ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
- Авторы: Ананченкова П.И.1
- Учреждения:
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
- Выпуск: Том 29, № 2 (2021)
- Страницы: 203-205
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/514
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-2-203-205
- Цитировать
Аннотация
Пандемия COVID-19 существенным образом повлияла на туристический бизнес в глобальном масштабе. Медицинский туризм всегда считался наиболее стабильным и менее всего подверженным влияниям внешних обстоятельств, однако распространение коронавирусной инфекции сократило и число прибытий, и объем медицинских услуг, предоставляемых в рамках экспорта медицинских услуг. В статье представлены данные, отражающие влияние пандемии COVID-19 на развитие рынка медицинского туризма.
Полный текст
Введение Медицинский туризм определяется как процесс преднамеренного выезда за пределы страны (региона) проживания с целью получения медицинской помощи. Рынок медицинского туризма является относительно стабильным, не демонстрирующим серьезный ежегодный рост. В 2010-е годы оборот экспорта медицинских услуг оценивался примерно в 60 млрд долларов, при этом большая доля приходилась на прибытия в страны Азии. К 2020 г. специалисты оценивали его объем на 20% выше с сохранением тех же географических тенденций. Пандемия COVID-19 существенным образом повлияла на туристический бизнес в глобальном масштабе. Не осталось ни одного сегмента мирового туристического рынка, где не сократились основные показатели его функционирования. Несмотря на то что медицинский туризм всегда считался наиболее стабильным и менее всего подверженным влияниям внешних обстоятельств, распространение коронавирусной инфекции сократило и число прибытий, и объем медицинских услуг, предоставляемых в рамках экспорта медицинских услуг. Материалы и методы В связи с отсутствием официальных статистических данных и масштабных социологических и маркетинговых исследований, отражающих состояние экспорта медицинских услуг в период пандемии (2020), сбор аналитики затруднителен. В настоящей работе методом контент-анализа исследован массив публикаций, посвященных влиянию распространения коронавирусной инфекции на рынок медицинского туризма. Методом вторичного анализа произведена обработка данных исследования, проведенного Международным журналом медицинских путешествий (IMTJ) в партнерстве с Международной сетью медицинского туризма (HTW) среди 70 респондентов - экспертов отрасли медицинского туризма. Результаты и обсуждение Пандемия коронавирусной болезни вызвала, наряду с изменением других аспектов жизнедеятельности граждан, массовые сокращения путешествий. Туристическая отрасль является важной частью мировой экономики. В 2019 г. туристический рынок сгенерировал 1,5 млрд международных туристических прибытий, что делает отрасль третьей по величине экспортной категорией в мире. Международный туризм вносит огромный вклад в мировой экспорт, составляя 7% мирового экспорта в целом и 29% от мирового экспорта услуг [3]. Вспышки инфекционных заболеваний, включая коронавирус, в значительной степени ставят под угрозу туристическую индустрию, учитывая ее зависимость от мобильности людей - как субъективной (зависящей от персональных возможностей человека), так и объективной (складывающейся на основе государственной политики, визовых формальностей, правового регулирования и иных внешних факторов). Туризм особенно восприимчив к мерам по противодействию пандемиям из-за ограниченной мобильности и социального дистанцирования. Для потребителей услуг медицинского туризма эти факторы имеют еще большее значение. С момента объявления Всемирной организацией здравоохранения о начале пандемии спрос на услуги медицинского туризма сократился. При отсутствии официальной статистики подтверждением этому служит аналитика поисковых сетей. В частности, аналитика Google предусматривает технологию мониторинга популярности запросов пользователей сети за определенный период по соответствующим ключевым словам и словосочетаниям - тегам. Запросы по тегу «медицинский туризм» неуклонно росли с 2004 г. Google Trends использует число от 1 до 100, чтобы отразить интерес поиска относительно самого высокого уровня за определенный период. Значение 100 представляет собой пик популярности тега. Значение 50 означает, что этот термин в два раза менее популярен. Пятилетний пик запросов на медицинский туризм в 100 единиц был достигнут в феврале 2018 г. В октябре 2020 г. он сократился до рекордного показателя 37 единиц. 64% участников опроса IMTJ и HTW отметили повышенное беспокойство относительно влияния пандемии COVID-19 на их деятельность, связанную с предоставлением медицинских и лечебно-оздоровительных услуг. Из них 27% считают, что она претерпевает ограничения в части экспорта медицинских услуг. Все опрошенные, представляющие медицинские организации, отмечают падение числа международных прибытий; 67% респондентов утверждают, что число их международных пациентов сократилось более чем на 50%. Оценивая по пятибалльной шкале степень воздействия коронавируса на организационные и экономические показатели, респонденты указали, что влияние COVID-19 на количество пациентов находится на уровне 4,3 балла из 5, финансовое влияние, включая воздействие на бизнес-операции, ликвидность и капитальные ресурсы,- 4,1 балла из 5. Большинство медицинских учреждений встали перед необходимостью оперативного пересмотра собственной бизнес-модели и радикальной трансформации текущей деятельности с целью ее адаптации к происходящим санитарно-эпидемиологическим процессам и явлениям. 16% респондентов в качестве основной реакции на распространение инфекции назвали прекращение предоставления услуг медицинским туристам на определенный период времени с расчетом на то, что по окончании острого периода обслуживание зарубежных пациентов будет возобновлено. 20% продолжили работать, но со значительно сокращенными объемами услуг и неопределенным планом обеспечения непрерывности бизнеса. Менее 50% участников опроса заявили о наличии четкого плана обеспечения непрерывности бизнеса, который, по их мнению, позволит им выжить в период и после распространения COVID-19. На момент проведения исследования (июль 2020 г.) 43% респондентов не внесли никаких изменений в процедуры использования трудовых ресурсов, 25% отметили сокращение рабочего времени и 30% вынуждены были прибегнуть к процедуре увольнения сотрудников. Прогнозируя перспективы зависимости сектора медицинских путешествий от COVID-19, большинство (41%) респондентов указывают на продолжительность воздействия от 6 до 12 мес, 31% менее оптимистичны в своих прогнозах и считают, что негативное влияние от пандемии сфера медицинского туризма будет испытывать более года. Эксперты, участвовавшие в исследовании, отметили перспективу изменения поведенческих аспектов международных медицинских прибытий. По их мнению, в перспективе медицинские туристы увеличат время между решением забронировать поездку и фактической датой поездки, будут выбирать направления (страны, регионы); которые справились с COVID-19 лучше, чем другие; спрос возрастет на услуги авторитетных и известных медицинских учреждений - операторов рынка медицинского туризма. Заключение COVID-19 оказал сокрушительное воздействие на глобальный рынок туризма. В сегменте медицинского туризма, объединяющего здравоохранение и путешествия, влияние пандемии связано с более серьезными ограничительными мерами и невозможностью диверсификации потребительского спроса. Для крупных операторов (медицинских организаций и лечебно-оздоровительных центров) стабильными остаются возможность предоставления услуг на внутреннем рынке и переориентация в сторону отечественного потребителя. Тем игрокам, чья деятельность концентрировалась вокруг зарубежных прибытий, придется существенно пересматривать бизнес-модель и стратегию обеспечения конкурентоспособности. В фазе постпандемического восстановления рынка медицинского туризма экономическое выживание наиболее устойчивых, эффективных и авторитетных участников будет позитивной тенденцией в долгосрочной перспективе. Исследование не имело спонсорской поддержки. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
П. И. Ананченкова
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
Email: ananchenkova@yandex.ru
Список литературы
- Абубакиров А. С., Амонова Д. С., Ананченкова П. И., ЗудинА.Б., СнегиреваЮ.Ю. Медицинская помощь в системеобязательного медицинского страхования. Москва - Берлин: Директ-Медиа; 2019. 168 с.
- Ананченкова П. И., Камынина Н. Н. Социально-экономические аспекты развития экспорта медицинских услуг. Проблемысоциальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.2020;28(2):184-9.
- Всемирная туристская организация ООН. Режим доступа: https://www.e-unwto.org
- Uğur N., Akbıyık A. Impacts of COVID-19 on global tourismindustry: A cross-regional comparison. To u r. Ma n a g . P e r s p e c t. 2020Oct;36:100744. doi: 10.1016/j.tmp.2020.100744