Совершенствование врачебных кадров и постдипломного образования в рамках научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский»
- Авторы: Амлаев К.Р.1, Койчуева С.М.1, Мажаров В.Н.1, Кошель В.И.1, Ходжаян А.Б.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
- Выпуск: Том 29, № 5 (2021)
- Страницы: 1214-1219
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/709
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-5-1214-1219
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Последнее десятилетие показало, что здравоохранение может развиваться на основе кластерного принципа организации, соблюдая характерные для данной отрасли принципиальные условия [1]. В рамках научно-образовательного медицинского кластера (НОМК) организуется образовательный процесс, в том числе по программам додипломной и последипломной подготовки врачей, обеспечивая его непрерывный характер. Кластерный принцип предполагает также совместное использование баз лечебной практики как для оказания медицинской помощи, так и в целях практической подготовки обучающихся. В свою очередь инновационные методы лечения, доказавшие свою эффективность, пополняют научно-педагогическую базу знаний, передаваемую обучающимся. Возникшие синергетические процессы способны обеспечить достижение оптимального эффекта во всех сферах деятельности научно-образовательных организаций при минимальных ресурсных затратах [2, 3]. Реализация НОМК современных программ подготовки высококвалифицированных врачей в результате интеграции образования, науки и медицинской практики дает возможность усилить кадровый потенциал здравоохранения России и дать импульс улучшению здоровья и качества жизни населения [3]. В России на базе медицинских университетов организованы 13 кластеров, в том числе по различным видам медицинской помощи [4, 5], однако вопрос включения в состав НОМК медицинских факультетов классических университетов, подведомственных Минобрнауки (МОН) РФ, в литературе совершенно не рассматривался. Суммируя результаты наших предыдущих исследований, можно выделить так называемые пробелы в обеспечении Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) квалифицированными кадрами: 1.Дефицит практического опыта. 2.Низкая привлекательность для молодых преподавателей работы в медицинских университетах. 3.Недостаточный уровень практикоориентированости обучения. 4.Недоучет изменений на рынке медицинских специальностей, приводящий к дисбалансу подготовки специалистов. 5.Завышенные ожидания по заработной плате, не соответствующие существующим реалиям. 6.Отсутствие четких представлений о будущей работе и работодателях. 7.Слабое использование информационных каналов на базе наиболее популярных веб-платформ в качестве источников информации по поиску работы. 8.Дефицит бюджетных мест в клинической ординатуре при низком платежеспособном спросе на места с оплатой обучения. 9.Дисбаланс востребованности вакансий в стационарном и первичном звене здравоохранения. 10.Плохие условия труда и неудобный график работы. 11.Отсутствие механизмов распределения выпускников, финансовой поддержки при открытии собственного дела, дефицит новых рабочих мест. В соответствии с приказом МЗ РФ № 844н «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения» был создан научно-образовательный медицинский кластер СКФО «Северо-Кавказский» координатором которого стал ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» (СтГМУ) МЗ РФ, а участниками - ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (ДГМУ) МЗ РФ, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» (СОГМА) МЗ РФ, а также Пятигорский филиал Волгоградского медицинского университета (ПФ ВолгМУ). Кроме того, в состав НОМК «Северо-Кавказский» вошли ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (ИГУ), ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет» (КБГУ), ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия» (СКГА), ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (ЧГУ), а также все министерства здравоохранения субъектов СКФО. При распределении обязанностей внутри кластера за дополнительное профессиональное образование в НОМК назначен ответственным ИГУ (медицинский факультет), а за лечебную работу - КБГУ (медицинский факультет). Членами НОМК были сформулированы меры по усовершенствованию подготовки врачебных кадров для СКФО на всех этапах подготовки - довузовском, вузовском и постдипломном. Процессы организации здравоохранения приобретают особое значение в связи с тем, что от этого зависит доступность для населения качественной медицинской помощи. В связи с этим на базе СтГМУ был создан методический центр «Saver-клиника», обучающий технологиям бережливого производства. За 3 года его функционирования было обучено по субъектам СКФО: •Ставропольскому краю - 455 человек; •Республике Карачаево-Черкесии - 44 человека; •Чеченской Республике - 89 человек; •Республике Кабардино-Балкарии - 97 человек; •Республике Ингушетии - 67 человек; •Республике Дагестан - 7 человек. Кроме того, обучение прошли сотни врачей - организаторов здравоохранения из других регионов Российской Федерации. В свою очередь технологии бережливого производства применительно к университетам разрабатывает ПФ ВолгМУ, входящий в состав НОМК «Северо-Кавказский», который предлагает их к внедрению членам кластера. Значимым совместным проектом в рамках НОМК стало создание компьютерной программы ГеоСК (рис. 1), предназначенной для получения актуальной, в онлайн-режиме, информации о смертности, рождаемости, диспансеризации и других показателях в регионах, входящих в НОМК «Северо-Кавказский». Ее преимущество - получение объективной оперативной информации с мест в любой момент времени. Это позволяет, например, оперативно анализировать смертность по ее причинам в любом территориальном образовании определенного субъекта СКФО, что дает возможность вовремя замечать «аномальное» увеличение смертности и своевременно реагировать на возникшие изменения принятием управленческих решений (рис. 2). Такая программа особое значение приобретает, например, в период эпидемий/пандемий, таких как COVID-19. Состояние заболеваемости, течение диспансеризации также могут оперативно оцениваться и анализироваться. Удобный интерфейс программы не требует специальной подготовки и позволяет анализировать данные как в абсолютных, так и в относительных величинах, а также минимизировать «манипуляции» с количественными показателями. Программа позволяет выявлять динамику различных показателей за любой период времени в территориях края и пиковые изменения показателей, позволяющие провести аналитический поиск причин данных пиков (см. рис. 1). ps202105.4htm00139.jpg Перед сектором дополнительного профессионального образования (ДПО) стояли следующие задачи: -на основе изучения потребности СКФО в медицинских кадрах осуществить подготовку соответствующих специалистов, в отношении которых имеется дефицит, например, рентгенологов, фтизиатров; -создать общую образовательную среду в области ДПО в СКФО; -сформировать общие принципы и механизмы повышения квалификации профессорского-преподавательского состава (ПК ППС) членов НОМК «Северо-Кавказский»; -повсеместно внедрить дистанционное обучение профессионалов в рамках ДПО ППС НОМК «Северо-Кавказский»; -расширить существующие и создать новые образовательные и лечебные базы для дополнительного профессионального образования района Кавказских Минеральных Вод (КМВ); -создать и реализовать программы модульной подготовки ППС НОМК «Северо-Кавказский»; -широко применять сетевую, дискретную и дистанционную формы обучения ППС НОМК «Северо-Кавказский»; -объединить базы учебно-методической и научной литературы, обеспечить к ним доступ для всего ППС НОМК «Северо-Кавказский»; -отработать общие принципы и правила аккредитации. Практически все члены НОМК внедрили современные формы и методы обучения, в том числе дистанционное, что позволило обеспечить процесс НМО. С применением данных подходов уже были обучены профпатологи, гериатры, педиатры, организаторы здравоохранения, косметологи. Только в течение одного года по программам повышения квалификации ППС в области педагогического мастерства были обучены 289 слушателей. В рамках научных конференций организованы и проведены секции по актуальным проблемам педагогики и психологии высшей школы. С целью максимально комфортного вхождения в самостоятельное врачевание среди членов кластера был внедрен проект «Тьютор». Его цель - оказание консультативной и практической помощи молодым специалистам в овладении ими профессей, расширении профессиональных навыков и компетенций. Направления, по которым осуществляется помощь тьюторов, включают практически все медицинские специальности. Схематично механизмы сопровождения молодого специалиста на первом рабочем месте представлены на рис. 2. Данный проект задействует элементы телемедицины, телефонное консультирование тьютором, пользование университетскими консультационными ресурсами (такими как «Алгом») и другие технологии. НОМК «Северо-Кавказский» были реализованы следующие меры по совершенствованию лечебной работы и трудоустройства: 1.Усиление практикоориентированости - организация работы клубов «Спасатель», «Волонтер». 2.Формирование неформальных профильных групп под руководством главных врачей МО. 3.Включение в штат ППС главных врачей и главных специалистов МЗ. 4.Чтение известными врачами актовых лекций о профессии. 5. ps202105.4htm00141.jpg Обновление материально-технической базы медицинских организаций, создание новых медицинских организаций и подразделений на базе медицинских университетов. 6.Организация работы «Saver-клиники». 7.Разработка и работа программы «ГеоСК» - оперативное информирование о ситуации в здравоохранении по районам. 8.Осуществление выезда высококвалифицированных научно-педагогических работников в медицинские организации субъектов. 9.Увеличение образовательных и лечебных баз на КМВ. 10.Прогнозирование рынка труда. Программа «ГеоСК». 11.Использование веб-платформ и соцсетей выпускников. 12.Программа поиска работы «Таргет». 13.Проект по сопровождению молодого специалиста «Тьютор». 14.Программа развития НОМК «Северо-Кавказский». На заседаниях Координационного совета особое внимание уделялось вопросам реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, развития новых медицинских технологий, персонифицированной медицины, бережливых технологий в СКФО, устранения в регионе кадрового дефицита. •В рамках реализации программы «Вуз-регион» координатором НОМК заключены двусторонние договоры с МЗ СК и четырехсторонние договоры с МЗ республик и вузами кластера. •В рамках осуществления организационно-методического руководства в области оказания медицинской помощи по профилям «кардиология» и «сердечно-сосудистая хирургия» осуществлялись выездные мероприятия в республики СКФО. •Совместно с МИАЦ СК была внедрена программа информационного взаимодействия для анализа демографических показателей и путей решения проблем. •На регулярной основе в образовательных целях осуществляются видеотрансляции оперативных вмешательств на основе инновационных технологий. •Создан механизм координации совместной деятельности участников по реализации лечебной работы в республиках СКФО. •На основе изучения потребности СКФО в медицинских кадрах осуществляется подготовка специалистов по ряду актуальных направлений. •Сформулированы и реализуются общие принципы и механизмы повышения квалификации ППС членов НОМК «Северо-Кавказский». •Внедрено дистанционное обучение профессионалов в рамках ДПО ППС НОМК «Северо-Кавказский». •Увеличилось количество образовательных и лечебных баз для дополнительного профессионального образования района КМВ. •Созданы и реализуются программы модульной подготовки ППС НОМК «Северо-Кавказский». •Внедрены сетевая, дискретная и дистанционная формы обучения ППС НОМК «Северо-Кавказский». •Сформулированы совместно принципы и правила аккредитации медицинских специалистов. •Для закрепления достигнутых результатов и дальнейшей интеграции всех членов кластера вне зависимости от ведомственной принадлежности была разработана совместная Программа развития научно-образовательного медицинского кластера СКФО «Северо-Кавказский» на 2019-2021 гг. Целью программы является реализация современной корпоративной системы подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных медицинских кадров СКФО на базе образовательных организаций НОМК «Северо-Кавказский» в соответствии с потребностями здравоохранения субъектов округа, в том числе за счет повышения престижа медицинского образования и медицинских работников на основе использования мотивационных механизмов и ресурсов НОМК «Северо-Кавказский». В-результате должно улучшиться качество медицинской помощи на территориях, закрепленных за участниками кластера. Заключение Таким образом, реализация НОМК «Северо-Кавказский» современных программ подготовки высококвалифицированных врачей в результате интеграции образования, науки и медицинской практики дает возможность усилить кадровый потенциал здравоохранения СКФО и генерировать импульс для улучшения здоровья и качества жизни населения. Результаты исследования показывают, что кластерная модель объединения российских образовательных организаций позволяет выбрать приоритетные направления подготовки специалистов, основываясь на изучении актуальных нужд субъекта в конкретных медицинских специалистах, расширить перспективы и облегчить поиск работы молодым врачам, обеспечить использование потенциала квалифицированного ППС всего НОМК. Представляется важным организовать непосредственное участие руководства медицинских организаций в контроле качества подготовки врачей, что позволит им влиять на достижение необходимого работодателю качества образования, уровня знаний и спектра необходимых компетенций. Включение высококвалифицированных специалистов практического здравоохранения в авторские коллективы при создании учебных планов и в штат преподавателей позволяет осуществлять контроль качества подготовки специалистов и нести солидарную ответственность за качество подготовки кадров [7]. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
К. Р. Амлаев
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
Email: kum672002@mail.ru
С. М. Койчуева
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
В. Н. Мажаров
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
В. И. Кошель
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
А. Б. Ходжаян
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
Список литературы
- Организация инновационных кластеров в здравоохранении. Росмедпортал.ком: электронный научно-практический медицинский журнал. 2012;(3). Режим доступа: http://rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1709:-3-2012-&catid=25:the-projeсt
- Корчагина Н. А. Концептуальные основы кластерной политики на территории российских регионов. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История, политология, экономика, информатика. 2009;12(1):5-13.
- Водомацкая Л. П., Кузнецова В. П. Научно-образовательный инновационный медицинский кластер как агрегированная структура экономической системы здравоохранения. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019;(2):105-11.
- Полянская С. В. Формирование кластеров в здравоохранении как необходимое условие инновационного развития учреждений здравоохранения. Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011;(3):132-6.
- Артамонова Г. В., Херасков В. Ю., Крючков Д. В., Барбараш Л. С. Системный подход к организации помощи больным с инфарктом миокарда - «Кемеровская модель». Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2013;(1):52-9. doi: 10.17802/2306-1278-2013-1-52-59
- Артамонова Г. В., Данильченко Я. В., Костомарова Т. С., Черкас Н. В., Барбараш Л. С. Кластерный принцип повышения результативности научно-образовательной и медицинской деятельности. Менеджер здравоохранения. 2015;(3):43-50.
- Кравцов П. Г., Михелькевич В. Н. Организационно-методические основы функционально-ориентированной подготовки специалистов в структуре регионального образовательного кластера. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;2(26):99-107.