Развитие системы здравоохранения на основе кластерного подхода

  • Авторы: Полянин А.В.1, Проняева Л.И.1, Павлова А.В.1
  • Учреждения:
    1. Среднерусский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  • Выпуск: 2021: ТОМ 29 (2021), Специальный выпуск 1
  • Страницы: 694-702
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/606
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-694-702
  • Цитировать

Аннотация


В исследовании обоснована возможность применения кластерного подхода для развития системы здравоохранения в России. Проведенный анализ зарубежного опыта функционирования медицинских кластеров позволил выделить факторы, способствующие их успешному развитию. На основе оценки отечественной практики создания кластеров в сфере здравоохранения произведена их типизация с выделением групп высокотехнологичных кластеров биомедицинских технологий и инноваций, медицинских кластеров лекарственного обеспечения и специализированного оборудования, кластеров медицинских услуг, стажировок и трансферта медицинских инноваций. Группировка действующих в России кластеров в сфере здравоохранения по предложенным типам показала, что в стране практически не формируются кластеры медицинских услуг, которые способны вывести качество медицинской помощи населению на более высокий уровень. В статье обозначены проблемы, препятствующие формированию на территории регионов кластеров медицинских услуг. Для решения этих проблем предложен подход по созданию медико-технологического парка на условиях государственно-частного партнерства, который послужит основой кластера медицинских услуг, и построена его структурно-функциональная модель.

Полный текст

Введение В современных условиях развитие отечественной системы здравоохранения подвержено влиянию множества глобальных и национальных вызовов, серьезность которых обострила пандемия коронавируса COVID-19. В ряду этих вызовов следует отметить старение населения страны, рост возникновения хронических заболеваний, недостаточность финансирования сферы здравоохранения и ее мобилизационной готовности перед лицом масштабных и быстро распространяющихся инфекций, нехватка медицинских кадров, противоречие между запросами граждан и существующим низким качеством оказываемых медицинских услуг, разрозненность функционирования отдельных секторов здравоохранения и др. Противостоянию этим вызовам и их негативному влиянию на развитие отечественной системы здравоохранения, в том числе на региональном уровне, будет способствовать активизация интеграционных процессов в данной сфере и концентрация усилий различных структур, занимающихся научными разработками, подготовкой кадров, производством лекарств и медицинского оборудования, клинической практикой, выработкой и реализацией политики в области здравоохранения. Современным механизмом построения интеграционного взаимодействия, подтвердившим свою эффективность в различных сферах жизнедеятельности, является кластерный подход, способствующий росту конкурентоспособности, привлечению инвестиций, ускорению трансферта инноваций и повышению управляемости отраслью. Применение кластерного подхода в сфере здравоохранения обеспечивает эффективное взаимодействие между всеми его секторами, осуществляющими поддержку и улучшение здоровья населения. Равный доступ к качественным медицинским услугам позволит повысить эффективность использования финансовых ресурсов, обеспечить консенсус интересов всех субъектов системы охраны здоровья и улучшить взаимодействие между ними. Кластерный подход, учитывая его универсальность, отличается высоким уровнем эффективности применения, является одним из наиболее оптимальных инструментов обеспечения предоставления комплекса медицинских услуг высокого качества и позволяет объединить все ресурсы системы здравоохранения. Обзор литературы В классическом виде интеграционное объединение экономических субъектов в форме кластера представляет собой взаимосвязанную группу заинтересованных во взаимодействии лиц, территориально близко расположенных, действующих в одной сфере и занятых в одной цепочке создания ценности. Ключевой особенностью кластера является то, что объединение не трансформируется в новую организационно-правовую форму, самостоятельность участников кластера сохраняется, осуществляется лишь координация совместных действий и программное усиление партнерских и деловых связей. Применительно к сфере здравоохранения кластерный подход позволяет определить точки соприкосновения интересов органов государственного управления, медицинских учреждений, организаций научной, производственной, финансовой, образовательной инфраструктуры и общественности [3, с. 220]. В исследованиях ряда ученых обосновывается, что в современных условиях кластерный подход является наиболее эффективным механизмом развития сферы здравоохранения в нашей стране. Так, Л. П. Вардомацкой и В. П. Кузнецовой проведен анализ и определен возможный синергетический эффект функционирования медицинского кластера, проявляющийся в повышении качества научно-образовательного процесса, результативности использования потенциала участников кластера, повышении социально-экономической эффективности системы здравоохранения [1, с. 109]. Е. В. Пустыниковой раскрыты преимущества кластерного подхода для медицинских организаций и на основе анализа диапазона интересов и взаимодействий субъектов медицинского кластера выявлено, что реализация кластерных инициатив в региональной сфере здравоохранения выступает драйвером ее развития в условиях современных реалий [8, с. 328-330]. Е. А. Милашкевич обосновано, что развитие медицинских кластеров, объединяющих различные направления деятельности в сфере здравоохранения, способствует повышению качества медицинских услуг и росту их экспортной ориентированности [5, с. 108-109]. Е. Н. Овчинниковым и соавт. разработаны критерии оценки эффективности региональных медицинских кластеров по отдельным видам деятельности, которые позволяют оценить возможные риски кластеризации и определить перспективы формирования кластера [7, с. 160-164]. Ж. В. Мещерякова в своих исследованиях обосновывает, что применение механизмов государственно-частного партнерства повышает эффективность инновационного медицинского кластера, но при этом государство должно обеспечить баланс интересов частных и государственных медицинских учреждений и установить границы ответственности за качество медицинской помощи [6, с. 44]. Многие исследования, посвященные развитию кластерного подхода в здравоохранении, касаются научно-методических аспектов формирования и определения модели медицинского кластера. Так, Е. С. Соболевой предложена организационная модель медицинского кластера с указанием возможных его участников, присутствующих на рынке медицинских услуг [9, с. 8]. Однако данная модель не отражает четкого построения внутренней структуры медицинского кластера. В исследованиях М. А. Толстопятенко и Н. В. Зиньковской определены подходы по формированию фарма-медицинских кластеров, представлена их структурная модель, обеспечивающая интеграцию субъектов фармацевтического и медицинского профиля и их кооперацию при разработке и внедрении биотехнологических инноваций [10, с. 95-98]. В то же время данное исследование нацелено на определение возможности многовариантного построения структуры кластера, имеющего научно-исследовательскую или производственно-технологическую направленность в сфере здравоохранения, а не на направленность кластера на оказание медицинских услуг в конкретном регионе. Аналогичные подходы применены в моделях регионального медицинского кластера в исследованиях А. В. Губина и др., где ядром кластера выступает специализированный научно-исследовательский центр, развитие которого обеспечивает получение мультипликативного эффекта в сопряженных отраслях сферы здравоохранения [2, с. 171-172]. Комплексностью подхода отличается исследование В. В. Зверева и др. по реализации кластерного подхода в развитии региональной системы здравоохранения, в котором представлены преимущества и инструментарий кластеризации, алгоритм формирования и модель регионального медицинского кластера [4, с. 80-83]. Однако в исследовании не определено место частного бизнеса в структуре кластера, четко не определены возможности привлечения частных инвестиций в медицину с использованием кластерного подхода, наличие которых позволяет получить тот самый положительный экономический и социальный эффекты для развития системы здравоохранения региона. Материалы и методы В качестве методов исследования в работе применялись общенаучные методы, в частности обобщение, анализ и синтез имеющихся научных результатов по преимуществам и оценке эффективности применения кластерного подхода в сфере здравоохранения, по разработке научного инструментария формирования, построения и развития медицинских кластеров различной специализации. Оценка зарубежного и отечественного опыта кластеризации в сфере здравоохранения произведена на основе анализа и синтеза материалов официальной статистики, данных Европейской и Российской кластерных обсерваторий, сайтов медицинских кластеров различных стран. Для обоснования видовой классификации кластеров, функционирующих в сфере здравоохранения в России и за рубежом, применен метод типологии. При построении структурно-функциональной модели Кластера медицинских услуг и обосновании функционала его участников применялись методы допущения, моделирования и системного подхода. Результаты Как показывает мировая практика, формирование региональных медицинских кластеров является новой формой структурной трансформации системы здравоохранения. Медицинские кластеры в зарубежных странах ориентированы на вовлечение в кластерное взаимодействие субъектов малого и среднего бизнеса, межрегиональное и международное сотрудничество, формирование инновационной экосистемы для разработки и внедрения инновационных медицинских практик. В соответствии с направленностью деятельности и специализацией медицинские кластеры зарубежных стран можно объединить в следующие группы: •медицинские кластеры многоотраслевой высокотехнологичной специализации, характеризующиеся широким составом участников, в том числе иностранных, различной специализацией членов кластера (клиники, научные центры, фармацевтические компании, производители медицинского оборудования, государственные структуры и др.), направленностью на привлечение специалистов и пациентов из-за рубежа. Большинство таких кластеров были сформированы по инициативе государства и, как правило, используют механизмы государственно-частного партнерства, реализуют программы экспорта медицинских услуг; •медицинские кластеры научных исследований и инноваций, характеризующиеся сосредоточенностью участников кластера вокруг научных центров или университетов, нацеленностью на разработку и внедрение результатов исследований в медицинскую практику. Создание кластеров данной группы происходило по инициативе научных центров с привлечением государственной поддержки и грантов международных фондов; •экспортно-ориентированные кластеры медицинских услуг, характеризующиеся кооперацией медицинских центров и туристического бизнеса, ориентацией на создание системы лечения и реабилитации иностранных пациентов. Данные кластеры в основном создавались по инициативе частного бизнеса, независимы от государства, но используют все возможности получения господдержки. Основные характеристики ряда кластеров различных видовых групп в зарубежных странах представлены в таблице. Несмотря на различную направленность деятельности медицинских кластеров различных групп в зарубежных странах, следует отметить, что их объединяет наличие опыта организации взаимодействия, профессиональной команды управляющей структуры кластеров, ориентация на межотраслевое и международное сотрудничество, создание и трансферт инноваций в области фармакологии, медицинского оборудования, протоколов лечения, нано-, био-, IT-технологий, внедрение новых и востребованных медицинских услуг, экспорт достижений кластера, поддержку стартапов в сфере здравоохранения. Зарубежные медицинские кластеры используют поддержку государства, которая выражается в создании для них льготных условий функционирования (налоговые льготы, доступ к инфраструктуре), реализации грантовых программ. Необходимо обратить внимание также на выстраивание работы менеджмента медицинских кластеров. Работая на его успех, специалисты управленческой структуры кластера работают и на свой личный успех, мотивом которого выступает материальная заинтересованность. Финансирование управленческой команды медицинских кластеров осуществляется за счет членских взносов, и рост их объемов напрямую зависит как от успешности существующих членов кластера, так и от количества новых участников. Для этого активно реализуются программы, направленные на продвижение, брендинг кластера, поддержку стартапов с опорой на интеллектуальную базу научных центров и взаимодействие с государственными структурами в части признания достижений кластера на национальном уровне. Что касается структуры медицинских кластеров зарубежных стран, то применительно к кластерам 1-й и 2-й групп она представляет собой классическую модель, в которой выделяются участники, составляющие ядро кластера (производственные организации, медицинские учреждения и клиники), научные и образовательные центры, финансово-кредитные учреждения, венчурные фонды, инфраструктура, государственные органы и др. ps2021s1.4htm00043.jpg Оценка зарубежного опыта функционирования кластеров в сфере здравоохранения позволила выявить ряд факторов, способствующих их успешному развитию: •установление постоянно действующей системы коммуникаций между участниками кластеров для обсуждения текущих проблем и предполагаемых к реализации проектов, осуществление коммуникаций в форме тематических мероприятий, деловых встреч с потенциальными партнерами и клиентами; •организация внутрикластерного сетевого взаимодействия по ключевым исследовательским тематикам в сфере здравоохранения, выявление направлений научных исследований в медицине с высоким рыночным потенциалом; •поиск идей, обсуждение и разработка новых кластерных проектов, связанных с биотехнологиями, с инновациями в медицине и фармакологии, определение способов привлечения финансирования проектов и участия в государственных программах поддержки; •подготовка специалистов для управленческой структуры кластера с ориентацией на получение компетенций в области проектного менеджмента в сфере здравоохранения; •трансформация внутренней структуры кластера в направлении многоотраслевой высокотехнологичной специализации: научные исследования - производство медицинских препаратов и оборудования - клинические испытания - применение в медицинской практике; •ориентация развития медицины на использование цифровых технологий, организацию межотраслевого сотрудничества сферы IT-технологий и здравоохранения в кластере, внедрение системы e-health. Высокий уровень развития сферы здравоохранения в ведущих странах мира, повсеместное распространение кластерного подхода, повышающего ее конкурентоспособность, напрямую зависит от размеров средств государственной поддержки медицины (рис. 1). Странами-лидерами по расходам на здравоохранение являются США, Китай, Германия, Великобритания и Франция. Наибольшую долю расходов на здравоохранение к внутреннему валовому продукту (ВВП) имеют США, Швейцария, Франция и Германия. Эти же страны лидируют по количеству развитых медицинских кластеров 1-й и 2-й групп. В России доля расходов на здравоохранение по отношению к ВВП является довольно низкой. Развитие кластерного подхода в здравоохранении будет способствовать привлечению средств частных инвесторов для восполнения недостатка бюджетного финансирования. Функционирующие в России кластеры в сфере здравоохранения можно подразделить на следующие типы: •высокотехнологичные кластеры биомедицинских технологий и инноваций, осуществляющие научные разработки в области биоматериалов, медикаментов, изделий медицинского назначения и их производство, а также производящие клинические испытания с последующим тиражированием положительного опыта в медицинские учреждения; • ps2021s1.4htm00045.jpg медицинские кластеры лекарственного обеспечения и специализированного оборудования, осуществляющие производство медикаментов, медицинского оборудования, а также их поставки в медицинские учреждения и аптечную сеть для обеспечения населения; •кластеры медицинских услуг, стажировок и трансферта медицинских инноваций, осуществляющие медицинские услуги населению, обмен технологиями между участниками кластера, организацию стажировок медицинского персонала в местах лучших практик, внедрение и трансфер современных инновационных методов диагностики и лечения пациентов. Группировка действующих в РФ кластеров в сфере здравоохранения по предложенным нами типам представлена на рис. 2. Следует отметить, что типы медицинских кластеров зарубежных стран и предложенная нами типизация отечественных медицинских кластеров несколько различаются. В нашей стране пока не созданы медицинские кластеры, которые занимаются научными разработками в чистом виде. Также совершенно не развит сектор медицинского туризма. Кроме того, кластеры медицинских услуг находятся только на стадии зарождения. В качестве примера в стране реализуется масштабный проект создания международного медицинского кластера на базе исследовательского центра «Сколково». Обсуждение Проведенный анализ зарубежного опыта развития медицинских кластеров показывает, что их функционирование оказывает положительное влияние на темпы экономического развития регионов их расположения: создаются новые рабочие места, привлекаются инвестиции, пополняется доходная часть региональных бюджетов, повышается качество медицинских услуг. Создание региональных медицинских кластеров также способствует структурным преобразованиям системы здравоохранения, развитию экономической деятельности медицинских учреждений. Однако тиражировать опыт функционирования зарубежных медицинских кластеров не представляется возможным, т. к. в нашей стране отсутствует институциональная основа формирования кластеров в сфере здравоохранения, а участие медицинских учреждений (в большей части они относятся к государственному сектору) весьма затруднительно из-за ограничений законодательства о порядке оказания медицинской помощи, ее финансировании и особенностей управления. Кроме обозначенной проблемы несовершенства нормативной базы создания и функционирования медицинских кластеров в России следует выделить еще ряд проблем: •отсутствие понимания у региональных властей, частного бизнеса и государственных медицинских учреждений того, что возможности кластерного взаимодействия могут принести значимый эффект для всех участников, а региональная система здравоохранения получит качественный импульс инновационного развития; •недостаточность компетенций у специалистов центров кластерного развития регионов по формированию и организации взаимодействия в кластерах в сфере здравоохранения; •существующие кадровые проблемы в сфере здравоохранения, которые переходят и на медицинские кластеры, в части нехватки специалистов, способных работать на стыке медицины и других направлений деятельности (химия, инженерия, ИКТ и др.); •длительность и затратность процесса внедрения научных разработок в медицине, разобщенность интересов участников инновационного процесса, неразвитость механизмов коммерциализации разработок. Решению этих проблем может способствовать создание на территориях регионов страны медико-технологических парков на условиях государственно-частного партнерства, которые послужат основой Кластера медицинских услуг. Реализация проектов создания многопрофильных высокотехнологичных медицинских центров как ядра медицинского кластера будет способствовать повышению качества медицинских услуг, организации стажировок медицинского персонала и трансферта медицинских инноваций от их создателей до клинических испытаний и внедрения в лечебную практику. Резидентами многопрофильных медико-технологических парков могут быть филиалы ведущих отечественных клиник, специализирующихся на отдельных медицинских направлениях (кардиология, офтальмология, ортопедия, нейрохирургия и т. п.), частные медицинские фирмы общей и узкоспециализированной направленности (клиническая лабораторная диагностика, стоматология. косметология, ортопедия, урология и т. п.), а также филиалы иностранных клиник и медицинских центров. Структурно-функциональная модель Кластера медицинских услуг представлена на рис. 3. Модель состоит из функциональных блоков, которые позволяют организовать, скоординировать и усилить синергетический эффект от взаимодействия участников кластера. Внутренний контур Кластера медицинских услуг представлен ядром (многопрофильным высокотехнологичным медицинским центром) и участниками кластера. Ядро кластера составляет Блок оказания медицинских услуг, который представлен многопрофильным медицинским центром, созданным с использованием механизма государственно-частного партнерства. Он взаимодействует со всеми другими функциональными блоками: •научно-исследовательским блоком, в зоне ответственности которого находятся функции обеспечения реализации в кластере процесса инновационной деятельности: создание новшеств в области биоматериалов, медикаментов, изделий медицинского назначения и оборудования, клинические испытания (взаимодействие с Блоком оказания медицинских услуг) и их производство (взаимодействие с Производственным блоком); •производственным блоком, в функции которого входит обеспечение необходимыми ресурсами ядро кластера и научно-исследовательского блока; •блоком кадрового обеспечения, представленным учебными заведениями, обеспечивающими подготовку медицинских специалистов и исследователей, а также повышение их квалификации; •финансово-страховым блоком, в функции которого входит формирование и предоставление финансовых средств (государственных и частных) участникам кластерного объединения; •блоком реабилитации и сопутствующих медицинских услуг, обеспечивающим проведение комплекса мероприятий по максимально возможному восстановлению здоровья и качества жизни пациентов, после основного лечения в медицинских учреждениях и представленным различными учреждениями реабилитации (санатории, профилактории, центры и институты); •организационно-управленческим блоком, представленным управленческой структурой кластера, в функции которой входит обеспечение эффективного внутрисетевого взаимодействия участников кластера, выраженного в координации деятельности, содействии формированию и реализации кластерных инициатив и инновационных проектов, выработка кластерной политики, интеграция кластера в региональные и федеральные проекты в сфере здравоохранения, содействие кадровому обеспечению кластера, в том числе привлечению к научным исследованиям и поддержка молодых и перспективных ученых, проведение мероприятий, способствующих продвижению бренда кластера. Во внешнем контуре кластера находятся заинтересованные в его развитии органы государственной власти и управления, в функции которых входит, в первую очередь, формирование нормативно-правовой базы, регулирующей условия создания и деятельности кластера с учетом специфики его функционирования в сфере здравоохранения, во вторую очередь - определение роли, места и способов поддержки кластера медицинских услуг в реализации долгосрочной стратегии развития региональной системы здравоохранения и социально-экономического развития территории. Государственные органы управления организуют также контроль деятельности участников кластера в целях обеспечения качества и безопасности медицинских услуг для населения. Заключение Таким образом, предложенная нами модель Кластера медицинских услуг отличается от существующих в нашей стране практик кластеризации сферы здравоохранения и научных разработок тем, что в качестве ядра кластера должны выступать непосредственные участники процесса оказания медицинских услуг, которые будут формировать запрос на необходимые им новшества, кадры, ресурсное обеспечение. Поддержка федеральных и региональных властей через формирование инфраструктуры многопрофильных высокотехнологичных медицинских центров на условиях государственно-частного партнерства будет способствовать притоку инвестиций в сферу здравоохранения, повышению качества медицинских услуг на территории регионов страны. Предложенная структурно-функциональная модель Кластера медицинских услуг является одним из возможных форматов реализации кластерного подхода в сфере здравоохранения регионов и будет способствовать усилению связи между практической медициной, наукой, медицинской промышленностью и бизнесом. При этом на территории регионов будет формироваться особый правовой режим функционирования сферы предоставления медицинских услуг, ориентированный на повышение их качества. Следует отметить важность вложений бюджетных средств в инфраструктуру медицинского кластера в виде создания многопрофильного высокотехнологичного медицинского центра, что повышает целенаправленность государственной поддержки и увеличивает эффект отдачи от их использования в росте экономических и социальных показателей на территории расположения кластера. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

А. В. Полянин

Среднерусский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Л. И. Проняева

Среднерусский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Email: pli.dom@mail.ru

А. В. Павлова

Среднерусский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Список литературы

  1. Вардомацкая Л. П., Кузнецова В. П. Научно-образовательный инновационный медицинский кластер как агрегированная структура экономической системы здравоохранения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 105-111.
  2. Губин А. В., Овчинников Е. Н., Стогов М. В., Городнова Н. В. Региональный медицинский кластер: организация и перспективы развития // Пространственная экономика. 2017. № 3. С. 167-179.
  3. Захарова Е. Н., Ковалева И. П. Формирование медицинского кластера как направление интеграционного взаимодействия субъектов региональной медицинской сферы // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. № 4. С. 216-222.
  4. Зверев В. В., Габбасов Ф. Ф., Самедова Э. Н. Кластерный подход к развитию региональной системы здравоохранения // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2019. № 1. С. 76-87.
  5. Милашевич Е. А. Медицинский кластер как фактор развития экспорта услуг республики Беларусь // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук. 2015. № 3. С. 105-110.
  6. Мещерякова Ж. В. Медицинский кластер в системе здравоохранения региона как инновационная модель интеграции субъектов государственно-частного партнерства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 3. С. 43-45.
  7. Овчинников Е. Н., Стогов М. В., Городнова Н. В. Региональные медицинские кластеры: анализ проблем начального этапа развития и пути их решения // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16, № 1. С. 153-165.
  8. Пустынникова Е. В. Кластерная интеграция как условие устойчивого развития организаций (на примере здравоохранения) // Кластеризация цифровой экономики: теория и практика / под ред. А. В. Бабкина. СПб., 2020. С. 315-344.
  9. Соболева Е. С. Региональные аспекты организации инновационной деятельности в сфере здравоохранения (на примере Калужской области) // Социальные аспекты здоровья населения. 2010. № 3. С. 3.
  10. Толстопятенко М. А., Зиньковская Н. В. Фарма-медицинский кластер: модель и проблемы формирования // Проблемы экономики, финансов и управления производством. 2013. № 33. С. 94-102.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 169

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах