ОТНОШЕНИЕ И ИНФОРМИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО ВОПРОСАМ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ И ПРЕГРАВИДАРНОЙ ПОДГОТОВКИ С ПОЗИЦИЙ «МЕДИЦИНЫ 4П»
- Авторы: Абольян Л.В.1, Лазарева О.Д.1, Гараева А.С.1, Хвостунов О.К.1
- Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
- Выпуск: Том 29, № 1 (2021)
- Страницы: 96-102
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/480
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-96-102
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. направлена на укрепление репродуктивного здоровья и института семьи в качестве приоритетных направлений государственной политики. Молодое поколение в возрасте 16-24 лет составляет основной демографический резерв страны на ближайшие десятилетия [1-3]. Большой интерес представляет изучение репродуктивных установок современной молодежи, ее отношение к браку и рождению детей, а также информированность по вопросам репродуктивного здоровья и подготовки пары к рождению здорового потомства с учетом современных подходов персонифицированной «Медицины 4П». Репродуктивное просвещение молодежи включает в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение информированности о правах, возможностях и наиболее целесообразных тактиках в области сохранения здоровья при реализации сексуальной и репродуктивной функции. Информирование молодежи о важности прегравидарной подготовки к зачатию и рождению здорового ребенка является составной частью репродуктивного просвещения [4]. Прегравидарная подготовка (лат. gravida - беременная, pre - предшествующий) - это комплекс диагностических, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на оценку состояния здоровья и подготовку половых партнеров к зачатию, последующему вынашиванию беременности и рождению здорового ребенка. В зарубежной литературе используется термин «преконцепционная помощь/preconceptual care», или «преконцепция/preconception» (англ. conceptus - оплодтворенное яйцо, продукт зачатия). Подготовка пары к зачатию необходима обоим будущим родителям, поскольку и мужчина, и женщина в равной мере обеспечивают эмбрион генетическим материалом и совместно несут ответственность за здоровье будущего ребенка [4-6]. В последнее время все большее распространение получает абсолютно новая модель здравоохранения - «Медицина 4П». Это медицина будущего, в основе которой лежат четыре основополагающих принципа: персонализация, предикция, превентивность и партисипативность [7]. «Медицина 4П» как новое направление медицины ориентирована на индивидуальное здоровье, способна реально стабилизировать показатели заболеваемости и снизить инвалидизацию трудоспособного населения, существенно сократив традиционно высокие расходы на лечение уже заболевших людей [8-14]. Внедрение в практику современного здравоохранения предиктивно-превентивного и персонифицированного подхода имеет прямое отношение к сохранению и укреплению репродуктивного здоровья, включая прегравидарную подготовку. Цель настоящего исследования заключалась в оценке отношения студентов к созданию семьи, браку и рождению детей, а также их информированности по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки с современных позиций «Медицины 4П». Материалы и методы ps202101.4htm00063.jpg Проведен опрос студентов II и V курсов Сеченовского Университета с помощью разработанной нами анкеты. Анкета включала 50 вопросов, объединенных в 5 блоков: общие сведения о студенте, медико-социальная характеристика семьи родителей, здоровье и образ жизни студента, его отношение к браку и рождению детей, информированность студента по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки с позиций «Медицины 4П». Всего опрошено 193 студента, распределение респондентов по полу, факультету и курсу обучения представлено в табл. 1. Выборка формировалась случайным образом из студентов, проходивших обучение на одной из кафедр медицинского вуза в период с ноября 2019 г. по февраль 2020 г. Объем выборки определялся с помощью формулы для относительных величин [15]. Обработку данных осуществляли с использованием статистического пакета для персонального компьютера IBM SPSS.21. Вычисляли показатели описательной (распределение признака, оценка равномерности распределения признака по Колмогорову-Смирнову, средняя и среднеквадратическое отклонение M+d) и аналитической (коэффициент корреляции r, критерий Стьюдента для оценки достоверности различий t, достоверными считались различия при значении p<0,05) статистики. Результаты исследования Социальный портрет опрошенных студентов характеризовался следующими параметрами. Большинство из них (83,4%) - москвичи, из полных семей - 71,5%, с числом детей, включая самого студента, 1-2 ребенка - 79,9%, средним достатком в семье - 70,5%. Имели высшее образование 59% родителей студентов, среднее специальное - 25-31%. Здоровье и образ жизни студентов ps202101.4htm00065.jpg Самооценка студентами состояния здоровья показала, что 39,4% оценивают свое здоровье как удовлетворительное, 29,5% считают себя абсолютно здоровыми, 28% отмечают частые простудные заболевания и лишь 3,1% считают свое здоровье плохим, имеют хронические заболевания и состоят на диспансерном учете в поликлинике. Не выявлено достоверных различий в состоянии здоровья юношей и девушек, а также среди студентов II и V курсов. Большинство (89,6%) студентов придерживаются здорового образа жизни (ЗОЖ) и считают, что его соблюдение является важным для сохранения и укрепления здоровья, включая репродуктивное здоровье. Основные характеристики образа жизни студентов могут быть представлены следующими показателями: не курят 75,1%, спят не менее 7 ч 51,3%, не употребляют алкоголь или употребляют иногда в компании 93,8%, при нерегулярном питании стараются употреблять здоровую пищу 65,8%, ежедневно совершают пешие прогулки не менее 30 мин 45,8%, занимаются спортом 2-3 раза в неделю 15,6%, имеют нормальную массу тела около 80% (табл. 2). Выявлены достоверные различия в соблюдении основ здорового образа жизни между девушками и юношами по некоторым характеристикам: регулярно курят 9,6% девушек и 35,1% юношей (p<0,01), предпочитают пассивный отдых 24,3% девушек и 5,4% юношей (p<0,01), имеют дефицит массы тела 19,9% девушек и 2,7% юношей (p<0,01), превышение массы тела - 3,8 и 21,6% (p<0,05) девушек и юношей соответственно, спят менее 7 ч 52,6% девушек и 35,1% юношей (p<0,05). Отношение студентов к созданию семьи, браку и рождению детей Состояли в браке 4,7% опрошенных студентов, имели детей 3,1%. Характеризуя репродуктивные установки студентов, следует отметить, что большинство (90,7%) настроено на рождение детей в своих семьях. Планируют иметь двух детей 49,7%, одного ребенка хотели бы иметь 18,1%, трех детей - 19,2%, более трех - лишь 3,7%. Выявлена достоверная корреляционная связь между числом планируемых детей, полом студентов и числом детей в семье родителей. Больше детей планируют девушки по сравнению с юношами (r=+0,16; p<0,05), а также студенты из многодетных семей (r=+0,25; p<0,01). Считают оптимальным возрастом для создания семьи и рождения детей 25-29 лет 56 и 54,4% студентов соответственно. Следует отметить, что по мере обучения студентов в медицинском вузе смещаются их представления об оптимальном возрасте рождения детей в сторону его увеличения с 20-24 лет (25,2 и 9,5%; p<0,01; доля ответов среди студентов II и V курсов соответственно) на более старшие возрастные группы 25-29 лет и 30-34 года. Большинство студентов отмечают важность регистрации брака, поскольку это повышает ответственность перед партнером и является важным для совместного воспитания детей. Основными мотивами при выборе партнера для вступления в брак, по мнению студентов, являются любовь, уважение и забота близкого человека, на материальное благополучие указали около 1/3 студентов. Информированность студентов по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки с позиций «Медицины 4П» ps202101.4htm00067.jpg Большинство студентов знакомы с термином «репродуктивное здоровье», более 1/3 могут дать его полное определение (табл. 3). Однако лишь 32,1% из них знакомы с термином «прегравидарная подготовка», и 5,2% могут дать его полное определение. Около 40% студентов знают о «Медицине 4П» (могут дать полное определение - 8,3% и имеют общие представления 32,1%), а остальные об этой модели медицины слышат впервые, но 61,7% считают, что эти принципы важно учитывать при прегравидарной подготовке пары к рождению здорового ребенка (после ознакомления с определениями этих терминов). Не выявлено достоверных различий в ответах студентов II и V курсов (p> 0,05). Основными источниками информации по вопросам репродуктивного здоровья студенты назвали электронные ресурсы: интернет-сайты (57,5%), научно-популярные журналы и газеты (18,1%). Студенты V курса среди значимых источников информации назвали также занятия на профильных кафедрах в университете: урологии (22,2%), акушерства и гинекологии (15,9%), инфекционных болезней (14,3%). Более половины студентов хотели бы получить информацию по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки с позиций «Медицины 4П», но около четверти студентов II и V курсов еще не задумывались над данными вопросами. По мнению студентов, информирование молодежи о прегравидарной подготовке с позиций «Медицины 4П» нужно начинать уже в старших классах школы (46,6%) и на первых курсах средних и высших учебных заведений (23,3%). Оценка студентами приемлемости и привлекательности различных источников информации по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки позволила ранжировать эти источники по степени их значимости, исходя из полученного среднего балла (по 5-балльной шкале; M+s). Наиболее привлекательными для студентов являлись сайты в интернете, занятия на профильных кафедрах в университете и индивидуальные беседы с медицинским работником. Обсуждение Охрана репродуктивного здоровья лиц молодого возраста является одним из приоритетных направлений деятельности в здравоохранении. Формирование репродуктивных установок молодежи - это сложный процесс, на который влияет множество различных факторов, среди которых большое значение имеет информирование по вопросам репродуктивного здоровья, включая прегравидарную подготовку с современных позиций «Медицины 4П». Преконцепционная оценка факторов риска и коррекция выявленных нарушений - наилучший доказанный способ снижения акушерских и перинатальных осложнений, а также социальных и экономических последствий для общества, связанных с выхаживанием и реабилитацией недоношенных детей и детей-инвалидов [16-19]. В 2016 г. в России был опубликован клинический протокол «Прегравидарная подготовка» [4], отражающий консенсус российских экспертов по вопросам подготовки супружеской пары к беременности. Согласно этому документу, репродуктивное просвещение и прегравидарное консультирование - безальтернативные методы повышения информированности населения по вопросам сохранения репродуктивного здоровья, профилактики абортов и приверженности планированию и подготовке беременности. Персонифицированная «Медицина 4П» применительно к репродуктивному здоровью и прегравидарной подготовке предполагает прежде всего не выявление уже имеющихся заболеваний и их лечение, а проведение превентивно-профилактических мероприятий для предупреждения их развития у будущих родителей. Период до зачатия часто определяется как 3 мес до зачатия, возможно, потому что это среднее время до зачатия для фертильных пар. С точки зрения общественного здравоохранения период преконцепции может быть отнесен к такой чувствительной фазе жизненного цикла («окно возможностей»), как подростковый возраст, когда здоровое поведение, влияющее на диету, физическую активность и ожирение, наряду с курением и употреблением алкоголя, устанавливается еще до первой беременности [20]. С этих позиций для нас представляло интерес изучение состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи, имеющих важное значение для формирования репродуктивного здоровья. В целом можно охарактеризовать здоровье студентов как хорошее без существенных изменений на протяжении обучения в вузе, за исключением частых простудных заболеваний (3-4 раза в год), которые отмечали около 1/3 опрошенных. Это согласуется с данными мультицентрового исследования среди студентов 8 российских медицинских вузов [21]. Большинство студентов придерживаются здорового образа жизни и считают, что его соблюдение является важным для сохранения и укрепления здоровья, включая репродуктивное (89,6%). Тем не менее выявлено, что регулярно курят 35,1% юношей, 24,3% опрошенных девушек предпочитают пассивный отдых, 19,9% девушек имеют дефицит массы тела, превышение массы тела отмечено у 21,6% юношей. На выявление факторов риска в поведении студентов и их профилактику следует обращать внимание при прохождении студентами ежегодной диспансеризации в университетской поликлинике. Репродуктивные установки молодежи в значительной степени предопределяют тенденции показателей рождаемости. Полученные нами данные о репродуктивных установках студентов согласуются с результатами исследований других авторов [2, 3, 22] и характеризуются тем, что большинство (90,7%) опрошенных хотят в будущем иметь детей, 68,9% студентов планируют иметь двоих-троих детей и 54,4%считают оптимальным возрастом для рождения первого ребенка 25-29 лет. Большинство студентов отмечают важность регистрации брака, поскольку это повышает ответственность перед партнером и является важным для совместного воспитания детей. Выявлена низкая информированность студентов медицинского вуза II и V курсов по вопросам прегравидарной подготовки и «Медицины 4П». Впервые во время опроса столкнулись с терминами «прегравидарная подготовка» 62,7% студентов, персонифицированная «Медицина 4П» - 59,6%. Тем не менее 61,7% отметили важность учета принципов «Медицины 4П» при проведении прегравидарного консультирования. Обращает на себя внимание тот факт, что около 1/4 опрошенных еще не задумывались о том, нужно ли им получать информацию по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки, что также может быть результатом их низкой осведомленности по данным вопросам. Полученные нами данные согласуются с данными российских и зарубежных исследователей, подтверждающих, что население еще мало осведомлено о важности и возможности получения прегравидарной консультации до зачатия, а у медицинских работников не хватает профессиональных знаний для ее оказания [1, 5, 23-26]. В ведущих европейских странах отсутствуют единые подходы к подготовке пары к зачатию [27], и для популяризации преконцепционной подготовки важно проведение информационно-просветительных мероприятий и рекламных кампаний [28-30]. Основными препятствиями для развития относительно персонализированной медицины наряду с пока еще высокой стоимостью необходимых исследований являются недостаточная подготовленность специалистов, большой разрыв между предоставляемыми ею новыми ценными диагностическими и терапевтическими возможностями и способностью практических врачей оценить их и применить на практике [31]. Полученные нами данные о предпочитаемых и приемлемых для студентов медицинского вуза источниках информации по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки, среди которых сайты в интернете, занятия на профильных кафедрах в университете и индивидуальные беседы с врачом, следует учитывать при планировании мероприятий по повышению информированности студентов по данным вопросам. Заключение Выявлена низкая осведомленность студентов медицинского вуза по вопросам прегравидарной подготовки и современных подходов персонифицированной, предиктивно-профилактической и партисипативной «Медицины 4П» применительно к этому разделу медицины. Несмотря на то что значительная часть студентов осознают важность повышения информированности по вопросам репродуктивного здоровья и прегравидарной подготовки с позиций «Медицины 4П», около 1/4 из них еще не задумывались над данным вопросом. Все это связано с тем, что прегравидарная подготовка пары к зачатию и «Медицина 4П» являются принципиально новыми подходами в современном российском и зарубежном здравоохранении и еще не вошли в повседневную практику врачей, также они не являются обязательной частью образовательных программ медицинских вузов. Большинство опрошенных студентов ведут здоровый образ жизни и понимают его важность для своего здоровья, включая репродуктивное здоровье. Студенты имеют положительные установки на создание семьи и рождение детей. Несмотря на все изменения в современном обществе, они смогли сохранить для себя основополагающие жизненные ценности, перенять положительный опыт поколений. Повышение информированности студентов медицинского вуза по вопросам репродуктивного здоровья, прегравидарной подготовки и основополагающих принципов «Медицины 4П», формирование у них мотивации к профилактическому подходу к свому здоровью важно не только потому, что студенты представляют репродуктивный потенциал страны, но и потому, что это будущие врачи, от знаний и профессиональный компетенций которых в значительной степени зависит здоровьесберегающее поведение и здоровье их пациентов. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
Л. В. Абольян
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Email: labolyan@mail.ru
О. Д. Лазарева
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
А. С. Гараева
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
О. К. Хвостунов
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Список литературы
- Каваева Н. Ю., Вяткина К. О., Росюк Е. А. Оценка степени готовности студентов медицинских вузов к беременности. Журнал акушерства и женских болезней. 2016;65(Спец. вып.):65-6.
- Миронова Ю. Г. Факторы формирования репродуктивных установок современной студенческой молодежи в Российском регионе (на примере г. Астрахани). Общество: социология, психология, педагогика. 2018;12(56):56-9.
- Шевченко К. С., Ковалева Г. А. Репродуктивные установки молодежи (на примере студентов Череповецкого государственного университета). В кн.: Материалы Международной научно-практической конференции «Ломоносов-2018». Череповец: Секция «Социология семьи и демографии»; 2018. С. 1-2.
- Радзинский В. Е., ред. Прегравидарная подготовка: клинический протокол. М.: StatusPraesens; 2016. 80 с.
- Березовская К. Е., Федорова К. Ю., Колбина А. П., Красноперва А. И., Дударева В. А., Дядикова И. Г. Изучение информированности населения о необходимости подготовки к беременности: факты, реалии, перспективы. В кн.: Сборник I Межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные концепции профилактической медицины». Ростов-на-Дону; 2018. С. 49-52.
- Shishcanu D., Marianian A. Y., Iliadi-Tulbure C. Preconceptional care: Opportunities and challenges. Acta Biomed. Scient. 2018;3:69-74.
- Hood L., Balling R., Auffray C. Revolutionizing medicine in the 21st century through systems approaches. Biotechnol. J. 2012;7(8):992-1001.
- Аполихин О. И., Катибов М. И., Шадеркин И. А., Просянников М. Ю. Принципы «Медицины 4D» в организации медицинской помощи на примере урологических заболеваний. Экспериментальная и клиническая урология. 2017;(1):4-8.
- Белушкина Н. Н., Чемезов А. С., Пальцев М. А. Персонализированная медицина: от идеи до внедрение в практическое здравоохранение. Молекулярная медицина. 2018;16(3):9-15.
- Дедов И. И. Персонализированная медицина: на пороге новой эпохи. В кн.: Современные достижения в лечении социально-значимых заболеваний. М.; 2018. С. 105-11.
- Просянников М. Ю., Константинова О. В., Войтко Д. А., Анохин Н. В., Кураева В. М., Аполихин О. И. Медицина 4П на примере ведения пациентов с мочекаменной болезнью. Экспериментальная и клиническая урология. 2019;(4):19-24.
- Di Sanzo M., Cipolloni L., Borro M., La Russa R., Santurro A., Scopetti M. Clinical Applications of Personalized Medicine: A New Paradigm and Challenge. Curr. Pharm. Biotechnol. 2017;18(3):194-203.
- Sagner M., McNeil A., Puska P., Auffray C., Price N. D., Hood L. The P4 Health Spectrum - A Predictive, Preventive, Personalized and Participatory Continuum for Promoting Healthspan. Prog. Cardiovasc. Dis. 2017;59(5):506-21.
- Grigorescu S., Cazan A. M., Grigorescu O. D., Rogozea L. M. The role of the personality traits and work characteristics in the prediction of the burnout syndrome among nurses - a new approach within predictive, preventive, and personalized medicine concept. EPMA J. 2018;9(4):355-65.
- Решетников В. А., ред. Основы статистического анализа в медицине: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство»; 2020. 176 с.
- Preconception care: Maximizing the gains for maternal and child health. Geneva: WHO; 2013.
- Пустотина О. А. Прегравидарная подготовка. Медицинский совет. 2017;13:64-70.
- Dorney E., Black K. I. Preconception care. AJGP. 2018;47(7):424-9.
- Simon C. Introduction: Preconceptional Care: Do We Have to Care? Fertil. Steril. 2019;112(4):611-2.
- Stephenson J. Europe PMC Funders Group Lancet. Before the beginning: nutrition and lifestyle in the preconception period and its importance for future health. Lancet. 2018;391(10132):1830-41.
- Решетников А. В., Ачкасов Е. Е., Решетников В. А. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. М.: ТПС Принт; 2017. 296 с.
- Тарченко В. С., Бийжанова Э. К. Исследование брачно-семейных представлений студенческой молодежи: обзор российских работ. Общество: социология, педагогика, психология. 2018;(12):50-5.
- Прохорова О. В., Обоскалова Т. А., Воронцова А. В., Киселева М. К. Оценка осведомленности первородящих пациенток об особенностях прегравидарной подготовки. Уральский медицинский журнал. 2017;6(150):36-9.
- Declore L., Lacoursiere D. Y. Preconception Care of the Obese Woman. Clin. Obstet. Gynecol. 2016;59(1):129-39.
- Bortolus R., Oprandi N. C., Morassutti F. R., Marchetto L., Filippini F., Agricola E. Why women do not ask for information on preconception health? A qualitative study. BMC Pregn. Childbirth. 2017;17:5.
- Goodfellow A., Frank J., McAteer J., Rankin J. Improving preconception health and care: a situation analysis. BMC Health Serv. Res. 2017;17:595.
- Hemsing N., Greaves L., Poole N. Preconception health care interventions: A scoping review. Sex. Reproduct. Healthcare. 2017;14:24-32.
- Poels M., van Stel H. F., Franx A., Koster M. P. H. The Effect of a Local Promotional Campaign on Preconceptional Lifestyle Changes and the Use of Preconception Care. Eur. J. Contracept. Reprod. Health Care. 2018;23(1):38-44.
- Sijpkens M. K., van Voorst S. F., de Jong-Potjer L. C., Denktaş S., Verhoeff A. P., Bertens L. C. M. The effect of a preconception care outreach strategy: the Healthy Pregnancy 4 All study. BMC Health Serv. Res. 2019;19:60.
- Skogsdala Y., Fadlb H., Caoc Y., Karlssond J., Tyd A. An intervention in contraceptive counseling increased the knowledge about fertility and awareness of preconception health - a randomized controlled trial. Upsala J. Med. Sci. 2019;124(3):203-12.
- Дедов И. И., Тюльпаков А. Н., Чехонин В. П., Баклаушев В. П., Арчаков А. И., Мошковский С. А. Персонализированная медицина: современное состояние и перспективы. Вестник Российской академии медицинских наук. 2012;67(12):4-12.