PROBLEMS OF MAINTAINING NURSING STAFF PRODUCTIVITY IN CONNECTION WITH AGGRESSIVE PATIENT BEHAVIOR

Abstract


The article is devoted to the results of a study of the problems of nursing staff performance maintenance in connection with aggressive behavior of patients. We studied the opinions of 413 nurses concerning the aggressive behavior of patients in medical organizations of the Central Federal District. The paper reveals the problems of patient aggression and its interaction with nursing staff productivity.

Full Text

Введение В последние годы проблема агрессии в медицине стала все больше привлекать внимание исследователей. Серьезное беспокойство вызывают социально опасные проявления агрессии и агрессивности, как возникающие вследствие личностных особенностей, так и детерминированные окружающей средой [1]. Основной недостаток в изучении агрессии, по нашему мнению, заключается в том, что существуют многочисленные подходы к определению феномена, что затрудняет его изучение и обобщение полученных результатов. Несмотря на это, каждому медицинскому работнику необходимо изучить этот вопрос для более углубленного представления о нем. Изучению проблем агрессии и ее проявлений в виде агрессивности посвящены многочисленные исследования таких авторов, как А. Басс [2], Л. Берковиц [3], Р. Бэрон и Д. Ричардсон [4], С. Н. Ениколопов [1], К. Лоренц [5], А. Налчаджян [6], Э. Фромм [7], З. Фрейд [8]. Актуальность исследования связана с тем, что сестринскому персоналу нередко приходится иметь дело с пациентами, проявляющими те или иные агрессивные реакции. Пациенты часто используют агрессивное поведение как средство достижения своих целей. Сестринский персонал должен быть готов к этому. Помимо этого, агрессивное поведение пациентов может приводить к снижению работоспособности персонала, что в очередной раз указывает на высокую эмоциональную стрессогенность деятельности медицинских работников и необходимость профилактики развития постстрессовых состояний. Т. Б. Дмитриева и соавт. рассматривают агрессивное поведение человека как действия, базирующиеся на агрессивности и направленные на причинение физического, морального или иного ущерба людям или другим объектам окружающего мира, сопряженные с насилием против них [9]. Определение делает акцент на негативной и незаконной сторонах агрессивного поведения. При этом авторы в качестве основного источника агрессивного поведения рассматривают личностную особенность - агрессивность. По мнению авторов, агрессивность - это готовность соответствующим образом воспринимать и интерпретировать поведение другого человека или группы людей в сфере межличностного общения. Именно эти определения мы берем за основу нашего исследования. Что заставляет людей вести себя агрессивно? В рамках одного направления исследований считается, что ведущим фактором в проявлении агрессии является возбуждение человека, которое возникает в результате неких преград, мешающих достижению поставленной цели. Сторонники другого направления рассматривают в качестве пускового крючка агрессии результат конкретной обработки информации. В рамках нашего исследования мы будем опираться на представление о том, что агрессия возникает вследствие фрустрации как эмоциональной реакции на препятствия к достижению цели. Мы считаем, что эмоциональная реакция - более широкое понятие, чем просто возбуждение, и включает другие эмоции, чувства и двигательную активность. Мы согласны с мнением Д. Долларда и его коллег, которые считали фрустрацию основным механизмом агрессии. Они предполагали, что агрессия является следствием фрустрации - блокирования или же сотворения помех для какого-либо целенаправленного поведения. Не имея способности добиться цели, человек совершает агрессивные действия по отношению к иным людям [4]. В контексте нашего исследования мы будем трактовать фрустрацию как состояние человека, которое возникает в результате объективно существующих или субъективно воспринимаемых им трудностей на пути к достижению цели и проявляется в характерных эмоциональных реакциях. Изначально фрустрационная теория агрессии базировалась на 2 ведущих положениях: «Фрустрация всегда приводит к агрессии» и «Агрессия всегда считается итогом фрустрации». Таким образом, авторы устанавливали строгую конкретную связь между агрессией и фрустрацией. Впоследствии обнаружилось, что оба утверждения нуждаются в корректировке. Реакция на фрустрацию зависит от возраста, темперамента, жизненного опыта, развития личности, уровня притязаний, отношения к принятым в социуме нормам поведения, степени фрустрации [10]. Возьмем в качестве примера широко используемую в теории сестринского дела пирамиду потребностей А. Маслоу [11]. Внизу этой пирамиды находятся физиологические потребности, наверху - социальные. Помехи в удовлетворении той или иной потребности приводят к возникновению психического напряжения. В случае неудовлетворения нескольких потребностей психическое напряжение может достигать высоких значений и приводить к возникновению состояния фрустрации. В результате взаимодействия с агрессивным пациентом у сестринского персонала могут возникать нарушения удовлетворения как физиологических потребностей (есть, спать, в безопасности), так и социальных (общение, уважение, самоуважение, признание). В дальнейшем может развиться состояние фрустрации, неудовлетворенности собой и выбранной профессией и желание уйти из медицины. И, самое важное в контексте нашего исследования, это повышение агрессивности и проявления агрессивного поведения сестринского персонала в ответ на агрессивное поведение пациентов. Рассмотрим основные причины, вызывающие фрустрацию и провоцирующие агрессивное поведение как пациентов, так и сестринского персонала: 1. Лишение - отсутствие возможностей для удовлетворения потребности. Пациенты постоянно находятся в состоянии лишения вследствие болезни. Сестринский персонал, как и работник любой другой сферы услуг, всегда находится в состоянии ограничения как своих, так и организационных ресурсов, поэтому полностью удовлетворить свои потребности не может. Особенно это касается потребностей в физической и психологической безопасности в силу специфики медицинской деятельности. 2. Потеря - утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности. Пациенты, находясь на госпитализации, не имеют возможности пользоваться своей одеждой, гаджетами, средой обитания, поэтому перманентно находятся в состоянии потери. 3. Конфликт - одновременное существование двух и более несовместимых друг с другом побуждений, чувств, отношений. Сестринский персонал, например, может испытывать амбивалентные чувства по отношению к пациенту, который ведет себя агрессивно. С одной стороны, медицинская сестра должна относиться с пониманием к состоянию пациента, с другой - она может испытывать гнев по отношению к человеку, который ее унижает. Объектом агрессии может стать как человек, который мешает добиваться поставленной цели, так и другая личность. В первом случае мы имеем дело с прямой агрессией, во втором - со смещенной. Смещенная агрессия возникает в том случае, когда агрессор опасается прямо воздействовать на источник фрустрации. Для снятия возбуждения он ведет себя агрессивно по отношению к другим людям, среди которых может быть сестринский персонал. Например, настороженное отношение пациента к манипуляциям. Причины такого поведения могут быть различными: 1.Прошлый негативный опыт, например, пациент уже проходил эту манипуляцию, и она сопровождалась страхом, болью. В связи с этим возникают переживания, которые формируют негативный опыт и влияют на последующее восприятие этой медицинской манипуляции соответствующим образом (синдром «белого халата»). 2.Дефицит или отсутствие информации. Пациент начинает домысливать, что это за процедура, какие угрозы она несет. 3.Искаженное представление о медицинских манипуляциях. Например, пациента дезинформировал сосед по палате. Все это негативно сказывается на оценке ситуации пациентом. Он начинает излишне переживать ситуацию, что провоцирует дальнейшее развитие изменений в его психике. Но поскольку пациент не может проявить агрессию по отношению к манипуляции или ее оснащению, он может направить агрессию на персонал. Таким образом, работа сестринского персонала связана с пациентами, которые вследствие своего болезненного соматического состояния испытывают различные психические изменения, проявляющиеся в виде тревоги, печали, гнева, озлобленности, плаксивости, негативизма, недоверия, раздражительности и пр. Это, в свою очередь, может приводить к повышению их агрессивности. Сестринский персонал должен помнить об этих закономерностях. Также важно учитывать, что разногласия неизбежны даже при самых хороших отношениях, вследствие того, что все люди разные. И дело вовсе не в том, чтобы избегать разногласия, а в том, чтобы научиться грамотно их воспринимать и на них реагировать. Беззащитность медицинских работников и безнаказанность агрессивных пациентов наносит существенный вред психике сестринского персонала. В-связи с этим стресс, полученный в результате агрессии пациента, способствует снижению работоспособности, развитию постстрессовых состояний и возможному последующему уходу из профессии. Но самой важной проблемой, на наш взгляд, является «синдром замкнутого круга»: агрессия пациентов провоцирует агрессивное поведение персонала, которое, в свою очередь, провоцирует агрессивное поведение пациентов, которое провоцирует агрессивное поведение персонала, и так до бесконечности. Материалы и методы В работе были использованы представленные далее методы исследования: 1. Анкетирование. Нами была разработана анкета с целью выявления мнения сестринского персонала о взаимосвязи агрессии пациентов и их работоспособности. Она состояла из 13 вопросов, которые можно условно поделить на 3 блока: •блок вопросов, направленных на уточнение биографических данных: пол, возраст, уровень образования, должность, стаж и место работы медицинских сестер; •блок вопросов, направленных на выявление взаимодействия сестринского персонала с агрессивными пациентами и их отношения к нему; •блок вопросов, направленных на самооценку уровня работоспособности сестринского персонала до и после общения с агрессивными пациентами. 2. Тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний». Были взяты только вопросы для диагностики состояния агрессивности и фрустрации. Для проведения исследования использовался сбор данных с помощью сервиса администрирования опросов Google Forms. Исследование проводилось в апреле 2021 г. Результаты и обсуждение В исследовании приняли участие 413 медицинских сестер медицинских организаций Центрального федерального округа, 398 женщин и 15 мужчин. Средний возраст респондентов составляет 44,7 ± 6,0 лет. Анализ ответов на вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться с агрессивным поведением пациентов во время работы?» показал, что 89,3% респондентов подвергались тем или иным проявлениям агрессии со стороны пациентов во время работы. Только 7,3% респондентов не испытывали во время работы агрессивное поведение пациентов (рис. 1). На вопрос: «Как проявлялось агрессивное поведение пациента?» были получены следующие ответы (рис. 2): •368 (89,1%) человек отметили, что пациенты вели себя грубо; •264 (63,9%) человека сообщили, что пациенты их оскорбляли; •167 (40,4%) человек заметили, что пациенты негативно оценивали их работу; •156 (37,8%) человек сталкивались с угрозами физического и юридического характера; •62 (15%) человека указали на применение к ним физической силы. Респонденты, выбравшие среди ответов вариант «другое», отметили, что пациенты негативно высказывались в адрес системы здравоохранения; грозили увольнением; жаловались на непонимание происходящего. Анализ ответов показывает, что сестринский персонал постоянно подвергается агрессии со стороны пациентов. Мы связываем это с тем, что медицинские сестры бóльшую часть времени проводят непосредственно с больными. Половина респондентов (51,6%) считают, что одной из причин возникновения агрессивного поведения пациента может быть наличие у него психических отклонений (рис. 3). Изменения психики сопровождают все соматические заболевания. И то, что лишь половина респондентов видит за проявлением агрессии пациента его болезнь, говорит о необходимости дальнейшего изучения этой проблемы. В результате агрессивного воздействия 48,9% медицинских сестер чаще всего испытывали обиду (рис. 4). Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, которое вызывает переживание гнева к обидчику и жалость по отношению к себе. Может способствовать развитию фрустрации. Анализ ответов медицинских сестер на вопрос о мыслях, которые их посещали после общения с агрессивными пациентами (рис. 5), показал, что 55,4% респондентов никакие мысли не посещали. Это хороший результат, который говорит о том, что медицинские сестры не поддаются агрессии пациентов. Часто пациенты применяют агрессивное поведение как средство достижения своих целей, и медицинские работники в любом случае должны быть к этому готовы. Примерно четверть респондентов отметили возникающее нежелание работать. Возможно, это связано с тем, что агрессия со стороны пациента ухудшает их психическое и физическое состояние, а именно способность поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии. Мы попросили респондентов оценить по 5-балльной шкале уровень работоспособности сестринского персонала до и после общения с агрессивным пациентом. Среднее значение самооценки уровня работоспособности выборки до общения с агрессивными пациентами составило 4,76 балла, что относится к высокому уровню работоспособности. Среднее значение самооценки уровня работоспособности выборки после общения с агрессивными пациентами составило 3,48 балла, что относится к среднему уровню работоспособности. Чтобы узнать, различается ли уровень работоспособности до и после общения с агрессивными пациентами, мы использовали t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Сравнительный анализ уровня работоспособности до и после общения медицинских сестер с агрессивными пациентами выявил значимое различие (tэмп = 21,3; tкрит = 2,58). Для выявления взаимосвязей между самооценкой уровней работоспособности до и после общения с агрессивным пациентом самооценкой уровней фрустации и агрессивности нами были рассчитаны коэффициенты корреляционного анализа по Пирсону (таблица). Выявлены значимые положительные взаимосвязи между работоспособностью до агрессии и работоспособностью после агрессии (r = 0,201; p = 0,001). Отрицательные взаимосвязи выявлены между работоспособностью до агрессии и фрустрацией (rэмп = -0,141; p = 0,01) и между работоспособностью после агрессии и фрустрацией (rэмп = -0,421; p = 0,001). Выявлены отрицательные взаимосвязи между работоспособностью до агрессии и агрессивностью (rэмп = -0,106; p = 0,05), между работоспособностью после агрессии и агрессивностью (rэмп = -0,277; p = 0,001). Выявлены положительные взаимосвязи между уровнями фрустрации и агрессивности (rэмп = 0,394; p = 0,001). Выводы Работа сестринского персонала относится к числу непростых и напряженных видов трудовой деятельности, в том числе из-за агрессивности пациентов. Агрессия пациентов является одной из основных проблем снижения работоспособности сестринского персонала. Одной из причин агрессивного поведения является изменение психики пациента на фоне его соматического заболевания. Сестринский персонал не должен забывать об этом. Агрессивное поведение пациентов может провоцировать агрессию сестринского персонала, что в свою очередь может повышать агрессивность пациентов, формируя «замкнутый круг». Проявлениям агрессии со стороны пациентов подвергались 89,3% участников нашего исследования, 89,1% респондентов отметили, что пациенты вели себя грубо. В результате агрессивного воздействия 48,9% опрошенных испытывали обиду, 22,4% - нежелание дальше работать. Было выявлено, что чем в большей степени выражены показатели работоспособности до агрессии, тем больше выражены показатели работоспособности сестринского персонала после агрессии. Это говорит о том, что на всех респондентов агрессия влияет примерно одинаково. Поэтому одним из способов профилактики влияния агрессии на работоспособность является изначально высокая работоспособность и ее сохранение. Чем в большей степени выражены показатели работоспособности до и после агрессии, тем менее фрустрирован работник. Следовательно, для повышения работоспособности необходимо снижать фрустрацию работников. С увеличением показателей работоспособности до и после агрессии уменьшаются показатели агрессивности. Из этого следует, что для повышения работоспособности необходимо снижать агрессивность персонала. Чем в большей степени выражены показатели фрустрации, тем больше выражены показатели агрессивности. Это говорит о том, что можно воздействовать только на один из показателей: либо фрустрацию, либо агрессивность. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

I. V. Ostrovskaya

Peoples' Friendship University of Russia

Email: irina.ostrov@gmail.com

F. A. Allakhverdiyeva

Peoples' Friendship University of Russia


N. N. Kamynina

Peoples' Friendship University of Russia; Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department


References

  1. Ениколопов С. Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 37-47.
  2. Басс А., Дарки А. Концепция агрессии. Екатеринбург, 2013. 260 с.
  3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Прайм-Еврознак, 2005. 512 с.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
  5. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1989. 257 с.
  6. Налчаджян А. Агрессивность человека. Т. 1. Агрессивность и психическая самозащита личности. М.: Огебан, 2005. 500 с.
  7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.
  8. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. 448 с.
  9. Агрессия и психическое здоровье / под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостаковича. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 464 c.
  10. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 512 с.
  11. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. 352 с.

Statistics

Views

Abstract - 78

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies