Инвалиды в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
- Авторы: Владимирова О.Н.1, Афонина К.П.2, Севастьянов М.А.1, Пономаренко Г.Н.3, Радуто В.И.3, Чернякина Т.С.3, Шошмин А.В.3, Малаховский В.В.4, Алиев А.К.4, Минькова Н.К.5
- Учреждения:
- ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России
- Департамент по делам инвалидов Минтруда России
- ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта» Минтруда России
- ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)»
- Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
- Выпуск: 2021: ТОМ 29 (2021), Специальный выпуск 1
- Страницы: 774-778
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/620
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-774-778
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов государства принимают все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуациях риска, включая чрезвычайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия 137. Для инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания (СУСО), велик риск массовых вспышек инфекционных заболеваний 138. Для снижения рисков необходима системная координация противоэпидемических мероприятий на уровне как государственного управления, так и учреждений. Материалы и методы Проведен контент-анализ международных документов, нормативной правовой базы РФ. Монографическим методом исследована модель реагирования СУСО регионального уровня на внешние вызовы, связанные с пандемией. Показатели инвалидности населения представлены на основании сведений Федерального реестра инвалидов и отчетных форм Минтруда России, расчеты сделаны на основе выкопировки данных из информационной системы Федерального реестра инвалидов. Сведения по Санкт-Петербургу изучены сплошным методом по официальным данным исполнительного органа государственной власти в сфере социальной защиты населения. Цель работы - изучение особенностей взаимодействия служб и административных систем защиты инвалидов, а также систем взаимосвязей и поддержки проживающих в СУСО, на национальном и региональном уровне в период вспышки новой коронавирусной инфекции и формирование эффективной модели реагирования на внешние вызовы, связанные с пандемией. Результаты ps2021s1.4htm00079.jpg В целом за 10 лет (2010-2019 гг.) число инвалидов уменьшилось на 9,1%. Уровень общей инвалидности также снизился с 91,9 на 1000 человек в 2010 г. до 81,4 в 2019 г. (рис. 1). Линия тренда показывает снижение с высокой достоверностью (R2 = 0,92). ps2021s1.4htm00081.jpg В СУСО РФ в 2019 г. проживало 297 тыс. взрослых и детей. Состояние здоровья и жизнедеятельности взрослых инвалидов характеризовалось следующими особенностями: у каждого проживающего в среднем установлено 3,12 нарушения функций, практически у каждого третьего инвалида выявлялись максимальные ограничения жизнедеятельности по всем категориям (табл. 1). Ограничение способности к самообслуживанию установлено у 77,4% инвалидов, самостоятельному передвижению - у 24,6%, ориентации - у 62,0%, контролю своего поведения - у 91,0%. После перенесенной коронавирусной инфекции у инвалидов могут наблюдаться различные последствия в виде нарушений функций организма (табл. 2). В целях реализации прав инвалидов на социальную защиту и снижение рисков инфицирования SARS-CoV-2 предприняты государственные меры, обеспечивающие: а) заочный порядок прохождения медико-социальной экспертизы и начисление пенсии 139; б) организацию оперативного мониторинга всех жалоб на состояние здоровья получателей социальных услуг, проживающих в организациях социального обслуживания; ps2021s1.4htm00083.jpg в) онлайн-продажи безрецептурных лекарств; г) возможность дистанционного обучения, образования и занятости инвалидов и др. Инвалиды, проживающие в домах престарелых, относятся к наиболее уязвимым группам населения. Число смертей от COVID-19 среди них варьирует между странами и внутри стран в диапазоне от 24% до 82% 140. ps2021s1.4htm00085.jpg Комплекс мер, принятых в разных странах в учреждениях долговременного ухода во время пандемии COVID-19, представлен на рис. 2. Первые 2 случая заболевания коронавирусом в России были официально зарегистрированы 31.01.2020 в Тюменской области и Забайкальском крае Для предотвращения массовой заболеваемости проживающих в СУСО уже в феврале Минтрудом России было рекомендовано 141: •высшим органам исполнительной власти субъектов РФ закрепить кураторов из числа руководителей органов власти за каждой стационарной организацией; •обеспечить организацию круглосуточного медицинского наблюдения за состоянием здоровья проживающих и оказание им своевременной медицинской помощи; •обеспечить оказание психологической помощи и поддержки проживающим в СУСО; •предусмотреть возможность дистанционного общения проживающих граждан 142 с их родными, близкими, друзьями; возможность доступа представителей негосударственных организаций 143 и другие меры. При ухудшении эпидемиологической ситуации субъектам РФ рекомендовано закрыть СУСО на карантин вместе с работниками данных организаций, обеспечить сменный характер работы персонала (не менее 14 дней в смену), постоянное медицинское наблюдение за состоянием здоровья проживающих и работников, выплату заработной платы в повышенном размере. По данным Минтруда России, на 04.06.2020 в 197 из 1389 СУСО число заболевших COVID-19 составило 4361 человек, из них 3158 получателей социальных услуг (0,9% количества проживающих в организациях граждан) и 1203 сотрудников (0,6% общей численности сотрудников). Из всех заболевших у 2631 человека болезнь протекала в легкой форме, у 612 - в среднетяжелой, у 14 - в тяжелой; 1002 человека выздоровели, 102 человека умерли (2,34% на 100 заболевших). Госпитализировано 937 граждан, проживающих в СУСО 144. В Санкт-Петербурге функционируют 20 государственных СУСО, в которых по состоянию на 01.09.2020 проживает 7700 человек, из них 538 (7%) человек - дети-инвалиды; 3442 (44,7%) - инвалиды трудоспособного возраста и 3720 (48,3%) - граждане пожилого возраста, преимущественно имеющие инвалидность I и II групп. Доля заболевших COVID-19 среди получателей социальных услуг в государственных СУСО Санкт-Петербурга по данным на конец сентября составила 12%, в том числе: в психоневрологических интернатах - 14,3%; в домах-интернатах общего типа - 7,1%. Наиболее благоприятная ситуация сложилась в детских домах-интернатах, где переболело 3,3% воспитанников. Смертность среди проживающих в психоневрологических интернатах составила 1,4%, в домах общего типа - 2,2%. Модель реагирования СУСО на внешний вызов рассмотрена на примере «Дома интерната для инвалидов и престарелых № 1» (ДИПИ № 1). Всего в учреждении проживает 350 человек, средний возраст которых составил 69 лет, более 90% - инвалиды I и II групп. Состояние здоровья проживающих характеризуется следующими особенностями: у 87% граждан выявлены нарушения функции сердечно-сосудистой системы, у 49% - нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций; у 30% - нарушения мочевыделительной функции с наличием выраженного недержания мочи, у 5,7% - нарушения функции дыхания. В оказании паллиативной помощи (сестринском уходе) нуждалось 30% получателей социальных услуг. Несмотря на то что в Санкт-Петербурге первый случай COVID-19 был официально зарегистрирован 02.03.2020 [2], большинство СУСО заранее приняли стандартные карантинные меры, включающие ограничение посещений и выхода проживающих за территорию учреждений, физическое дистанцирование во время групповых мероприятий, ежедневную термометрию персонала и проживающих, усиление контроля за гигиеной рук, переход на вирулицидную концентрацию дезинфекционных растворов. В апреле 2020 г. в Санкт-Петербурге распоряжением Комитета по социальной политике предусмотрена возможность перевода основного персонала СУСО на посменную работу с продолжительностью одной смены не менее 14 дней с предоставлением 3-разового питания и размещения сотрудников на территории учреждения долговременного ухода, а также возможность тестирования основного персонала на наличие РНК SARS-CoV-2. Последнее позволило заключить контракты с соответствующими лабораториями, сократить срок получения результатов тестирования до 24 ч и в более полной мере контролировать внутреннюю эпидемиологическую ситуацию. С 02.04.2020 в ДИПИ № 1 был введен сменный режим работы и перечень дополнительных противоэпидемических мероприятий, включающий: •разделение территории и помещений учреждения на «чистую» (проживающие и сотрудники, находящиеся на смене) и «грязную» (остальные сотрудники) зоны с исключением пересечения потоков; •передачу документов, продуктов, предметов быта и т. д. из одной зоны в другую бесконтактным способом (через санпропускники); •ограничение контактов между сотрудниками «чистой» и «грязной» зон дистанционными средствами связи; •использование всего имеющегося в учреждении транспорта для развозки сотрудников «грязной зоны» на работу и с работы; •двукратное, с интервалом в 1 нед, тестирование основного персонала на наличие РНК SARS-CoV-2 перед началом 14-дневной смены; •размещение получателей социальных услуг в приемно-карантинном отделении на 14 дней после пребывания вне учреждения с обязательным тестированием на наличие РНК SARS-CoV-2; •организация встреч проживающих с посетителями через стеклянную перегородку либо при условии подтверждения отсутствия у посетителей коронавирусной инфекции; •выделение отдельного телефонного номера для психологического консультирования. Всего за первые 8 мес 2020 г. в ДИПИ № 1 не было зарегистрировано ни одного случая коронавирусной инфекции среди проживающих, несмотря на то, что среди сотрудников, работавших в «грязной» зоне, было зарегистрировано 5 случаев заболевания коронавирусной инфекцией, а по результатам тестирования основного персонала перед началом смены было отстранено от работы 6 бессимптомных носителей РНК SARS-CoV-2. К сожалению, как и во многих регионах России, в Санкт-Петербурге очагами распространения инфекции стали медицинские учреждения. При плановой или экстренной госпитализации в городские стационары были заражены 8 инвалидов, проживающих в ДИПИ № 1, 6 пациентов скончались в стационаре. Несмотря на это, общий уровень смертности среди проживающих за первое полугодие не превысил показателей прошлых лет. Так в 2017 г. умерли 52 человека (смертность 12,8%), в 2018 г. - 45 (смертность 10,8%), в 2019 г. - 35 (смертность 8,6%), а за первую половину 2020 г. - 22. Обсуждение Помимо выполнения основной задачи по недопущению вспышки коронавирусной инфекции на территории ДИПИ № 1 и сохранения здоровья проживающих, организация работы по сменному принципу позволила: а) предотвратить повышенное расходование бюджетных средств при возможном возникновении очага инфекции в учреждении; б) обеспечить повышение заработной платы сотрудников, относящихся к основному персоналу, за счет средств федерального бюджета; в) сохранить кадровый потенциал учреждения. В учреждениях, которые не смогли по тем или иным причинам перейти на сменный режим работы, регистрировались вспышки COVID-19 среди проживающих. В 6 из 8 психоневрологических интернатов, 2 из 5 учреждений общего типа и в 1 из 4 детских домов-интернатов зарегистрировано более 800 случаев инфицирования. Заключение Российская Федерация начала своевременно принимать необходимые меры, направленные как на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, так и на поддержание наименее защищенных слоев населения, включая людей с инвалидностью, что позволило избежать «европейского сценария» в части роста смертности среди проживающих в учреждениях долговременного ухода. Короткий период наблюдения за динамикой коронавирусной инфекции, ограниченность статистической информации о заболеваемости и смертности в СУСО затрудняют анализ эффективности реализуемых стратегий. Вместе с тем, в условиях пандемии люди старшего возраста, проживающие в СУСО, находятся в группе риска из-за коморбидности и полиморбидности, наличия ограничений жизнедеятельности разной степени. Организация оказания услуг требует нестандартных решений и постоянной корректировки в зависимости от складывающейся эпидемиологической ситуации. Организация работы по сменному графику с продолжительностью одной смены не менее 14 дней показала свою высокую эффективность и может быть рекомендована в случае повторного ухудшения эпидемиологической ситуации. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
О. Н. Владимирова
ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России
Email: vladox1204@yandex.ru
К. П. Афонина
Департамент по делам инвалидов Минтруда России
М. А. Севастьянов
ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России
Г. Н. Пономаренко
ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта» Минтруда России
В. И. Радуто
ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта» Минтруда России
Т. С. Чернякина
ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта» Минтруда России
А. В. Шошмин
ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта» Минтруда России
В. В. Малаховский
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)»
А. К. Алиев
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)»
Н. К. Минькова
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Список литературы
- Попова А. Ю., Шарухо Г. В., Распопова Ю. И. и др. Организация и проведение противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в Тюменской области: опыт организации обсерватора // Важнейшие вопросы инфекционных и паразитарных болезней. Восьмой сборник научных работ, посвященный 55-летнему юбилею Тюменского научно-исследовательского института краевой инфекционной патологии. Тюмень: Печатник, 2020. С. 114-121.
- Попова А. Ю., Ежлова Е. Б., Мельникова А. А. и др. Популяционный иммунитет к вирусу SARS-CoV-2 среди населения Санкт-Петербурга в период эпидемии COVID-19 // Проблемы особо опасных инфекций. 2020. № 3. С. 124-130. doi: 10.21055/0370-1069-2020-3-124-130