РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К СЕМЕЙНОМУ
- Авторы: Александрова О.Ю.1, Коновалов О.Е.1,2, Васильева Т.П.1, Пак В.И.1,2, Алленов А.М.1,3, Арсеенкова О.Ю.1
- Учреждения:
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
- ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России
- ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
- Выпуск: Том 29, № 6 (2021)
- Страницы: 1470-1474
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/769
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-6-1470-1474
- Цитировать
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Введение В последние десятилетия происходит выраженная трансформация брачно-семейных отношений и репродуктивного поведения населения: рост числа консенсуальных браков [1-3], формирование у части молодого населения установки на малодетность или бездетность, так называемое «социальное» бесплодие [4, 5]. Все более актуальной медико-социальной проблемой в связи с постарением населения является увеличение числа «пожилых» семей [6, 7], нуждающихся в медико-социальной защите, и семей, нуждающихся в здоровьесбережении в связи с наличием и риском развития основных неинфекционных заболеваний [8-12]. Однако семья и ее здоровье в настоящее время не стали приоритетным объектом исследований с позиций общественного здоровья и здравоохранения. Необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что через семью и с ее помощью должны решаться многие медико-социальные и демографические проблемы современного общества по оптимизации рождаемости, снижению показателей детской и общей смертности, заболеваемости и инвалидности, увеличению средней продолжительности жизни, реализации программ по здоровьесбережению [13-16]. Материалы и методы С целью изучения медико-социальных проблем, связанных с трансформацией брачно-семейных отношений, потребностями в технологиях здоровьесбережения на каждом из этапов развития cемьи, был проведен анализ информации в специальной литературе в реферативных базах научных публикаций eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/defaultx. asp) и MEDLINE (https://www. ncbi.nlm.nih.gov) по ключевым словам «семья», «здоровье» / «family», «health». Анализировались источники литературы за период с января 2012 г. по декабрь 2019 г. В обзор включены только статьи, соответствующие цели исследования. Результаты исследования Семья в своем развитии проходит следующие этапы жизненного цикла: создания (заключение брака) - развития (от рождения первого до рождения последнего ребенка) - «послеродительский» этап, или фаза «пустого гнезда» (отделение от родителей последнего проживающего с ними ребенка),- исчезновения семьи (смерть одного из супругов). На каждом этапе развития семья имеет специфические медико-социальные проблемы и потребности в технологиях здоровьесбережения. Для успешного решения этой задачи необходимо: -проанализировать динамику и тенденции брачно-семейной структуры населения с позиций общественного здоровья и здравоохранения; -оценить потребности семей различного типа в здоровьесбережении на этапах их жизненного цикла; -научно обосновать и разработать систему мер по совершенствованию здоровьесбережения семьи, включая разработку концепции перехода от применения в семье индивидуальных технологий к групповой инновационной технологии здоровьесбережения. Существующие в настоящее время технологии здоровьесбережения носят индивидуальный характер и не ориентированы на семью в целом, поэтому возникает задача адаптировать индивидуальные технологии и перепрофилировать их на семью в целом. В настоящее время разработаны и внедрены индивидуальные программы и технологии профилактики, лечения, реабилитации при различных заболеваниях и патологических состояниях. Особенно это характерно для педиатрической практики [17-19]. Для реализации группового подхода здоровьесбережения важно учитывать, что у членов семьи есть общие факторы риска развития различных заболеваний, связанные с образом жизни, характером питания, отношением к выполнению медицинских рекомендаций. Под влиянием этих семейных факторов риска могут реализоваться наследственные заболевания. В связи с этим перед врачами стоит задача оценки вероятности неблагоприятного исхода (развития заболевания) в семье в целом при воздействии на всех членов семьи одинаковых семейных факторов риска. Медицинские работники должны способствовать наступлению благоприятного исхода (предупреждения заболевания), в том числе путем мобилизации профилактического потенциала гражданина и его семьи. При этом надо учитывать взаимодействие различных факторов риска и изучать условия (среду) для их реализации в конкретных семьях. Выстраивается определенная цепочка: прогнозирование заболевания - мониторинг факторов риска развития заболевания - управление рисками -предупреждение перехода заболевания в неблагоприятный исход (тяжелые формы, инвалидизация, смерть), что особенно неблагоприятно для семьи в связи с возможным преждевременным переходом ее жизненного цикла вплоть до исчезновения семьи. Приоритетная целевая профилактическая направленность здоровьесбережения семьи в современных условиях определяется прежде всего перечнем основных хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) и ведущих факторов риска их развития и прогрессирования [20]. ХНИЗ наносят обществу значительный ущерб, который связан с временной и стойкой потерей трудоспособности, необходимостью больших затрат на профилактику, лечение и реабилитацию больных, преждевременной смертностью. Организация медицинской помощи больным ХНИЗ представляет собой одну из сложных и не решенных до сих пор проблем. При этом не менее важной медико-социальной проблемой является оказание таким больным, а также их семьям медико-социальной и психологической поддержки на основе широкого внедрения в практику медицинских работников здоровьесберегающих технологий. Разработка научно обоснованных предложений по здоровьесбережению семей различных типов должна учитывать этапы их жизненного цикла. Это же должно учитываться при их последующей практической реализации. С определенной долей условности можно выделить следующие блоки: учебно-методический, консультативный, мониторинговый. Этапы работы врачей общей практики и других специалистов с больным и членами его семьи могут быть представлены следующим образом (см. рисунок). Существует также задача повышения профилактического, лечебного и реабилитационного потенциала семьи. Необходимо увеличить медицинскую активность семьи, а также формировать семейную профилактическую среду. Необходимо также разработать и внедрить в практическую деятельность медицинских работников эффективные формы работы с семьей с учетом целевой направленности ее здоровьесбережения, в том числе с семьей онкологического больного, больного ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, сахарным диабетом и другими ХНИЗ. Рекомендации по вопросам здоровьесбережения должны быть дифференцированными в зависимости от уровня образования членов семьи, их образа жизни, в том числе от медицинской активности [21-23]. Кроме того, следует учитывать сложившуюся в конкретных семьях иерархию жизненных ценностей [24, 25 ]. Не менее важной медико-социальной проблемой является оказание больному и его семье медико-социальной и психологической поддержки на основе широкого внедрения в практику медицинских работников здоровьесберегающих технологий соответствующей направленности. Необходимо предварительно обучить медицинских работников и дать им информацию о потребности в здоровьесбережении семей различного типа на определенных этапах их жизненного цикла. При этом будет поставлена задача по информированию врачей общей практики, участковых терапевтов, педиатров, акушеров-гинекологов с помощью подготовки и использования соответствующих материалов о современных тенденциях и медико-социальных последствиях происходящих изменений брачно-семейных отношений и репродуктивного поведения населения. Этой информацией также должны владеть специалисты центров общественного здоровья и центров планирования семьи и репродукции. Подготовку соответствующих учебно-методических материалов следует проводить с учетом существующих акцентов в отношениях врач - больной, когда на смену патерналистской модели взаимодействия приходит партнерская (пациентоориентированная) модель. Именно она позволяет в наибольшей степени реализовать концепцию здоровьесбережения на уровне семьи. В качестве одного из направлений работы по здоровьесбережению семьи должно рассматриваться проведение индивидуальной и групповой работы с семьями (родственниками) больных по выработке у них правильных представлений о болезни, системе ухода и наблюдения, взаимодействия с больным, участия в обеспечении терапевтического процесса, коррекции конфликтных отношений и преодолении кризисных ситуаций в семьях [26, 27]. Важной задачей при этом является разработка механизма мониторинга знаний, умений и навыков по использованию семьями различного типа технологий здоровьесбережения и своевременная их коррекция [28]. Так, в последнее время получают все большее распространение технологии долгосрочного самонаблюдения пациентов, в том числе с дистанционным сопровождением. В последнее время развивается неформальное (родственное) обслуживание хронически больных и инвалидов [29]. В связи с этим представляется целесообразным, в том числе с позиций вторичной профилактики, организовать школы для семей хронически больных. По-видимому, следует приглашать семьи выздоровевших лиц для обмена опытом борьбы с заболеванием. Планируется рассмотреть вопрос о возможности создания соответствующих электронных школ, включая элективные школы по выбору, и научно обосновать критерии эффективности их работы. При этом должна быть предусмотрена разработка рекомендаций по организации обратной связи на сайте медицинских организаций, в том числе с использованием социологических опросов. Выводы 1. В современных условиях через семью и с ее помощью должны решаться многие медико-социальные и демографические проблемы общества, в том числе по оптимизации рождаемости, снижению показателей детской и общей смертности, увеличению средней продолжительности жизни, а также по реализации программ здоровьесбережения. 2. Существующие в настоящее время технологии здоровьесбережения носят индивидуальный характер и, как правило, не ориентированы на семью в целом. Отсюда задача адаптировать индивидуальные технологии и перепрофилировать их на всех членов семьи. 3. На каждом из этапов своего развития семья имеет специфические медико-социальные проблемы и потребности в технологиях здоровьесбережения. С учетом этого одной из приоритетных научных задач является обоснование концептуальной модели и путей совершенствования технологий здоровьесбережения различных типов семей. 4. Стоит важная задача повысить профилактический, лечебный и реабилитационный потенциал семьи. Необходимо повысить медицинскую активность семьи, а также формировать семейную профилактическую среду. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
О. Ю. Александрова
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
О. Е. Коновалов
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России
Email: konovalov_oe@mail.ru
Т. П. Васильева
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
В. И. Пак
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России
А. М. Алленов
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России; ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
О. Ю. Арсеенкова
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
Список литературы
- Медведева Е. И., Крошилин С. В. Специфика брачно-семейных отношений молодежи Подмосковья. Проблемы развития территории. 2018;94(2):120-40.
- Шукшина Л. В., Мизонова О. В. Психологические особенности отношения современной молодежи к гражданскому браку и семье. Проблемы современного педагогического образования. 2018;60(2):486-8.
- Вороненко А. И., Юркова М. А., Холявкина Д. Д. Понятие «семья и брак» в сознании современной молодежи. Эпоха науки. 2019;(20):509-11.
- Медведева О. В., Панфилова Т. Н. Медико-социальные факторы риска малодетности городских семей (на примере г. Рязани). Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2012;20(4):70-2.
- Лившиц С. А. Семья, брак и родительство в изменяющемся российском обществе. Проблемы педагогики. 2017;27(4):64-6.
- Коновалов О. Е., Линниченко Ю. В. Медико-демографическая характеристика населения Московской области. Тверской медицинский журнал. 2020;(2):191-5.
- Логинова Н. Н., Переточенкова О. У. О демографической ситуации в регионах России. European Social Science Journal. 2018;(11):40-8.
- Белов В. Б., Роговина А. Г. Безработица как предиктор плохого здоровья. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2015;(2):13-5.
- Журавлева И. В., Иванова Л. Ю. Мигранты: социально-экономические условия жизни, влияющие на здоровье, и обращаемость в российские медицинские учреждения (результаты опроса в Санкт-Петербурге). Социальные аспекты здоровья населения. 2015;(3):1-13.
- Коновалов О. Е., Красненков В. Л., Петров Д. С. Внутрисемейное насилие как медико-социальная проблема. М.: РУДН; 2017.
- Барышникова А. А., Солодянкина О. В. Формирование здорового образа жизни в молодой семье, находящейся в социально-опасном положении (на примере АУСО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Устиновского района города Ижевска»). В сб.: Актуальные проблемы развития государственной молодежной политики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет»; 2018. С. 95-100.
- ВОЗ. Информационный бюллетень. Декабрь 2018. Здоровье мигрантов. Социальные аспекты здоровья населения. 2018;(6):1-10.
- Альбицкий В. Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии. Избранные очерки. Серия «Социальная педиатрия». М.; 2012. Вып. 16.
- Погодина В. А., Бабенко А. И. Формирование здоровья семьи через реализацию ее функций (обзор литературы). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016;(4):208-12.
- Кича Д. И., Нечаев В. С., Степанова С. М. Методология комплексных социально-гигиенических исследований различных групп населения и семей (памяти профессора О. В. Грининой). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(3):328-32.
- Каткова И. П., Монахов М. В., Рыбальченко С. И. Преждевременная смертность и ожидаемая продолжительность здоровой жизни населения в контексте задач национального развития России. Народонаселение. 2020;23(4):83-92.
- Соколовская Т. А. Роль семьи в формировании «модели здоровья» у детей. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018;(3):45-56.
- Лукьянова Л. М. Укрепление здоровья ребенка через формирование здорового образа жизни в семье. Наука-2020. 2019;34(9):89-93.
- Пикуза О. И., Закирова А. М., Сулейманова З. Я. Роль семьи в формировании здоровья ребенка. Практическая медицина. 2019;(5):161-4.
- Кича Д. И., Макарян А. С., Рукодайный О. В., Максименко Л. В. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний на уровне семьи. М.: РУДН; 2018.
- Орел В. И., Середа В. М., Гурье Н. А. Медико-социальный статус семьи, воспитывающей ребенка с детским церебральным параличом. Российский педиатрический журнал. 2015;18(3):42-4.
- Литвина Г. А., Кульчицкий В. Е., Литвина Е. В., Тютюнникова А. А. Здоровый образ жизни в семье. В сб.: Современная научная деятельность: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. М.; 2018. С. 87-90.
- Горбань А. Я. Здоровый образ жизни - здоровая семья. В сб.: Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курск; 2020. С. 28-31.
- Воронов Н. А. Пути формирования имиджа семьи как семьи здорового образа жизни: технологии и механизмы. Интерактивная наука. 2018;29(7):28-30.
- Юшачкова Т. Б. Ценность здоровья в семье. Ученые записки университета Лесгафта. 2018;(11):425-9.
- Шамардина М. В. Психологическое здоровье семей, воспитывающих подростков с диагнозом сахарный диабет. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019;16(5):25-32.
- Боровкова В. Н., Бурлакова П. В., Шестакова В. Н. Образ жизни и состояние здоровья девочек, воспитывающихся в конфликтных семьях. Смоленский медицинский альманах. 2020;(2):34-6.
- Дубровина А. С. Здоровьесберегающие практики в семье: социологический анализ. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2020;4(1):302-9.
- Дымова И. А., Кароян А. А. Организационно-образовательная программа по формированию и развитию медицинской активности семьи. Пермский медицинский журнал. 2019;36(3):51-60.