сравнительный анализ систем здравоохранения на основе построения рейтинга
- Авторы: Хабриев Р.У.1, Коломийченко М.Е.1
- Учреждения:
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва
- Выпуск: Том 32, № 3 (2024)
- Раздел: Здоровье и общество
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1470
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-3-303-310
- Цитировать
Аннотация
Сравнительный анализ результативности и эффективности деятельности систем здравоохранения вызывает ряд затруднений в связи с различными показателями, используемыми в странах в качестве инструментов оценки, различными механизмами сбора данных, а также отличиями в сущности и размерности определяемых показателей. Для обеспечения сопоставимости абсолютных значений разных показателей и возможности сравнения не только деятельности отдельных медицинских организаций, но и эффективности системы здравоохранения в различных субъектах Российской Федерации, а также оценки деятельности системы здравоохранения в целом возможно использовать различные методики рейтингования.
В настоящем исследовании представлен комплексный сравнительный анализ деятельности систем здравоохранения на основе построения рейтинга с использованием интегральных показателей общественного здоровья: показателей деятельности основных систем здравоохранения (финансового обеспечения и развития инфраструктуры), общего коэффициента смертности от неинфекционных заболеваний, вероятности умереть в возрасте от 30 до 70 лет от любого из сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета или хронических респираторных заболеваний, индекса всеобщего охвата услугами здравоохранения, ожидаемой продолжительности жизни (при рождении и в возрасте 60 лет).
Проведенный комплексный сравнительный анализ результатов позволил сделать вывод о наибольших финансовых затратах на здравоохранение и лучшем уровне инфраструктурной обеспеченности (койками и медицинским персоналом) в странах со страховой системой здравоохранения. При этом страховая система здравоохранения по результатам ранжирования и по всем отобранным интегральным показателям общественного здоровья заняла первое место.
Полный текст
Введение
Сравнительный анализ результативности и эффективности деятельности систем здравоохранения вызывает ряд затруднений в связи с различием показателей, используемых в странах в качестве инструментов оценки, различными механизмами сбора данных, а также отличиями в сущности и размерности определяемых показателей.
Для обеспечения сопоставимости абсолютных значений разных показателей и возможности сравнения не только деятельности отдельных медицинских организаций, но и эффективности системы здравоохранения в различных субъектах Российской Федерации и оценки деятельности системы здравоохранения в целом можно использовать методики рейтингования [1—11].
Так, ряд исследователей [1—5] предлагают различные подходы к построению рейтингов медицинских организаций.
Г. Э. Улумбековой и соавт. представлена методика рейтинга по оценке эффективности систем здравоохранения регионов Российской Федерации. Рейтинг авторы рассматривали как индекс эффективности, который рассчитывался на основе четырех показателей с соответствующими весовыми коэффициентами (ожидаемая продолжительность жизни — с коэффициентом 0,5, подушевые государственные расходы на здравоохранение — с коэффициентом 0,3, валовый региональный продукт на душу населения — с коэффициентом 0,1, показатель потребления крепких алкогольных напитков на душу населения — с коэффициентом 0,1) [6].
Д. А. Травниковой проведено исследование работы системы здравоохранения Свердловской области: выделены ключевые показатели (обеспеченность медицинским персоналом — врачами и средними медицинскими работниками), на основании которых сформирован рейтинг территорий, а по результатам все муниципальные образования дифференцированы на три группы (с высоким, средним и низким уровнем развития систем здравоохранения) [7].
Ю. С. Положенцевой и соавт. предложена методика определения «суммарного ранга» субъекта Российской Федерации по каждому показателю деятельности системы здравоохранения (численность врачей, уровень заболеваемости и др.) при оценке в динамике (авторы определяли ранговые места по каждому показателю за период 2014—2018 гг.) [8].
О. А. Кислицына и Т. В. Чубарова предложили ранжирование субъектов Российской Федерации по деятельности системы здравоохранения на основании интегрального показателя (композитного индекса), оценивающего три компонента деятельности: «доступность», «качество», «результативность» [9].
В. И. Перхов и соавт. представили опыт применения метода балльной оценки эффективности систем здравоохранения субъектов Российской Федерации, аналогичной методу Bloomberg, используя для анализа следующие показатели: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение и долю расходов на здравоохранение от валового регионального продукта [10].
К. А. Ищенко и Н. И. Зариповой представлен обзор мировых рейтингов в сфере здравоохранения с определением исходных критериев включения того или иного рейтинга (выделены три наиболее авторитетные — рейтинг больниц NewsWeek, рейтинг медицинских городов Medbell, рейтинг стран по эффективности систем здравоохранения Bloomberg), кроме того, авторами проведен поиск корреляций между рассматриваемыми рейтингами [11].
Цель исследования — провести комплексный сравнительный анализ деятельности систем здравоохранения на основе построения рейтинга с использованием интегральных показателей общественного здоровья.
Материалы и методы
Настоящее исследование осуществлено в рамках плановой темы НИР «Научное сопровождение мониторинга здоровья населения Российской Федерации, среднесрочный прогноз и разработка стратегических направлений формирования общественного здоровья». Источниками информации были нормативные правовые акты, научные публикации, статистические данные. Использован комплекс методов, включающий изучение и обобщение опыта, группу аналитических методов, метод монографического описания, метод моделирования.
На первом этапе настоящего исследования были проанализированы:
научные публикации, представляющие методические подходы к построению различных рейтингов в системе здравоохранения (от рейтингов медицинских организаций до рейтингов субъектов Российской Федерации по эффективности деятельности системы здравоохранения) [1—11];
научные публикации, представляющие типологизацию основных систем здравоохранения [12—18]. По результатам анализа были сформированы группы стран с государственной, страховой и частной системой здравоохранения.
На втором этапе исследования были отобраны:
показатели, характеризующие инфраструктуру и финансовое обеспечение системы здравоохранения;
интегральные показатели общественного здоровья.
Методики формирования и расчета данных показателей общественного здоровья подробнее изучены и представлены в публикации [19].
На третьем этапе исследования для стран, обозначенных на первом этапе, были определены значения показателей, выделенных на втором этапе исследования, после чего проведено ранжирование стран по абсолютному значению каждого показателя и определено среднее значение рейтинга каждого показателя для каждой из систем здравоохранения.
На четвертом этапе исследования проведен сравнительный анализ рейтинга систем здравоохранения по показателям деятельности системы здравоохранения и интегральным показателям общественного здоровья.
Результаты исследования
По типу системы здравоохранения были сформированы следующие группы стран:
Страны с государственной (бюджетной) системой (далее — государственная система, группа 1) — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания), Греческая Республика (Греция), Королевство Дания (Дания), Ирландия, Королевство Испания (Испания), Итальянская Республика (Италия), Канада, Португальская Республика (Португалия).
Страны со страховой (социально-страховой) системой (далее — страховая система, группа 2) — Австрийская Республика (Австрия), Королевство Бельгия (Бельгия), Германия, Королевство Нидерландов (Нидерланды), Королевство Норвегия (Норвегия), Французская Республика (Франция), Королевство Швеция (Швеция), Япония.
Страны с частной (негосударственной, рыночной) системой (далее — частная система, группа 3) — Государство Израиль (Израиль), Республика Колумбия (Колумбия), Республика Корея (Корея), Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Республика Парагвай (Парагвай), Республика Сингапур (Сингапур), Соединенные Штаты Америки (США), Швейцарская Конфедерация (Швейцария).
В группу показателей, характеризующих финансовое обеспечение системы здравоохранения, были отобраны:
Текущие расходы на здравоохранение на душу населения (измеряемые в международных долларах) — средние расходы на здравоохранение в расчете на одного человека.
Текущие расходы на здравоохранение от валового внутреннего продукта в процентах (далее — текущие расходы на здравоохранение от ВВП) — показатель уровня ресурсов, затрачиваемых на здравоохранение.
Средства граждан от текущих расходов на здравоохранение в процентах — доля платежей, осуществляемых населением, от текущих расходов на здравоохранение.
В группу показателей, характеризующих инфраструктуру системы здравоохранения, были отобраны:
Обеспеченность койками на 10 тыс. населения (далее — койки на 10 тыс. населения).
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения (далее — врачи на 10 тыс. населения).
Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения (далее — средний медицинский персонал на 10 тыс. населения).
В настоящем исследовании использованы интегральные показатели общественного здоровья:
Индекс всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) — индекс (по безразмерной шкале от 0 до 100), который рассчитывается как среднее значение контрольных показателей, сгруппированных по четырем компонентам (репродуктивное здоровье, здоровье матерей, новорожденных и детей, инфекционные заболевания, неинфекционные заболевания, доступность услуг) [20, 21].
Общий коэффициент смертности от неинфекционных заболеваний (НИЗ), стандартизованный по возрасту, на 100 тыс. населения (далее — коэффициент смертности от НИЗ) — средневзвешенное значение повозрастных коэффициентов смертности на 100 тыс. человек [22, 23].
Вероятность умереть в возрасте от 30 до 70 лет от любого из сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета или хронических респираторных заболеваний, в процентах (далее — риск преждевременной смерти от целевых НИЗ) — доля людей в возрасте 30 лет, которые умерли бы до своего 70-летия от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета или хронических респираторных заболеваний при условии, что они будут сталкиваться с текущими уровнями смертности и не будут умирать от какой-либо другой причины [22, 23].
Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении, лет (далее — ОПЖ при рождении) — среднее количество лет, которое мог бы прожить новорожденный, если бы прожил жизнь в условиях половых и возрастных коэффициентов смертности, соответствующих году рождения (для определенного года, в данной стране, территории или географическом районе) [22, 24].
ОПЖ в возрасте 60 лет, лет (далее — ОПЖ 60 лет) — среднее количество лет, которое мог бы прожить человек в возрасте 60 лет, если бы прожил жизнь в условиях половых и возрастных коэффициентов смертности, соответствующих году наступления 60-летнего возраста (для определенного года, в данной стране, территории или географическом районе) [22, 24].
В настоящем исследовании для определения значений показателей для стран, входящих в обозначенные группы, были использованы различные источники статистических данных [22, 25, 26].
Рейтинги стран в рамках каждой из систем здравоохранения по отобранным показателям деятельности и по показателям общественного здоровья представлены в табл. 1 и 2.
Обсуждение
Лидером по уровню текущих расходов на здравоохранение, доле расходов на здравоохранение от ВВП и уровню платежей населения в системе здравоохранения являются страны со страховой системой. На втором месте — страны с государственной системой здравоохранения. Аналогичная зависимость выявлена в рейтинге стран по индексу ВОУЗ (рис. 1).
Лидирующие рейтинговые значения по инфраструктурной обеспеченности системы здравоохранения (обеспеченность койками, медицинскими работниками — врачами и средним медицинским персоналом) наблюдаются в странах со страховой системой здравоохранения; как и показатели финансирования, данные значения имеют прямую взаимосвязь с рейтинговыми значениями стран по индексу ВОУЗ (рис. 2).
В ходе исследования определена прямая зависимость между положением стран в рейтинге по индексу ВОУЗ, коэффициенту смертности от НИЗ и риску преждевременной смерти от целевых НИЗ (рис. 3), на втором месте — страны с государственной системой здравоохранения.
Страны со страховой системой здравоохранения наряду с лидирующими позициями в рейтинге по индексу ВОУЗ занимают первое место в рейтинге по двум показателям ОПЖ — при рождении и в возрасте 60 лет (рис. 4).
Кроме того, в ходе исследования определен «общий» рейтинг стран по показателям финансового обеспечения и по показателям состояния инфраструктуры, который был сопоставлен с рейтингом стран по индексу ВОУЗ и по ОПЖ (при рождении). Лидером также стала группа 2 — страны со страховой системой здравоохранения (рис. 5).
Заключение
Проведенное исследование позволило построить рейтинги отдельных стран с определенной системой здравоохранения и итоговый рейтинг каждой системы здравоохранения в целом по показателям финансирования и инфраструктурной обеспеченности системы здравоохранения, а также по интегральным показателям общественного здоровья — индекс ВОУЗ, коэффициент смертности от НИЗ, риск преждевременной смерти от целевых НИЗ и ожидаемая продолжительность жизни (при рождении и при достижении возраста 60 лет).
Проведенный комплексный сравнительный анализ результатов позволил сделать вывод о наибольших финансовых затратах на здравоохранение (лидирующие позиции по показателям «текущие расходы на здравоохранение на душу населения», «текущие расходы на здравоохранение от ВВП», «средства граждан от текущих расходов на здравоохранение») и лучшем уровне инфраструктурной обеспеченности (койками и медицинским персоналом) в странах со страховой системой здравоохранения. При этом страховая система здравоохранения по результатам ранжирования заняла первое место и по всем отобранным интегральным показателям общественного здоровья. На втором месте по всем показателям оказалась государственная система здравоохранения.
Об авторах
Рамил Усманович Хабриев
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва
Email: institute@nriph.ru
Мария Евгеньевна Коломийченко
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: m.kolomiychenko@nriph.ru
Список литературы
- Барскова Г. Н., Девишев Р. И., Лохтина Л. К. Российская практика рейтингования медицинских организаций. Социальные аспекты здоровья населения. 2014;5(39):17.
- Русских Т. Н., Тинякова В. И., Строев С. П. Многокритериальные модели рейтингования медицинских организаций региона: обзор подходов и эмпирические результаты. Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2019;4(24):125—34.
- Эльбек Ю. В. Международный опыт и российская практика рейтингования медицинских организаций. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022;(3):141—60.
- Бударин С. С., Ватолин Д. О. Об отдельных вопросах практического применения рейтингования медицинских организаций. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022;(5):83—97.
- Ивина В. Ю., Кармацких О. Г., Ануфриева Е. В. Оценка эффективности управления деятельностью медицинской организации по снижению смертности от болезней системы кровообращения на основе анализа данных о деятельности медицинских организаций Свердловской области за период 2018—2020 гг. Вестник Уральской медицинской академической науки. 2022;5(19):523—32.
- Гиноян А. Б., Улумбекова Г. Э., Чабан Е. А. Индекс эффективности 85 регионов РФ по здравоохранению. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2017;1(7):23—8.
- Травникова Д. А. Оценка показателей работы муниципальных и региональных органов управления здравоохранением в Свердловской области с применением рейтингового метода. Дискуссия. 2021;1(104):31—40.
- Положенцева Ю. С., Муштенко Н. С., Хомутинникова А. Д. Анализ эффективности системы здравоохранения: основные тенденции развития и перспективы модернизации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020;10(3):123—39.
- Кислицына О. А., Чубарова Т. В. Оценка системы здравоохранения в России: опыт построения регионального рейтинга. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021;(3):35—71.
- Перхов В. И., Куделина О. В., Третьяков А. А. Оценка эффективности здравоохранения в субъектах Российской Федерации с использованием методологии Bloomberg. Менеджер здравоохранения. 2019;(8):6—13.
- Ищенко К. А., Зарипова Н. И. Анализ рейтингов в сфере здравоохранения. Архитектура здоровья. 2020;(2):20—8.
- Зудин А. Б., Щепин В. О. Типологизация национальных систем здравоохранения как фактор траектории реформирования. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2016;(4):32—42.
- Омельяновский В. В., Максимова Л. В., Татаринов А. П. Зарубежный опыт: модели финансирования и организации систем здравоохранения. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014;3(21):22—34.
- Максимова Л. В., Омельяновский В. В., Сура М. В. Анализ систем здравоохранения ведущих зарубежных стран. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2014;1(15):37—45.
- Хафизьянова Р. Х., Бурыкин И. М., Алеева Г. Н. Сравнительная оценка эффективности систем здравоохранения различных стран. Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. 2013;(2):214—21.
- Шейман И., Терентьева С. Международное сравнение эффективности бюджетной и страховой моделей финансирования здравоохранения. Экономическая политика. 2015;10(6):1—23.
- Карпов О. Э., Махнев Д. А. Модели систем здравоохранения разных государств и общие проблемы сферы охраны здоровья населения. Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова. 2017;12(3):92—100.
- Потапчик Е. Г. Какая модель финансирования здравоохранения лучше: бюджетная или социального страхования? О чем свидетельствует международный опыт? Социальные аспекты здоровья населения. 2021;67(1):9. doi: 10.21045/2071-5021-2021-67-1-9. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1235/30/lang,ru/
- Хабриев Р. У., Коломийченко М. Е. Лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях и интегральные оценки общественного здоровья. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(1):11—5. doi: 10.32687/0869-866X-2023-31-1-11-15
- World health statistics 2016: monitoring health for the SDGs, sustainable development goals. Geneva: World Health Organization; 2016.
- Primary health care on the road to universal health coverage: 2019 global monitoring report. Geneva: World Health Organization; 2021.
- The Global Health Observatory. Режим доступа: https://www.who.int/data/gho
- WHO methods and data sources for country-level causes of death 2000—2019. Geneva: World Health Organization; 2020.
- WHO methods and data sources for life tables 1990—2019. Geneva: World Health Organization; 2020.
- World health statistics 2021: monitoring health for the SDGs, sustainable development goals. Geneva: World Health Organization; 2021.
- World health statistics 2022: monitoring health for the SDGs, sustainable development goals. Geneva: World Health Organization; 2022.