СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА

Аннотация


В статье представлен анализ проблем подготовки врачей. Среди них отмечены дефекты профессиональной ориентации абитуриентов, приводящие к тому, что 19% студентов еще в годы учебы принимают решение не работать в здравоохранении после окончания обучения. Кроме того, регистрируется дефицит практического опыта у обучающихся, а также дисбаланс подготовки специалистов по различным специальностям, дефицит бюджетных мест в ординатуре, неудовлетворенность молодых врачей условиями работы и ее графиком и др. Авторами предложен комплекс мер по совершенствованию профессиональной ориентации абитуриентов, повышению качества обучения в медицинских университетах и содействию их трудоустройству и успешной адаптации в медицинских организациях.


Полный текст

Одной из главных задач, поставленных перед организаторами сферы здравоохранения, является формирование специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, с целью предоставления высококачественной медицинской помощи населению [1—3]. В этом контексте непрерывное профессиональное медицинское образование становится неотъемлемым условием развития профессиональной компетентности [4—9].
Несмотря на широкое распространение компетентностного подхода к подготовке врачей, который предусматривает определение необходимых компетенций для будущих специалистов, этот подход не дает полного ответа на вопрос о том, какие методы, технологии и организационные формы должны быть использованы, когда и на какой стадии обучения они должны быть внедрены, а также каким образом следует проводить отбор абитуриентов в высшие медицинские учебные заведения и какими критериями следует руководствоваться при этом. Продолжается также обсуждение методов и форм, способных обеспечить эффективную адаптацию выпускников к работе в медицинских организациях после завершения обучения [10—12].
Огромное значение имеет также не изученная до конца роль научно-образовательного медицинского кластера (НОМК) в повышении качества подготовки медицинских специалистов на учебных базах вузов, входящих в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) и Министерства высшего образования и науки Российской Федерации (МВОиН). НОМК также играет ключевую роль в обеспечении нужд всего населения округа, в котором исторически сложились тесные связи с субъектами кластера.
Подготовка исключительно качественных медицинских специалистов — вопрос, который всегда остается актуальным среди российских ученых. При решении этой проблемы особое внимание уделяется организации высококачественного образования [13] и подготовке кадров [14], при этом исследуется зарубежный опыт непрерывного медицинского образования [15—19].
В отличие от карьеры представителей других профессий, карьера врача изучена недостаточно широко. Успешная врачебная карьера, по мнению авторов, определяется по большей части степенью готовности к профессиональной деятельности [20, 21], качеством и количеством компетенций врача [22—24].
Однако исследований, посвященных всему континууму — от ориентации абитуриентов до адаптации молодых специалистов в медицинских организациях, — недостаточно.
Целью настоящего исследования стало совершенствование вузовской модели обучения студентов-медиков с учетом потребности во врачебных кадрах при использовании технологии и ресурсов НОМК «Северо-Кавказский».
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы подготовки врачебных кадров в Российской Федерации на основе анализа литературных источников и нормативных документов.
2. На основе результатов социологического исследования создать «профиль студента медицинского вуза» на примере Ставропольского государственного медицинского университета (СтГМУ) и сравнить его с профилем студентов немедицинских специальностей, оценить потенциал профессорско-преподавательского состава СтГМУ с точки зрения его готовности решать поставленные задачи по совершенствованию подготовки врачебных кадров.
3. На основании компаративного анализа полученных результатов социологического исследования студентов СтГМУ различных периодов обучения изучить трансформацию представлений о будущей профессии.
4. Для выявления потенциала и результативности образовательных организаций Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) по подготовке медицинских кадров в рамках НОМК «Северо-Кавказский» провести его компаративный анализ.
5. Проанализировать кадровый потенциал отрасли здравоохранения СКФО, тенденции его развития и установить потребности отрасли во врачебных кадрах.
6. Для достижения поставленных целей провести критический анализ нормативных актов на региональном уровне в отношении социальной поддержки медицинских работников в Российской Федерации.
7. Разработать и внедрить усовершенствованную концептуальную модель обучения студентов-медиков, используя потенциал вузов НОМК «Северо-Кавказский».
Описание решения первых шести задач было представлено в опубликованных ранее статьях, содержащих полученные авторами результаты исследований профессиональной ориентации абитуриентов, поступающих в медицинские вузы [25—28], а также имеющихся в образовательных организациях сервисов по трудоустройству выпускников [29, 30]. Кроме того, осуществлен анализ критериев выбора образовательных организаций высшего медицинского образования (ООВМО) и работодателей, а также карьерных настроений выпускников медицинского университета [31]. Проанализированы факторы, влияющие на мотивацию профессорско-преподавательского состава медицинского университета к эффективной трудовой деятельности [32, 33]. Приведен анализ различных аспектов эффективности образовательных организаций СКФО по подготовке медицинских кадров в рамках НОМК «Северо-Кавказский» [34—37], совершенствованию врачебных кадров и постдипломного образования [38], улучшению мер по обеспечению СКФО квалифицированными врачебными кадрами [39—41], а также деятельности медицинского университета в условиях пандемии COVID-19 [42].
Опубликованные нами ранее статьи, охватывающие весь континуум (от профориентации абитуриентов в региональных медицинских вузах до адаптации молодых специалистов в медицинских организациях), подчеркивают отсутствие механизмов распределения выпускников, финансирования собственной практики и дефицита новых рабочих мест. Для устранения этих проблем предлагается улучшить результативность и потенциал ООВМО в рамках НОМК. В результате исследований на базе СтГМУ, изложенных в перечисленных выше публикациях авторов, можно выделить так называемые пробелы в обеспечении СКФО квалицированными кадрами, начиная с довузовского уровня и заканчивая периодом трудоустройства выпускников и становления молодого врача. Деление на уровни/этапы довольно условное, поскольку эффекты, возникающие на последующих этапах деятельности, могут формироваться и ранее.
На довузовском этапе встречаются дефекты профессиональной ориентации абитуриентов, приводящие к тому, что 19% студентов еще в период обучения принимают решение не работать в здравоохранении, в том числе:
применение малоэффективных технологий профессиональной ориентации и отбора абитуриентов;
игнорирование обратной связи и последующего анализа реализованных мер и достигнутых результатов профориентационной работы;
отсутствие и/или неразвитость контактов с образовательными организациями среднего звена, неэффективные формы и методы сотрудничества с ними в области профориентации обучающихся;
слабое использование такой формы работы, как создание базовых и опорных школ, профильных классов, особенно в отдаленных территориях регионов.
В период вузовского этапа встречаются:
отсутствие навыков тайм-менеджмента и копинга стресса;
неразвитость лидерских качеств;
дефицит практического опыта;
низкая привлекательность для молодых преподавателей работы в медицинских университетах;
недостаточный уровень практикориентированости обучения.
На постдипломном этапе возможны:
недоучет изменений на рынке медицинских специальностей, приводящий к дисбалансу подготовки специалистов;
завышенные ожидания выпускников в отношении заработной платы, не соответствующие существующим реалиям;
отсутствие четких представлений о будущей работе и работодателях;
слабое использование информационных каналов на базе наиболее популярных веб-платформ в качестве источников информации по поиску работы;
низкий уровень занятости научной деятельностью из-за низкой оплаты, отсутствия времени, ресурсной базы и интереса;
низкий уровень знания иностранного языка;
дефицит бюджетных мест в ординатуре при низком платежеспособном спросе на места с оплатой обучения;
дисбаланс востребованности вакансий в стационарном и первичном звене здравоохранения;
неудовлетворенность молодых врачей графиком и условиями работы.
отсутствие механизмов распределения выпускников, финансирования собственной практики и дефицита новых рабочих мест.
Таким образом, составление реестра пробелов в организации трех этапов подготовки врачей, анализ кадрового обеспечения медицинской отрасли СКФО, изучение потенциала ООВМО НОМК «Северо-Кавказский» стали информационной основой для разработки и усовершенствования вузовской программы обучения студентов-медиков с использованием технологии и ресурсов НОМК Северо-Кавказский», который был создан в соответствии с приказом МЗ РФ № 844»Об организации работы по формированию НОМК».
31 декабря 2015 г. было подписано трехстороннее соглашение о создании кластера «Северо-Кавказский» между координатором (СтГМУ) и участниками кластера ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» МЗ РФ (ДГМУ) и ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» МЗ РФ (СОГМА). То обстоятельство, что на территории СКФО подготовкой медицинских кадров, помимо образовательных организаций ведомственной принадлежности МЗ РФ, занимаются медицинские факультеты классических университетов системы МВОиН, а также Пятигорский филиал ФГБОУ ВО «Волгоградский медицинский университет» МЗ РФ, стало основой для принятия решения об обращении к их руководителям с предложением войти в состав НОМК «Северо-Кавказский» в качестве партнеров, что привело к подписанию в 2016 г. всеми ООВМО, расположенными на территории СКФО, соответствующего соглашения. Понимание тесной связи образовательной деятельности с практическим здравоохранением стало основанием для приглашения к участию в НОМК министерств здравоохранения субъектов СКФО, руководители которых стали полноправными членами НОМК «Северо-Кавказский».
Проведенный анализ потенциала образовательных организаций НОМК показал, что он находится на неодинаковых уровнях по различным направлениям деятельности. С целью реализации принципа равенства партнеров было принято решение о делегировании ряда полномочий координатора кластера членам кластера с учетом наличия у них экспертизы в определенных областях функционирования.
Изучение существовавших проблем подготовки врачей позволило разработать ряд мероприятий по улучшению подготовки врачей на территории СКФО, дополняющих и улучшающих текущую деятельность ООВМО СКФО.
«Пазл» мер, дополняющих деятельность НОМК в сфере образовательной деятельности, за исключением постдипломного образования, выглядит следующим образом (табл. 1).
В соответствии с предложенными концептуальными мерами был составлен «пазл» организационных мероприятий НОМК «Северо-Кавказский» по подготовке врачебных кадров (табл. 2).
В рамках реализации программы развития кластера образовательными организациями — участниками НОМК «Северо-Кавказский» — проведена следующая работа:
Созданы Координационно-методический совет и единая информационная база по обеспечению образовательного процесса ООВМО НОМК. В этом контексте проведены унификация образовательного процесса и структурирование академической мобильности студентов в пределах НОМК, а также осуществлено создание единой информационной, образовательной и лечебно-диагностической среды НОМК. Кроме того, реализована совместная Программа развития научно-образовательного медицинского кластера СКФО «Северо-Кавказский» [34—37].
Проведены онлайн-трансляции лекций.
Проведены методические онлайн-совещания (обсуждение результатов сессий и нормативных правовых аспектов обеспечения учебного процесса).
Оказана консультативная и методическая помощь партнерам по ключевым вопросам организации образовательного процесса.
Развивается олимпиадное движение.
Организован и проведен конкурс на присвоение звания «Профессор года НОМК „Северо-Кавказский“».
Начато издание совместной методической продукции.
Создан механизм координации совместной деятельности участников по лечебной работе в республиках СКФО.
На основе изучения потребности СКФО в медицинских кадрах осуществляется подготовка специалистов по ряду актуальных направлений.
Создана общая образовательная среда ООВМО НОМК «Северо-Кавказский».
Сформулированы и реализуются общие принципы и механизмы повышения квалификации ППС членов НОМК «Северо-Кавказский».
Внедрено дистанционное обучение профессионалов в рамках дополнительного профессионального образования ППС НОМК «Северо-Кавказский».
Увеличилось количество образовательных и лечебных баз для дополнительного профессионального образования района Кавказские Минеральные воды.
Созданы и реализуются программы модульной подготовки ППС НОМК «Северо-Кавказский».
Внедрены сетевая, дискретная и дистанционная формы обучения ППС НОМК «Северо-Кавказский».
Объединены базы учебно-методической и научной литературы, обеспечен доступ к ним для всего ППС НОМК «Северо-Кавказский».
Сформулированы совместно принципы и правила аккредитации.
Для закрепления достигнутых результатов и дальнейшей интеграции всех членов кластера вне зависимости от ведомственной принадлежности была разработана совместная Программа развития научно-образовательного медицинского кластера СКФО «Северо-Кавказский» на 2019—2021 гг. и на последующий период.
Целью программы в соответствии с потребностями субъектов округа являются:
Формирование единой системы непрерывного медицинского образования и интеграция в образовательный и лечебный процесс результатов НИР.
Устойчивый рост критериальных показателей деятельности вузов — участников кластера.
Выполнение совместных научных исследований, программ и грантов.
Повышение престижа медицинского образования и медработников на основе использования мотивационных механизмов и ресурсов НОМК «Северо-Кавказский».
Улучшение качества медицинской помощи на территориях, закрепленных за участниками кластера.
За каждым направлением деятельности закреплены соответствующие образовательные организации НОМК, определены цели по каждому направлению, задачи и мероприятия, позволяющие достигнуть намеченных целей.
Так, повышение качества оказания и расширение спектра оказываемой медицинской помощи населению СКФО является целью в области клинической деятельности членов НОМК.
Заключение
Реализация НОМК «Северо-Кавказский» современных программ подготовки высококвалифицированных врачей в результате интеграции образования, науки и медицинской практики дает возможность усилить кадровый потенциал здравоохранения СКФО и генерировать импульс для улучшения здоровья и качества жизни населения. При этом не происходит слияния субъектов кластера, которые, сохраняя статус юридического лица, взаимодействуют с партнерами. Результаты исследования позволяют заключить, что кластерная модель объединения российских образовательных организаций позволяет выбрать приоритетные векторы обучения специалистов, основываясь на изучении актуальных нужд субъекта в конкретных медицинских профессионалах, расширить перспективы и облегчить поиск работы молодым врачам; обеспечить использование потенциала квалифицированного ППС всего НОМК, организовать и осуществить НИР по наиболее актуальным для региона проблемам.
Система мер, реализованных в рамках НОМК, а именно: создание рабочих групп по направлениям, проведение инвентаризации и актуализации данных НИР, определение целевых показателей деятельности участников кластера, формирование общего научно-образовательного пространства НОМК, воплощение в жизнь совместной программы развития НОМК «Северо-Кавказский» на 2019—2021 гг. и на последующий период усилила кадровый потенциал здравоохранения СКФО за счет повышения уровня качества подготовки врачей в ООВМО НОМК «Северо-Кавказский».

Об авторах

Карэн Робертович Амлаев

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», 355017, г. Ставрополь

Автор, ответственный за переписку.
Email: kum672002@mail.ru

Софья Магомедовна Койчуева

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», 355017, г. Ставрополь

Email: koichueva26@mail.ru

Анна Борисовна Ходжаян

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», 355017, г. Ставрополь

Email: uchpro@stgmu.ru

Виктор Николаевич Мажаров

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет», 355017, г. Ставрополь

Email: postmaster@stgmu.ru

Список литературы

  1. Хальфин Р. А., Мадьянова В. В. Некоторые вопросы обучения организаторов здравоохранения. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2016;5(6):4—8.
  2. Михайлова А. В. От профессионального конкурса по стандартам Worldskills Russia — к первичной аккредитации специалиста. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2017;(6):146—50.
  3. Беляева Г. В. Непрерывное образование в России в ХIХ—ХХI веках: проблемы, вопросы, решения. В сб.: Сборник трудов научно-практической конференции с международным участием «Непрерывное медицинское и фармацевтическое образование в 21 веке». Курск; 2017. С. 155—61.
  4. Блинов С. В. Система непрерывного медицинского образования в контексте концепции «life-long learning education». Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: реабилитация, врач и здоровье. 2018;36(6):176—81.
  5. Клигуненко Е. Н., Кравец О. В., Площенко Ю. А., Сединкин В. А., Халимончик В. В. Современный подход к образованию врачей: концепция непрерывного медицинского образования и непрерывного профессионального развития. Медицина неотложных состояний. 2018;92(5):169—72.
  6. Фомина М. В., Михайлова Е. А., Азнабаева Л. М. Коммуникативный компонент содержания образования в аспекте корпоративной культуры медицинского вуза. Вестник Оренбургского государственного университета. 2018;218(6):91—6.
  7. Фролова О. И., Жмуров В. А., Соловьева С. В. Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы. Аккредитация в образовании. 2019;111(3):34—5.
  8. Парахонский А. П. Особенности формирования компетентности студентов при изучении медицинских дисциплин в условиях совершенствования образования. Образовательный процесс. 2019;13(2):15—20.
  9. Лобачев И. В., Соловьев А. И., Корнилов В. А., Резванцев М. В. Система непрерывного медицинского образования и принципы аккредитации медицинских специалистов. Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2019;65(1):242—6.
  10. Абдрахманова А. О., Койков В. В., Байгожина З. А. Модель поддержки компетенций профессорско-преподавательского состава медицинских ВУЗов. Journal of Health Development. 2017;22(1):14—7.
  11. Жук О. А. Мнение выпускников медицинского вуза о качестве полученного образования. Медицина: теория и практика. 2019;4(S):207—8.
  12. Палевская С. А. Современные подходы к формированию критериев оценки профессиональной деятельности врача. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2019;(2):62—9.
  13. Семенова Т. В. Медицинские кадры России. Кадровый дисбаланс и его устранение в здравоохранении. Вестник Росздравнадзора. 2019;(4):49—59.
  14. Камынина Н. Н., Иванов А. В., Филин А. С. Потенциальные участники системы непрерывного медицинского образования — об организации обучения в рамках дополнительного профессионального образования. Общественное здоровье и здравоохранение. 2018;59(3):61—70.
  15. Гиббс Т. Определение и значение непрерывного образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012;(3):12.
  16. Cristancho S. M. Qualitative research essentials for medical education. Singapore Med. J. 2018;59(12):622—7.
  17. Buja L. M. Medical education today: all that glitters is not gold. BMC Med. Educ. 2019;19(1):110.
  18. Morgan J. From Creation to Evaluation: A Comprehensive Global Health Scholars Program for Graduate Medical Education Trainees. J. Med. Educ. Curric. Dev. 2020 Aug 21;7:2382120520951821. doi: 10.1177/2382120520951821
  19. Bedoll D. Global trends in medical education accreditation. Hum. Resour. Health. 2021;19(1):70.
  20. Решетников В. А. Зарубежный опыт и его влияние на формирование отечественной модели подготовки кадров в области управления здравоохранением. Здравоохранение Российской Федерации. 2016;60(5):240—4.
  21. Решетников В. А. Роль профориентации в повышении престижа врачебной специальности в Российской Федерации. Медицинский вестник МВД. 2021;115(6):58—62.
  22. Зимина Э. В. Системный подход к профессиональной подготовке управленческих кадров для здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения. 2010;15(3):112.
  23. Богдан Н. Н., Кулагин А. В. Отношение к карьере руководителей сферы здравоохранения как фактор профессионального развития (Электронный ресурс). Медицина и образование в Сибири. 2014;(3). Режим доступа: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/php?id=7907.01.2016
  24. Найговзина Н. Б., Конаныхина А. К., Кочубей А. В. Задачи подготовки и непрерывного профессионального развития административно-управленческих кадров здравоохранения в системе дополнительного профессионального образования. Здравоохранение Российской Федерации. 2016;60(1):35—40.
  25. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А., Кузьмина Е. М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(2):134—42. doi: 10.24411/2220-8453-2019-12009
  26. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Ходжаян А. Б., Хрипунова А. А. Технологии профессионального ориентирования и отбора в образовательные организации высшего медицинского образования в России и за рубежом. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(4). doi: 10.24411/2220-8453-2019-14000
  27. Амлаев К. Р., Муравьева А. А., Койчуева С. М., Ходжаян А. Б. Некоторые аспекты профессиональной ориентации абитуриентов при поступлении в образовательные организации высшего медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;11(1):28—40. doi: 10.24411/2220-8453-2020-11001
  28. Амлаев К. Р., Шикина И. Б., Койчуева С. М., Хрипунова А. А. Факторы, влияющие на выбор абитуриентом образовательной организации высшего медицинского образования. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020;(2):223—38.
  29. Амлаев К. Р., Шикина И. Б., Койчуева С. М, Хрипунова А. А. Профессиональная ориентация и востребованность услуг по трудоустройству выпускников медицинских и многопрофильных образовательных организаций высшего образования. Социальные аспекты здоровья населения. 2020;66(3):10. doi: 10.21045/2071-5021-2020-66-3-10
  30. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А., Шикина И. Б., Вдовина И. В., Блинкова Л. Н. Критерии выбора образовательной организации высшего медицинского образования и работодателя. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020;(3). Режим доступа: http://healthproblem.ru/magazines?text=495 (дата обращения 21.09.2020).
  31. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Хрипунова А. А. Карьерные установки выпускников медицинского университета. Проблемы социальной гигиены, равоохранения и истории медицины. 2020;28(5):1006—10.
  32. Амлаев К. Р., Шикина И. Б., Бузин В. Н., Койчуева С. М., Блинкова Л. Н. Факторы, влияющие на мотивацию профессорско-преподавательского состава медицинского университета к эффективной трудовой деятельности. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020;(4). Режим доступа: https://healthproblem.ru/ru/magazines?text=562
  33. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Муравьева В. Н. Обзор нормативных правовых актов регионального уровня по социальной поддержке медицинских работников. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;11(4):53—66. doi: 10.24411/2220-8453-2020-14004
  34. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Кошель В. И., Ходжаян А. Б. Компаративный анализ некоторых показателей результативности образовательных организаций Северо-Кавказского федерального округа по подготовке медицинских кадров в рамках научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский» Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(2):347—52.
  35. Амлаев К. Р., Койчуева С. М. Наука и инновации в рамках реализации кластерных подходов в научно-образовательном медицинском кластере «Северо-Кавказский». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(1):135—8.
  36. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Мажаров В. Н., Кошель В. И., Ходжаян А. Б. Научно-исследовательский потенциал образовательных организаций научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский» как ресурс инновационного развития. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(4):984—7. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-4-984-987/
  37. Амлаев К. Р., Койчуева С. М. Наука и инновации в рамках реализации кластерных подходов в научно-образовательном медицинском кластере «Северо-Кавказский». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(1):135—8.
  38. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Мажаров В. Н., Кошель В. И., Ходжаян А. Б. Совершенствование врачебных кадров и постдипломного образования в рамках научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(5):1214—9.
  39. Амлаев К. Р. Совершенствование мер по обеспечению Северо-Кавказского федерального округа квалифицированными врачебными кадрами с использованием технологий и ресурсов научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(6):1613—8. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-6-1613-1618
  40. Амлаев К. Р., Койчуева С. М., Муравьева А. А. Некоторые показатели, характеризующие хирургическую активность медицинских организаций и обеспеченность анестезиологами-реаниматологами в Ставропольском крае. Вестник молодого ученого. 2020;9(4):129—32.
  41. Амлаев К. Р. Анализ обеспеченности врачебными кадрами субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(5):885—9. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-5-885-889.
  42. Амлаев К. Р., Кошель В. И., Ходжаян А. Б., Агранович Н. В., Койчуева С. М., Ветрова И. Н., Знаменская С. В. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;11(3). doi: 10.24411/2220-8453-2020-13000

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 1

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах