КАРЬЕРНЫЕ УСТАНОВКИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
- Авторы: Амлаев К.Р.1, Койчуева С.М.1, Хрипунова А.А.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава Росси
- Выпуск: Том 28, № 5 (2020)
- Страницы: 1006-1010
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/402
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-5-1006-1010
- Цитировать
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Введение Проблема обеспечения квалифицированными врачебными кадрами, готовыми к выполнению своих функций, находится в центре внимания исследователей [1]. Спектр исследований включает профессиональное самоопределение [2, 3], обеспечение доступности для населения качественной медицинской помощи [4-6], сохранение и улучшение здоровья и качества жизни медицинского персонала [7], условия и качество работы врачей первичного звена здравоохранения в период его реформирования [8], а также профессиональные и карьерные установки будущих врачей [9-14]. Данные вопросы актуальны не только для нашей страны, о чем свидетельствует достаточно большое число публикаций в зарубежной литературе, посвященных профессиональному самоопределению студентов-медиков и проблемам их последующего трудоустройства [15-19]. В связи с этим представляет интерес изучение некоторых аспектов планирования карьеры выпускников медицинских университетов и их трудоустройства с целью разработки стратегии и тактики максимальной адаптации выпускников к самостоятельной работе. Цель исследования - изучение ряда аспектов планирования профессиональной карьеры выпускников медицинского университета в период реформирования здравоохранения. Материалы и методы Изучение карьерных установок студентов-медиков проводили с помощью опроса респондентов, обучающихся на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах, а также факультете гуманитарного и медико-биологического образования и в клинической ординатуре, с помощью опросника, содержащего несколько смысловых блоков, охватывающих три этапа формирования молодого врача (профессиональную ориентацию, собственно образовательный процесс и подготовку к работе по специальности/трудоустройство). Учитывая большой объем полученной информации, в данной статье представлены результаты изучения третьего этапа формирования будущего врача - профессиональной подготовки в медицинском университете к работе по специальности / трудоустройства. Выборочная совокупность формировалась случайным образом, общий массив опрошенных составил 1289 респондентов, что значительно превысило необходимое количество. Студенты лечебного факультета составили 43% опрошенных, педиатрического - 20%, стоматологического - 24%, факультета гуманитарного медико-биологического образования (ФГМБО) - 9%, ординаторы - 4%, что соответствует соотношению студентов, обучающихся на различных факультетах университета. Девушки составили 66% респондентов, юноши - 32%; 2% проигнорировали данный вопрос. В возрастном промежутке 18-25 лет находились 93% респондентов. Жителями Ставрополя были 47,5% обучающихся, жителями других городов Ставропольского края - 17%, сельских районов Ставропольского края - 9,7%, других субъектов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и РФ - 0,9 и 6,3%. Более половины респондентов обучались на бюджетной основе, 43% - на платной. Математическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета прикладных программ SPSS 21.0 для Windows. Качественные переменные описывались абсолютными и относительными (в %) частотами, для количественных переменных определяли среднее арифметическое и стандартное отклонение (М±SD). При сравнении двух групп по качественным признакам использовали критерий χ2. Сравнение двух не связанных между собой групп по количественным признакам осуществляли непараметрическим методом с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для всех видов анализа статистически значимыми считали различия при р<0,05. Различия между группами, отличающимися по полу и возрасту, приведены только в случаях, когда они являются статистически значимыми. Результаты исследования Для обеспечения отрасли врачебными кадрами нужно знать о планах выпускников на постдипломный период их жизни. В будущем 19% респондентов, скорее всего, не будут работать по той специальности, которую получают, а 5% студентов уверены в этом. Это говорит о диссоциации представлений абитуриентов и их родителей о будущей врачебной профессии, реальный профиль которой зачастую не соответствует имевшимся у части населения идеалистическим представлениям. Интересно, что уже во время обучения часть студентов разочаровываются в своей будущей работе: на I курсе - 11%, после III курса - 5%, перед выпуском - 8%. По-видимому, этот тренд отражает несоответствие ожиданий абитуриентов необходимости каждодневной интенсивной учебы. По ряду специальностей отмечается изменение интереса респондентов. Так, увеличился спрос на специальность кардиология с 6,5 до 11,9%. В то же время отмечается снижение спроса на специальности гастроэнтерология (с 5,2 до 2,4%), гематология (с 9,1 до 5,4%), урология (9,1-5,2%), психиатрия (с 2 до 0,6%), физиотерапия (с 0,7 до 0,0%). Выявлены и гендерные различия в выборе будущей специальности. Терапевтами хотели бы стать 1,7% юношей и 9,1% девушек, хирургами - 18,6 и 8,7%, отоларингологами - 3,1 и 5,7%, акушерами-гинекологами - 3,8 и 6,7%. По завершении обучения при выборе врачебной специализации студенты отдают предпочтение хирургии (12%), терапии (10,3%), кардиологии (9,3%). Наименее востребованными являются такие специальности, как врач общей практики (ВОП), дерматовенеролог, фтизиатр, рентгенолог, физиотерапевт, патологоанатом. Их выбрали от 0,3 до 1% респондентов. Полученные данные свидетельствуют об имеющемся прогрессе в кардиологии в целом и интервенционной кардиологии в частности, распространенности кардиологической патологии и потенциально успешной карьере кардиолога. В ординатуру по окончании университета намереваются подать заявления 67% респондентов, а 6% размышляют о стажировке за рубежом. Между тем выбор респондентов различается по возрастным группам. Ординатуру выбрали 66,8; 71,2; 51%, аспирантуру - 10,4; 7,5; 17,6%, стажировку за рубежом - 7,1; 5,4; 15,7%, практическую работу - 15,6; 15,9; 15,7% в группах до 20 лет, 20-25 лет и старше 25 лет соответственно. Сразу после окончания университета хотели бы работать в больнице 34%, в поликлинике - 17%, частной клинике - 20% респондентов. Каждый пятый еще не принял решение о месте работы. Традиционно выпускники хотели бы работать в стационаре с его лучшими диагностическими, лечебными возможностями и потенциально высоким статусом врача стационара, однако они понимают, что их знаний недостаточно. В связи с этим надежду на восполнение имеющихся пробелов выпускники возлагают на обучение в клинической ординатуре, хотя при возмездном характере обучения 1/3 потенциальных аппликантов не имеют для этого материальных ресурсов. Так, 36% респондентов не имеют материальных возможностей для поступления в платную ординатуру или аспирантуру, а 32% не могут ответить на данный вопрос. Только 30% опрошенных уверены, что их доходы позволят обучаться в платной ординатуре. Самооценка уровня подготовки для практической врачебной деятельности 34% респондентов заявлена как хорошая, однако 9% полагают, что их уровень подготовки недостаточен, а 16% опрошенных затруднились с ответом. Вызывает озабоченность тот факт, что 31% респондентов, получив предложение перейти на высокооплачиваемую работу, ушли бы из медицины, а еще 31% затруднились с ответом. Таким образом, лишь 37% респондентов проявляют стойкую приверженность выбранной профессии вне зависимости от оплаты. В настоящее время соответствие полученного образования требованиям работодателей и тенденциям медицинской профессии становится актуальной задачей. Студенты не могут достоверно знать об ожиданиях работодателей, но могут составить свое мнение. Так, 72% респондентов считают, что их знания в полной мере или в основном соответствуют будущей профессиональной деятельности. Однако 6% студентов считают, что их знания не позволят решать задачи, которые будут возникать впоследствии на их работе. Большинство студентов при трудоустройстве рассчитывают на собственные силы (63,6%), часть - на «благоприятное стечение обстоятельств» (29,7%), на третьей позиции - помощь родственников и знакомых (25,9%), а 18,5% респондентов рассчитывают на помощь учебного заведения. Студенты понимают, что к отказу в трудоустройстве молодого специалиста может привести отсутствие у них практического опыта работы (72,9%), отсутствие вакансий (48%), недостаток образования (35,1%), предубеждение администрации в отношении «зеленых» сотрудников (22,5%). На отказ в трудоустройстве молодого специалиста, по мнению респондентов, могут влиять и такие причины, как «не импонирующие работодателю личные качества кандидата» (12,1%), «излишние претензии молодых людей» (36,2%). При выборе места работы на первое место респонденты ставят такой фактор, как уровень предлагаемого заработка (65,7%), на второй позиции находится возможность профессионального роста (48,1%), получение практического опыта (44,8%), возможность заняться тем, чем хочется (38,1%), престижность организации (36,8%). Мнения респондентов о причинах безработицы среди молодых медицинских специалистов разделились. На первом месте находится «отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов» (45,7%). Остальные причины расположились в порядке убывания: «предлагаются только малооплачиваемые непрестижные вакансии» (36,5%), «плохие условия труда и неудобный график» (25,2%). При этом респонденты осознают, что незанятость врачей может быть обусловлена излишними претензиями самих молодых людей (32,2%) и их нежеланием трудиться (31,7%). Среди возможных форм поддержки государства в поиске работы респонденты выделяют следующие: распределение выпускников (54,6%), создание новых рабочих мест (50,5%), организацию курсов повышения квалификации или переквалификации (40,1%), финансовую поддержку при открытии собственного дела (33,3%). Роль молодежных бирж труда и центров адаптации выпускников респонденты считают незначительной. Важность финансовой поддержки при открытии собственного дела подчеркнули 39,5% юношей и 30,1% девушек. Респонденты адекватно оценивают причины проблем трудоустройства молодых врачей, включая завышенные ожидания выпускников, и предлагаемые ими меры в разной степени могут быть использованы при разработке стратегий кадровой политики в отрасли здравоохранения. Обсуждение Установлено, что уже в процессе обучения 19% респондентов не планируют работать в здравоохранении. При этом разочарование студентов в своем выборе возникает как на первом, так и на последующих курсах. Отмечено, что 1/3 респондентов при возможности получить другую высокооплачиваемую работу ушли бы из медицины. Специальности-лидеры, овладеть которыми стремятся респонденты,- хирургия, терапия, кардиология. Отмечен существенный рост интереса к специальности кардиология, в отличие от ВОП, фтизиатрии, дерматовенерологии, рентгенологии, физиотерапии, патологической анатомии, интерес к которым очень низкий. Подавляющее большинство (67%) выпускников планируют поступать в клиническую ординатуру, однако 36% респондентов не располагают финансовыми средствами для оплаты обучения. Кроме того, довольно высока (6%) доля желающих пройти стажировку за рубежом. По завершении обучения подавляющее большинство респондентов хотели бы работать в стационаре, а каждый пятый выпускник - в частной клинике. При этом 9% респондентов понимают, что их уровень подготовки недостаточен. При трудоустройстве респонденты рассчитывают использовать различные возможности, включая помощь родственников и знакомых (25,9%). Причинами для отказа в приеме на работу молодого специалиста респонденты называют отсутствие у них практического опыта работы (72,9%), отсутствие вакансий (48%), недостаток образования (35,1%), предубеждение администрации в отношении «зеленых» сотрудников (22,5%). Ключевым фактором выбора места работы респонденты считают уровень предлагаемого заработка (65,7%). Важное значение имеют также возможность профессионального роста (48,1%), получение практического опыта (44,8%) и престижность организации (36,8%). Среди причин безработицы молодых специалистов респонденты выделяют отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов (45,7%), предложение только малооплачиваемых непрестижных вакансий (36,5%), плохие условия труда и неудобный график (25,2%), излишние претензии молодых людей к желаемому месту работы (32,2%), нежелание самих молодых людей трудиться (31,7%). Среди возможных форм поддержки государства респонденты отмечают распределение выпускников (54,6%), создание новых рабочих мест (50,5%), организацию курсов повышения квалификации или переквалификации (40,1%), финансовую поддержку при открытии собственного дела (33,3%). Заключение Полученные результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования профессиональной ориентации отбора абитуриентов в медицинские университеты, усиления практикоориентированности обучения студентов-медиков, увеличения количества мест в клинической ординатуре, расширения финансовых программ поддержки молодых врачей, а также инициации в профессиональном сообществе дискуссии о возможности распределения выпускников медицинских университетов. Некоторые из предлагаемых решений успешно реализованы на базе Ставропольского государственного медицинского университета. Так, с целью профориентации школьников и формирования устойчивой мотивации к профессии врача при вузе, помимо подготовительных курсов, функционирует Малая медицинская академия. Занятия в Малой медицинской академии дают возможность учащимся 9-11-х классов ближе познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учеными и клиницистами, посетить кафедры и музей университета, адаптироваться к условиям обучения в вузе. Для студентов университета, начиная с первых курсов, предусмотрены практические занятия на базе медицинских организаций, что позволяет в процессе обучения акцентировать внимание на реальных клинических примерах и знакомить будущих врачей с особенностями функционирования учреждений здравоохранения. Профориентационная работа продолжается на протяжении всего обучения в вузе, включая последипломное образование. Выпускникам и клиническим ординаторам ежегодно предоставляется возможность участия в ярмарке вакансий, проводимой на базе университета при поддержке Министерства здравоохранения Ставропольского края. Во время проведения ярмарки будущие врачи могут не только узнать об имеющихся в медицинских организациях вакансиях, но и получить представление об особенностях работы в конкретном учреждении, требованиях к специалистам и предоставляемым мерам социальной поддержки. Подобные мероприятия, направленные на повышение уровня профессиональной мотивации абитуриентов и студентов, не требуют значительных финансовых затрат и легко могут быть реализованы в медицинских вузах. Однако есть проблемы, связанные с трудоустройством выпускников, которые необходимо решать на федеральном уровне. К таким вопросам относятся повышение уровня оплаты труда медицинских работников, расширение программ финансовой поддержки молодых специалистов, а также увеличение количества мест для обучения в клинической ординатуре, в том числе на бюджетной основе. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
К. Р. Амлаев
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава Росси
Email: kum672002@mail.ru
С. М. Койчуева
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава Росси
А. А. Хрипунова
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава Росси
Список литературы
- Семенова Т. В., ред. Оценка профессиональной готовности специалистов в системе здравоохранения. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2019.
- Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А., Кузьмина Е. М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(2):134-42. doi: 10.24411/2220-8453-2019-12009
- Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Ходжаян А. Б., Хрипунова А. А. Технологии профессионального ориентирования и отбора в образовательные организации высшего медицинского образования в России и за рубежом. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(4):90-100. doi: 10.24411/2220-8453-2019-14000
- Ковалев Е. П., Новокрещенова И. Г., Новокрещенов И. В., Чунакова В. В. Мнение медицинского сообщества о результатах модернизации регионального здравоохранения. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014;4(10):1095-6.
- Панкевич В. И., Школьникова М. А., Югай М. Т. Удовлетворенность врачей своим трудом в государственных и частных медицинских организациях. Вестник Росздравнадзора. 2015;(5):69-78.
- Панов А. В. Факторы, влияющие на качество медицинского обслуживания. Главный врач: Хозяйство и право. 2015;(6):27-38.
- Амлаев К. Р., Гевандова М. Г. Некоторые аспекты профессиональной деятельности детского онколога. Врач. 2015;(12):85-6.
- Кошель В. И., Амлаев К. Р. Результаты оценки некоторых аспектов профессиональной деятельности врачей городских поликлиник. Врач. 2018;29(2):80-2.
- Егорова Ю. А. Метакомпетентность целеполагания студента вуза как субъекта деятельности в системе «личность-социум»: суть, структура, содержание. Мир науки, культуры, образования. 2015;2(51):165-70.
- Ермолаева Е. В., Павлова Л. А. Медицинская профессия: требования современного общества. В кн.: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием «Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития». М.; 2013. С. 369-75.
- Корнилова Т. В., Павлова Е. М., Красавцева Ю. В., Разваляева А. Ю. Связь фрейминг-эффекта с индивидуальными различиями у студентов-медиков и студентов-психологов. Национальный психологический журнал. 2017;4(28):17-29.
- Юргелас И. В., Жданов А. И., Юргелас Ю. Н., Копытина О. С. Сравнительный анализ развития эмпатии и ее составляющих у студентов ведущих медицинских специальностей. Современные наукоемкие технологии. 2015;12(1):177-84.
- Еругина М. В., Коршевер Н. Г., Завалева Е. В. Управление адаптацией выпускников медицинских вузов к условиям самостоятельной профессиональной деятельности: исследование, оценка, оптимизация. Саратов: Изд-во Саратовского гос. мед. ун-та; 2014.
- Проблемы и направления оптимизации кадрового обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации. В кн.: Камаев И. А., Леванов В. М., ред. Актуальные проблемы управления здоровьем населения: Сб. научных трудов. Н. Новгород; 2017.
- Bavare A. C., Thomas J. K., Gurganious L. M., Afonso N., Thomas T. A., Thammasitboon S. Fostering self-determination of bedside providers to promote active participation in rapid response events. Med. Educ. Online. 2019;24(1):1551028. doi: 10.1080/10872981.2018.1551028
- Mylrea M. F., Sen Gupta T., Glass B. D. Developing professional identity in undergraduate pharmacy students: a role for self-determination theory. Pharmacy (Basel). 2017;5(2):16. doi: 10.3390/pharmacy5020016
- Cho K. K., Marjadi B., Langendyk V., Hu W. Medical student changes in self-regulated learning during the transition to the clinical environment. BMC Med. Educ. 2017;17(1):59. doi: 10.1186/s12909-017-0902-7
- Johnson G., Foster K., Blinkhorn A., Wright F. C. Exploration of the factors that influence new Australian dental graduates to work rurally and their perspectives of rural versus metropolitan employment. Eur. J. Dent. Educ. 2019;23(4): 437-47. doi: 10.1111/eje.12450
- Seleq S., Jo E., Poole P. The employment gap: the relationship between medical student career choices and the future needs of the New Zealand medical workforce. N. Z. Med. J. 2019;132(1506):52-9.