The development of health preservation technologies: from individual to family approach

  • Authors: Alexandrova O.Y.1, Konovalov O.E.1,2, Vasilieva T.P.1, Pak V.I.1,2, Allenov A.M.1,3, Arseenkova O.Y.1
  • Affiliations:
    1. N. A. Semashko National Research Institute of Public Health
    2. The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Peoples' Friendship University of Russia” (RUDN University) of Minobrnauka of Russia
    3. The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia
  • Issue: Vol 29, No 6 (2021)
  • Pages: 1470-1474
  • Section: Articles
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/769
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-6-1470-1474
  • Cite item

Abstract


The actuality of considered problem is in the fact that many medical social problems of preserving and improving population health can be resolved by the family and with its support. The purpose of the study is to substantiate scientifically priority of family approach in development of National health preservation system in actual conditions. Materials and methods. The national and foreign electronic databases were investigated to find publications concerning transformation of matrimonial relations, effect of family on health and need in health preservation technologies at each stage of its development. Results. It is demonstrated that implementation of family-oriented technologies of health preservation based on knowledge of trends in family health, matrimonial relations and demographic shifts in its structure is one of the priority directions of preserving and strengthening population health. Moreover, in modern socioeconomic conditions, the categories of families that are in special need of medical social protection and health preservation such as socially problematic families, families where violence is practiced, families of the unemployed and migrants are shown up. Hence, one of the priority scientific tasks is to substantiate conceptual model of health preservation technologies for various types of families. Conclusion. The family and its health should become priority object of medical observation and research studies from the standpoint of public health and health care.

Full Text

Введение В последние десятилетия происходит выраженная трансформация брачно-семейных отношений и репродуктивного поведения населения: рост числа консенсуальных браков [1-3], формирование у части молодого населения установки на малодетность или бездетность, так называемое «социальное» бесплодие [4, 5]. Все более актуальной медико-социальной проблемой в связи с постарением населения является увеличение числа «пожилых» семей [6, 7], нуждающихся в медико-социальной защите, и семей, нуждающихся в здоровьесбережении в связи с наличием и риском развития основных неинфекционных заболеваний [8-12]. Однако семья и ее здоровье в настоящее время не стали приоритетным объектом исследований с позиций общественного здоровья и здравоохранения. Необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что через семью и с ее помощью должны решаться многие медико-социальные и демографические проблемы современного общества по оптимизации рождаемости, снижению показателей детской и общей смертности, заболеваемости и инвалидности, увеличению средней продолжительности жизни, реализации программ по здоровьесбережению [13-16]. Материалы и методы С целью изучения медико-социальных проблем, связанных с трансформацией брачно-семейных отношений, потребностями в технологиях здоровьесбережения на каждом из этапов развития cемьи, был проведен анализ информации в специальной литературе в реферативных базах научных публикаций eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/defaultx. asp) и MEDLINE (https://www. ncbi.nlm.nih.gov) по ключевым словам «семья», «здоровье» / «family», «health». Анализировались источники литературы за период с января 2012 г. по декабрь 2019 г. В обзор включены только статьи, соответствующие цели исследования. Результаты исследования Семья в своем развитии проходит следующие этапы жизненного цикла: создания (заключение брака) - развития (от рождения первого до рождения последнего ребенка) - «послеродительский» этап, или фаза «пустого гнезда» (отделение от родителей последнего проживающего с ними ребенка),- исчезновения семьи (смерть одного из супругов). На каждом этапе развития семья имеет специфические медико-социальные проблемы и потребности в технологиях здоровьесбережения. Для успешного решения этой задачи необходимо: -проанализировать динамику и тенденции брачно-семейной структуры населения с позиций общественного здоровья и здравоохранения; -оценить потребности семей различного типа в здоровьесбережении на этапах их жизненного цикла; -научно обосновать и разработать систему мер по совершенствованию здоровьесбережения семьи, включая разработку концепции перехода от применения в семье индивидуальных технологий к групповой инновационной технологии здоровьесбережения. Существующие в настоящее время технологии здоровьесбережения носят индивидуальный характер и не ориентированы на семью в целом, поэтому возникает задача адаптировать индивидуальные технологии и перепрофилировать их на семью в целом. В настоящее время разработаны и внедрены индивидуальные программы и технологии профилактики, лечения, реабилитации при различных заболеваниях и патологических состояниях. Особенно это характерно для педиатрической практики [17-19]. Для реализации группового подхода здоровьесбережения важно учитывать, что у членов семьи есть общие факторы риска развития различных заболеваний, связанные с образом жизни, характером питания, отношением к выполнению медицинских рекомендаций. Под влиянием этих семейных факторов риска могут реализоваться наследственные заболевания. В связи с этим перед врачами стоит задача оценки вероятности неблагоприятного исхода (развития заболевания) в семье в целом при воздействии на всех членов семьи одинаковых семейных факторов риска. Медицинские работники должны способствовать наступлению благоприятного исхода (предупреждения заболевания), в том числе путем мобилизации профилактического потенциала гражданина и его семьи. При этом надо учитывать взаимодействие различных факторов риска и изучать условия (среду) для их реализации в конкретных семьях. Выстраивается определенная цепочка: прогнозирование заболевания - мониторинг факторов риска развития заболевания - управление рисками -предупреждение перехода заболевания в неблагоприятный исход (тяжелые формы, инвалидизация, смерть), что особенно неблагоприятно для семьи в связи с возможным преждевременным переходом ее жизненного цикла вплоть до исчезновения семьи. Приоритетная целевая профилактическая направленность здоровьесбережения семьи в современных условиях определяется прежде всего перечнем основных хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) и ведущих факторов риска их развития и прогрессирования [20]. ХНИЗ наносят обществу значительный ущерб, который связан с временной и стойкой потерей трудоспособности, необходимостью больших затрат на профилактику, лечение и реабилитацию больных, преждевременной смертностью. Организация медицинской помощи больным ХНИЗ представляет собой одну из сложных и не решенных до сих пор проблем. При этом не менее важной медико-социальной проблемой является оказание таким больным, а также их семьям медико-социальной и психологической поддержки на основе широкого внедрения в практику медицинских работников здоровьесберегающих технологий. Разработка научно обоснованных предложений по здоровьесбережению семей различных типов должна учитывать этапы их жизненного цикла. Это же должно учитываться при их последующей практической реализации. С определенной долей условности можно выделить следующие блоки: учебно-методический, консультативный, мониторинговый. Этапы работы врачей общей практики и других специалистов с больным и членами его семьи могут быть представлены следующим образом (см. рисунок). Существует также задача повышения профилактического, лечебного и реабилитационного потенциала семьи. Необходимо увеличить медицинскую активность семьи, а также формировать семейную профилактическую среду. Необходимо также разработать и внедрить в практическую деятельность медицинских работников эффективные формы работы с семьей с учетом целевой направленности ее здоровьесбережения, в том числе с семьей онкологического больного, больного ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, сахарным диабетом и другими ХНИЗ. Рекомендации по вопросам здоровьесбережения должны быть дифференцированными в зависимости от уровня образования членов семьи, их образа жизни, в том числе от медицинской активности [21-23]. Кроме того, следует учитывать сложившуюся в конкретных семьях иерархию жизненных ценностей [24, 25 ]. Не менее важной медико-социальной проблемой является оказание больному и его семье медико-социальной и психологической поддержки на основе широкого внедрения в практику медицинских работников здоровьесберегающих технологий соответствующей направленности. Необходимо предварительно обучить медицинских работников и дать им информацию о потребности в здоровьесбережении семей различного типа на определенных этапах их жизненного цикла. При этом будет поставлена задача по информированию врачей общей практики, участковых терапевтов, педиатров, акушеров-гинекологов с помощью подготовки и использования соответствующих материалов о современных тенденциях и медико-социальных последствиях происходящих изменений брачно-семейных отношений и репродуктивного поведения населения. Этой информацией также должны владеть специалисты центров общественного здоровья и центров планирования семьи и репродукции. Подготовку соответствующих учебно-методических материалов следует проводить с учетом существующих акцентов в отношениях врач - больной, когда на смену патерналистской модели взаимодействия приходит партнерская (пациентоориентированная) модель. Именно она позволяет в наибольшей степени реализовать концепцию здоровьесбережения на уровне семьи. В качестве одного из направлений работы по здоровьесбережению семьи должно рассматриваться проведение индивидуальной и групповой работы с семьями (родственниками) больных по выработке у них правильных представлений о болезни, системе ухода и наблюдения, взаимодействия с больным, участия в обеспечении терапевтического процесса, коррекции конфликтных отношений и преодолении кризисных ситуаций в семьях [26, 27]. Важной задачей при этом является разработка механизма мониторинга знаний, умений и навыков по использованию семьями различного типа технологий здоровьесбережения и своевременная их коррекция [28]. Так, в последнее время получают все большее распространение технологии долгосрочного самонаблюдения пациентов, в том числе с дистанционным сопровождением. В последнее время развивается неформальное (родственное) обслуживание хронически больных и инвалидов [29]. В связи с этим представляется целесообразным, в том числе с позиций вторичной профилактики, организовать школы для семей хронически больных. По-видимому, следует приглашать семьи выздоровевших лиц для обмена опытом борьбы с заболеванием. Планируется рассмотреть вопрос о возможности создания соответствующих электронных школ, включая элективные школы по выбору, и научно обосновать критерии эффективности их работы. При этом должна быть предусмотрена разработка рекомендаций по организации обратной связи на сайте медицинских организаций, в том числе с использованием социологических опросов. Выводы 1. В современных условиях через семью и с ее помощью должны решаться многие медико-социальные и демографические проблемы общества, в том числе по оптимизации рождаемости, снижению показателей детской и общей смертности, увеличению средней продолжительности жизни, а также по реализации программ здоровьесбережения. 2. Существующие в настоящее время технологии здоровьесбережения носят индивидуальный характер и, как правило, не ориентированы на семью в целом. Отсюда задача адаптировать индивидуальные технологии и перепрофилировать их на всех членов семьи. 3. На каждом из этапов своего развития семья имеет специфические медико-социальные проблемы и потребности в технологиях здоровьесбережения. С учетом этого одной из приоритетных научных задач является обоснование концептуальной модели и путей совершенствования технологий здоровьесбережения различных типов семей. 4. Стоит важная задача повысить профилактический, лечебный и реабилитационный потенциал семьи. Необходимо повысить медицинскую активность семьи, а также формировать семейную профилактическую среду. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

O. Yu. Alexandrova

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


O. E. Konovalov

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health; The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Peoples' Friendship University of Russia” (RUDN University) of Minobrnauka of Russia

Email: konovalov_oe@mail.ru

T. P. Vasilieva

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


V. I. Pak

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health; The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Peoples' Friendship University of Russia” (RUDN University) of Minobrnauka of Russia


A. M. Allenov

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health; The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia


O. Yu. Arseenkova

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


References

  1. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Специфика брачно-семейных отношений молодежи Подмосковья. Проблемы развития территории. 2018;94(2):120-40.
  2. Шукшина Л. В., Мизонова О. В. Психологические особенности отношения современной молодежи к гражданскому браку и семье. Проблемы современного педагогического образования. 2018;60(2):486-8.
  3. Вороненко А. И., Юркова М. А., Холявкина Д. Д. Понятие «семья и брак» в сознании современной молодежи. Эпоха науки. 2019;(20):509-11.
  4. Медведева О. В., Панфилова Т. Н. Медико-социальные факторы риска малодетности городских семей (на примере г. Рязани). Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2012;20(4):70-2.
  5. Лившиц С. А. Семья, брак и родительство в изменяющемся российском обществе. Проблемы педагогики. 2017;27(4):64-6.
  6. Коновалов О. Е., Линниченко Ю. В. Медико-демографическая характеристика населения Московской области. Тверской медицинский журнал. 2020;(2):191-5.
  7. Логинова Н. Н., Переточенкова О. У. О демографической ситуации в регионах России. European Social Science Journal. 2018;(11):40-8.
  8. Белов В. Б., Роговина А. Г. Безработица как предиктор плохого здоровья. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2015;(2):13-5.
  9. Журавлева И. В., Иванова Л. Ю. Мигранты: социально-экономические условия жизни, влияющие на здоровье, и обращаемость в российские медицинские учреждения (результаты опроса в Санкт-Петербурге). Социальные аспекты здоровья населения. 2015;(3):1-13.
  10. Коновалов О. Е., Красненков В. Л., Петров Д. С. Внутрисемейное насилие как медико-социальная проблема. М.: РУДН; 2017.
  11. Барышникова А. А., Солодянкина О. В. Формирование здорового образа жизни в молодой семье, находящейся в социально-опасном положении (на примере АУСО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Устиновского района города Ижевска»). В сб.: Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет»; 2018. С. 95-100.
  12. ВОЗ. Информационный бюллетень. Декабрь 2018. Здоровье мигрантов. Социальные аспекты здоровья населения. 2018;(6):1-10.
  13. Альбицкий В. Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии. Избранные очерки. Серия «Социальная педиатрия». М.; 2012. Вып. 16.
  14. Погодина В. А., Бабенко А. И. Формирование здоровья семьи через реализацию ее функций (обзор литературы). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016;(4):208-12.
  15. Кича Д. И., Нечаев В. С., Степанова С. М. Методология комплексных социально-гигиенических исследований различных групп населения и семей (памяти профессора О. В. Грининой). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(3):328-32.
  16. Каткова И. П., Монахов М. В., Рыбальченко С. И. Преждевременная смертность и ожидаемая продолжительность здоровой жизни населения в контексте задач национального развития России. Народонаселение. 2020;23(4):83-92.
  17. Соколовская Т. А. Роль семьи в формировании «модели здоровья» у детей. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018;(3):45-56.
  18. Лукьянова Л. М. Укрепление здоровья ребенка через формирование здорового образа жизни в семье. Наука-2020. 2019;34(9):89-93.
  19. Пикуза О. И., Закирова А. М., Сулейманова З. Я. Роль семьи в формировании здоровья ребенка. Практическая медицина. 2019;(5):161-4.
  20. Кича Д. И., Макарян А. С., Рукодайный О. В., Максименко Л. В. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний на уровне семьи. М.: РУДН; 2018.
  21. Орел В. И., Середа В. М., Гурье Н. А. Медико-социальный статус семьи, воспитывающей ребенка с детским церебральным параличом. Российский педиатрический журнал. 2015;18(3):42-4.
  22. Литвина Г. А., Кульчицкий В. Е., Литвина Е. В., Тютюнникова А. А. Здоровый образ жизни в семье. В сб.: Современная научная деятельность: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. М.; 2018. С. 87-90.
  23. Горбань А. Я. Здоровый образ жизни - здоровая семья. В сб.: Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курск; 2020. С. 28-31.
  24. Воронов Н. А. Пути формирования имиджа семьи как семьи здорового образа жизни: технологии и механизмы. Интерактивная наука. 2018;29(7):28-30.
  25. Юшачкова Т. Б. Ценность здоровья в семье. Ученые записки университета Лесгафта. 2018;(11):425-9.
  26. Шамардина М. В. Психологическое здоровье семей, воспитывающих подростков с диагнозом сахарный диабет. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019;16(5):25-32.
  27. Боровкова В. Н., Бурлакова П. В., Шестакова В. Н. Образ жизни и состояние здоровья девочек, воспитывающихся в конфликтных семьях. Смоленский медицинский альманах. 2020;(2):34-6.
  28. Дубровина А. С. Здоровьесберегающие практики в семье: социологический анализ. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2020;4(1):302-9.
  29. Дымова И. А., Кароян А. А. Организационно-образовательная программа по формированию и развитию медицинской активности семьи. Пермский медицинский журнал. 2019;36(3):51-60.

Statistics

Views

Abstract - 106

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies