РОЛЬ АЛКОГОЛЬНЫХ И НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВНЕШНИХ причин И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИХ ПОТРЕБЛЕНИЕ
- Авторы: Шишкин Е.В.1, Щепин В.О.2
- Учреждения:
- ГБПОУ «Троицкий медицинский колледж»
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
- Выпуск: Том 29, № 2 (2021)
- Страницы: 302-305
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/531
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-2-302-305
- Цитировать
Аннотация
Проведенное исследование показало, что на территории Челябинской области сохраняется высокая доля насильственных смертей с наличием этилового спирта и наркотических веществ у погибших. Отмечен рост концентрации уровня этанола в крови погибших, что свидетельствует о необходимости принятия межведомственных мероприятий, в том числе в части ужесточения правовой ответственности за потребление алкогольных и наркотических веществ. В настоящее время ни в одном из нормативно-правовых документов Российской Федерации не закреплена прогрессия ужесточения ответственности в зависимости от концентрации уровня этилового спирта в организме нарушителя либо шкала ответственности в зависимости от конкретного наркотического или иного вещества.
Полный текст
Введение Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (далее - внешние причины) относятся к предотвратимым потерям здоровья населения, что обусловливает необходимость разработки мероприятий, направленных на профилактику возникновения происшествий и совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим [1]. Одним из ведущих факторов, способствующих возникновению происшествий и случаев стойкой утраты трудоспособности и смертей, является потребление алкогольных и наркотических веществ [2, 3]. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», где указан ряд целевых индикативных показателей, в том числе связанных со снижением потребления алкогольной продукции [4, 5]. Цель исследования заключалась в изучении роли алкогольных и наркотических веществ в смертности населения от внешних причин и совершенствовании правового регулирования ответственности за их потребление. Задачи исследования включили анализ насильственных смертельных случаев и изучение нормативно-правовой базы, касающейся ответственности за правонарушения граждан Российской Федерации, находящихся в состоянии опьянения. Материалы и методы Изучены данные Челябинского областного бюро судебно-медицинской экспертизы за 2012-2018 гг. Использовались аналитический и социально-гигиенический методы исследования. Результаты исследования За 2018 г. среди всех погибших от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин на территории Челябинской области более половины (53% случаев, в том числе 57% мужчин и 40,6% женщин) на момент происшествия находились в состоянии алкогольного опьянения. В возрастной группе 30-34 года данный показатель был более 60%, а в группе 35-39 лет - более 70%. За изученный период отмечается не только сохранение высокого удельного веса лиц, погибших от внешних причин в состоянии алкогольного опьянения, но и рост концентрации этилового спирта в крови погибших. Если в 2012 г. среднее содержание этилового спирта составляло 2,22 промилле, то в 2018 г. показатель вырос на 49,1% - до 3,31 промилле (таблица). В 2018 г. наркотические вещества обнаружены у 5,6% погибших, в том числе 6,5% мужчин и 2,9% женщин. В возрастной группе 25-29 лет показатель составил 16,5%, в том числе 15,7% среди мужчин и 20,9% среди женщин. В 33% случаев наркотическим веществом оказался морфин, а более чем в половине случаев - синтетическое наркотическое вещество альфа-PVP и его метаболиты. В законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд нормативно-правовых документов в отношении ответственности за потребление алкогольных и наркотических веществ в зависимости от места и обстоятельств появления гражданина в состоянии опьянения. Так, в соответствие со ст. 81 Трудового кодекса РФ возможно расторжение трудового договора по инициативе работодателя за появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. В обзоре судебной практики, а также при изучении действующей нормативно-правовой базы нет сведений об отягощении ответственности за повторное нарушение данной трудовой дисциплины; кроме того, отсутствуют какие-либо сведения, свидетельствующие об увеличении ответственности не только за сам факт наличия алкоголя в организме, но и за уровень его концентрации. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации имеется ряд статей, касающихся ответственности за потребление алкогольных и наркотических веществ. В соответствии со ст. 20.20 КоАП РФ потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 руб. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественном месте влечет наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток. В соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет либо потребление наркотических или распитие алкогольных веществ влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 1500 до 2000 руб. ps202102.4htm00065.jpg В вышеуказанных статьях КоАП РФ, так же как и в Трудовом кодексе РФ, отсутствуют сведения об отягощении ответственности за повторность правонарушения, либо пропорциональность увеличения ответственности в зависимости от концентрации алкоголя в организме нарушителей, либо в зависимости от того или иного наркотического вещества. Единственная статья не только КоАП РФ, но и законодательства в целом, имеющая определенную «привязку» концентрации алкогольных веществ в организме и привлечения к административной ответственности,- ст. 12.8 КоАП РФ - управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Но даже здесь речь идет о так называемом пороге привлечения к ответственности, а не увеличении ответственности в зависимости от уровня содержания этилового спирта в крови либо выдыхаемом воздухе нетрезвого водителя или от конкретного наркотического вещества. С 2015 г. в данной статье утратил свою силу п. 4, регламентирующий ответственность за повторность правонарушения. Вместо этого пункта в настоящее время ответственность за повторное правонарушение (если водитель уже лишен водительского удостоверения) уголовная - ст. 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». В соответствии с данной статьей за повторность правонарушения ответственность возрастает в разы: наказывается штрафом в размере от 200 до 300 тыс. руб. вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет. Связано столь существенное увеличение ответственности за повторность управления транспортным средством в состоянии опьянения прежде всего с высокими показателями смертности в ДТП на дорогах Российской Федерации и необходимостью достижения индикативных показателей. К сожалению, в данной статье, как и в ст. 12.8 КоАП РФ, отсутствует «привязка» к уровню концентрации этилового спирта у правонарушителя. Как показало наше исследование, в 2012 г. уровень концентрации этилового спирта в крови погибших в ДТП на территории Челябинской области составлял 1,90 промилле, на пике принятия ужесточающего закона (ст. 264.1 УК РФ) - 2,94 промилле, в 2018 г. уровень снизился незначительно (2,66 промилле), а вот число погибших в ДТП в 2018 г. по сравнению с 2015 г. снизилось на 33,1%. Факт свидетельствует о том, что все чаще нарушают закон лица, склонные к потреблению алкоголя в неразумных, неконтролируемых количествах. Стоит отметить, что отсутствует какая-либо ответственность за нахождение в транспортных средствах пассажиров, находящихся в состоянии опьянения. Необходимо рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности пассажиров, находящихся в состоянии опьянения, которые во время движения транспортного средства расположены на передних сидениях, а также в двухколесных моторизированных транспортных средствах, поскольку данные категории участников дорожного движения способны создавать физическую помеху лицу, управляющему транспортным средством. В российском законодательстве уголовная ответственность за потребление алкогольных и наркотических веществ, помимо ст. 264.1 УК РФ, предусмотрена частями 4 и 6 ст. 264 УК РФ, согласно которым максимальное наказание предусматривает лишение свободы на срок от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Речь в этой статье идет о привлечении к уголовной ответственности лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, причинившего тяжкие последствия либо смерть другому лицу. В данной статье, как и в предыдущей статье 264.1 УК РФ, нет сведений об увеличении ответственности в зависимости от уровня концентрации алкоголя в крови либо вида того или иного наркотического вещества. В ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягощающие наказание» не выделено отдельной частью алкогольное или иного вида опьянение как обязательное отягощающее обстоятельство, такое обстоятельство может быть взято во внимание на усмотрение судьи. Заключение На территории Челябинской области не только сохраняется высокая доля погибших от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин, в крови которых обнаружен этиловый спирт и наркотические вещества. Отмечается рост концентрации уровня этанола в крови погибших, что свидетельствует о необходимости принятия межведомственных мероприятий, в том числе в части ужесточения правовой ответственности за потребление алкогольных и наркотических веществ. В настоящее время ни в одном из нормативно-правовых документов Российской Федерации не закреплена прогрессия ужесточения ответственности в зависимости от концентрации уровня этилового спирта в организме нарушителя либо шкала ответственности в зависимости от конкретного наркотического или иного вещества. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации необходимо проработать вопрос об ужесточении ответственности за повторное появление лица на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в том числе с возможностью наложения административного штрафа, путем внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации необходимо обеспечить пропорциональное ужесточение ответственности в зависимости от концентрации алкоголя в организме водителей транспортных средств, а также в зависимости от наличия в организме тех или иных наркотических и иных сильнодействующих веществ. Рассмотреть возможность привлечения к ответственности пассажиров, находящихся в состоянии опьянения, если их действия могут физически создать угрозу безопасного управления транспортным средством либо склонить водителя транспортного средства к его управлению в нетрезвом виде. Государственной Думе Российской Федерации необходимо проработать ряд поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации, касающихся ст. 264.1 УК РФ, ст. 264 УК РФ, где необходимо увеличение ответственности лица в зависимости от концентрации алкоголя в крови либо вида того или иного наркотического вещества, а также ст. 63 УК РФ, в которой не выделено отдельной частью алкогольное или иного вида опьянение как обязательное отягощающее обстоятельство. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
Е. В. Шишкин
ГБПОУ «Троицкий медицинский колледж»
Email: shishkin90@mail.ru
В. О. Щепин
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
Список литературы
- Головчин М. А. Социально-экономические потери от наркомании в регионах России. Вопросы статистики. 2015;(9):47-55.
- Махкамова З. Р., Голубова Т. Н. Анализ смертности населения трудоспособного возраста в Республике Крым. Таврический медико-биологический вестник. 2015;(4):41-3.
- Стародубов В. И., Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России: сценарии развития. Оргздрав: новости, мнения, обучение. 2015;(2):34-47.
- Линденбратен А. Л. Инновационные процессы в здравоохранении. Вестник Росздравнадзора. 2016;(5):59-61.
- Блинова Т. В., Марков В. А. Преждевременная смертность сельского населения: измерение экономических потерь. Никоновские чтения. 2014;19:297-300.