СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ И СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
- Авторы: Василенок А.В.1,2, Буянова Н.М.1,2, Маряшева С.В.1
- Учреждения:
- ФГБПОУ «Медицинский колледж»
- ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Минздрава России
- Выпуск: Том 30, № 6 (2022)
- Страницы: 1345-1350
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1117
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1345-1350
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение В 2013 г. приняты Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 [1]. Правилами предусмотрено, что «проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций». К настоящему моменту разработано и утверждено 87 профессиональных стандартов в области здравоохранения. Для специалистов со средним медицинским образованием: -«Специалист по организации сестринского дела» от 31.07.2020 № 479н; -«Медицинская сестра/медицинский брат» от 31.07.2020 № 475н; -«Медицинская сестра по реабилитации» от 31.07.2020 № 476н; -«Медицинская сестра-анестезист» от 31.07.2020 № 471н; -«Рентгенолаборант» от 31.07.2020 № 480н; -«Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием» от 31.07.2020 № 473н и др. [2, 3]. Профессиональные стандарты выражают консолидированное представление профессионального сообщества об особенностях того или иного вида профессиональной деятельности и позволяют выстроить диалог системы профессионального образования и работодателей, которые испытывают трудности в достижении единых требований к компетенциям выпускника. В образовании говорят о направлениях подготовки, профессиях и специальностях широкого профиля и необходимости фундаментальной подготовки, развития общепрофессиональных компетенций как условия профессиональной мобильности выпускника - так называемых hard skills. Работодатели акцентируют внимание на несоответствии уровня профессиональных компетенций молодых специалистов требованиям занимаемой должности, необходимости отправлять их на повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку сразу после окончания образовательного учреждения. Внедрение профессиональных стандартов позволяет сократить этот разрыв. Система профессионального образования напрямую от работодателей получает необходимую информацию о том, какой должна быть квалификация соответствующих работников и какими должны быть требования к подготовке выпускников образовательных учреждений. Наряду с профессиональными стандартами нормативными документами, определяющими требования к профессиональным квалификациям работников, являются Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС). При обращении к справочникам как источникам информации о требованиях к профессиональным квалификациям при разработке профессиональных образовательных программ необходимо понимать возможности и ограничения данных документов. При составлении квалификационных характеристик должностей разработчики ЕКСД не предполагали их использование при формировании образовательных программ, что отразилось на содержании разделов. Представленная информация является обобщенной, требования к уровню квалификации имеют формальный характер. Обновление квалификационных характеристик происходит нечасто, поэтому они не дают объективного описания современных видов профессиональной деятельности. Все это снижает ценность справочника как источника информации о требованиях к профессиональным квалификациям работников, которые необходимо учитывать для создания современных эффективных программ профессионального образования [4]. Согласно Комплексному плану мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессиональной-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 гг. предполагается замена ЕТКС и ЕКСД на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке [5]. Материалы и методы Сотрудниками ФГБПОУ «Медицинский колледж» проведен сравнительный анализ шести профессиональных стандартов и квалификационных характеристик специалистов с высшим и средним профессиональным медицинским образованием по соответствующим должностям: -«Специалист в области клинической лабораторной диагностики» (врач-лаборант) и «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием» (лаборант); -«Врач-анестезиолог-реаниматолог» и «Медицинская сестра-анестезист»; -«Врач-рентгенолог» и «Рентгенолаборант». Результаты исследования В ходе исследования выявлено, что разделы ЕКСД и утвержденные профессиональные стандарты специалистов с высшим и средним профессиональным медицинским образованием содержат сходные положения, различающиеся формулировкой, что приводит к неточностям при составлении должностных обязанностей и ставит под сомнение целесообразность их применения. Так, трудовым действием врача-лаборанта является «оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания)». Трудовое действие лаборанта дополняет фраза «оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания), в том числе беременным и детям». Неясна цель добавленной фразы: специалист с высшим медицинским образованием не должен оказывать экстренную медицинскую помощь пациентам данных категорий? Аналогичная ситуация выявляется при соотнесении трудовых действий врача и лаборанта по специальности «Рентгенология»: оба специалиста проводят анализ медико-статистической информации, ведут медицинскую документацию, организуют деятельность находящегося в распоряжении медицинского персонала; возникает вопрос о перечне лиц, подчиняющихся рентгенолаборанту. Сравнительный анализ профессиональных стандартов врача-рентгенолога и рентгенолаборанта выявил большое количество близких по смыслу трудовых действий, содержащих неточности в формулировках. Так, в отделениях лучевой диагностики чрезвычайно важно обеспечение радиационной безопасности, что находит отражение в трудовых действиях следующим образом: -обеспечение безопасности рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно-томографических исследований, в том числе с соблюдением требований радиационной безопасности (трудовое действие рентгенолога); -выполнение требований по обеспечению радиационной безопасности (трудовое действие рентгенолога); -расчет дозы рентгеновского излучения, полученной пациентом при проведении рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических), и регистрация ее в протоколе исследования (трудовое действие рентгенолога); -организация дозиметрического контроля медицинского персонала рентгенологических (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно-томографических отделений (кабинетов) и анализ его результатов (трудовое действие рентгенолога); -проведение работы по организации дозиметрического контроля и анализ его результатов у медицинских работников (трудовое действие рентгенолаборанта); -расчет и регистрация в протоколе исследования дозы рентгеновского излучения, полученной пациентом (трудовое действие рентгенолаборанта); -расчет дозы рентгеновского излучения и регистрация в листе учета дозовых нагрузок (трудовое действие рентгенолаборанта); -выполнение требований радиационной безопасности пациентов и персонала в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами при проведении рентгенологических исследований (трудовое действие рентгенолаборанта); -обеспечение радиационной безопасности персонала и пациента при эксплуатации рентгеновского оборудования (трудовое действие рентгенолаборанта). Дублирование действий ведет к невозможности четкой организации работы специалистов и перекладыванию ответственности друг на друга. Согласно профессиональному стандарту, архивированием выполненных в отделении лучевой диагностики исследований и осуществлением контроля предоставления пациентам средств индивидуальной защиты от рентгеновского излучения занимаются как врач-рентгенолог, так и рентгенолаборант. Согласно ЕКСД, в должностные обязанности врача-рентгенолога входит «оказание первой медицинской помощи при электрической и механической травме, реакции на введение контрастных веществ и других неотложных состояниях, возникающих при проведении лучевых исследований», тогда как рентгенолаборант «оказывает при необходимости первую медицинскую помощь пострадавшим от электрического тока» и «доврачебную помощь при неотложных состояниях». По какой причине помощь при получении пациентом механической травмы врач предоставляет, а рентгенолаборант нет? Хирургическая операция требует особой слаженности в работе специалистов разного профиля и невозможна без участия анестезиологов-реаниматологов и анестезистов, которые также имеют сходные профессиональные компетенции, что негативным образом отражается на их выполнении. Из информации, содержащейся в ЕКСД, не ясно, кто должен подготавливать наркозно-дыхательную аппаратуру: врач-анестезиолог-реаниматолог «организует рабочее место в операционной с учетом мер технической и пожарной безопасности, подготавливает к работе и эксплуатации наркозно-дыхательную и аппаратуру мониторного наблюдения, а также необходимые инструменты, расходные материалы и медикаменты», а медицинская сестра-анестезист «осуществляет подготовку наркозно-дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры и рабочего места к работе, контроль исправности, правильности эксплуатации аппаратуры». При идентичности данных обязанностей целесообразно определить их одному специалисту, в противном случае необходимо внести уточнения, какие именно изделия медицинского назначения готовит каждый специалист. Профессиональные стандарты «Врач-анестезиолог-реаниматолог» и «Медицинская сестра-анестезист» содержат аналогичные правовые коллизии: в чем заключаются различия между трудовым действием врача «оценка состояния пациента перед анестезиологическим пособием» и трудовым действием медицинской сестры «оценка состояния пациента перед проведением анестезиологического пособия, в ходе операции, а также в ранний послеоперационный период»? Таким образом, при разработке профессиональных стандартов целесообразно избегать дублирования трудовых действий специалистов с высшим и средним профессиональным медицинским образованием. В табл. 1-3 представлены сравнительные характеристики в ЕКСД специалистов с высшим и средним профессиональным медицинским образованием по специальностям «Рентгенология», «Анестезиология и реаниматология», «Лабораторная диагностика». Таблица 1 Сравнительный анализ трудовой деятельности рентгенолога и рентгенолаборанта Врач-рентгенолог Рентгенолаборант ЕКСД Должностные обязанности Оказывает первую медицинскую помощь при электрической и механической травме, реакции на введение контрастных веществ и других неотложных состояниях, возникающих при проведении лучевых исследований Оказывает при необходимости первую медицинскую помощь пострадавшим от электрического тока Должен знать Приказы и другие нормативные акты Российской Федерации, определяющие деятельность службы лучевой диагностики и отдельных ее структурных подразделений Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся организации службы лучевой диагностики и лучевой терапии в Российской Федерации Правила по охране труда и пожарной безопасности (в том числе при эксплуатации лучевого медицинского оборудования) Правила по охране труда и пожарной безопасности Профессиональный стандарт Обобщенные трудовые функции Проведение рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно-томографических исследований органов и систем организма человека Выполнение рентгенологических и КТ-исследований пациентам Выполнение МРТ пациентам. Трудовые функции Проведение рентгенологических (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно-томографических исследований и интерпретация их результатов Выполнение рентгенологических и КТ-исследований. Выполнение МРТ-исследований Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала Выполнение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала Трудовые действия Контроль учета расходных материалов и контрастных препаратов Контроль учета расходных материалов и медицинских изделий Расчет дозы рентгеновского излучения, полученной пациентом при проведении рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических), и регистрация ее в протоколе исследования Расчет и регистрация в протоколе исследования дозы рентгеновского излучения, полученной пациентом Расчет дозы рентгеновского излучения и регистрация в листе учета дозовых нагрузок Обеспечение безопасности рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно-томографических исследований, в том числе с соблюдением требований радиационной безопасности Обеспечение радиационной безопасности персонала и пациента при эксплуатации рентгеновского оборудования Выполнение требований по обеспечению радиационной безопасности Выполнение требований радиационной безопасности пациентов и персонала в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами при проведении рентгенологических исследований Контроль рационального и эффективного использования аппаратуры и ведения журнала по учету технического обслуживания медицинского оборудования Текущий контроль за состоянием оборудования, своевременным его ремонтом и списанием Организация дозиметрического контроля медицинского персонала рентгенологических (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно-томографических отделений (кабинетов) и анализ его результатов Проведение работы по организации дозиметрического контроля и анализ его результатов у медицинских работников Обеспечение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Проведение работы по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Создание цифровых и жестких копий рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических исследований) и магнитно-резонансно-томографических исследований Создание цифровых и твердых копий результатов рентгенологических и КТ-исследований Создание цифровых и твердых копий МРТ-исследований Архивирование выполненных рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно-томографических исследований в автоматизированной сетевой системе Архивирование результатов выполненных исследований в автоматизированной сетевой системе Архивирование выполненных МРТ-исследований, в том числе в автоматизированной системе архивирования результатов исследования Таблица 2 Сравнительный анализ трудовой деятельности врача-лаборанта и лаборанта Врач-лаборант Лаборант ЕКСД Должностные обязанности Ведет медицинскую документацию в установленном порядке Ведет необходимую учетно-отчетную документацию Должен знать Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения Принципы работы и правила эксплуатации лабораторного оборудования Правила работы в клинико-диагностических лабораториях Профессиональный стандарт Трудовые действия Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека - кровообращения и/или дыхания) Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека - кровообращения и/или дыхания), в том числе беременным и детям Обеспечение безопасности персональных данных работников лаборатории, пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну Использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом лаборатории Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении младшим и средним медицинским персоналом Таблица 3 Сравнительный анализ трудовой деятельности врача-анестезиолога-реаниматолога и медицинской сестры-анестезиста Врач-анестезиолог-реаниматолог Медицинская сестра-анестезист ЕКСД Должностные обязанности Осуществляет непрерывный контроль состояния больного во время анестезии, назначает обоснованную корригирующую терапию, инфузионно-трансфузионную терапию во время анестезии с учетом особенностей детского и старческого возраста, сопутствующих заболеваний, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, тяжести состояния пациента Осуществляет контроль за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации, а также за сохранностью, учетом использования, дозировкой лекарственных средств во время преднаркозной подготовки, наркоза, посленаркозного периода Осуществляет наблюдение за больным и проводит необходимое лечение в период выхода больного из анестезии, а также в ближайшем послеоперационном периоде до полного восстановления жизненно важных функций, осуществляет наблюдение за больным Участвует в общей и преднаркозной подготовке больных к операции, наблюдает за больными в ранний послеоперационный период, участвует в профилактике осложнений в ходе и после операций Организует рабочее место в операционной с учетом мер технической и пожарной безопасности; подготавливает к работе и эксплуатации наркозо-дыхательную и аппаратуру мониторного наблюдения, а также необходимые инструменты, расходные материалы и медикаменты Осуществляет подготовку наркозно-дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры и рабочего места к работе, контроль исправности, правильности эксплуатации аппаратуры Участвует в хирургических операциях Должен знать Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения Современные методы общей, местной и регионарной анестезии в различных областях хирургии, в том числе у больных с сопутствующими заболеваниями Современные методы общей, местной и регионарной анестезии Профессиональный стандарт Трудовые функции Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала Трудовые действия Наблюдение за состоянием пациента после окончания анестезиологического пособия до восстановления и стабилизации жизненно важных систем организма Наблюдение за состоянием пациента после окончания анестезиологического пособия до восстановления и стабилизации жизненно важных систем организма Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом Проведение работы по контролю выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациента, включая состояние клинической смерти Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека - кровообращения и/или дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме Оценка состояния пациента перед анестезиологическим пособием Оценка состояния пациента перед проведением анестезиологического пособия, в ходе операции, а также в ранний послеоперационный период Оказание медицинской помощи пациентам при наличии состояний, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе при наличии состояния клинической смерти, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека - кровообращения и/или дыхания) Таким образом, положения ЕКСД не соответствуют положениям профессиональных стандартов, что требует пересмотра справочника в соответствии с профессиональными стандартами. Выводы 1.Нормативно-правовые документы, регламентирующие трудовые обязанности медицинских работников с высшим и средним профессиональным образованием (Единый квалификационный справочник и профессиональные стандарты), имеют множество несоответствующих друг другу и пересекающихся положений. 2.Отсутствие четкого разграничения трудовых функций и трудовых действий врачей и медицинских сестер делает невозможным четкое распределение должностных обязанностей. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
А. В. Василенок
ФГБПОУ «Медицинский колледж»; ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Минздрава России
Email: mkramn@inbox.ru
Н. М. Буянова
ФГБПОУ «Медицинский колледж»; ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Минздрава России
С. В. Маряшева
ФГБПОУ «Медицинский колледж»
Список литературы
- Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://government.ru/docs/all/85921/ (дата обращения 04.02.2022).
- Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа: https://fgosvo.ru/docs/index/2/2?page=1 (дата обращения 04.02.2022).
- Портал классификаторов и справочников КлассИнформ. Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/02-zdravookhranenie.html (дата обращения 04.02.2022).
- Методика разработки модулей программ дополнительного профессионального образования для формирования компетенций, обеспечивающих трудовые функции, заявленные в профессиональных стандартах. Под ред. В. В. Федотовой. Екатеринбург: УрФУ; 2015. 74 с.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г № 478-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы». Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/government/132 (дата обращения 04.02.2022).