МОТИВАЦИЯ ГРАЖДАН К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация


В современных условиях приоритетной задачей здравоохранения является увеличение численности населения, продолжительности жизни граждан, в том числе продолжительности их здоровой жизни, снижение уровня заболеваемости, смертности и инвалидности населения, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, что может эффективно достигаться соблюдением ими здорового образа жизни.С целью определения возможности совершенствования мотивации граждан к ведению здорового образа жизни посредством формирования у врачей-специалистов лидерских качеств в исследовании использовались методы экспертной оценки, анкетного опроса, интервьюирования, монографический и статистический. В качестве экспертов выступили 46 сотрудников Сеченовского Университета, к анкетному опросу и интервьюированию было привлечено 107 студентов данной образовательной организации, из них 68 лиц вошли в группу с выраженными лидерскими качествами, а 39 респондентов составили контрольную группу.Привлечение населения к ведению здорового образа жизни является приоритетной задачей врачей-специалистов, проведение которой регламентировано трудовыми функциями их профессиональных стандартов. Эффективным направлением данной работы является воздействие на внутреннюю мотивацию граждан. Наличие лидерских качеств у будущих врачей-специалистов повышает их возможности по мотивации населения к ведению здорового образа жизни по уровню теоретической (на 33,3%) и практической (на 65,5%) подготовки по сравнению с контрольной группой. Основными направлениями совершенствования мотивационной работы по привлечению граждан к ведению здорового образа жизни будущими врачами-специалистами являются отказ студентов от вредных привычек, преподавание им профильных тем на всех дисциплинах, связанных с данной темой, формирование у обучаемых лидерского потенциала.Для развития у студентов лидерских качеств может быть использована программа подготовки в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения», реализуемая на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко.

Полный текст

Введение Правительство Российской Федерации и медицинские специалисты уделяют пристальное внимание увеличению численности населения, продолжительности жизни населения, в том числе здоровой жизни, снижению уровня заболеваемости, смертности и инвалидности населения, соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья. Одной из приоритетных задач Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», входящего в Национальный проект «Демография», является формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни (ЗОЖ), включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. Тема ЗОЖ населения постоянно находится под пристальным вниманием ученых. За последние годы на страницах периодических изданий неоднократно обсуждались различные стороны данной проблемы. Так, Т. Ю. Петрова (2014), А. В. Пилюшенко (2015), Н. А. Воронов (2019) свои труды посвятили теоретическому осмыслению сущности ЗОЖ [1-3]. Г. Е. Чернов и соавт. (2015), Т. Н. Березина (2017), О. М. Драпкина и соавт. (2019) изучили факторы, влияющие на качество и продолжительность жизни человека [4-6]. А. Е. Завьялов (2015), М. А. Позднякова и соавт. (2016), А. В. Решетников и соавт. (2018), И. В. Богдан и соавт. (2019), Р. С. Лыженкова (2019), А. И. Маркова и соавт. (2019) проанализировали отношение различных контингентов граждан к ЗОЖ [7-12]. Д. Т. Алмагамбетова и соавт. (2015), М. Г. Гамбарян и соавт. (2016), Е. П. Демкина (2016), В. А. Погодина и соавт. (2016), Е. А. Спиридонов и соавт. (2016), Е. С. Данилова (2017), С. Б. Дорофеев и соавт. (2017), Л. Ф. Рыкун и соавт. (2017), Е. А. Тинякова (2017), Г. Э. Улумбекова (2018) в своих научных работах обосновали направления формирования ЗОЖ [13-22]. В образовательных организациях, осуществляющих подготовку медицинских кадров, формирование у студентов компетенции по мотивации граждан к ведению ЗОЖ осуществляется с учетом положений федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. На рабочих местах врачи-специалисты данную деятельность осуществляют в соответствии с трудовыми функциями профессиональных стандартов [23, 24]. Несмотря на многочисленные научные труды и накопленный значительный практический опыт по мотивации граждан к ведению ЗОЖ, вопрос о совершенствовании данной работы посредством формирования у врачей-специалистов лидерских качеств остается изученным недостаточно, хотя свидетельствует об эффективном влиянии лидеров на своих последователей [25]. Цель исследования - проанализировать возможность совершенствования мотивации граждан к ведению ЗОЖ посредством формирования у врачей-специалистов лидерских качеств. Материалы и методы Для достижения цели исследования использовались методы экспертной оценки, анкетного опроса, интервьюирования, монографический и статистический. К заполнению специально разработанной карты экспертной оценки с учетом социально-демографических характеристик было привлечено 46 сотрудников Сеченовского Университета из числа наиболее опытных преподавателей, которые согласились принять участие в исследовании и успешно прошли самооценку по данному вопросу. Средний возраст экспертов составлял 45 лет, а стаж их педагогической работы - 16 лет. Среди них было 43,5% мужчин и 56,5% женщин, ученую степень кандидата медицинских наук имели 74%, доктора медицинских наук - 8,3%, ученое звание доцент - 47,8%, профессор - 8,3% сотрудников. Все эксперты имели печатные работы по данной теме. Методами анкетного опроса и интервьюирования было изучено отношение 107 студентов IV-VI курсов Сеченовского Университета к ЗОЖ. Из них по специальности лечебное дело обучались 42%, педиатрия - 30%, медико-профилактическое дело - 28% респондентов. Юношей было 24,3%, девушек - 75,7%, средний возраст составлял 22 года. Для проведения исследования студенты были разделены на две группы: 68 имели выраженные лидерские качества, высокую самооценку потенциала и опыт управления сверстниками, а 39 человек составили контрольную группу. С помощью монографического метода был всесторонне изучен опыт работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана Сеченовского Университета по формированию и развитию у студентов лидерских качеств в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения». Для обоснования выводов в описательной статистике результатов исследования использовались относительные величины в процентах. Результаты исследования С помощью метода экспертных оценок в исследовании было установлено, что основными факторами, обеспечивающими формирование у граждан мотивации по ведению ЗОЖ, являются заинтересованность и внутренняя мотивация граждан в соблюдении ЗОЖ (89%), теоретическая подготовка врачей-специалистов по данному вопросу (76%), практические навыки у врачей-специалистов в данной области (74%), лидерские качества у врача-специалиста (65,2%), другие факторы (33%). ps202005.4htm00077.jpg Для изучения мнения студентов старших курсов об их готовности осуществлять мотивацию граждан к ведению ЗОЖ в исследовании был использован метод анкетного опроса (табл. 1). В группе студентов, обладающих лидерскими качествами, 35,2% респондентов считают свой теоретический уровень подготовки и 27,9% - практический уровень подготовки достаточными для осуществления мотивации граждан к ведению ЗОЖ, еще 53 и 41,2% респондентов данной группы соответственно назвали уровень подготовки скорее достаточным. Уровень самооценки у лиц с лидерскими качествами незначительно отличается от респондентов контрольной группы, что свидетельствует о готовности практически всех студентов проводить на практике эту работу. Учитывая субъективность результатов проведенной самооценки, студентам обеих групп было предложено выступить перед аудиторией на тему «Соблюдение ЗОЖ - важный фактор в продлении долголетия человека». Результаты интервьюирования анализировались экспертами из числа профессорско-преподавательского состава с учетом теоретической подготовки студентов по вопросам ЗОЖ (владение учебным и дополнительным материалом, использование положительных и отрицательных примеров из жизни и результатов научных исследований), а также наличия у респондентов практических навыков мотивационной работы (умение налаживать контакт с аудиторией, доступность представляемого материала, способность убеждать аудиторию). Общие оценки выставлялись экспертами по четырехбалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» (табл. 2). У лиц с выраженными лидерскими качествами уровень теоретической подготовки в 45,6% случаев оценен на «отлично» и в 44,1% - на «хорошо». В контрольной группе отличные и хорошие оценки за теоретическую подготовку были поставлены 15,4 и 41% студентам соответственно, что суммарно на 33,3% меньше, чем в группе лидеров. Практические навыки в группе студентов, обладающих лидерскими качествами, оценены экспертами на «отлично» у 53% респондентов и на «хорошо» у 38,2%. В контрольной группе отличные и хорошие оценки за практическую подготовку были поставлены только 7,7 и 18% студентов соответственно, что в сумме на 65,5% меньше, чем в опытной группе. ps202005.4htm00079.jpg Студенты, обладающие лидерскими качествами, в процессе выступления в 48,5% случаев использовали только положительные примеры о влиянии ЗОЖ на здоровье человека, в 20,6% - отрицательные примеры и в 30,9% - их комбинацию, а в контрольной группе респонденты приводили в 71,8% случаев только отрицательные примеры и в 28,2% - их комбинацию. Экспертами также было отмечено, что студенты с лидерскими качествами в процессе выступления более успешно применяют объединяющие речевые связки: -для хорошего самочувствия вам необходимо… -вам станет значительно лучше, когда… -ваше здоровье однозначно стоит того, чтобы… -вы же не хотите, чтобы ваши родственники… -не хотелось бы вас пугать, однако… -сложившаяся ситуация со злоупотреблением вредными привычками может быть намного серьезней, чем вы думаете. Для обоснования организационных направлений по совершенствованию мотивационной работы будущими врачами-специалистами с помощью метода анкетного опроса было изучено отношение студентов к соблюдению ими ЗОЖ (см. рисунок). Более 58% студентов в обеих группах имеют вредные привычки, связанные с неорганизованным и нерациональным питанием, а также с низкой физической активностью. Отсутствуют вредные привычки только у 14,7% студентов из группы лидеров и у 12,8% студентов контрольной группы. Основными причинами, которые не позволяют избавиться от вредных привычек, у студентов из группы лидеров являются высокая нагрузка во время учебы (75%), отсутствие достаточного мотива (32,8%), состояние, при котором их все устраивает (17,3%). В контрольной группе студентами были названы высокая нагрузка во время учебы (66,1%) и состояние, при котором их все устраивает (14,0%). Полученные результаты наглядно свидетельствуют о том, что для совершенствования мотивационной работы по ведению гражданами ЗОЖ будущие врачи-специалисты сами должны избавляться от вредных привычек, что позволит им в последующем оптимизировать свою практическую деятельность, используя личный пример. Следующим направлением совершенствования мотивационной работы у будущих врачей-специалистов является организация их теоретической и практической подготовки по вопросам ЗОЖ во время обучения в образовательной организации. Как показали результаты экспертной оценки, данные темы должны преподаваться студентам не только на профильных дисциплинах «Общественное здоровье и здравоохранение», «Эпидемиология» и «Гигиена», но и в процессе изучения ими различных клинических дисциплин, связанных с данной деятельностью медицинского персонала. По мнению 81,6% экспертов, данную работу врачи-специалисты должны осуществлять при проведении диспансеризации и нахождении пациентов на санаторно-курортном лечении, 73,7% экспертов указали на необходимость ее проведения во время амбулаторного приема граждан, а 68,4% - при лечении больных в стационаре. Учитывая, что в группе студентов, обладающих лидерскими качествами, уровень мотивационной способности оказался выше на 33,3% по теоретической подготовке и на 65,5% по практической подготовке, чем в контрольной группе, целесообразно формирование у будущих врачей-специалистов лидерского потенциала. Опыт работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана Сеченовского Университета свидетельствует о том, что для достижения данных результатов может быть использована реализуемая с 2016 г. программа подготовки студентов в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения». По данной программе обучаемые осваивают 17 учебных тем, из которых предусмотрена только одна лекция, а остальные занятия имеют практическую направленность: самоанализ лидерских способностей, развитие лидерских качеств, формирование команды, целеполагание в деятельности врача. Для проведения занятий используются не только учебные классы кафедры, но и компьютерные залы Института электронного медицинского образования Сеченовского Университета, что позволяет широко применять информационно-коммуникативные технологии, а также методы активного обучения: деловые игры, тренинги, кейс-стади, круглые столы, мастер-классы, массовые открытые онлайн курсы, разработку проектов, перевернутый класс [26]. В соответствии с расписанием плановые занятия проводятся 2 раза в неделю: по средам - дистанционно, по учебно-методическим материалам, размещенным на едином образовательном портале Сеченовского Университета, по пятницам - под руководством преподавателя, в аудитории с 16:00 до 19:00. Еще один день обучаемые посвящают разработке актуальных для медицины проектов. Общий бюджет учебного времени составляет 144 ч. Для контроля уровня подготовки студентов в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» используются текущий, промежуточный и итоговый контроль. Оценка практических навыков по лидерству на кафедре успешно осуществляется симуляционно-коммуникативным методом, предусматривающим отработку студентами задач по выступлению в роли руководителя медицинской организации перед коллективом, прием посетителя, постановку задач по телефону и проверку у исполнителя отработанного документа. Обязательным заданием, которое отрабатывается студентами в процессе симуляционно-коммуникативного метода, является выступление перед населением и беседа с посетителем по вопросам соблюдения ЗОЖ. Обсуждение Полученные в процессе исследования результаты во многом совпадают с ранее опубликованными данными, убедительно доказывающими, что никакие пожелания и уговоры не могут заставить граждан вести ЗОЖ и укреплять собственное здоровье, если у них нет осознанной мотивации. Забота о здоровье, его укрепление должны стать ценностными, внутренними мотивами, формирующими, регулирующими и контролирующими образ жизни каждого человека [27, 28]. Значимость для человека внутренней мотивации обусловлена положительной ее связью с осмысленностью жизни, психологическим благополучием и академическими результатами, тогда как между внешней мотивацией и перечисленными выше переменными в ранее проведенных исследованиях не найдено статистически значимых взаимосвязей [29, 30]. Степень внутренней мотивации человека к выполнению медицинских рекомендаций и оздоровлению образа жизни считается также наиболее значимым фактором для улучшения здоровья. Только доверие и эффективное взаимодействие пациента с медицинским работником является залогом улучшения его самочувствия, достижения положительных результатов лечения, выполнения полученных рекомендаций в полном объеме [31]. Обучение будущих врачей-специалистов вопросам валеологии, науки о здоровье, способствует формированию высококвалифицированных медицинских работников, способных выполнять задачи по сохранению здоровья населения. Однако для эффективной мотивации граждан, особенно в процессе реализации такого сложного вопроса, как соблюдение ими ЗОЖ, которое сопровождается выходом человека из зоны личностного комфорта, в том числе при ограничении питания, отказе от вредных, но нередко приятных привычек, увеличении физической нагрузки и т. д., врачу-специалисту недостаточно иметь только теоретические знания по данному вопросу. Для эффективной мотивации граждан врач-специалист должен обладать харизмой, коммуникативными навыками, способностью увлечь собеседника своей идеей и повести его для достижения общей цели, т. е. качествами, которые характеризуют врача-специалиста как лидера, ведущего за собой последователей [25, 26]. Выводы 1. Привлечение граждан к ведению ЗОЖ является приоритетной задачей врачей-специалистов, регламентированной трудовыми функциями их профессиональных стандартов. 2. Эффективным направлением привлечения граждан к ведению ЗОЖ является воздействие на их внутреннюю мотивацию. 3. Наличие у будущих врачей-специалистов лидерских качеств повышает их возможности при мотивации граждан к ведению ЗОЖ по сравнению с контрольной группой на 33,3% по уровню их теоретической подготовки и на 65,5% по уровню владения практическими навыками. 4. Основными организационными направлениями совершенствования мотивационной работы будущих врачей-специалистов по привлечению граждан к ведению ЗОЖ являются отказ студентов от вредных привычек, преподавание им профильных тем на всех дисциплинах, связанных с освоением ЗОЖ, формирование у обучающихся лидерского потенциала. 5. Для развития у студентов лидерских качеств может использоваться программа подготовки в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения», реализуемая на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

И. А. Гаранина

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)


В. Н. Трегубов

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Email: tregubov.med@yandex.ru

Список литературы

  1. Петрова Т. Ю. Понятия «Здоровый стиль жизни» и «Здоровый образ жизни»: общее и особенное. Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». 2014;(1):573-6.
  2. Пилюшенко А. В. Вопросы теоретического осмысления категорий «Образ жизни» и «Здоровый образ жизни». Вестник Томского государственного университета. 2015;398:50-4. doi: 10.17223/15617793/398/8
  3. Воронов Н. А. Здоровый образ жизни как основная составляющая жизни индивида. Тенденции развития науки и образования. 2019;55(7):20-2. doi: 10.18411/lj-10-2019-126
  4. Чернов Г. Е., Чернова Е. В. Продовольственная безопасность и здоровый образ жизни. Теория и практика общественного развития. 2015;(11):64-8.
  5. Березина Т. Н. Здоровый образ жизни как фактор индивидуальной продолжительности жизни. Психология обучения. 2017;(6):143-55.
  6. Драпкина О. М., Неустроев С. С., Фролова Е. Б., Шальнова С. А., Концевая А. В., Адамчук Д. В., Баланова Ю. А., Имаева А. Э., Карамнова Н. С., Муромцева Г. А., Старикова Н. Б. Методология изучения рациона питания и поведенческих привычек населения для оценки приверженности здоровому образу жизни. Профилактическая медицина. 2019;22:43-50. doi: 10.17116/profmed20192204143
  7. Завьялов А. Е. Проблемы формирования ЗОЖ в среде молодежи. Системная психология и социология. 2015;13(1):104-10.
  8. Позднякова М. А., Спиридонова Е. Б., Семисынов С. О., Коновалов А. А. К вопросу об образе жизни подростков, проживающих в сельской местности. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016;24(3):152-5. doi: 10.1016/0869-866Х-2016-24-3-152-155
  9. Решетников А. В., Присяжная Н. В., Решетников В. А., Ефимов И. А. Особенности восприятия здорового образа жизни студентами медицинских вузов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018;26(4):201-6. doi: 10.32687/0869-866X-2018-26-201-206
  10. Богдан И. В., Гурылина М. В., Чистякова Д. П. Здоровый образ жизни: отношение населения и приоритетные направления. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(4):374-8. doi: 10.32687/0869-866X-2019-27-4-374-378
  11. Лыженкова Р. С. Здоровый образ жизни и его отношение студентов на современном этапе жизни. Научный электронный журнал Меридиан. 2019;31(13):243-5.
  12. Маркова А. И., Флорес М. А. Отношение к здоровью в современной семье. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(3):237-42. doi: 10.32687/0869-866X-2019-27-3-237-242
  13. Алмагамбетова Д. Т., Гарипова А. З. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в общественной жизни студентов. Психология, социология и педагогика. 2015;43(4):31-3.
  14. Гамбарян М. Г., Бойцов С. А., Салагай О. О. Создание системы мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака. Профилактическая медицина. 2016;19(6):4-11. doi: 10.17116/profmed20161954-11
  15. Демкина Е. П. Формирование здорового образа жизни студентов: как не упустить главного? Высшее образование в России. 2016;(5):50-5.
  16. Погодина В. А., Бабенко А. И. Формирование здоровья семьи через реализацию ее функций (обзор литературы). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016;24(4):208-12. doi: 10.1016/0869-866Х-2016-24-4-208-212
  17. Спиридонов Е. А., Жданов Р. И. Об эффективности управления процессами оздоровления и здоровьесбережения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016;24(5):287-92. doi: 10.1016/0869-866Х-2016-24-5-287-292
  18. Данилова Е. С., Попович М. В., Глазунов И. С., Усова Е. В., Маньшина А. В., Зиновьева В. А. Оценка мероприятий по информированию населения и образованию специалистов в рамках реализации региональных программ профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни в РФ. Проблемы науки. 2017;24(11):82-90.
  19. Дорофеев С. Б., Бабенко А. И. Общие методологические подходы к определению стратегических позиций в формировании здорового образа жизни населения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(1):7-13. doi: 10.1016/0869-866Х-2017-25-1-7-13
  20. Рыкун Л. Ф., Михалева Т. В., Филатов И. П., Киреева Г. Н. Главная цель центров здоровья - формирование осознанной мотивации к здоровому образу жизни. Педиатрический вестник Южного Урала. 2017;(1):22-4.
  21. Тинякова Е. А. Чувство природы как часть менталитета здорового образа жизни, или духовный уровень здорового образа жизни. Электронный научно-образовательный вестник. Здоровье и образование в XXI веке. 2017;19(12):271-3. doi: 10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-12
  22. Улумбекова Г. Э. Актуальность стратегии по формированию у населения РФ приверженности здоровому образу жизни и рекомендации по доработке Межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018;(1):30-5.
  23. Трегубов В. Н., Кузнецова М. Ю., Орлова А. А. Особенности подготовки врачей-стоматологов по общественному здоровью и здравоохранению в соответствии с положениями профессионального стандарта. Стоматология. 2018;97(6):10-2. doi: 10.17116/stomat20189706110
  24. Трегубов В. Н., Фетцер Е. И., Сипливый В. И., Орлова А. А. Функции врача по организации офтальмологической помощи в соответствии с положениями профессионального стандарта. Вестник офтальмологии. 2018;(6):124-8. doi: 10.17116/oftalma2018134061124
  25. Sokolov N. A., Reshetnikov V. A., Tregubov V. N., Sadkovaya O. S., Mikerova M. S., Drobyshev D. A. Developing characteristics and competences of a health care manager: literature review. Serbian J. Exper. Clin. Res. 2019;20(2):65-74. doi: 10.2478/sjecr-2019-0036
  26. Решетников В. А., Трегубов В. Н., Соколов Н. А. Опыт подготовки руководителей здравоохранения в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения». Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018;(1):156-63.
  27. Веретенников В. А., Шинкарюк Л. А. Мотивация к занятиям физическими упражнениями и ведению здорового образа жизни студентов вуза. Молодежь и наука. 2018;(7):21.
  28. Богданов Ю. В. Мотивация студента к обучению: Теория и практика. Terra Economicus. 2013;11(4-3):253-7.
  29. Андреев А. Л., Новохатько И. М., Осипова А. С. Исследование мотивации научной деятельности в университете как корпорации в рамках институционального подхода. Социологическая наука и социальная практика. 2017;20(4):27-45. doi: 10.19181/snsp.2017.5.4.5518
  30. Самохин И. С., Соколова Н. Л., Сергеева М. Г. Результативность и комфортность обучения как основные критерии его успешности. Научный диалог. 2016;53(5):234-53.
  31. Панов В. П., Логунов Д. Л., Авдеева М. В. Приверженность пациентов лечебно-профилактическим мероприятиям и здоровому образу жизни: актуальность проблемы и возможности преодоления. Социальные аспекты здоровья населения. 2016;48(2):1-15. doi: 10.21045/2071-5021-2016-48-2-8

Статистика

Просмотры

Аннотация - 132

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах