ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В МОСКВЕ: ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

  • Авторы: Камынина Н.Н.1,2, Аксенова Е.И.1,2
  • Учреждения:
    1. ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
    2. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Выпуск: Том 30 (2022): Спецвыпуск
  • Страницы: 1010-1015
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1052
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-s1-1010-1015
  • Цитировать

Аннотация


Авторами определены приоритеты деятельности Центра общественного здоровья и медицинской профилактики города Москвы (ЦОЗММ) на основе итогов работы Центра в 2021 г. и тенденций развития общественного здоровья в Москве. Выделены предпочтительные направления развития системы общественного здоровья в Москве. Научные исследования по направлениям работы ЦОЗММ позволяют использовать в работе здравоохранения Москвы достоверную и актуальную научную информацию, позволяющую повысить не только качество, но и объём выполняемой работы, проектов управленческих решений в области общественного здоровья. Проведённые мероприятия в рамках окружных программ по укреплению здоровья позволяют концентрировать имеющиеся ресурсы в необходимом направлении, а созданная система мониторинга помогает отслеживать результативность работы. В рамках деятельности ЦОЗММ планируется расширить диапазон мероприятий, связанных с формированием здоровья трудовых коллективов, и максимально привлечь внимание работодателей к корпоративным программам общественного здоровья.

Полный текст

Введение Здоровье населения - это важнейший фактор качества жизни и главный ресурс социально-экономического развития страны. Укрепление общественного здоровья является приоритетной задачей стратегического планирования, обозначенной как на уровне национального проекта «Демография» 62, так и в ряде других документов, нормативно закрепляющих необходимость формирования системы управления собственным здоровьем среди населения 63, 64. Позиционирование Москвы как крупного динамично развивающегося мегаполиса обусловливает необходимость вовлечения в решение задач укрепления общественного здоровья не только представителей медицинского сообщества, но и префектур округов, предприятий города, бизнес-сообществ, средств массовой информации [1, 2]. Для решения этих и многих других вопросов, связанных с развитием общественного здоровья в условиях мегаполиса, в конце 2020 г. в Москве на базе ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента» (НИИОЗММ ДЗМ) был создан Центр общественного здоровья и медицинской профилактики города Москвы (ЦОЗММ). Функционирование ЦОЗММ представляет собой уникальный опыт взаимодействия науки и практики, позволяющий разрабатывать и внедрять в жизнь мегаполиса научно обоснованные управленческие решения 65. Ресурсы научной организации используются для решения задач ЦОЗММ в части проведения аналитической и экспертной работы по вопросам развития общественного здоровья и медицинской профилактики, методического обеспечения деятельности медицинских организаций по вопросам укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости и др. Цель исследования - определение приоритетов деятельности ЦОЗММ, исходя из итогов его работы в 2021 г. и тенденций развития общественного здоровья в Москве. Материалы и методы В ходе исследования проанализированы действующие нормативные документы, регламентирующие деятельность Центров общественного здоровья и медицинской профилактики, материалы исследований, опубликованных в электронных базах eLibrary, CyberLeninka. Проведен анализ и описаны результаты деятельности ЦОЗММ, выполняемой им согласно установленным нормативным документам. В работе применялись методы контент-анализа, описательной статистики, аналитический. Результаты В рамках исполнения положений федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» Минздравом России были разработаны приказы, определившие содержание деятельности Центров общественного здоровья и медицинской профилактики на уровне субъекта РФ 66. Для эффективного функционирования ЦОЗММ были подготовлены нормативные документы, полностью соответствующие целям, задачам и направлениям работы Центров общественного здоровья, описанным в приказах Минздрава России. Пандемия COVID-19 внесла определённые коррективы в формирование приоритетных направлений деятельности уже в первые месяцы работы ЦОЗММ. Совместно с Центром медико-социальных исследований, входящим в структуру НИИОЗММ ДЗМ, было запланировано и проведено большое количество медико-социальных исследований, позволивших разработать управленческие решения, направленные на сохранение здоровья горожан на этапе «выхода» из пандемии. Так, по поручению Департамента здравоохранения города Москвы в 2020 г. было начато исследование «Мониторинг информированности и поведенческих аспектов, связанных с COVID-19, в городе Москве». Методология исследования была разработана при поддержке Европейского регионального офиса ВОЗ. К настоящему моменту проведено пять волн исследования [3, 4]. Одним из интересных результатов явился факт выявления большего количества «оптимистов» (по отношению к происходящим вокруг изменениям) из числа лиц, придерживающихся здорового образа жизни (ЗОЖ) - примерно в 3 раза больше, чем «пессимистов». Основным «ударом» пандемии, с точки зрения ведения ЗОЖ, было ограничение двигательной активности. Однако на момент последней волны исследования почти две трети респондентов (62%), как минимум, вернулись к допандемическому уровню физической активности. Снятие ограничений положительно сказалось на практиках ЗОЖ, в первую очередь на физической активности. Выход на работу в обычном режиме способствовал лучшему соблюдению режима дня. Жители столицы за пандемию в целом не стали больше курить и употреблять алкоголя. Однако данные, полученные в 5-ю волну, показали небольшое увеличение потребления алкоголя: 6% респондентов стали потреблять больше алкоголя, чем до пандемии. Установлено, что москвичи не склонны обращаться за психологической помощью даже в период пандемии: по результатам исследования 4-й волны, доля обратившихся в психологические службы составила 5%. Выявление закономерностей в сфере общественного здоровья населения Москвы, обоснование тенденций развития системы общественного здравоохранения осуществляется в тесном взаимодействии с научными командами НИИОЗММ ДЗМ, что позволило наработать значительный фактологический материал, лёгший в основу функционирования ЦОЗММ, формирования методических подходов к организации мониторинга изменений в системе общественного здоровья Москвы. За прошедший период был изучен международный опыт создания и функционирования системы укрепления общественного здоровья крупных городов [5], что позволило определить современные направления развития общественного здоровья в московском мегаполисе. Учитывая достаточно часто встречающуюся разницу в интерпретации существующих понятий в сфере общественного здоровья, были проанализированы отечественные и зарубежные определения терминов «общественное здоровье» и «общественное здравоохранение», определены сферы и характер их применения [6]. Поиск методов оценки текущего состояния общественного здоровья в Москве и фиксации достигаемых результатов позволил изучить и применить в московской практике инструмент самооценки выполнения основных оперативных функций общественного здравоохранения, разработанный ВОЗ и применяемый на практике многими государствами, но не отдельными городами [7]. Проведённое исследование показало, что службы, оказывающие услуги общественного здравоохранения в мегаполисе, частично интегрированы с медицинскими услугами, а частично организованы как отдельные виды деятельности, осуществляемые организациями различной ведомственной принадлежности. В целом, выполнение оперативных функций общественного здравоохранения в Москве находится на высоком уровне в первую очередь благодаря сконцентрированным в городе материально-техническим, кадровым, финансовым, информационно-коммуникационным и исследовательским возможностям. Так, в Москве на мировом уровне развиты и работают информационные системы, которые могут предоставлять достаточный объём полезной информации для системы общественного здравоохранения и политиков. Среди таких систем выделяются система экологического мониторинга, интеллектуальная транспортная система Москвы, информационные системы органов ЗАГС и органов статистики, единый портал государственных услуг и др. Сотрудниками ЦОЗММ на системной основе проводится глобальный анализ наиболее эффективных практик в области общественного здоровья. Для этого разработаны семантические карты поиска информации о проектах укрепления здоровья, организации помощи на уровне первичного звена, программ диспансеризации и скринингов в различных странах мира. Так, в 2021 г. проведён анализ наиболее эффективных программ диспансеризации населения с использованием принципов доказательной медицины. Выявлено, что основным трендом в развитии первичной медико-санитарной помощи становятся разработка и внедрение инноваций в области искусственного интеллекта (трекеры, мониторы и датчики, встроенные в одежду, аксессуары и имплантируемые медицинские устройства дают возможность отслеживать и определять всё большее количество показателей здоровья). В 2021 г. впервые для России при оценке уровня развития общественного здоровья на уровне мегаполиса была использована методология целей устойчивого развития (ЦУР). Система ЦУР предлагает универсальный инструмент по выявлению прогресса в данной области в виде набора индикаторов, служащих критериями выполнения целевых задач ЦУР 3 («хорошее здоровье и благополучие») [8]. В итоговый отчёт были включены статистические данные для города Москвы по актуальным показателям, характеризующим состояние и основные тренды общественного здоровья в столице в условиях пандемии COVID-19. Эти данные собраны из открытых источников Росстата или рассчитаны специалистами ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». Следует отметить, что выполненная работа является первым реализуемым опытом детальной оценки здоровья населения на уровне субъекта РФ в контексте «Повестки-2030» и ЦУР в области здоровья. В рамках реализации Региональной программы укрепления общественного здоровья города Москвы были разработаны и внедрены в административные округа муниципальные программы укрепления общественного здоровья, рассчитанные на 5 лет. Структура муниципальных программ включает общую, социально-экономическую характеристику административных округов Москвы, географические особенности, демографические характеристики, детальный анализ заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний (НИЗ) в округе, анализ распространённости факторов риска, характеристику ресурсов в области общественного здоровья и системы здравоохранения в целом, возможности сотрудничества. В каждой программе определены целевые ориентиры и ожидаемые результаты, обозначены ресурсы, необходимые для ее реализации. Программы содержат Планы конкретных мероприятий («Дорожные карты») для реализации в каждом административном округе. Разработка муниципальных программ укрепления общественного здоровья осуществлялась на основе данных, полученных в ходе детального анализа ситуации с заболеваемостью и смертностью, позволившего определить наиболее важные направления в сфере сохранения здоровья населения в административных округах Москвы. Например, выбор Юго-Восточного, Восточного, Южного, Северного и Северо-Восточного административных округов связан с насыщенной производственной инфраструктурой, значительным ростом доли НИЗ в структуре общей заболеваемости, увеличением распространённости факторов риска НИЗ, а также увеличивающейся смертностью населения в анализируемый период времени. Для анализа эффективности реализации окружных программ укрепления общественного здоровья разработана система мониторинга, которая представляет собой систематический сбор данных и обобщение информации о мероприятиях, проводимых в административных округах Москвы. Мониторинг предполагает оценку соответствия проведённых мероприятий целям и задачам окружной программы, своевременность выполнения мероприятий, сравнение фактических сроков реализуемых мероприятий с запланированными. Эффективность реализации программ определяется по результатам оценки планируемых и фактически достигнутых значений целевых показателей окружных программ. В рамках решения задачи формирования корпоративных программ общественного здоровья ЦОЗММ найдено цифровое решение - конструктор корпоративных программ укрепления здоровья, позволяющее в режиме онлайн разработать корпоративную программу под запросы конкретной организации. В Конструкторе предусмотрена возможность провести профессиональную медицинскую экспертизу программы, а при необходимости - получить консультацию специалистов. В 2021 г. на данную технологию получено свидетельство о государственной регистрации [9]. Цифровое решение также получило одобрение со стороны Департамента здравоохранения Москвы в виде утверждённых методических рекомендаций 67. В период распространения новой коронавирусной инфекции многие мероприятия проводились для населения в режиме онлайн. Для этого в Москве на базе НИИОЗММ ДЗМ была создана специализированная платформа мероприятий «Московская медицина». Основной тематикой вебинаров являлись вопросы профилактики вредных привычек, в том числе табакокурения, ЗОЖ: советы эндокринолога, рациональное питание в условиях мегаполиса, профессиональное здоровье, борьба с ожирением, психологическое здоровье, физическая активность и др. В рамках реализации программ укрепления общественного здоровья акцент был сделан на население трудоспособного возраста, а также медицинских специалистов. Для населения разработан курс по рациональному питанию, состоящий из цикла вебинаров: «Здоровое питание для здоровых почек», «Витамины на тарелке», «Роль минеральных веществ в здоровом питании», «Здоровое питание для офисных работников». Для медицинских специалистов проведено обучение по программе «Здоровое питание как профилактика НИЗ и неотъемлемая часть здорового образа жизни». В 2021 г. проводились консультации представителей пациентских сообществ и студентов по вопросам здорового питания как способа профилактики НИЗ и инфекционных заболеваний и неотъемлемой части ЗОЖ. Проведены лекции-тренинги «Здоровое питание в условиях мегаполиса». Рассмотрены вопросы, связанные со сбалансированностью питания в соответствии с потреблением энергии, жиров, способами замены насыщенных жиров и трансжиров ненасыщенными жирами. В качестве методической поддержки образовательных проектов на официальном сайте ЦОЗММ запущен проект «Виртуальный кабинет диетолога». Также на портале «Московское здоровье» создан раздел «Правильное питание», направленный на информирование жителей Москвы о рациональном питании, сезонных особенностях питания, проблемах, связанных с увеличением веса. Одним из ключевых направлений деятельности ЦОЗММ в 2021 г. было вовлечение в реализацию проектов в области общественного здоровья широких слоев населения, выстраивание эффективных коммуникаций с различными общественными объединениями и организациями, поддержка успешных проектов, связанных с вопросами укрепления общественного здоровья в Москве. Интересным примером является формирование сетевого сообщества инструкторов ЗОЖ. Для этого в 2021 г. проведен конкурсный отбор лидеров, активно продвигающих идеи ЗОЖ. Конкурсный отбор включал три этапа: письмо-презентация, обучающий курс и хакатон. В процессе конкурсного отбора все участники смогли принять участие в предакселераторе по социальному проектированию. Они прошли комплексную оценку своих профессиональных компетенций, получили знания в области отбора идей для проектов, направленных на изменения отношения населения к собственному здоровью, методов упаковки социально-ориентированных проектов, практический инструментарий для запуска проектов. Информация о коммуникационных компаниях ЦОЗММ размещаются на ресурсах портала «Московское здоровье» 68. Портал является основной базой достоверной информации о здоровье для широкой аудитории москвичей. Основной принцип его работы - это публикация информации, прошедшей экспертную оценку со стороны главных внештатных специалистов ДЗМ, организационно-методических отделов НИИОЗММ ДЗМ, специалистов медицинских организаций [10]. Обсуждение Проведённый анализ состояния сферы общественного здоровья позволил выявить проблемные места и определить приоритеты для дальнейшего вектора развития системы общественного здоровья в Москве. Начало работы ЦОЗММ, попавшее под влияние пандемии COVID-19, доказало актуальность проведения социологических опросов, в первую очередь - среди населения, по различным тематикам общественного здоровья. Однако, учитывая текущие изменения в эпидемиологической ситуации, необходимо соответствующим образом менять направления исследований, что позволит на регулярной основе осуществлять мониторинг приверженности населения Москвы к ведению ЗОЖ, отказу от вредных привычек и т. п. Определённый интерес в этом плане представляет проведение сопоставительных исследований (в Москве и других регионах), что возможно осуществить при наличии интереса к такому типу исследований у ЦОЗММ субъектов РФ. Использование научного потенциала НИИОЗММ ДЗМ для решения различных вопросов, входящих в компетенцию ЦОЗММ, не только обеспечило своевременное получение достоверной аналитической информации, но и способствовало формированию достоверных научных баз данных о здоровье, появлению интересных научных решений, что, в конечном итоге, способствует принятию обоснованных управленческих решений. Представление научных результатов в виде экспертных, аналитических обзоров по различным вопросам общественного здоровья позволило значительно «обогатить» работающих специалистов достоверной актуальной информацией по широкому кругу вопросов. О востребованности данной информации говорит экспоненциальный рост числа просмотров соответствующей станицы на официальном сайте НИИОЗММ ДЗМ 69. Разработка региональной и окружных программ укрепления общественного здоровья стала начальной точкой целенаправленных изменений со стороны государства, Правительства Москвы в структуре городской среды, деятельности организаций, прямо или опосредованно влияющих на состояние здоровья населения Москвы, поведении самих горожан, принимающих решения относительно своего здоровья. Уже первый этап реализации окружных программ показал разную степень вовлечённости заинтересованных лиц в запланированные мероприятия. Успешность реализации была высокой в тех административных округах, где активно работал междисциплинарный подход к осуществлению мероприятий по укреплению здоровья. Важную роль в выстраивании эффективных коммуникаций в округах сыграли сотрудники окружных отделов ЦОЗММ, активно взаимодействующие с различными официальными лицами, представителями общественных организаций, населением. Использование разработанной системы мониторинга также позволило оперативно оценивать текущую ситуацию в округе и при необходимости - усиливать потенциал воздействия. В перспективе развития данной системы - создание IT-решения, позволяющего оценивать результаты выполнения с показателями заболеваемости. Комплексный подход к реализации мер по увеличению доли лиц, приверженных ЗОЖ, будет способствовать снижению заболеваемости и смертности от основных хронических заболеваний и НИЗ в трудоспособном возрасте. Ключевым направлением деятельности ЦОЗММ должна стать реализация популяционной профилактической модели. Наиболее значимые задачи ЦОЗММ в предстоящем периоде: •дальнейшее совершенствование нормативной базы по вопросам ведения гражданами ЗОЖ с учётом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения; •внедрение к 2024 г. в 100% административных округов Москвы программ по укреплению общественного здоровья; •совершенствование механизма информирования населения Москвы о качестве продуктов питания, защите жителей столицы от недостоверной информации о продукции, в том числе не соответствующей принципам здорового питания; •развитие сети межведомственного взаимодействия по вопросам общественного здоровья с привлечением некоммерческих организаций, волонтерских организаций, московского сообщества лидеров ЗОЖ к реализации программ укрепления общественного здоровья позволит увеличить целевой охват населения Москвы и компенсировать кадровый дефицит специалистов по общественному здоровью. Выводы В настоящий момент ЦОЗММ имеет достаточно полный набор документов, регламентирующих его деятельность. Для дальнейшей работы возможным и необходимым является процесс их актуализации с учётом выхода новых нормативных правовых документов, связанных с развитием общественного здоровья и деятельностью структур, обеспечивающих этот процесс. Проведение социологических исследований остается важным и обязательным компонентом работы ЦОЗММ. Выбор направлений для исследований должен соответствовать основной деятельности, учитывать данные заболеваемости (в первую очередь - НИЗ), а также результаты аналогичных исследований, проведённых на территории России и в зарубежных странах. Выполнение научных исследований по направлениям работы ЦОЗММ подтвердило верность принятого решения о создании ЦОЗММ на базе научной организации. Использование в работе достоверной и актуальной научной информации позволило повысить не только качество, но и объём выполняемой работы, проектов управленческих решений в области общественного здоровья. Планирование работы в последующие годы должно быть неразрывно связано с получением научных данных, проведением научных исследований по актуальным для ЦОЗММ тематикам. Реализация мероприятий в рамках окружных программ по укреплению здоровья позволяет концентрировать имеющиеся ресурсы в необходимом направлении, при необходимости привлекать дополнительные ресурсы. Разработанная система мониторинга помогает отслеживать результативность работы, но в перспективе требует информационно-аналитического сопровождения, что ставит данную задачу в ранг приоритетов развития ЦОЗММ. Особое внимание в дальнейшей работе ЦОЗММ планируется уделить расширению спектра мероприятий, связанных с формированием здоровья трудовых коллективов, что будет способствовать снижению числа случаев временной нетрудоспособности и, соответственно, повышению уровня доходов жителей столичного региона. Привлечение внимания работодателей к корпоративным программам общественного здоровья является приоритетным направлением дальнейшей работы. Их внедрение в организации и учреждения будет способствовать повышению охвата целевой аудитории населения трудоспособного возраста Москвы, повысит грамотность москвичей в вопросах здоровьесбережения. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

Н. Н. Камынина

ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Email: kamyninann@zdrav.mos.ru

Е. И. Аксенова

ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»


Список литературы

  1. Мыльникова Л. А., Камынина Н. Н. Создание Центра общественной профилактики здоровья и медицинских городов Москвы как структуры медицинской профилактики популяционного уровня в мегаполисе // Здоровье мегаполиса. 2021. Т. 2, № 1. С. 7-21. doi: 10.47619/2713-2617.zm.2021.v2i1;7-21
  2. Алленов А. М. Методологические и методические аспекты оценки и состояние качества инфраструктуры городской среды, влияющей на здоровье населения мегаполиса // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2021. № 4. С. 46-51. doi: 10.25742/NRIPH.2021.04.005
  3. Аксенова Е., Богдан И., Вуйнович М. и др. Отчет по результатам мониторинга информированности, восприятия рисков, моделей профилактического поведения и уровня доверия для поддержки мер реагирования на вспышку пандемии (четвертая волна). М.; 2021. 73 с.
  4. Аксенова Е., Богдан И., Вуйнович М. и др. Отчет по результатам мониторинга информированности, восприятия рисков, моделей профилактического поведения и уровня доверия для поддержки мер реагирования на вспышку пандемии (пятая волна). М.; 2021. 82 с.
  5. Аксенова Е. И., Камынина Н. Н., Короткова Е. О. и др. Анализ международного опыта создания и функционирования систем укрепления здоровья населения мегаполисов. М.; 2020. 189 с.
  6. Аксенова Е. И., Гречушкина Н. А., Каменева Т. Н., Камынина Н. Н. Общественное здоровье: эволюция понятия в стратегических документах охраны здоровья и развития здравоохранения в странах мира. М.; 2021. 42 с.
  7. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. (2015). Инструмент самооценки выполнения основных оперативных функций общественного здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ. Копенгаген; 2015. 135 с. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/345189
  8. United Nations. Department of Economic and Social Affairs. Ensure healthy lives and promote well-being for all at all ages. URL: https://sdgs.un.org/goals/goal3 (дата обращения: 15.10.2021).
  9. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021668143 Российская Федерация. Конструктор корпоративных программ общественного здоровья: № 2021667666: заявл. 10.11.2021: опубл. 10.11.2021.
  10. Епифанова Н. П. Здоровье в городе онлайн: портал «Московское здоровье» - достоверная база знаний // Московская медицина. 2021. № 6. С. 68-73.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 290

PDF (Russian) - 187

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах