Интеракция использования цифровых устройств и поведенческие показатели здоровья молодежи

Аннотация


Цифровые устройства (ноутбук, планшет, компьютер, смартфон) являются сегодня важным компонентом жизни всех возрастных категорий населения и оказывают различное влияние на их здоровье. В статье представлен анализ проблем цифрового поведения детей и молодежи в связи со здоровьем. На материалах социологического исследования рассмотрено взаимное влияние рекомендаций по безопасному использованию цифровых устройств и поведенческих показателей здоровья студентов.
Цель работы — анализ значимости цифрового поведения для здоровья по материалам нормативно-правовых документов, результатам исследований на примере использования студентами цифровых устройств в контексте различных компонентов самосохранительного поведения.
Для анализа использованы нормативно-правовые документы, касающиеся цифровой образовательной среды, и материалы исследований, в том числе исследования «Цифровая трансформация в жизни студенчества», проведенного в 2023 г. Российским обществом социологов 29 городах России (n=8734).
Акцентировано внимание на важности формирования культуры общения современного человека с различными видами цифровых устройств и целесообразности начала этой работы с детского возраста. Отмечены существующие в этой сфере сложности. В студенческой среде почти половина опрошенных не выполняют основные рекомендации по работе с цифровыми устройствами, значимые для профилактики здоровья. Остальные гигиенические рекомендации игнорируют до 87% респондентов. Наличие установок студентов на здоровый образ жизни, физическую активность, рост самооценки здоровья позитивно сказывается на доле использующих рекомендации по общению с цифровыми устройствами. Роль семьи и педагогов в качестве субъектов формировании гигиенической культуры их использования в настоящее время значительна, но недостаточна.
Повышение культуры общения молодежи с цифровыми устройствами и более активная ориентация на позитивные показатели здоровья могут способствовать улучшению здоровья.


Полный текст

Цифровые устройства (ЦУ) — ноутбук, планшет, компьютер, смартфон, телевизор — являются сегодня важным компонентом жизни всех возрастных категорий населения, по-разному влияя на их здоровье. Поскольку здоровье человека наиболее активно формируется в детском и юношеском возрасте, рассмотрим особенности воздействия информационных технологий применительно к данному возрасту. Представители различных наук — медики, психологи, социологи — изучают возможные риски для здоровья, связанные с цифровизацией, и выделяют такие, как ухудшение здоровья, изменение модели поведения, компьютерная зависимость, клиповость сознания [1]. Считается, что увеличение потока информации может приводить к росту нервно-эмоциональных нагрузок [2], появлению невротических и психических отклонений [3]. Справедливость подобных опасений подтверждается существующей статистикой о состоянии здоровья детей и подростков. Соответствующие данные за 2005—2022 гг. свидетельствуют о том, что при незначительном (в 1,04 раза) увеличении общей заболеваемости детей в возрасте 0—14 лет отмечен рост числа заболеваний диабетом (в 1,9 раза), новообразованиями (в 1,4 раза), болезнями органов дыхания (в 1,2 раза). У подростков 15—17 лет ситуация более негативная. При повышении за указанный период общей заболеваемости в 1,3 раза отмечен наибольший рост показателей по ожирению (в 3,0 раза), диабету (в 2,2 раза), новообразованиям (в 1,7 раза). У молодых людей 20—39 лет увеличилась заболеваемость злокачественными новообразованиями (у мужчин — в 1,3 раза, у женщин — в 1,5 раза) [4, 5].
На государственном уровне осознается опасность рисков, связанных с ЦУ. Эта озабоченность трансформируется в создание различных Санитарных правил, рекомендаций Роспотребнадзора, проведение медицинских исследований.
Цель работы — рассмотреть значимость цифрового поведения для здоровья по материалам нормативно-правовых документов, связанных с цифровой образовательной средой, результатам различных исследований, в том числе исследования «Цифровая трансформация в жизни студенчества», на примере использования студентами ЦУ в контексте различных компонентов самосохранительного поведения.
Материалы и методы
Для анализа использованы основные нормативно-правовые документы, связанные с цифровой образовательной средой: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340—03», «Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования» (2020), «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (2020)», «О рекомендациях по работе с гаджетами для школьников» (2024) и научные публикации.
Исследование «Цифровая трансформация в жизни студенчества» проведено Российским обществом социологов в 2023 г. в 29 городах России при участии сектора социальных проблем здоровья Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра (ФНИСЦ) РАН. В статье использованы данные опроса студентов очного отделения вузов (n=8734; 34% юношей, 66% девушек) [6].
Результаты исследования
Здоровье детей и роль родителей в освоении ЦУ
Сегодня большинство детей с раннего возраста использует игрушки, подключенные к интернету, голосовые помощники. Родители стремятся создать условия для максимально эффективного использования ребенком ЦУ и в то же время оградить его от опасностей. Исследования свидетельствуют о существующих у родителей проблемах в этой сфере и потребности в информации, которая могла бы помочь им в данном вопросе. В настоящее время родители вынуждены в проблемных случаях руководствоваться собственным опытом и интуицией, а не квалифицированными рекомендациями [7]. Их основная задача состоит в том, чтобы вооружить детей важной информацией о правилах безопасности при использовании ЦУ, а не занимать исключительно запретительную позицию. Достичь этого родители и взрослые члены семьи могут посредством обучения детей навыкам цифровой грамотности, безопасного цифрового поведения и формирования самоконтроля в процессе использования гаджетов. Принципиально важными являются выводы ряда исследований о значении личного опыта цифрового поведения родителей и взрослых членов семьи в качестве положительного примера для детей [8].
Наиболее распространенной родительской стратегией, касающейся взаимодействия детей с ЦУ, является ограничение времени, проводимого детьми с гаджетами. Продолжительность этого времени связывают с рисками для здоровья. Но, согласно данным исследований, подобные риски характерны только для детей с длительным периодом просмотра видеоконтента [9]. Более продуктивными считаются семейные правила об определенных временных рамках использования ЦУ, помощь в выполнении установленного порядка. Выработка у детей подобных навыков поможет им научиться самостоятельно регулировать использование цифровых технологий и более позитивно относиться к ограничениям в связи с использованиям гаджетов.
Рекомендации международных организаций, таких как Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization, WHO), Совет по здравоохранению Шотландии (Scottish Health Council, SHC), Канадское педиатрическое общество (Canadian Paediatric Society, CPS), Французская национальная медицинская академия (Académie Nationale de Médecine, AND), предлагают полностью исключить использование цифровых технологий детьми до 2 или до 3 лет. Другие рекомендации советуют детям 2—4 лет проводить перед экраном не более 60 мин в день при использовании контента, имеющего положительную направленность действий, учитывая склонность детей подражать увиденному [10—13].
Российские «Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования» более категоричны в своих выводах: по их мнению, детям до 5 лет не рекомендуется использовать ЦУ для учебы и развлечения [14]. Во всех рекомендациях акцентируется важность роли родителей как активных регуляторов использования технологий детьми.
Особенности школьного образования в аспекте использования ЦУ
Следующий возрастной этап связан со школьным обучением детей. Задача формирования комфортной, здоровой образовательной среды является одним из ключевых направлений государственной политики. В 2018 г. стартовал Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», позже были созданы «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [15]. В том же году приняты «Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования», где отмечалось ухудшение состояния здоровья детей вследствие возросшего в последние годы использования электронных средств обучения. За время обучения в школе «на 15% увеличивается распространенность функциональных отклонений, а хронических болезней — на 53%. Среди выпускников почти каждый второй имеет функциональные нарушения зрения, а хронические глазные болезни (ХГБ) — каждый шестой. Причем частота ХГБ увеличилась за указанный период в 16 раз. Значительно распространены среди старшеклассников функциональные отклонения психической сферы и нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем». При этом, согласно документу, «новые образовательные цифровые технологии и их влияние на здоровье детей — не апробированы и не изучены» [14].
Эти выводы подтверждаются результатами аналитического исследования о развитии в российских школах цифровой образовательной среды за 2017—2021 гг. и данными по проекту «Мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций» (МЦТОО). В итоге был сделан вывод «о сохраняющихся рисках здоровью обучающихся со стороны ведущих функциональных систем их организма. Это указывает на необходимость продолжения мониторинговых исследований по оценке преобразований в системе общего образования в условиях его цифровой трансформации» [16]. Ученые ставят вопрос об остановке массового внедрения цифровых технологий на территории РФ до момента получения результатов широкомасштабных клинических исследований по изучению психофизиологических особенностей реагирования детей и подростков на массовую цифровизацию [17].
В настоящее время уменьшение рисков здоровью школьников и формирование культуры использования цифровых средств обучения рекомендуется реализовывать посредством взаимодействия педагогического и медицинского персонала школы. Практически это осуществляется включением в учебный процесс физических упражнений и гимнастики для глаз на всех уровнях обучения. Кроме того, руководителям образовательных организаций предложено пропагандировать и различными способами популяризировать наглядные информационные материалы по гигиеническим рекомендациям использования ЦУ. Развитию этой деятельности способствует информационно-просветительский сайт «Здоровая цифровая образовательная среда», адресованный учащимся, их родителям и педагогам, популяризирующий здоровый образ жизни применительно к особенностям цифровой среды [18].
Использование студентами ЦУ в связи с поведенческими показателями здоровья
Насколько эффективны существующие гигиенические нормативы и рекомендации по взаимодействию с ЦУ в школьной практике, мы попробовали оценить по результатам исследования следующей возрастной и статусной группы — студентов, которые участвовали в исследовании «Цифровая трансформация в жизни студенчества» Российского общества социологов в 2023 г. в 29 городах России [6]. Как известно, студенты испытывают высокую цифровую нагрузку вследствие интенсивной цифровизации образовательного процесса. Это повышает внимание исследователей к изучению влияния цифровых технологий на здоровье обучающихся в высшей школе. Актуальность изучения данной проблемы стала особенно очевидной по итогам дистанционного обучения во время коронавирусной пандемии, когда более чем у 60% студентов возросло число жалоб на головную боль, усталость и боль в области глаз, спины, шеи, заложенность и шум в ушах. Отмечались также жалобы на нервно-психическое напряжение студентов [19]. При этом число жалоб на самочувствие возрастает при увеличении времени использования ЦУ и отсутствии у пользователей рабочего места, оборудованного в соответствии с гигиеническими требованиями [20]. Достоверные различия также обнаружены при изучении остроты зрения студентов и школьников, соблюдающих и не соблюдающих гигиенические правила при работе с ЦУ [21].
Таким образом, игнорирование гигиенических рекомендаций при использовании ЦУ мы трактуем как поведенческий фактор риска здоровью, а соблюдение рекомендаций — как показатель гигиенической культуры их использования и самосохранительного поведения, направленных на поддержание здоровья пользователя.
Гигиенические рекомендации по работе с ЦУ
Правила и нормативы по использованию персональных компьютеров существуют с 2003 г., последующие изменения и дополнения вносились до 2021 г. [22, 23]. Цель всех рекомендаций специалистов — предупредить ухудшение самочувствия пользователей, их переутомление. Но эти документы адресованы руководителям организаций, педагогам, медикам, а не индивиду. Наличие в интернете многочисленных сайтов, направленных на повышение культуры использования ЦУ [24, 25], не является эквивалентом систематического образования, поэтому полученные в исследовании ответы можно трактовать как показатели общей культуры студентов (табл. 1).
Судя по полученным данным, наиболее внимательны респонденты к советам о необходимости перерывов в работе, регулированию яркости экрана и соблюдению рекомендуемого расстояния от лица до экрана монитора. При этом почти половина опрошенных не выполняют эти очевидные рекомендации. Более половины респондентов не беспокоятся о проветривании рабочего помещения с электронной аппаратурой, чем ухудшают условия своего труда. Остальные гигиенические рекомендации игнорирует еще большая доля опрошенных: 3/4 не пользуются компьютерном креслом, которое снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, 2/3 не следят за осанкой во время работы с ЦУ и столько же не учитывают рекомендации о важности рассеянного освещения в рабочем помещении в вечернее время.
Что касается периодичности отдыха, то каждый час прерывают работу для отдыха 27,1% респондентов, каждые 2 ч — 36,9%, еще реже делают перерывы 22,9% и не делают их 13,2% опрошенных. Чем дольше студенты занимаются за компьютером (до 10 ч и более), тем больше среди них доля игнорирующих перерывы или делающих их редко. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что для значительной доли респондентов характерны напряженный режим труда, информационные перегрузки, дискомфорт со стороны опорно-двигательного аппарата и сферы глазных мышц из-за длительного пребывания в статичной позе.
Пользование сотовыми телефонами, судя по сообщениям в информационном пространстве, может быть опасно для здоровья человека, особенно в детском возрасте [26]. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 76% респондентов 18—24 лет считают, что электромагнитное излучение сотовых телефонов «скорее негативно» или «негативно» влияет на здоровье человека [27]. По данным нашего исследования, 1/4 респондентов не задумывались об ограничениях в связи с сотовыми телефонами. Те, что задумывались, чаще всего указывали на вариант ответа «отключаю Wi-Fi на телефоне, если он не нужен» (33,3%), «стараюсь меньше пользоваться мобильным телефоном/смартфоном/айфоном» (31,7%), «использую наушники/гарнитуру в целях уменьшения воздействия» (30,1%). Только 18,5% указали на сокращение разговоров до 2 мин, 15,8% — на удаление пользователем неиспользуемого телефона на расстояние не менее одного метра, 15,2% — на нежелательность прикосновения телефона к уху при разговоре, 9,3% — на ношение телефона в сумке, а не в кармане близко к телу.
В целом рекомендациям по работе с компьютером опрошенные студенты уделяют больше внимания, чем аналогичным советам применительно к средствам мобильной связи.
Среди источников знаний о правилах работы с компьютером, использованием средств мобильной связи, направленных на сохранение здоровья, респонденты на первое место поставили родителей, родственников (40,9%), на второе — преподавателей учебных заведений (38,8%), значительно реже указывали работников медицинских учреждений (21,2%), друзей, знакомых (16,5%), однокурсников (9,0%), виртуального помощника сервиса (7,8%). Более 1/3 респондентов считают, что самостоятельно овладели гигиеническими правилами работы с ЦУ, а 5,6% ответили, что не знают эти правила. Никто не вспомнил школьные уроки информатики, где их должны были знакомить с гигиеническими рекомендациями по работе с ЦУ, хотя возможность для такого ответа у респондентов была.
Влияние семьи на выполнение рекомендаций сказалось таким образом, что студенты, указавшие на родителей, родственников делают перерывы в работе с компьютером «ежечасно» (47,1%) или «раз в два часа» (45,8%). А те, кто не вспоминал о семье, устраивают такие перерывы «реже» (30%) или работают вообще «без перерывов» (25,1%).
Забота о здоровье, практики здорового образа жизни и рискованное поведение
Для установления зависимости между выполнением гигиенических рекомендаций по работе с ЦУ и отношением к здоровью рассматривалась частота выполнения этих рекомендаций студентами с разными установками на заботу о здоровье. Сложность трактовки этих ответов состоит в том, что представление респондентов относительно содержания понятия «забота о здоровье» недостаточно артикулировано в повседневной жизни. Указали, что заботятся о здоровье, 89% студентов, а не заботятся — 11%. Среди студентов, заботящихся о здоровье, больше доля выполняющих рекомендации по работе за компьютером/ноутбуком и мобильными средствами связи. Следят за осанкой во время работы за компьютером 37% заботящихся о своем здоровье против 15,7% не заботящихся. Аналогичны зависимости в ответе «стараюсь меньше пользоваться мобильным телефоном/смартфоном/айфоном» — 33,6 и 15,9% соответственно.
Важным показателем отношения к здоровью является интерес к информации о здоровом образе жизни (ЗОЖ). Используют интернет для поиска этой информации «ежедневно» 26,7% респондентов, «2—3 раза в неделю» — 29,6%, «1—2 раза в месяц или реже» — 33,8%, не ищут данную информацию 9,8%. Те, кто не интересуется информацией о ЗОЖ, заметно реже отмечали выполнение первых четырех рекомендаций из табл. 1. Значительно чаще выбирали эти рекомендации студенты, заинтересованные в информации о ЗОЖ. Среди студентов, которые следят за соблюдением рекомендованного расстояния до монитора, 59,9% «ежедневно» посещают сайты с информацией о ЗОЖ, 52,1% делают это «2—3 раза в неделю», и 41,5% «не интересуются информацией о ЗОЖ». Аналогичные зависимости характеризуют рекомендации по использованию средств мобильной связи.
Что касается практического воплощения интереса к ЗОЖ, т. е. физической активности студентов, то 74% опрошенных «ежедневно» или «2—3 раза» в неделю совершают прогулки свыше 3 км, 40,6% занимаются в спортивных секциях, 33,7% делают утреннюю зарядку, 25,6% уделяют время активным играм. Среди тех, кто «ежедневно» или «2—3 раза в неделю» практикует эти виды физической активности, выше процент использующих половину рекомендаций в связи со средствами мобильной связи.
Длительная работа студентов с различными ЦУ может привести к перенапряжению. В подобных случаях некоторые студенты используют вещества, позволяющие снять напряжение и стимулирующие работоспособность, несмотря на возможные риски для здоровья (табл. 2).
Как видим, наиболее распространенным способом борьбы с информационными перегрузками является употребление кофе. Во всех случаях при перегрузке в работе с ЦУ это средство используют 17,5% опрошенных, а «в отдельных случаях» более 40% справляются со стрессом с помощью кофе. При суммировании ответов «во всех или в большинстве случаев» и «в отдельных случаях» оказывается, что 28,3% студентов используют энергетики, 23,2% хватаются за сигарету, 20% предпочитают слабоалкогольные напитки, 13% — крепкое спиртное, 9,3% — антидепрессанты.
Самооценка здоровья и ее влияние на выполнение рекомендаций при работе с ЦУ
Самооценка здоровья (СЗ) как интегральный показатель включает не только информацию о наличии или отсутствии признаков заболевания, но и осознание своих возможностей, психологического благополучия и жизненных перспектив. Несмотря на то что субъективные оценки не считаются полностью надежными при оценке здоровья, отмечена высокая степень соответствия самооценок и объективных показателей здоровья — по данным медицинских карт совпадение с СЗ зафиксировано в 70—80% случаев [28].
Большая часть респондентов (48,1%; 50,2% девушек, 44,2% юношей) оценили свое здоровье как удовлетворительное, несколько меньше (43,6%; соответственно 42,2 и 46,3%) было ответов о хорошем здоровье; ответы о плохом здоровье составили 5,1% (соответственно 4,5 и 6,3%), и 3,2% опрошенных затруднились с оценкой состояния здоровья (в равных долях в каждой группе). Зависимость СЗ от соблюдения студентами гигиенических рекомендаций по работе с ЦУ представлена в табл. 3.
Очевидно, что респонденты с плохой СЗ менее остальных склонны соблюдать гигиенические рекомендации по использованию компьютера/ноутбука. Представленные данные свидетельствуют о том, что студенты с хорошей СЗ чаще, чем с удовлетворительной и плохой, отмечали важность дистанцирования от экрана на рекомендуемое расстояние, контроль за своей осанкой, регулярные перерывы в работе для отдыха. А студенты с плохой СЗ существенно реже уделяли внимание первым четырем рекомендациям, тогда как именно для этой категории респондентов важно их соблюдение, поскольку среди них больше всего работающих за компьютером более 10 ч в день. Они же заметно реже делают перерывы в работе «ежечасно» или «раз в 2 часа» (45,8% против 67,0% по всему массиву) и меньше, чем представители других групп по СЗ, стремятся сокращать пользование средствами мобильной связи (37,3% опрошенных с хорошей СЗ, 27,6% — с удовлетворительной, 27,2% — с плохой).
Для респондентов с плохой СЗ в большей степени характерно рискованное поведение в отношении здоровья. Они чаще стараются преодолеть информационные перегрузки посредством крепкого алкоголя (28,4% против 13% по всему массиву), причем «ежедневно» или «2—3 раза в неделю» употребляют крепкие алкогольные напитки (15,9% против 6,5% в целом по массиву), антидепрессанты (29,2% против 10% по массиву), не заботятся о здоровье (32,6% против 11,0% по массиву).
Обсуждение
В нынешних условиях интенсификации общения современного человека с различными видами ЦУ все большее значение для сохранения здоровья населения приобретает задача формирования культуры подобного общения. Реализация этого процесса должна осуществляться с первых лет жизни человека с учетом возрастных особенностей в рамках правил и рекомендаций по использованию ЦУ [29]. Значительная роль в этой работе отводится школе, ее педагогическому и медицинскому компонентам. Существующие в настоящий момент детальные санитарно-гигиенические правила и разработки целесообразно дополнить практическими рекомендациями по использованию ЦУ для представителей различных возрастных групп населения, особенно для детей и молодежи.
В настоящее время, судя по результатам исследования, почти половина студентов не выполняют простые рекомендации по работе с ЦУ, важные для профилактики утомления, ухудшения самочувствия, поддержания работоспособности (о перерывах в работе, о регулировании яркости экрана и соблюдении рекомендуемого расстояния от лица до экрана монитора). Остальные гигиенические рекомендации игнорируют до 87% опрошенных. Во многом нормализации (рутинизации) длительной работы за компьютером способствовали и условия пандемии COVID-19, определившие переход на дистанционный (гибридный) формат обучения [30].
Что касается использования средств мобильной связи, то более 1/4 респондентов не задумываются об ограничениях при их применении, несмотря на информацию о возможном вредном влиянии. В целом рекомендациям по работе с компьютером опрошенные студенты уделяют больше внимания, чем аналогичным советам применительно к средствам мобильной связи.
Среди студентов, заботящихся о здоровье, больше доля выполняющих рекомендации по работе с ЦУ. Важную роль играет ориентированность студентов на ЗОЖ. Среди тех, кто «ежедневно» или «2—3 раза в неделю» практикует различные виды физической активности, больше процент использующих половину рекомендаций в связи со средствами мобильной связи. Наиболее распространенным способом борьбы студентов с информационными перегрузками является употребление кофе и энергетиков. Актуальна разработка профилактических мер по преодолению информационного стресса без использования стимулирующих средств.
Уровень СЗ респондентов влияет на выполнение гигиенических рекомендаций по использованию ЦУ. Чем выше уровень СЗ студентов, тем в меньшей степени для них характерно рискованное в отношении здоровья поведение. Роль семьи и педагогов в формировании гигиенической культуры использования ЦУ в настоящее время велика, но недостаточна. Повышение информированности молодых людей о важности соблюдения гигиенических рекомендаций при работе с ЦУ возможно за счет активизации действия различных средств массовой информации. Необходимо расширение списка источников знаний о правилах работы с компьютером, использования средств мобильной связи, направленных на сохранение здоровья. Существующие сегодня Рекомендации и Правила ориентированы преимущественно на руководителей различных учреждений, учителей, медиков [14, 15, 22]. Практические рекомендации для пользователей ЦУ не доводятся в систематизированном виде до сведения ни школьников, ни студентов.
Заключение
Взаимосвязь таких показателей здоровья, как СЗ, физическая активность, интерес к ЗОЖ и соблюдению гигиенических рекомендаций при работе с ЦУ, акцентирует важность работы в двух направлениях. Во-первых, необходимо повышение культуры общения с ЦУ всех возрастных категорий населения, но прежде всего детей, подростков и молодежи, путем популяризации гигиенических рекомендаций по работе со всеми видами этих устройств. Для этого целесообразно расширить перечень источников знаний о правилах работы с компьютером, использования средств мобильной связи, направленных на сохранение здоровья. Во-вторых, важно осознание значения заботы о здоровье, ориентации на ЗОЖ, ограничение поведенческих факторов риска, связанных с курением, употреблением алкоголя и энергетиков. Актуален также рост показателя СЗ населения, что позитивно отражается на восприятии всех параметров гигиенических рекомендаций.
Повышение культуры общения молодежи с ЦУ и более активная ориентация на позитивные показатели здоровья могут способствовать улучшению здоровья молодежи.

Об авторах

Ирина В Журавлева

Институт социологии ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук», 117218, г. Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: zhuriv@mail.ru

Список литературы

  1. Положихина М. А. Влияние цифровизации на безопасность: от индивидуума до социума. Социальные новации и социальные науки. 2020;(1):9—27. doi: 10.31249/snsn/2020.01.01
  2. Денисов Э. И. Роботы, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность: этические, правовые и гигиенические проблемы. Гигиена и санитария. 2019;98(1):5—10.
  3. Дружилов С. А. Гигиенические аспекты информационно-технологической зависимости человека в новой реальности. Гигиена и санитария. 2019;98(7):748—53.
  4. Здравоохранение в России 2023.Статистический сборник. М.; 2023. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2023.pdf (дата обращения 29.04.2024).
  5. Здравоохранение в России 2015. Статистический сборник. М.; 2015.
  6. Исследование «Цифровая трансформация в жизни студенчества». Российское общество социологов. Режим доступа: https://www.ssa-rss.ru/ (дата обращения 29.04.2024).
  7. Клопотова Е. Е., Смирнова С. Ю., Рубцова О. В., Сорокова М. Г. Доступность цифровых устройств детям дошкольного возраста: различия в родительских позициях. Консультативная психология и психотерапия. 2022;30(2):109—25. doi: 10.17759/cpp.2022300207
  8. Koran N., Berkmen B., Adalier A. Mobile technology usage in early childhood: PreCOVID-19 and the national lockdown period in North Cyprus. Educat. Inform. Technol. 2022;27:321—46. doi: 10.1007/s10639-021-10658-1
  9. Livingstone S., Blum-Ross A. Parenting for a digital future: How hopes and fears about technology shape children’s lives. Oxford: Oxford University Press; 2020. 274 p. doi: 10.1093/oso/9780190874698.001.0001
  10. Guidelines on physical activity, sedentary behaviour, and sleep for children under 5 years of age. Geneva: World Health Organization; 2019. 36 p. Режим доступа: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK541170/ (дата обращения 29.04.2024).
  11. Screen Time Leaflet. NHS Greater Glasgow and Clyde. 2020. Режим доступа: https://www.nhsggc.org.uk/kids/resources/slt-activityinformation-sheets/screen-time-leaflet/ (дата обращения 28.04.2024).
  12. Screen time and young children: Promoting health and development in a digital world / Canadian Paediatric Society, Digital Health Task Force. Paediatr. Child Health. 2017;22(8):461—8. doi: 10.1093/pch/pxx123
  13. Adès J., Agid Y., Bach J.-F. L’enfant, l’adolescent, la famille et les écrans. Appel a une vigilance raisonnée sur les technologies numériques: Rapport 19-04. Bulletin de l'Académie Nationale de Médecine. 2019;203(6):381—93. doi: 10.1016/j.banm.2019.06.004
  14. Кучма В. Р., Седова А. С., Степанова М. И. Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования. М.: НМИЦ здоровья детей Минздрава России; 2020. 20 с. Режим доступа: https://mosmetod.ru/files/Doshkolniki/ZOS_21.07.2020.pdf (дата обращения 30.04.2024).
  15. Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. 2020. Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (дата обращения 30.04.2024).
  16. Кучма В. Р., Поленова М. А. Современное состояние цифровой среды в российских школах. В сб.: Сборник трудов очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена и охрана здоровья детей и подростков: история и современность, взгляд в будущее», посвященной 115-летию организации научно-практической деятельности по охране здоровья детей в Санкт-Петербурге. СПб.: Изд-во ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России; 2023. С. 83—5.
  17. Чахнашвили М. Л., Иванов Д. В. Влияние цифровизации на здоровье детей и подростков. Вестник новых медицинских технологий. 2022;(3). Режим доступа: https://ouzs.ru/upload/iblock/900/90060ebcc761c8effa6ba5e1d75061d1.pdf (дата обращения 30.04.2024).
  18. Лангуев К. А., Богомолова Е. С. Медико-профилактическое сопровождение учащихся в условиях цифровой образовательной среды. В сб.: Сборник трудов очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена и охрана здоровья детей и подростков: история и современность, взгляд в будущее», посвященной 115-летию организации научно-практической деятельности по охране здоровья детей в Санкт-Петербурге. СПб.: Изд-во ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России: 2023. С. 86—8.
  19. Попов В. И., Милушкина О. Ю., Скоблина Н. А., Маркелова С. В., Соколова Н. В., Дементьев А. А. Поведенческие риски здоровью студентов в период проведения дистанционного обучения. Гигиена и санитария. 2020;99(8):854—60.
  20. Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю., Татаринчик А. А., Федотов Д. М. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов. Здоровье населения и среда обитания. 2017;7(292):41—3.
  21. Скоблина Н. А., Попов В. И., Еремин А. Л., Маркелова С. В., Милушкина О. Ю., Обрубов С. А., Цамерян А. П. Риски развития болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в условиях нарушения гигиенических правил использования электронных устройств. Гигиена и санитария. 2021;100(3):279—84.
  22. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340—03». Режим доступа: https://stavsch36.ru/doc/post_306_2003.pdf (дата обращения 30.04.2024).
  23. «О рекомендациях по работе с гаджетами для школьников.» Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=17008 (дата обращения 30.04.2024).
  24. «Профилактика вредного влияния мобильного телефона.» Режим доступа: https://medaboutme.ru/articles/profilaktika_vrednogo_vliyaniya_mobilnogo_telefona/ (дата обращения 30.04.2024).
  25. «Офтальмолог рассказал, на каком расстоянии можно сидеть за компьютером без вреда для зрения». 2021. Режим доступа: https://news.rambler.ru/internet/47527437/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 30.04.2024).
  26. «В Роспотребнадзоре заявили об опасности всех сотовых телефонов». Newz.ru/23/09/2023. Режим доступа: https://news.ru/society/v-rospotrebnadzore-zayavili-ob-opasnosti-vseh-sotovyh-telefonov/ (дата обращения 30.04.2024).
  27. «Сотовые телефоны: чего боятся абоненты?». ВЦИОМ. 14.06.2010. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sotovye-telefony-chego-boyatsya-abonenty (дата обращения 30.04.2024).
  28. Сенаторова О. В., Кузнецов В. А., Труфанов А. С. Отношение к здоровью и профилактика заболеваний — как показатель общественного здоровья. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2019;18(1):156—60.
  29. Чичерин Л. П., Щепин В. О. Десятилетие детства в России: правовое обеспечение охраны здоровья с применением информационных технологий. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(2):141—6. doi: 10.32687/0869-866X-2024-32-2-141-146
  30. Решетников А. В., Присяжная Н. В., Вяткина Н. Ю. Переход на дистанционный формат обучения в медицинском вузе: мнение студентов о трансформации учебного процесса в начале пандемии COVID-19. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(3):364—70. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-3-364-370

Статистика

Просмотры

Аннотация - 1

PDF (Russian) - 1

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах