ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

  • Авторы: Рудакова Д.А.1, Володин Б.Ю.2, Петров Д.С.2, Новиков В.В.2, Филимонов А.П.2
  • Учреждения:
    1. ГУ ДО ТО «Областной центр „Помощь“»
    2. ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России
  • Выпуск: Том 29, № 3 (2021)
  • Страницы: 437-441
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/556
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-3-437-441
  • Цитировать

Аннотация


Представлены результаты исследования внутрисемейных (детско-родительских) взаимоотношений в семьях детей с диагностированным сахарным диабетом 1-го типа. Цель исследования - изучение нарушений внутрисемейных взаимоотношений в таких семьях. Выявленные отклонения позволят разработать психотерапевтические мероприятия для детей и их родителей. В исследовании приняли участие 30 семей, имеющих детей младшего школьного возраста (7-10 лет), страдающих сахарным диабетом. Из исследования исключались семьи с детьми, страдающими тяжелыми сопутствующими заболеваниями, а также неполные семьи. Контрольную группу составили 30 релевантных семей со здоровыми детьми. Для исследования внутрисемейных взаимоотношений были использованы тестовые методики для детей и для их матерей.У матерей в исследованных семьях превалировал авторитарный тип воспитания, что выражалось в склонности к гиперпротекции и сверхконтролю. Были обнаружены одновременно фобия утраты ребенка и тенденция к его отвержению. Для детей были характерны повышенная тревожность, более позитивное отношение к матери, чем к отцу.Обнаруженные нарушения внутрисемейных взаимоотношений в семьях детей, страдающих сахарным диабетом, могут служить мишенями для психотерапевтической (возможно, и семейной) работы с детьми и их родителями.

Полный текст

Введение Сахарный диабет (СД) - одно из самых распространенных эндокринных и метаболических нарушений среди детей. За последние годы в несколько раз увеличилось количество зарегистрированных случаев СД 1-го типа (СД 1) среди детского населения. Так, если в 2000 г. в мире насчитывалось порядка 395 тыс. детей с данным заболеванием, то в 2017 г. - 1 млн 106 тыс., из них более полумиллиона - в возрасте до 15 лет. Каждый год около 100 тыс. детей заболевают СД 1, при этом, по данным Международной федерации диабета (IDF), Россия занимает 6-е место по количеству новых случаев диагностирования СД 1 у детей в год. СД является сложным с этиологической точки зрения заболеванием. Этиология СД 1 доподлинно не известна [1]. Несмотря на активные исследования, СД 1 не поддается лечению. Лечение фокусируется на управлении уровнем сахара в крови с помощью инсулина, диеты и образа жизни, чтобы предотвратить возникновение осложнений [2, 3]. В этом процессе большую роль играет ближайшее окружение и тот взрослый (чаще всего это родитель ребенка), который берет на себя ответственность отслеживать соматическое состояние чада [4-8]. Таким образом, приобретает актуальность исследование детско-родительских отношений как процесса и результата индивидуального, избирательного отражения семейных связей, опосредующего внутреннюю и внешнюю активность, а также переживаний родителей и детей в их совместной деятельности, в семьях детей с СД 1 [2, 5, 9]. Цель исследования - изучение нарушений внутрисемейных взаимоотношений в семьях детей, страдающих СД. Выявленные отклонения будут способствовать разработке психотерапевтических мероприятий для детей и их родителей. Материалы и методы В данном эмпирическом исследовании приняли участие испытуемые в возрасте от 7 до 10 лет, а также их матери (n=120), которые были распределены на 4 группы: 1-я группа, в которую вошли 30 больных детей с СД 1 в возрасте 7-10 лет (средний возраст - 8,86 года; SD=1,07), из них 14 девочек и 15 мальчиков. 2-я группа, в которую вошли 30 матерей в возрасте 28-48 лет (средний возраст - 35,17 года; SD=5,61) детей с СД 1. 3-я группа, в которую вошли 30 условно здоровых детей 7-10 лет (средний возраст - 8,56 года; SD=1,14), из них 16 девочек и 14 мальчиков. 4-я группа, в которую вошли 30 матерей в возрасте от 26-48 лет (средний возраст - 34,1 года; SD=5,45) условно здоровых детей. Участие в исследовании было полностью добровольным. Перед прохождением эмпирического исследования матери были проинформированы о его цели и процедуре и подписали форму информированного согласия, где им гарантировалось соблюдение всех этических принципов со стороны психолога. Эмпирические базы исследования - ГБУ Рязанской области «Областная детская клиническая больница имени Н. В. Дмитриевой», общеобразовательная школа № 41 г. Рязани, детский оздоровительный лагерь «Сатурн». Для изучения детско-родительских отношений были использованы следующие методики. Для родителей - опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса (Методика АСВ), методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) В. Е. Каган, И. П. Журавлева, тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин, 1996), шкала степени отверженности ребенка А. И. Баркан (А. И. Баркан, 1999). Методики исследования для детей - методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана, методика «Незавершенные предложения» Сакс-Сидней в модификации В. Михала, методика «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера. ps202103.4htm00019.jpg Методы математической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера φ, критерий χ2 для проверки нормальности распределения. Математико-статистическая обработка проводилась с использованием прикладной программы Microsoft Office Excel 2013. Результаты исследования Мы провели сопоставление полученных данных по всем предложенным нами методикам. Вначале была произведена обработка родительской части методик, затем детской. Полученные с помощью методики АСВ результаты представлены в табл. 1. По результатам, представленным в табл. 1, можно говорить о том, что у матерей детей с СД 1 чаще, чем у матерей условно здоровых детей, встречаются гиперпротекция, чрезмерность требований-запретов и санкций по отношению к ребенку. Это может говорить об авторитарном типе воспитания, когда матери стараются отслеживать каждое действие ребенка, что также может быть вызвано высокой частотой встречаемости фобии утраты ребенка. Матери боятся потерять его в силу имеющегося соматического заболевания, поэтому пытаются постоянно жестко контролировать каждый его шаг. Частота встречаемости неустойчивости стиля воспитания, заключающаяся в частой резкой смене приемов и стиля воспитания, среди матерей экспериментальной группы была больше, чем в контрольной. Результаты оценки теста родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин, 1996) представлены на рис. 1. На рис. 1 видно, что есть существенные различия в средних показателях у матерей детей с СД 1 и матерей условно здоровых детей по шкалам «Принятие/отвержение ребенка», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация». Матери детей с СД склонны контролировать ребенка, требуют безоговорочного послушания, загоняя его в строгие дисциплинарные рамки. Им не свойственно устанавливать психологическую дистанцию между собой и ребенком, при этом наблюдается тенденция его эмоционального отвержения. Это подтверждается статистически значимыми достоверными различиями по шкалам «Принятие/отвержение ребенка», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация». ps202103.4htm00021.jpg Результаты анализа методики ДОБР (В. Е. Каган, И. П. Журавлева) показали, что существуют статистически достоверные различия между двумя выборками (табл. 2). Для матерей детей с СД 1 свойственны более высокие показатели по шкале «Интернальность», что указывает на экстернальный родительский контроль болезни ребенка, при котором причины возникновения заболевания воспринимаются ими как нечто не зависящее от них. Они зачастую считают, что не в состоянии контролировать или управлять заболеванием ребенка. Для матерей детей, страдающих СД, характерно преуменьшение тяжести болезни ребенка, а впоследствии недооценка соблюдения необходимых ограничений активности. У них менее напряженное отношение к заболеванию ребенка по сравнению с матерями условно здоровых детей. Полученные результаты можно трактовать следующим образом: так как в экспериментальную группу исследования включались дети, у которых СД 1 диагностировали не меньше одного года назад, у родителей могла сформироваться психологическая защита, направленная на минимизацию переживаний о заболевании ребенка. Это может объяснить выраженность анозогнозии к заболеванию, экстернальное отношение к контролю болезни ребенка, а также недооценку соблюдения необходимых ограничений. Оценка шкалы степени отверженности ребенка (А. И. Баркан, 1999) представлена на рис. 2. Степень принятия среди матерей условно здоровых детей выше, чем среди матерей детей, страдающих СД 1. Матери из контрольной группы более склонны принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его безусловной любовью. Это подтверждается статистически значимыми достоверными отличиями U Эмп=310 (p m 0,05). ps202103.4htm00023.jpg Далее представлены результаты, полученные в ходе исследования детей. Анализ проективной методики «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана проводился по отдельным элементам рисунка. Статистически значимые различия получены по элементам «общая деятельность» (в экспериментальной группе - 36,7%; в контрольной - 10%; p m 0,01), «штриховка» (в экспериментальной группе - 46,7%; в контрольной - 16,7%; p m 0,01). Таким образом, результаты могут свидетельствовать о том, что среди испытуемых экспериментальной группы больше тревожных детей, чем среди условно здоровых. Также в семьях детей с СД больше распространено совместное времяпрепровождение членов семьи, что в определенной степени может свидетельствовать о благоприятной семейной обстановке. При проведении анализа проективной методики «Незаконченные предложения» были взяты категории из всей совокупности. В частности, нас интересуют ответы по категориям «отношение к матери», «отношение к отцу», «отношение к семье», «отношение к болезни». Отношение к болезни в контрольной и экспериментальной группах было негативным. Так, при просьбе продолжить высказывание «больной ребенок….» дети писали «это плохо», «грустный», «печальный». Среди детей экспериментальной группы встречалось игнорирование данного предложения, что может говорить о крайне негативном отношении к болезни. Для исследования отношения к матери была выбрана пара предложений. При продолжении высказывания «Мы любим маму, а…» наиболее частым ответом в обеих группах стали высказывания о том, что мама любит детей и семью. Однако в экспериментальной группе подобный тип ответа встречался гораздо чаще (83,3%), в контрольной группе - 46,7% (p m 0,01.). В высказывании «Я думал, что мама чаще всего…» преобладал ответ, касающийся домашних обязанностей матери. Такая особенность наблюдается в семьях условно здоровых детей и с СД 1 (контрольная группа - 76,67%, экспериментальная - 83,3%). При исследовании отношения детей к отцам анализировались несколько незавершенных предложений. При высказывании «Отцы иногда…» в контрольной выборке преобладали ответы негативной окраски: «ругаются», «строги», «могут злиться» (80% в контрольной группе и 40% - в экспериментальной). При этом в обеих группах при продолжении фразы «Чтобы наш папа…» дети продолжали: «всегда был дома», «всегда заботился о нас», «был рядом» (частота встречаемости в экспериментальной группе - 76,67%, в контрольной - 86,67%). Отношение ребенка к семье в целом положительное в обеих группах. Для анализа межличностных взаимоотношений в семье детям была предоставлена проективная методика «Семейная социограмма». Ребенку было необходимо нарисовать себя и членов своей семьи в форме кругов и подписать их. Дети из экспериментальной группы чаще игнорировали при рисовании членов семьи (отцов) - 30% в контрольной группе и 6,7% в экспериментальной, зачастую говоря, что они на работе. Это может быть свидетельством отсутствия эмоциональных контактов с ними и малой роли отцов в воспитании ребенка. При этом в экспериментальной группе реже наблюдалось игнорирование себя (3,3%), чем в контрольной (23,3%), хотя изначальная инструкция довольно точно говорила о необходимости собственного изображения. Отсутствие себя на рисунке ребенка может указывать на определенные проблемы самовыражения во взаимоотношениях с родственниками в результате чувства неполноценности. Заключение Заявленные гипотезы нашли эмпирическое подтверждение. У матерей детей, болеющих СД 1, высокая частота встречаемости фобии утраты ребенка, вследствие чего наблюдается склонность к гиперпротекции и сверхконтролю. Они пытаются контролировать каждый шаг своего ребенка с помощью требований-запретов и санкций по отношению к нему, т. е. превалирует авторитарный тип воспитания. У них не установлена психологическая дистанция между собой и ребенком, при этом наблюдается тенденция его эмоционального отвержения. Матерям детей с СД 1 свойственно воспринимать причины возникновения заболевания как нечто не зависящее от них. Они зачастую считают, что не в состоянии контролировать или управлять заболеванием ребенка. Для них характерно преуменьшение тяжести болезни ребенка, а впоследствии - недооценка соблюдения необходимых ограничений активности и в целом менее напряженное отношение к заболеванию ребенка, чем у матерей условно здоровых детей. Полученные результаты, по нашему мнению, можно трактовать следующим образом: поскольку в экспериментальную группу исследования включались дети, у которых СД 1 диагностировали не меньше одного года назад, у родителей могла сформироваться психологическая защита, направленная на минимизацию переживаний по поводу заболевания ребенка. Это может объяснить выраженность анозогнозии к заболеванию, экстернальное отношение к контролю болезни ребенка, а также недооценку соблюдения необходимых ограничений. В результате анализа методик, предоставленных детям, выявлено, что среди испытуемых экспериментальной группы больше тревожных детей, чем среди условно здоровых. В семьях детей с СД больше распространено совместное времяпрепровождение членов семьи, что в определенной степени может говорить о благоприятной семейной обстановке. Наблюдается в целом положительное отношение к матери и семье в целом. Отцы, по мнению детей, большую часть времени отсутствуют, лишь эпизодически принимают участие в их воспитании, при этом взаимодействие с ребенком зачастую носит негативную окраску. Результаты проведенного исследования могут применяться при разработке индивидуальных программ психотерапевтической помощи детям, страдающим СД, и их родителям. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

Д. А. Рудакова

ГУ ДО ТО «Областной центр „Помощь“»

Email: rudakova_daria97@mail.ru

Б. Ю. Володин

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России


Д. С. Петров

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России


В. В. Новиков

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России


А. П. Филимонов

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России


Список литературы

  1. Дедов И. И. Сахарный диабет в Российской Федерации: распространенность, заболеваемость, смертность, параметры углеводного обмена и структура сахароснижающей терапии по данным Федерального регистра сахарного диабета, статус 2017 г. Сахарный диабет. 2018;21(3):144-59.
  2. Бебчук М. А. Системный подход в детской психиатрии: взгляд на этиопатогенез и организацию помощи. Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2019;(4):475-86.
  3. De Wit M. Monitoring Health Related Quality of Life (HRQoL) in Adolescents. Baseline data from a randomised controlled cross over multi centre study. Pediatr. Diabetes. 2006;(7):18-57.
  4. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. Дедов И. И., Шестакова М. В., Майоров А. Ю. (ред.). 8-й вып. М.: УП ПРИН; 2017. 121 c.
  5. Бондаренко С. М. Особенности внутренней картины болезни у детей и подростков, больных сахарным диабетом I типа. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2006;(4):22-7.
  6. Меденцева Т. А. Неполная родительская семья: влияние на аутоагрессивные и личностно-психологические особенности девушек, воспитанных в них. Наука молодых. 2017;(1):83-8.
  7. Практикум по семейной психотерапии. Современные модели и методы: учебное пособие для врачей и психологов. Эйдемиллер Э. Г. (ред.). СПб.: Речь; 2010. 425 с.
  8. Уланова Н. Н. Проблема исследования моделей здоровьесберегающего поведения в рамках психологии здоровья. Наука молодых. 2016;(3):45-7.
  9. Hesketh K. D., Wake M. A., Cameron F. J. Health related quality of life and metabolic control in children with type 1 diabetes: a prospective cohort study. Diabetes Care. 2004;27(2):415-20.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 135

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах