.4htm00153.jpg В Российской Федерации организация межведомственного подхода при оказании ПМП регламентирована совместным приказом Минздрава России и Минтруда России от 31.05.2019 № 345н/372н «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья» 23. Согласно этому документу, взаимодействие с органами и организациями социальной поддержки имеет две цели: -организацию предоставления пациентам, получающим ПМП, социальных услуг, мер социальной защиты и психологической поддержки; -организацию оказания ПМП нуждающимся в ней гражданам, получающим социальные услуги в форме социального обслуживания на дому в полустационарной или стационарной форме [4]. Оценка (измерение) эффективности организации оказания ПМП проводится с целью выработки мер по улучшению ее доступности, своевременности и качества. Однако в перечне показателей, перечисленных в нормативных правовых актах, регулирующих сегодня предоставление ПМП 24, отсутствуют показатели (индикаторы), на основе которых можно оценить качество и эффективность межведомственного взаимодействия при оказании ПМП. В связи с этим представляется целесообразным разработать систему показателей, характеризующих уровень организации межведомственного взаимодействия, как один из факторов, определяющих эффективность системы оказания ПМП, которые, в частности, должны учитывать: -организацию межведомственного взаимодействия (оказание пациенту социальных услуг и мер социальной защиты (помощи), волонтерской и иной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья); -мероприятия, направленные на оказание психологической поддержки пациенту и его близким (родственникам и иным членам семьи или законным представителям пациента); -реализацию взаимодействия с религиозными организациями (предоставление духовной поддержки, различного вида информации пациенту и/или его близким); -культуральные аспекты оказания ПМП (помощь на основе индивидуальных и/или этнических предпочтений пациента и его близких). Цель исследования - разработка системы показателей для комплексной оценки уровня межведомственного взаимодействия при оказании ПМП. Материалы и методы Формирование системы указанных показателей осуществлялось на основе анализа законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих данную деятельность в Российской Федерации и за рубежом. Определение показателей Для оценки уровня межведомственного взаимодействия при оказании ПМП предлагается использовать следующие группы показателей: •характеризующие взаимодействие между медицинскими организациями, оказывающими ПМП, и учреждениями системы социального обслуживания населения (табл. 1). •характеризующие меры психологической поддержки пациентов и членов их семей (табл. 2); •характеризующие взаимодействие медицинских организаций и учреждений социального обслуживания с некоммерческими, добровольными (волонтерскими) общественными и религиозными организациями и объединениями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья (табл. 3); • ps202106.4htm00155.jpg показатели, характеризующие меры духовной поддержки при оказании ПМП (табл. 4). Определение (расчет) и оценку показателей рекомендуется осуществлять для каждого субъекта Российской Федерации. Исходными данными для расчета и оценки показателей являются отчетные формы государственного статистического наблюдения и мониторинга ПМП, осуществляемого Федеральным научно-практическим центром паллиативной медицинской помощи. Заключение Отлаженное и тесное взаимодействие МО, учреждений социального обслуживания населения, а также некоммерческих, общественных и религиозных организаций и объединений является основой паллиативного ухода, психологической и духовной поддержки неизлечимо больных пациентов и членов их семей. Возможность комплексной оценки уровня указанного межведомственного взаимодействия на основе системы объективных показателей является необходимым условием разработки эффективных мер по улучшению ПМП. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
А. П. Столбов
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Р. А. Хальфин
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
С. А. Орлов
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Д. В. Невзорова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Е. В. Полевиченко
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет); ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Минздрава России
В. В. Мадьянова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
А. В. Маньшина
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Email: anastasiya.manshina@mail.ru
Список литературы
- Planning and implementing palliative care services: a guide for programme managers. Copenagen: WHO; Regional Office for Europe; 2018. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. Режим доступа: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0009/383463/palliative-care-guide-rus.pdf
- Better palliative care for older people. Gtntva: WHO; 2005 г. Режим доступа: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/98241/E82933R.pdf
- Масляков В. В. Современные принципы биоэтики при оказании паллиативной помощи онкологическим пациентам. MEDICUS. 2020;2(32):34-9. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42960506
- Введенская Е. С., Новиков Г. А., Палехов А. В. Организация паллиативной медицинской помощи в свете изменений федерального законодательства. Паллиативная медицина и реабилитация. 2020;(2):16-21. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=43776190
- Kassam A., Skiadaresis J., Alexander S. Differences in end-of-life communication for children with advanced cancer who were referred to a palliative care team. Pediatr. Blood Cancer. 2015;62:1409-13.
- Osenga K., Postier A., Dreyfus J. A comparison of circumstances at the end of life in a hospital setting for children with palliative care involvement versus those without. J. Pain Symptom. Manage. 2016;52:673-80.
- Vern-Gross T. Z., Lam C. G., Graff Z. Patterns of end-of-life care in children with advanced solid tumour malignancies enrolled on a palliative care service. J. Pain Symptom. Manage. 2015;50:305-12.
- Charlebois J., Cyr C. Quality indicators for paediatric palliative care. Pediatr. Child Health. 2015;20:145-7.
- Шариков С. В. Обучение детей с прогрессирующими заболеваниями, ограничивающими продолжительность жизни. Начало пути. Pallium. Паллиативная и хосписная помощь. 2020;(2):23-30.
- Мирзоева Д. С., Умарова С. Г., Зикиряходжаев Д. З., Юлдошев Р. З., Абиджанова Н. Н. Химиолучевые методы лечения в паллиативной помощи больным раком молочной железы. Вестник Авиценны. 2012;(1):58-61.