ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Авторы: Казанцева А.В.1, Ануфриева Е.В.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
- Выпуск: Том 27, № 6 (2019)
- Страницы: 992-996
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/210
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-6-992-996
- Цитировать
Аннотация
В последние десятилетия в Российской Федерации и в Свердловской области отмечается снижение численности подростков, ухудшение уровня их физического развития и состояния здоровья. Организация медицинской помощи в России учащимся в организациях среднего профессионального образования является недостаточно сформированной и требует совершенствования. Выполнена выборочная оценка деятельности медицинских кабинетов в шести организациях среднего профессионального образования г. Екатеринбурга. Проведены социологические опросы для изучения мнения несовершеннолетних об организации медицинской помощи в них (опрошено 653 студента) и распространенности факторов риска здоровью среди учащихся на основе международной анкеты HBSC (опрошено 1142 студента). Оценка достоверности различий: t-критерий Стьюдента, при p<0,05. В Свердловской области в 2018 г. только 53,6% таких организаций имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, оказание медицинской помощи осуществляется фельдшером медицинского кабинета. Не все обучающиеся проходят профилактические осмотры или проходят их не в полном объеме. Медицинские работники колледжей не анализируют показатели состояния здоровья обучающихся подростков, а санитарно-просветительная работа проводится в недостаточном объеме. Каждый пятый несовершеннолетний студент колледжа совмещает учебу с работой. Выявлена высокая распространенность поведенческих факторов риска среди несовершеннолетних студентов колледжей. Практически половина респондентов отмечают наличие вредных привычек, лишь четверть опрошенных уделяют внимание рациональному питанию, высок процент пробовавших и употреблявших спайсы и психоактивные вещества на фоне низкой информированности о вреде данных привычек. Для коррекции сложившейся ситуации необходимо провести аудит качества медицинской помощи обучающимся в колледжах, анализ качества проведения профилактических осмотров, разработать комплекс здоровьесберегающих мероприятий для учащихся с учетом мотивации и психологических особенностей, с вовлечением в процесс самих обучающихся и использованием интерактивных форм.
Полный текст
Введение В последние 20 лет как в Российской Федерации, так и в Свердловской области вдвое сократилось число детей и подростков. В докладе Правительства России Федеральному Собранию «О реализации государственной политики в сфере образования» (2018) обозначена проблема сокращения числа школьников и переход тенденции на уровни колледжей и вузов. За счет смещения «демографической ямы 90-х» численность обучающихся может сократиться до 40% к 2025 г. В сложившейся ситуации увеличение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка является приоритетной государственной задачей. Наряду с этим у подростков выявляются негативные изменения в состоянии здоровья: раннее формирование и манифестация хронической патологии, высокое распространение факторов медико-социального риска на фоне снижения мотивации к здоровому образу жизни и низкой медицинской активности [1]. Повсеместно отмечается ухудшение соматического и нервно-психического здоровья подростков и учащейся молодежи, снижение физиологических показателей, функциональных резервов и адаптационных возможностей [2]. Однако подростковый период дает возможность исправить проблемы, возникшие в течение первого десятилетия жизни, а инвестиции в здоровье подростков могут предотвратить возникновение проблем в следующих поколениях и увеличить экономическую продуктивность страны [3]. Данные российских выборочных научных исследований свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте среди учащихся наиболее распространенной хронической патологией являются нарушения костно-мышечной системы и органа зрения (частота встречаемости каждой патологии до 50 на 100 осмотренных). Среди функциональных отклонений чаще регистрируются нарушения сердечно-сосудистой системы (распространенность составляет до 75 на 100 осмотренных) и желудочно-кишечного тракта (до 25 на 100 осмотренных). Увеличивается доля подростков, страдающих отдельными признаками нервно-психических расстройств (головная боль, нарушения сна и повышенная утомляемость). Существенный вклад в распространение данной патологии среди учащихся подростков вносят несбалансированное распределение учебной нагрузки, нерациональное питание, гипокинезия, экологическое неблагополучие, рискованные формы поведения [2]. В связи с этим охрана и укрепление здоровья обучающихся в значительной степени зависят от организации медицинской помощи и целенаправленности профилактической работы в образовательных организациях, так как подростки значительную часть времени проводят в них. Изучение и оценка рисков здоровью подростков, обучающихся в организациях среднего профессионального образования (ОСПО), является актуальным направлением современной профилактической медицины. Одновременно с завершением процессов роста и развития молодого организма происходит изменение образа жизни и условий обучения, сопряженных с комплексом факторов риска поведенческого и учебного характера. При освоении рабочих профессий несовершеннолетние обучающиеся подвергаются действию профессионально-производственных факторов разной степени интенсивности и характера. Вопросы сохранения здоровья учащихся ОСПО как трудового потенциала имеют несомненную актуальность, особенно в таком крупном промышленном регионе, как Свердловская область [4, 5]. В ОСПО происходит смешение контингентов обучающихся несовершеннолетних подростков и совершеннолетних старше 18 лет, что создает для подростков дополнительные риски в отношении здоровьесбережения, так же как проживание во время обучения вне семьи, в общежитии или на съемной квартире. Цель исследования - выявить основные проблемы в организации медицинской помощи подросткам, обучающимся в ОСПО, и предложить комплекс мероприятий по совершенствованию охраны здоровья в период получения среднего профессионального образования. Материалы и методы Изучена современная нормативно-правовая база оказания медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в ОСПО: федеральные законы, приказы Министерства здравоохранения федерального и регионального уровней. Проведена выборочная оценка деятельности медицинских кабинетов в 6 ОСПО г. Екатеринбурга. С целью изучения мнения несовершеннолетних обучающихся об организации медицинской помощи в ОСПО проведено анонимное анкетирование. В исследовании приняли участие 11 ОСПО Свердловской области. В каждом ОСПО опрашивались студенты первого курса (15-17 лет). Всего опрошено 653 студента (362 юноши и 291 девушка). Также опрошено 120 педагогов. Для изучения распространенности факторов риска здоровью среди учащихся ОСПО проведено анкетирование. В исследовании приняли участие 18 ОСПО. В каждом колледже опрашивались подростки 15-17 лет, не менее 60 человек в каждой образовательной организации. Участие в анкетировании добровольное, анонимное. Всего в исследовании приняли участие 1142 студента, в том числе 497 (43,5%) юношей и 645 (56,5%) девушек. Средний возраст опрошенных - 16±0,23 года. Анкета была разработана на основе международной анкеты HBSC и содержала четыре блока вопросов: отношение к собственному здоровью, вредные привычки (курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ - ПАВ), пищевые привычки, физическая активность. Выполнение исследования было согласовано с Министерством общего и профессионального образования и Министерством здравоохранения Свердловской области. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием пакета статистических программ Statiatica 6.0 корпорации StatSoft Inc. (США). При использовании критерия Стьюдента различия между сравниваемыми величинами признавали статистически достоверными при значении р<0,05. Результаты исследования В настоящее время оказание медицинской помощи учащимся ОСПО регламентировано федеральными законами: от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 21.11.2011 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также приказами Министерства здравоохранения РФ от 07.03.2018 № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» и от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». В Свердловской области в 2018 г. действуют 97 ОСПО, из них 53,6% имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности. В соответствии с существующим законодательством для организации медицинского обеспечения учащихся в ОСПО должны быть предусмотрены медицинские кабинеты. В связи со смешанным возрастным контингентом обучающихся (несовершеннолетние до 18 лет и взрослые старше 18 лет) требует уточнения информация, по какому именно профилю лицензированы медицинские кабинеты. Оказание медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся должен осуществлять врач-педиатр/фельдшер отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся (ОМПО), а для лиц старше 18 лет - врач-терапевт. Однако на практике такое разделение не всегда реализуется. По данным проведенного исследования, оказание медицинской помощи в колледжах осуществляет только фельдшер. Медицинские работники не всегда направляют подростков для прохождения профилактического медицинского осмотра в детскую поликлинику, не контролируют полноту прохождения. Также в связи с отсутствием взаимодействия с детской поликлиникой они не получают информацию о результатах профилактического осмотра. Это приводит к тому, что несовершеннолетние студенты колледжей не проходят профилактические медицинские осмотры или проходят их не в полном объеме. Также по результатам исследования установлено, что медицинские работники не проводят анализ состояния здоровья учащихся подростков и санитарно-просветительная работа проводится в недостаточном объеме, хотя именно этот контингент подростков наиболее подвержен факторам риска для здоровья. При организации оказания медицинской помощи несовершеннолетним в ОСПО важно соблюдать принцип социальной справедливости. Медицинская помощь в период обучения должна быть доступна всем, вне зависимости от социального статуса [6]. В ходе опроса 82% обучающихся отметили, что информированы об услугах, которые могут получить в медицинском кабинете ОСПО. В целом студенты удовлетворены работой медицинского кабинета колледжа: 82,7% указали удобное время работы медкабинета, 69,5% - отсутствие длительного ожидания медицинской помощи, 69,5% отметили заботу и уважение со стороны медицинского персонала. При этом 44,5% респондентов считают, что медицинские работники могут распространять информацию об их здоровье посторонним лицам. Для эффективной организации профилактической помощи важно получение обратной связи от обучающихся, содействие и учет пожеланий самих подростков. Так, 44,3% студентов отметили, что медицинское работники сотрудничают с ними по вопросам планирования мероприятий по укреплению здоровья, а 94,2% имеют желание получить личные консультации медицинского работника в образовательной организации. Наиболее востребованы консультации по вопросам здоровья и будущей профессии (34,9 на 100 опрошенных), питания (30,1 на 100 опрошенных), профилактике заболеваний (27,4 на 100 опрошенных), методах обследования у врачей-специалистов (17,4 на 100 опрошенных), вопросам психического благополучия (16,4 на 100 опрошенных). Следует отметить, что нуждаются в консультациях медработников о состоянии своего здоровья только 26,5% студентов. При этом каждый четвертый оценил свое здоровье как плохое или удовлетворительное (довольно часто болеют и/или имеют серьезные хронические заболевания), а 22,6% - как отличное (отсутствие хронических заболеваний, редкие простудные заболевания). Для создания единой профилактической здоровьесберегающей среды в образовательной организации необходимо сотрудничество медицинских работников с преподавателями, администрацией образовательной организации и родителями [6]. Установлено, что медицинские работники участвуют в подготовке занятий по вопросам сохранения и укрепления здоровья совместно с педагогами, однако только 58,3% преподавателей отметили, что в случае необходимости обращаются за помощью к медработникам. Отметили, что имеют возможность самостоятельно проводить занятия с обучающимися, 41,7% медицинских работников ОСПО. Важную роль при проведении профилактической работы с подростками имеет и взаимодействие с родителями, так как именно им студенты чаще доверяют в вопросах, касающихся здоровья (63,6%). В случае необходимости к медицинскому работнику ОСПО обратятся 12,6%, а в детскую поликлинику - лишь 7,1% опрошенных, 6,0% постараются самостоятельно найти информацию в интернете. Таким образом, подростки заинтересованы в получении дополнительных знаний по вопросам ведения здорового образа жизни и профилактики заболеваний и готовы получать их непосредственно в образовательном учреждении, не обращаясь в детскую поликлинику. В связи с этим необходимым условием успешной реализации профилактических программ в ОСПО является привлечение для работы с подростками специалистов центров здоровья, центров медицинской профилактики, клиник, дружественных к молодежи. Одним из важных условий при организации профилактической работы в ОСПО является необходимость учитывать приоритетные проблемы, касающиеся распространенности факторов риска именно среди данного контингента обучающихся. В связи с этим целесообразно проведение оценки распространенности факторов риска на начальном этапе работы и организация мониторинга для оценки эффективности принимаемых мер. Для оценки распространенности факторов риска для здоровья нами было проведено анкетирование среди учащихся ОСПО. Установлено, что подростки, обучающиеся в колледжах, отличаются от своих сверстников-школьников. Так, каждый четвертый студент проживает самостоятельно (в общежитии или на съемной квартире), совмещают работу с учебой уже с первого курса до 20% опрошенных. Таким образом, эти подростки имеют дополнительные риски для здоровья. Анализ информированности о способах сохранения здоровья показал, что и юноши, и девушки, обучающиеся в ОСПО, считают наиболее важным отсутствие вредных привычек, но отмечают этот вариант не более половины респондентов. На втором месте у девушек - своевременная вакцинопрофилактика (40,6%), у юношей - занятия спортом (47%). Обращает на себя внимание, что правильное питание в сохранении здоровья не играет важной роли, по материалам анкетирования, лишь каждый шестой респондент отметил данный вариант. Среди студентов, проживающих отдельно от родственников, выявлены следующие особенности: 44% отметили, что не имеют вредных привычек (проживающие с родственниками - 51%; p<0,05). Однако оказалось, что они значимо чаще (до 47%) проявляют интенсивную физическую активность, а также значимо чаще прививаются против сезонных заболеваний, чем их сверстники, проживающие с родственниками (p<0,05; см. таблицу). Интенсивную физическую активность (ИФА) от 3 раз в неделю и чаще отмечают 36,6% подростков, достоверно чаще проявляют ИФА студенты, проживающие в общежитии, что, возможно, связано с организацией досуга кураторами общежитий. Отмечают, что никогда не проявляют ИФА, 24,7% респондентов. В мотивации подростков на занятия спортом доминируют варианты: стать выносливей (55,6%) среди юношей, и похудеть (55,2%) среди девушек. Сохранить и улучшить свое здоровье таким способом хотят 41,2% студентов ОСПО без значимых различий по полу. Важное значение в формировании здоровья имеет режим и характер питания. Практически половина (46,7%) отметили, что обедают горячим блюдом из столовой (чаще юноши - 52,7%; p<0,05), а каждый четвертый (27,2%) берет с собой еду в контейнере (чаще девушки - 30,3%; p<0,05), на третьем месте по популярности - выпечка из буфета (36%). При этом 17% не перекусывают и не обедают во время учебы, достоверных различий по полу нет. Большой популярностью у студентов для перекуса пользуется продукция вендинговых автоматов, которые в настоящее время наполнены снеками, шоколадом, сладкими напитками или готовят растворимый кофе. Стоит отметить, что вендинговые автоматы можно использовать и для продажи полезных продуктов для перекуса среди студентов. При оценке рациона питания установлено, что студенты в среднем 4,4±0,11 дня в неделю употребляют свежие фрукты и овощи. Так, девушки достоверно чаще употребляют полезные продукты ежедневно: овощи, фрукты - 26,4% (юноши - 14,6%; p<0,05), кисломолочные продукты - 24,5 и 18,6% соответственно (p<0,05). ps201906.4e00043.jpg Среди рискованных форм поведения в молодежной среде распространенным является употребление алкоголя. По данным опроса, пиво употребляют в среднем 45,4% респондентов, значимо чаще юноши (54,4%; p<0,05), вино - 48%, значимо чаще девушки (54%; p<0,05), слабоалкогольные коктейли - 25,7% студентов без значимых различий по полу, крепкие спиртные напитки - 28,2%, достоверно чаще мальчики (39,3%; p<0,05). Также достаточно широко распространено курение - 30,2% курят постоянно. В среднем курящий студент выкуривает по 6,5±0,53 сигареты в день без значимых различий по полу. Среди проживающих в общежитии достоверно выше процент курящих - 37% (p<0,05). Возраст начала курения составляет в среднем 14,43±0,23 года. Кальяны с табаком и без табака пробовал каждый третий опрошенный в ОСПО, наиболее часто употребляют кальян с табаком в компании друзей (13,9%). Еще более распространенным является курение электронных сигарет: 43,9%, более подвержены этой вредной привычке юноши, 6,6% юношей постоянно курят вэйпы (против 0,7% девушек). Тревожна ситуация среди студентов ОСПО в отношении употребления курительных смесей: пробовали их 14,4% опрошенных. Среди студентов, проживающих отдельно от родственников, больший процент пробовавших спайсы (15,6%). Курят их в компании друзей 8% студентов независимо от пола. Не допускают для себя возможность попробовать курительные смеси 65,1 из 100 опрошенных студентов, а относятся к этому нейтрально 36,4 из 100. Каждый четвертый студент колледжа отмечает, что у него есть знакомые, кто регулярно или изредка употребляют ПАВ. Самостоятельно пробовали наркотики 5% респондентов (чаще девушки). Наиболее высок процент опробовавших ПАВ среди проживающих самостоятельно (14,7%). Осознанно отрицательное отношение к употреблению ПАВ отмечают лишь 54% респондентов, каждый третий боится преждевременной смерти, каждый четвертый - полного привыкания. Среди студентов, проживающих в общежитии, значимо больший процент опасается заражения ВИЧ-инфекцией и инфекциями, передаваемым половым путем. Таким образом, для подростков, обучающихся в ОСПО, характерны высокая распространенность поведенческих факторов риска и недостаточный уровень информированности о вреде здоровью. Заключение Для решения существующих проблем при организации медицинской помощи в ОСПО необходимы аудит качества оказания медицинской помощи обучающимся, оценка качества и полноты проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних обучающихся, а также оценка эффективности профилактической работы. Результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют о высокой распространенности поведенческих факторов риска среди несовершеннолетних студентов и низкой информированности о методах сохранения и укрепления здоровья. До 20% имеют повышенные риски для здоровья в связи с совмещением работы и учебы. Разобщенность действий и взглядов подростков, их родителей, медицинских работников и педагогов ведет к ухудшению здоровья, потере эффективности обучения, снижению качества жизни. Для коррекции сложившейся ситуации необходимо дать комплексную оценку состоянию здоровья подростков, обучающихся в ОСПО, и их мотивации к здоровьесбережению. Комплекс профилактических мероприятий для учащихся ОСПО необходимо разрабатывать с учетом мотивации и психологических особенностей, с вовлечением в процесс самих обучающихся, использовать интерактивные формы. Требуют разработки обучающие программы для сотрудников и медицинского персонала по вопросам здоровьесбережения и реализации профилактических программ в колледжах. Наряду с этим необходимо привлечение к работе психологов. При формировании комплексной системы организации медицинского обеспечения несовершеннолетних в ОСПО и внедрении профилактических технологий необходимо взаимодействие образовательной организации не только с поликлиниками, но и участие центров здоровья, центров медицинской профилактики, клиник, дружественных к молодежи. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
А. В. Казанцева
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
Email: kazantseva.anna.net@gmail.com
Е. В. Ануфриева
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
Список литературы
- Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Терлецкая Р. Н., Антонова Е. В., Устинова Н. В., Байбарина Е. Н., Чумакова О. В. Итоги проведения профилактических медицинских осмотров детского населения Российской Федерации в 2014 году. Педиатр. 2017;8(1):33-9.
- Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Руководство по школьной медицине. Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН; 2012. С. 6-9.
- Подростки: риски для здоровья и их пути решения. ВОЗ. Информационный бюллетень № 345. Май 2016 г. Режим доступа: http://apps.who.int/mediacentre/factsheets/fs345/ru/index.html (дата обращения 15.06.2018).
- Кучма В. Р., Шубочкина Е. И., Ибрагимова Е. М., Молдованов В. В., Иванов В. Ю. Условия формирования здоровья трудового потенциала: проблемы и пути решения. Медицина труда и промышленная экология. 2017;(8):50-4.
- Киек О. В., Лещева Г. А. Условия производственного обучения и состояние здоровья учащихся профессионального лицея Краснодарского края. Здоровье населения и среда обитания. 2014;(6):17-9.
- Кучма В. Р., Соколова С. Б., Рапопорт И. К., Сухарева Л. М., Храмцов П. И., Скоблина Н. А., Вирабова А. Р., Макарова А. Ю., Седова А. С., Трофименко Е. В., Сапунова Н. О., Ануфриева Е. В. Гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. В кн.: Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России; 2016. С. 11-22. Поступила 16.12.2018