Анализ наркологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
- Авторы: Новиков А.П.1, Гиль А.Ю.2, Хальфин Р.А.2
- Учреждения:
- БУ ХМАО-Югра «Сургутская клиническая психоневрологическая больница» Минздрава России
- ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
- Выпуск: Том 28, № 1 (2020)
- Страницы: 52-56
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/240
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-1-52-56
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение В «Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» подчеркивается опасность незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ среди различных социальных групп населения, особенно для молодежи. Рост незаконного производства, спроса и оборота наркотических средств и психотропных веществ представляет серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и отрицательно воздействует на экономические, культурные и политические основы общества [1]. Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО-Югра), характеризующееся значительным уровнем доходов и высокой долей молодежи в структуре населения, неблагоприятные климатические условия, стабильные миграционные потоки из бывших союзных республик являются факторами риска, привлекающими распространителей наркотиков в данный регион. С 2011 г. ежегодно во всех субъектах Российской Федерации по единой методике, утвержденной Государственным антинаркотическим комитетом, проводится мониторинг наркологической ситуации. Целью настоящего исследования был ее анализ в отдельных муниципальных образованиях и районах ХМАО-Югры в 2017 и 2018 гг. и в целом в ХМАО-Югре в период 2015-2018 гг. Материалы и методы Нормативная составляющая методологии оценки наркологической ситуации постоянно совершенствуется. Настоящий мониторинг проведен в соответствии с третьей редакцией (третий пересмотр) «Методики и порядка осуществления мониторинга, а также критериев оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах», утвержденной пунктом 1.3 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 15.02.2017 г. № 32 (с изменениями и дополнениями от 11 декабря 2017 г.) [2], постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 20 марта 2012 г. № 46 «Об организации мониторинга наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (с изменениями от 05.12.2016) [3]. В анализе использовались данные официальной статистики, предоставленной правоохранительными, судебными органами и органами здравоохранения автономного округа. В оценку наркологическую ситуации, согласно методике, вошли четыре параметра: масштабы незаконного оборота наркотиков; масштабы немедицинского потребления наркотиков; обращаемость за наркологической медицинской помощью и смертность от употребления наркотиков. Параметры ее состояния оценивались по балльной системе от 1 до 5 (удовлетворительная ситуация - 1 балл, напряженная - 2, тяжелая - 3, предкризисная - 4, кризисная - 5 баллов). Масштабы незаконного оборота наркотиков и обращаемость за наркологической медицинской помощью оценивались на основе расчета среднеарифметических значений суммы баллов критериев оценки состояния наркоситуации. Результаты исследования 1. Параметр «масштабы незаконного оборота наркотиков» рассчитывался по 5 показателям: «удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний» (Q), «удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений в общем числе осужденных» (L), «удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений» (Pm), «вовлеченность наркопотребителей в незаконный оборот наркотиков (Kp, в %)» и «криминогенность наркомании (влияние наркотизации на криминогенную обстановку) (Up, в %)». В 2018 г. показатель «удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний» стабильно оставался на прежнем четвертом «предкризисном» уровне. Четыре показателя находились на третьем «тяжелом» уровне: «удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений в общем числе осужденных», «удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений», «вовлеченность наркопотребителей в незаконный оборот наркотиков», «криминогенность наркомании (влияние наркотизации на криминогенную обстановку)» (табл. 1). Таким образом, в 2018 г. балльная оценка масштаба незаконного оборота наркотиков составила: (3+3+4+3+3):5=3,2 балла, что соответствует «тяжелому» уровню состояния наркологической ситуации (в 2017 г. был получен такой же результат). Рассмотрим подробнее каждый показатель параметра «масштаб незаконного оборота наркотиков». ps202001.4el00043.jpg За 2018 г. показатель «удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний» (Q) стабильно оставался на «предкризисном» уровне: в 2018 г. - 13,7% (в 2017 г. - 13,3%, в 2016 г. - 12,5%, в 2015 г. - 13%). Тем не менее в ряде крупных городов ситуация оставалась на «кризисном» уровне: в Лангепасе и Нижневартовске, в 2018 г. - в Сургуте. «Предкризисное» состояние, как и в 2017 г., сохранялось в Когалыме и Нефтеюганске. В 2018 г. в этом состоянии также находились города Ханты-Мансийск, Мегион, Урай, Югорск. Ряд муниципальных образований достигли более благоприятного «напряженного» уровня по этому показателю: Березовский, Нижневартовский, Белоярский районы. Позитивная динамика в 2018 г. наблюдалась в городах Югорск, Пыть-Ях и в Советском, Белоярском, Нижневартовском, Октябрьском районах. Негативная динамика отмечалась в городах Сургут, Ханты-Мансийск, Мегион, Урай, Нягань (см. табл. 1). Показатель «Вовлеченность наркопотребителей в незаконный оборот наркотиков» (Кр) в 2018 г. в целом по округу ухудшился до 4,2%, т. е. до «тяжелого» уровня. «Предкризисный» уровень отмечался в городах Югорск, Сургут, Радужный и в Октябрьском и Советском районах. Позитивную динамику демонстрировали города Радужный и Нижневартовск, а также Октябрьский район (см. табл. 1). Показатель «Криминогенность наркомании (влияние наркотизации на криминогенную обстановку)» (Up) в ХМАО-Югре улучшился, перейдя с четвертого «предкризисного» уровня (43,5%) на третий «тяжелый» уровень (39,2%). Схожая с общеокружной ситуация определялась в г. Ханты-Мансийске и Нижневартовском районе. Более сложный «кризисный» уровень отмечен в городах Лангепас, Сургут, Урай, Югорск, а также в Белоярском, Нефтеюганском, Советском и Сургутском районах. «Предкризисное» состояние традиционно наблюдалось в г. Пыть-Ях. Наиболее благоприятная «напряженная» ситуация наблюдалась в городах Когалым, Мегион, Нефтеюганск, Радужный, Нягань, а также в Кондинском и Октябрьском районах (см. табл. 1). Показатель «Удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений в общем числе осужденных» (L) стабильно в 2018 г. оставался на «тяжелом» уровне 13,9% (в 2017 г. - 12,7%), в городах Ханты-Мансийск, Нягань, Пыть-Ях, Урай, Югорск - на общеокружном уровне. Более сложное «предкризисное» состояние наблюдалось в городах Нижневартовск, Нефтеюганск, Лангепас и Сургут. Положительная динамика отмечена в Белоярском районе, негативная - в 7 городах и 4 районных округах (см. табл. 1). При оценке «Удельного веса молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений» (Pm) в 2018 г. зафиксирован «тяжелый» уровень (49,4%), как и в 2017 г. В большинстве муниципальных образований ситуация сохранялась на среднем окружном уровне; лучше, чем в целом по округу («напряженный» уровень),- в г. Мегион, районах Сургутском и Березовском. Улучшили свою ситуацию Мегион, Югорск и районы Сургутский, Кондинский, Октябрьский и Советский. Отрицательная динамика наблюдалась в городах Лангепас, Нягань, Ханты-Мансийск, Пыть-Ях и в трех районах округа (см. табл. 1). ps202001.4el00045.jpg 2. Масштабы немедицинского потребления наркотиков оценивались по данным социологических исследований как «оценочная распространенность употребления наркотиков» (М). Анализ результатов социологических исследований позволяет констатировать снижение уровня показателя с «тяжелого» (2,1%) в 2017 г. до «напряженного» (1%) в 2018 г. (табл. 2). 3. Параметр обращаемости за наркологической медицинской помощью складывался из трех показателей, два из которых находились на «удовлетворительном» уровне: «первичная заболеваемость наркоманией» (Pn) несколько снизилась (в 2018 г. - 6,2%, в 2017 г. - 13,1%); показатель «общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» (Z) демонстрировал положительную динамику с «напряженного» в 2017 г. до «удовлетворительного» уровня в 2018 г. Показателем, оставшимся на прежнем «кризисном» уровне, была «первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» (Py): в 2018 г. - 9,6%, в 2017 г. - 9,9%. Обращаемость за наркологической медицинской помощью в 2018 г. соответствовала (1+1+5):3=2,3 балла («напряженный» уровень), динамика была положительной по сравнению с 2017 г. Анализ ситуации по муниципалитетам и районам представлен в табл. 3. Показатель «Общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» (Z) с «напряженного» уровня (345 в 2017 г.) переместился на более благоприятный «удовлетворительный» уровень в 2018 г. (268). В муниципальных образованиях выделялись такие, где уровень общей заболеваемости наркоманией и обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, был выше, чем в округе в целом: «кризисный» в городах Пыть-Ях и Нягань, «тяжелый уровень» в городах Нижневартовск, Югорск; «напряженный» в Советском районе. Все остальные муниципальные образования находились на общеокружном «удовлетворительном» уровне. В 2018 г. к этому благоприятному списку добавились города Ханты-Мансийск и Сургут (см. табл. 3). Показатель «Первичная заболеваемость наркоманией» (Pn): в 2018 г., несмотря на положительные сдвиги, остался на «удовлетворительном» уровне 6,2% (в 2017 г. - 13,1%). Только Березовский район выбивался из общей картины, показывая «тяжелый» уровень. Во всех остальных муниципальных образованиях показатель находился на общеокружном уровне. В 2018 г. положительную динамику по этому показателю демонстрировали города Ханты-Мансийск, Урай, Лангепас, Сургут, Югорск и Советский район (см. табл. 3). ps202001.4el00047.jpg ps202001.4el00049.jpg ps202001.4el00051.jpg «Первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» (Py) в 2018 г. в ХМАО-Югра оставалась на «кризисном» уровне. В большинстве муниципальных образований наблюдался общеокружной «кризисный» уровень по данному показателю. К этому уровню в 2018 г. добавились города Лангепас, Мегион, Югорск. Исключение составили муниципальные образования, где ситуация была более благоприятна: г. Радужный («предкризисный» уровень, положительная динамика), г. Нягань (сохранил уровень), г. Пыть-Ях («тяжелый» уровень, положительная динамика). 4. «Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками по данным судебно-медицинской экспертизы» (D) оценивалась только по субъекту в целом; в 2018 г. показатель вернулся на более благоприятный «удовлетворительный» уровень (1,4 на 100 тыс. населения в 2018 г., 2,2 на 100 тыс. населения в 2017 г.). В динамике с 2015 г. по показателю наблюдалась маятниковая ситуация (табл. 4). Полученные данные позволяют проследить динамику параметров оценки наркологической ситуации в ХМАО-Югре (табл. 5). Масштабы незаконного оборота наркотиков в целом в ХМАО-Югре стабильно демонстрируют «тяжелый» уровень (3,2 балла) в течение последних 4 лет (с поправкой на изменение методики расчета показателя в 2017 г.). Масштабы немедицинского потребления наркотиков снизились до «напряженного» уровня в 2018 г. (достигнут уровень 2015 г.). Обращаемость за наркологической медицинской помощью в 2018 г. впервые за последние 4 года продемонстрировала положительную динамику: снизилась с «тяжелого» до «напряженного» уровня (2,3 балла). Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы, в 2018 г. вновь вернулась на более благоприятный «удовлетворительный» уровень (1,4 на 100 тыс. населения) от «напряженного» в 2017 г. (2,2 на 100 тыс. населения). В динамике с 2015 г. наблюдается маятниковая ситуация: 2015 г. - «напряженный» уровень (2,8), 2016 г. - «удовлетворительный» уровень (1,5). В целом при учете всех критериев оценки по пятибалльной системе наркоситуация в ХМАО-Югре в 2018 г. оценена в 2 балла, что соответствует «напряженному» уровню. Впервые за последние 4 года итоговый показатель продемонстрировал существенный сдвиг с «тяжелого» уровня до более благоприятного «напряженного» уровня. Обсуждение Экономическое благополучие региона является существенным фактором риска, способствующим поддержанию высокого уровня наркотизации населения ХМАО-Югры. Улучшению наркологической ситуации в 2018 г., по нашему мнению, способствовало проведение систематической работы по повышению доступности государственной наркологической помощи населению, улучшение оснащенности наркологической службы современным лечебно-диагностическим оборудованием и квалифицированными кадрами, активизация работы по выявлению употребления наркотиков среди населения, больший охват трудоспособного населения предварительными и периодическими медицинскими осмотрами, координация работы всех субъектов антинаркотической деятельности, включая более активное выявление и пресечение правоохранительными органами случаев незаконной торговли наркотиками и психоактивными веществами. Проводимый ежегодный стандартизованный мониторинг оценки развития наркологическую ситуации в ХМАО-Югре позволяет не только оценить текущую ситуацию в округе, но и сравнить ее с ситуацией в других субъектах Российской Федерации, выделить муниципальные образования и районы внутри округа, в которых проблема наркотизации стоит наиболее остро. Данный мониторинг позволяет также определить приоритетные направления, на которых следует фокусировать межсекторальные усилия, направленные на снижение заболеваемости и смертности, связанных с употреблением наркотических и психоактивных веществ. Заключение В период 2015-2018 гг. наркологическая ситуация в ХМАО-Югре в разные годы была неоднородной: внутри округа в разных муниципальных образованиях и районах наблюдались территориальные различия. В 2018 г. в целом в округе произошло улучшение наркологической ситуации. Масштабы незаконного оборота наркотиков остаются на «тяжелом» уровне, однако обращаемость за наркологической медицинской помощью снизилась, масштабы немедицинского потребления наркотиков уменьшились, смертность, связанная с острыми отравлениями наркотиками, вернулась на более благоприятный «удовлетворительный» уровень. В целом в 2018 г. наркологическая ситуация в ХМАО-Югре соответствовала «напряженному» уровню, что свидетельствует о необходимости продолжения систематической межсекторальной работы, направленной на улучшение наркологической ситуации в крупном промышленном регионе Севера России. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
А. П. Новиков
БУ ХМАО-Югра «Сургутская клиническая психоневрологическая больница» Минздрава России
Email: zvln00005@gmail.com
А. Ю. Гиль
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Р. А. Хальфин
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Список литературы
- Организация Объединенных Наций. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n= 121092;req=doc#012180428963722789 (дата обращения 15.02.2019).
- Государственный антинаркотический комитет. Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (третий пересмотр) (Утв. протоколом заседания ГАК от 15.02.2017 № 32; ред. от 11.12.2017). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287997/ (дата обращения 19.01.2019).
- Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Постановление от 20 марта 2012 года № 46 «Об организации мониторинга наркоситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (в редакции постановлений Губернатора ХМАО - Югры от 21.02.2014 № 18, от 16.07.2014 № 74, от 05.02.2015 № 6, от 05.12.2016 № 147). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/468902715 (дата обращения 18.01.2019).