ДИАГНОСТИКА ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА
- Авторы: Танатова Д.К.1, Королев И.В.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
- Выпуск: Том 29, № 2 (2021)
- Страницы: 282-286
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/528
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-2-282-286
- Цитировать
Аннотация
Для организации доступной среды, как правило, университеты используют формальный подход, ориентируясь на нормативные требования. Этот же подход с учетом только объективных показателей лежит в основе паспортизации доступной среды для инвалидов. Однако мнение тех, кому приходится пользоваться этой средой, не учитывается. В результате формально среда университета считается доступной, но на практике она имеет множество барьеров, которые создают реальные трудности студентам с инвалидностью.Для повышения качества доступной среды необходимо сочетание объективных и субъективных показателей. Нужен анализ мнений сотрудников, преподавателей и студентов образовательного учреждения, которые реально используют возможности доступной среды.В статье предложен метод диагностики доступности среды университета с конкретным набором индикаторов, позволяющий дать субъективную оценку доступности университетской среды. Метод диагностики апробирован на базе Российского государственного социального университета, являющегося флагманом инклюзивного образования. На основе полученных результатов авторы выявляют причины неудовлетворенности состоянием доступной среды сотрудников, преподавателей и студентов. Отмечено также, что для организации доступной среды университета в равной степени важны ее материальные и нематериальные компоненты. Однако в большинстве случаев приоритет по-прежнему отдается материальной стороне вопроса.
Ключевые слова
доступная среда, инвалидность, инклюзивная среда, университет, диагностика, университетская среда, студент с инвалидностью.
Полный текст
Введение Прогрессивным достижением современного общества является исключение из социальной жизни дискриминационных практик. Это относится к любым видам дискриминации, в том числе к дискриминации по состоянию здоровья. Современное социальное государство создает или стремится дать возможность каждому человеку реализовать свои гражданские и политические права. Для людей, имеющих инвалидность, необходима среда равных возможностей, т. е. среда, условия которой позволяют инвалидам учиться, работать, вести полноценную жизнь. Это очень важно для значительной части граждан России: около 12 млн живущих в России зарегистрированы в качестве инвалидов разных групп и нозологий [1], более 40 млн - маломобильные граждане 20, которые ожидают по отношению к себе толерантности и содействия в реализации имеющегося потенциала. Одной из траекторий формирования среды равных возможностей является обеспечение условий для людей, имеющих инвалидность, полноценно учиться и принимать участие в различных активностях университета. В связи с этим нужна диагностика соответствия университетской среды возможностям их здоровья. При этом диагностика доступности среды университета должна иметь систематический характер и проводиться в режиме мониторинга. Цель статьи заключается в обосновании метода диагностики доступной среды университета. Материалы и методы В настоящее время процедура диагностики доступности среды университета носит экспертный характер: оценку соответствия среды университета требованиям, предъявляемым к ней с точки зрения доступности для инвалидов, ставят эксперты. Экспертами составляется паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов 21. Этот подход формализован и не учитывает мнение тех, кто этой средой пользуется (исключая членов экспертной комиссии - представителей университета). Главное условие, чтобы эти люди видели университетскую среду непосредственно изнутри и могли дать ей субъективную оценку. Вместе с тем диагностика состояния доступности среды университета на основе субъективных оценок взаимодействующих людей должна давать возможность прослеживать динамику изменения доступности, например сравнивать в режиме мониторинга оценки доступности университетской среды, полученные в разные временные периоды. Для этого необходим особый методический подход количественного измерения. Диагностический метод, позволяющий получить количественные оценки доступности среды университета преподавателями, сотрудниками и студентами,- опрос, инструментарий которого содержит однотипные количественные дискретные или непрерывные шкалы. Метод диагностики доступности университетской среды для людей, имеющих инвалидность, с помощью опроса был апробирован лабораторией социологического анализа Российского государственного социального университета (РГСУ). Опрашивались сотрудники, преподаватели и студенты РГСУ, которые оценили состояние доступности среды университета и то, насколько оно их устраивает (по 5-балльным дискретным шкалам). Выборка составила 779 человек. Ошибка выборки не превысила 3%. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы SPSS. Результаты исследования Авторы определили, что доступная среда является частью социальной среды университета и ее состояние влияет на способность социальной среды удовлетворять материальные и социальные потребности сотрудников, преподавателей и студентов, т. е. влияет на качество социальной среды университета. Авторами выделены компоненты доступной среды университета, которые необходимо диагностировать,- это материальные объекты университета и условия обучения, которые в нем созданы. К материальным объектам относятся: -вход в университетские здания и сооружения; индикатором доступности для инвалидов является оборудование входов пандусами или подъемными платформами; -стоянки для автотранспортных средств, индикатор доступности - наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов; -инфраструктура зданий и сооружений, обеспечивающих внутреннюю логистику (лифты, поручни, лестницы, распашные двери); индикатор доступности - наличие адаптированных под потребности инвалидов лифтов, поручней, лестниц, расширенных дверных проемов в аудиториях, туалетных комнатах; -технические средства реабилитации для маломобильных людей; индикатор доступности - наличие сменных кресел-колясок. К условиям обучения инвалидов, созданным в университете, относятся: -информационно-коммуникационные условия, индикатор доступности - дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации; -навигационные условия, индикатор доступности - дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; -услуги специалистов по работе с инвалидами, индикатор доступности - возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика); -толерантное отношение работников университета к инвалидам, индикатор доступности - помощь, оказываемая работниками университета, при сопровождении инвалидов в помещениях университета и прилегающей к нему территории; -доступность для инвалидов образовательных ресурсов университета, индикатор доступности - обеспеченность обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и/или электронными образовательными ресурсами. Эмпирическая проверка методики диагностики доступности среды университета для людей с инвалидностью проведена на площадке РГСУ - федерального университетского комплекса социальной направленности. В его стратегии одной из траекторий успеха заявлен рост доли инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общем количестве обучающихся до 15% [2]. В нем создана доступная среда для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В учебных корпусах, в которых осуществляется образовательный процесс, лестницы и пандусы оборудованы поручнями, специальной контрастной окраской отмечены двери и лестницы, дверные проемы и коридоры имеют необходимую ширину, выделены места для парковки автотранспортных средств лиц с ОВЗ, лифты и санузлы адаптированы для маломобильных учащихся [3]. Респондентам исследования задавали вопрос, насколько в целом их устраивает организация доступной среды для людей с инвалидностью, предлагали оценить компоненты среды университета посредством ответа на вопросы-индикаторы об их состоянии. Для исключения искажения результатов оценку респонденты производили по однотипной 5-балльной шкале, где 1 - самая низкая, а 5 - самая высокая оценка. Средняя оценка удовлетворенности доступной средой в РГСУ составила 3,79 балла, доступности материальных объектов - 3,89 балла, условий обучения инвалидов - 3,79 балла. Интегральная средняя оценка доступности среды для людей, имеющих инвалидность, составила 3,84 балла. Усилия, предпринимаемые университетом по созданию условий для обучения инвалидов, конвертируются в удовлетворенность сотрудников, преподавателей и студентов организацией доступной среды. Организация университетом доступной среды для людей с инвалидностью полностью устраивает 27% сотрудников, преподавателей и студентов образовательного учреждения, устраивает в большей части - 36%. Организация доступной среды скорее не устраивает 9%, не устраивает полностью 1% респондентов. Однако сотрудники, преподаватели и студенты замечают отдельные недоработки: 26% опрошенных некоторые компоненты доступной среды считают недостаточно хорошо организованными. Негативные оценки организации РГСУ доступной среды для людей с инвалидностью сместили среднюю оценку ниже оценки «хорошо», тем не менее эта средняя оценка значительно выше оценки «удовлетворительно». По мнению респондентов, доступность объектов материальной инфраструктуры университета для людей, имеющих инвалидность, чуть выше, чем доступность условий для их обучения (3,89 против 3,79 среднего балла соответственно). Индикатор «обеспеченность обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и/или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья» имеет наиболее низкую среднюю оценку среди всех остальных (3,64 балла). Наиболее близко к оценке «хорошо», по мнению респондентов, в РГСУ организованно устройство выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов (средняя оценка 3,97 балла) и оборудование входов в здания и сооружения пандусами/подъемными платформами (3,95 балла). Близко к оценке «хорошо» организовано дублирование надписей знаков и иной текстовой и графической информации шрифтом Брайля (средняя оценка 3,87). Прочие индикаторы доступности среды РГСУ для людей, имеющих инвалидность, находятся примерно на одном уровне, располагаясь возле средней оценки 3,80: -«наличие адаптированных под потребности инвалидов лифтов, поручней, расширенных дверных проемов» - 3,82 балла; -«помощь, оказываемая работниками, в сопровождении инвалидов в помещениях университета и прилегающей к нему территории» - 3,82 балла; -«возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика)» - 3,80 балла; -«дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации» - 3,80; -«наличие сменных кресел-колясок» - 3,79 балла. Если подвергнуть анализу не средние, а абсолютные оценки организации в РГСУ доступной среды для инвалидов, данные сотрудниками, преподавателями и студентами университета, то можно заметить, что наибольшая доля критических высказываний приходится на индикатор, «помощь, оказываемая работниками РГСУ, по сопровождению инвалидов в помещениях университета и прилегающей к нему территории». По мнению 16% респондентов, работники оказывают сопроводительную помощь инвалидам плохо или очень плохо (интегральная отрицательная оценка). Большая доля нейтральных оценок (31%) обеспеченности обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и/или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья, свидетельствует о сложности данного индикатора. Респонденты сомневаются в том, что обучающиеся, нуждающиеся в адаптированных образовательных ресурсах, обеспечены ими в должной мере. Относительно высокая доля респондентов (13%) склоняется к тому, что обеспечение такими образовательными ресурсами в РГСУ организовано плохо. Обобщая результаты проведенного исследования состояния доступности среды РГСУ для инвалидов, можно сделать вывод, что, по мнению субъектов, погруженных в эту среду (сотрудников, преподавателей, студентов), университет обеспечивает своим студентам, имеющим инвалидность, возможность получить полноценное образование, проявлять различные активности. Среда РГСУ хорошо организована для обучения людей, имеющих особые потребности. Вместе с тем преподавателям и сотрудникам университета требуется более внимательно относиться к проблемам обучающихся, имеющих инвалидность, оказывать им необходимую помощь в аудиториях, на территории кампуса и на территории, прилегающей к университету. Кроме того, университету следует провести анализ обеспеченности обучающихся инвалидов адаптированными печатными и электронными образовательными ресурсами. Обсуждение В современном обществе успех человека в значительной мере определяется тем образовательным багажом, который ему удалось создать. Обучение в университете позволяет накопить значительный запас знаний и умений, получить востребованную профессию, развить коммуникационные способности, творческое мышление, лидерские качества. Но некоторым социальным группам необходима адаптация в среде университета под их особые потребности. В первую очередь это касается людей, имеющих инвалидность. Такую среду необходимо не только создавать, но и постоянно совершенствовать, адаптировать под различные нозологии. Как подчеркивает А. Е. Худоренко, «образование лиц с ограниченными возможностями здоровья дает шанс включиться в трудовую деятельность, быть социально значимыми гражданами, обеспечить свое благосостояние, духовный и творческий рост» [4]. Следует согласиться с Т. А. Михайловой, которая считает, что «быть востребованным на рынке труда молодой человек с ограниченными возможностями здоровья может, если только обладает высоким уровнем профессиональных и личностных качеств, и достаточно высокими теоретическими знаниями, и практическими умениями, полученными в профессиональных образовательных учреждениях» [5]. Кроме того, профессиональная подготовка, полученная инвалидом в образовательном учреждении, и последующее трудоустройство решают проблему социального иждивенчества. Человек получает возможность вести самостоятельную, экономически независимую жизнь. По мнению И. В. Мкртумовой, «обучение и последующее трудоустройство позволит инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечит им самостоятельный заработок и не только снимет с государства необходимость постоянных затрат по социальной помощи, но и станет экономически выгодным» [6]. Однако концепция обеспечения безбарьерного доступа инвалидов к обучению в образовательных организациях высшего профессионального образования требует от образовательных организаций создания доступной среды, т. е. придания зданиям, помещениям, местам пользования свойств, обеспечивающих возможность беспрепятственно воспользоваться услугой лицам с нарушением функций жизнедеятельности и без них [7]. Заключение Проведенная диагностика доступности среды РГСУ показала, что сотрудники, преподаватели оценивают доступность университетской среды для инвалидов очень близко к оценке «хорошо». Подавляющее большинство членов университетского коллектива устраивает то, как университет организует доступную среду для людей, имеющих инвалидность. Но условия получения инвалидами образования организованы несколько хуже, чем материальные компоненты доступной среды (доступность зданий, сооружений, парковок, лифтов, поручней, дверных проемов). Следует обратить внимание на обеспеченность обучающихся инвалидов адаптированными печатными и электронными образовательными ресурсами, а также на готовность преподавателей университета оказывать им необходимую помощь. Практическая значимость результатов исследования заключается, в первую очередь, в возможности применения разработанного авторами метода диагностики доступности среды университета для аналогичных исследований в современных университетах. Он включает социологический инструментарий в формате мониторинга доступности среды университета на основе разработанных показателей и индикаторов оценки удовлетворенности сотрудников, студентов и партнеров организацией доступности университетской среды. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
Д. К. Танатова
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Email: tanatovadk@rgsu.net
И. В. Королев
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Список литературы
- Пенсионный Фонд РФ. Сведения из федерального реестра инвалидов. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/opendata/7706016118-fgisfri/data-20200810T153759-structure-20171110T150615.csv (дата обращения 01.10.2020).
- РГСУ. Стратегия развития 2020-2025. Режим доступа: https://rgsu.net/about/programma-razvitiya-rgsu-i-strategiya-rgsu/ (дата обращения 03.10.2020).
- Ресурсный учебно-методический центр. По обучению инвалидов и лиц с ОВЗ. Доступная среда. Режим доступа: https://rumc.rgsu.net/rumts/dostupnaya-sreda/ (дата обращения 02.10.2020).
- Худоренко Е. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии. Социологические исследования. 2010;(9):65-70.
- Михайлова Т. Современные проблемы социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Казанский педагогический журнал. 2016;(5):135-9.
- Мкртумова И. Профессиональное обучение инвалида как позитивная девиация: особенности социального управления. Уровень жизни населения регионов России. 2009;(3):43-9.
- Андрюхина Ю. Формирование доступной среды университета для незрячих обучающихся. Актуальные вопросы образования. 2019;(3):12-4.