УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Авторы: Аргутина А.С.1, Косюга С.Ю.2
- Учреждения:
- ГБУЗ НО «Детская стоматологическая поликлиника г. Дзержинска»
- ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
- Выпуск: Том 27, № 3 (2019)
- Страницы: 277-280
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/101
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-3-277-280
- Цитировать
Аннотация
Рассмотрены результаты фрагмента комплексного медико-социального исследования, в ходе которого проведено анкетирование детей младшего школьного возраста и их родителей по вопросам удовлетворенности оказанием стоматологических услуг. Представлены данные изучения субъективного мнения о качестве и доступности стоматологической помощи ортодонтического профиля. Выявлены и ранжированы причины неудовлетворенности, определены критерии преимущественного обращения в медицинские организации государственной и частной форм собственности. Получены демографические и материально-финансовые характеристики семей, профессиональные характеристики родителей, их субъективная оценка отдельных сторон качества жизни, определен уровень санитарно-гигиенических знаний и медицинской активности, в том числе в вопросах профилактики стоматологических заболеваний и зубочелюстных аномалий у детей 6-11 лет. Составлен обобщающий социальный портрет семьи, воспитывающей ребенка - пациента детской стоматологической поликлиники.
Полный текст
Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Национальный проект «Здравоохранение» (2018) определили задачу повышения доступности и качества медицинской помощи как одну из приоритетных в стратегии государственной политики в области здравоохранения [1, 2]. По данным ряда исследований, нуждаемость детей в ортодонтическом лечении значительно выше, нежели реальные возможности ее оказания, и достигает 65,7% от общего числа прикрепленного контингента [3, 4]. Несмотря на то что обращаемость за оказанием данного вида помощи за последние годы значительно возросла [5]. Один врач-ортодонт за год в среднем имеет 130 законченных случаев лечения зубочелюстных аномалий (ЗЧА), в то время как нуждаемость в ортодонтическом лечении выявляется у 2812 детей [6]. Наличие развившихся и осложненных форм ЗЧА существенно нарушает функциональное состояние и жизнедеятельность организма ребенка [7-9], ведет к эстетическим нарушениям в челюстно-лицевой области, снижает качество жизни [10]. В сложившейся ситуации решение вопроса обеспечения доступности качественной ортодонтической помощи детям является весьма актуальным, имеющим практическую значимость. Материалы и методы В рамках выполнения комплексного медико-социального исследования (согласно общевузовскому плану НИР) авторами проведено анкетирование родителей/законных представителей 131 ребенка в возрасте 6-11 лет, нуждающегося в оказании ортодонтической помощи. Все дети являлись на момент опроса пациентами профильной медицинской организации, послужившей базой настоящего исследования (ГБУЗ НО «Детская стоматологическая поликлиника г. Дзержинска»). Поликлиника имеет 22 школьных стоматологических кабинета, в которых также оказывается стоматологическая помощь детям, в том числе изучаемому контингенту. Определение минимального репрезентативного объема выборки, а также расчет средних ошибок относительных величин, как и определение достоверности их величины и разности, проводили с применением классических методик санитарной статистики с использованием критерия Стьюдента. Анонимный опрос осуществляли с помощью специально разработанной анкеты, содержащей 75 вопросов. Все данные подвергались математической обработке. Результаты исследования Согласно полученным данным, субъективное мнение о недостатках в организации ортодонтической помощи в базовой поликлинике складывалось следующим образом. Наиболее часто (59,5±4,3 из 100 опрошенных) респонденты были недовольны очередью и невозможностью попасть на прием в удобное время. Жаловались на невнимательное отношение медицинского персонала 11,5±2,7% респондентов, а 6,1±2% не были удовлетворены квалификацией и компетентностью специалистов. Качество медицинского оборудования и применяемых лекарственных средств назвали низким 4,6±1,8% респондентов. Основной причиной неудовлетворенности явилось отсутствие/недостаток специалистов необходимого профиля (23,7±3,7%) и квалификации (14,5±3%). В 18,3±3,3% случаев респонденты посчитали высокими цены на оказываемые платные услуги. Значимой причиной неудовлетворенности явился недостаток информации о том, к кому из специалистов можно обратиться в случае тех или иных заболеваний (16,0±3,2%). На отсутствие/недостаток средств на лечение и покупку лекарственных средств пожаловались 7,6±2,3% опрошенных, а 6,1±2% - на удаленность медицинской организации от места проживания и проблемы с транспортом. Несмотря на отмеченные респондентами недостатки в оказываемой помощи, 75,6±3,7% из них предпочли для ортодонтического лечения ребенка государственную поликлинику, 13,7±3% - частную, а 10,7±2,7% выбрали оба варианта ответа. Основной причиной выбора государственной стоматологической поликлиники семьями явилась возможность получения лечения по полису обязательного медицинского страхования (77,1±3,7%). Сосредоточенность и компактность размещения всех видов врачей-специалистов в одном учреждении были вторым по популярности ответом (30,5±4%). На удачное местоположение поликлиники указали 16,0±3,2% респондентов, 12,2±2,9% отметили высокую квалификацию и компетентность ее медицинского персонала, а 3,1±1,5% - высокое качество материально-технического и лекарственного обеспечения медицинской помощи. Каждый десятый респондент счел справедливыми и приемлемыми цены на оказываемые платные услуги. Причины выбора семьями частной стоматологической клиники отличались. Основной причиной являлась возможность посещения медицинской организации в позднее время суток и в выходные дни (57,1±4,3 на 100 опрошенных), второй по частоте встречаемости была высокая материально-техническая оснащенность (28,6±3,1%; р<0,05), третьей - высокая квалификация персонала (25,4±3,8%; р<0,05). Крайне высокую стоимость предлагаемых частными клиниками медицинских услуг отметили 95,2±1,8% респондентов. В ходе работы удалось составить обобщающий социальный портрет семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста, имеющего ЗЧА: полная семья (72,5±3,9%) с одним-двумя детьми (90±2,6%), имеющая собственное (97,7±1,3%) комфортное (86,4±2,9%) жилье, проживающая совместно с другими родственниками (51,9±4,4%). В 71,9± ±3,9% семей родители работали по найму: на производстве (31,5±4,1%), в торговле (27,1±3,9%), в сфере образования (9±2,5%) или здравоохранения (6±2,1%). Общий среднемесячный доход семей (40,2±4,3%) составил от 25 до 40 тыс. руб. в месяц, которого в 43,3±4,3% случаев хватало только на продукты и вещи первой необходимости. Доказаны низкий уровень санитарно-гигиенических знаний и низкая медицинская активность родителей (67,5±4,1 и 90,5±2,6% соответственно), которые негативно оценивали свое качество жизни по следующим индикаторам: цены на продукты питания и товары/услуги (53,4±4,4 и 66,4±4,1% соответственно), деятельность органов местного самоуправления (64,8± ±4,2%), экологическая ситуация (55,0±4,3%). Исследованием установлено, что уровень профилактических знаний родителей в отношении стоматологических заболеваний, формирования и развития ЗЧА крайне низок, равно как и их медицинская активность в целом. Так, посещение ребенком врача-стоматолога детского в 35,9±4,1% случаев осуществлялось родителями лишь по мере необходимости (когда болели зубы), и только 1/4 опрошенных посещали его чаще одного раза в год. Лишь 16,8±3,2% детей хотя бы однажды были на приеме у врача-гигиениста стоматологического. В 78,6±3,5% семей знали, кто такой врач-ортодонт и зачем необходимо ортодонтическое лечение. Только 50,4±4,3% родителей считали, что сами они имеют ровные зубы и правильный прикус, но лишь 8,4±2,4% из них получали в течение жизни ортодонтическую помощь. На момент опроса 26,7±3,8% детей уже были на приеме у врача-ортодонта и 9,2±2,59% из них находились в процессе лечения, у 65,8±4,1% осмотренных была обнаружена объективная необходимость такого лечения. Из числа опрошенных 45,1±4,3% родителей признались, что видели и осознавали, что у ребенка неправильный прикус и неровные зубы. По мере взросления отмечалось значимое (р<0,05) увеличение общего количества регистрируемых ЗЧА (чаще у мальчиков), что объяснялось низким охватом младших школьников системной профилактической работой. На вопрос о причинах обращения к врачу-ортодонту 73,4±3,9% респондентов выбрали ответ «только в случае заболевания или жалоб», 22,1±3,6% - «с целью профилактического осмотра», остальные затруднились с ответом. Как показало анкетирование, с 80,9±3,4% семей никогда не проводились беседы о профилактике ЗЧА усилиями профильных специалистов. Между тем 48,9±4,3% респондентов указали, что считают просветительную работу полезной и хотели бы участвовать в подобных мероприятиях. Остальные опрошенные не видели пользы в таких беседах, что вновь подчеркнуло низкую медицинскую активность родителей изучаемого контингента детей. Следует отметить, что приведенные результаты были предложены на рассмотрение руководства базовой поликлиникой и явились информационной опорой для принятия управленческих решений, направленных на оптимизацию качества и доступности оказываемой помощи с учетом ответов респондентов. В течение короткого времени была проведена большая работа по повышению квалификации персонала и улучшению материально-технической оснащенности поликлиники, пересмотрен действующий прейскурант, введена электронная система обратной связи для быстрейшего и адекватного реагирования на замечания и предложения пациентов. Одной из важнейших составляющих повышения доступности ортодонтической помощи явилось управленческое решение ввести отдельные часы для консультативного приема детей врачом-ортодонтом в школьных стоматологических кабинетах. Кроме того, врачи-ортодонты были активно включены в санитарно-просветительную работу с педагогическим коллективом, родителями и детьми. Эта мера показала высокую эффективность, так как позволила почти в 3 раза увеличить поток пациентов в базовую поликлинику. Педагоги и родители также дали позитивную оценку просветительной работе школьных врачей, посчитав ее крайне важной. Учитывая, что множественные аномалии развития зубочелюстной системы у детей в подавляющем большинстве случаев ведут к формированию различных функциональных нарушений органов и систем, весьма интересным оказался опыт взаимодействия базовой поликлиники с дошкольно-школьными отделениями территориальных детских поликлиник по выявлению детей с множественными ЗЧА (как группы риска) и дальнейшему направлению их на диспансерное наблюдение участкового педиатра. Заключение Полученные результаты позволяют сделать следующие важные выводы. В целях повышения качества и доступности оказываемой ортодонтической помощи младшим детям при организации работы государственной детской стоматологической поликлиники руководителям следует акцентировать внимание на работе с кадрами по повышению квалификации персонала, формированию внимательного отношения к пациентам и достижению комплаентности. Необходимо также оптимизировать работу школьного звена, а именно: активно включать в работу школьных стоматологических кабинетов врачей-ортодонтов для проведения регулярных консультативных приемов и санитарно-просветительной работы с детьми, а также отладить взаимодействие с территориальными детскими поликлиниками по диспансерному наблюдению за школьниками, имеющими множественные ЗЧА. Приведенные в работе медико-социальные характеристики семьи могут быть полезны в организации работы врачей-ортодонтов, врачей-стоматологов детских, а также врачей дошкольно-школьных отделений детских территориальных поликлиник при оказании профильной медицинской помощи детям для повышения ее адресности и достижения более высокой удовлетворенности населения ее качеством. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
А. С. Аргутина
ГБУЗ НО «Детская стоматологическая поликлиника г. Дзержинска»
Email: doctor_argutina@mail.ru
С. Ю. Косюга
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Список литературы
- Алексеев П. Новые перспективы Национального проекта «Здравоохранение». Доступно по ссылке: rosminzdrav.ru/newsnatsionalnogozdravoohranenia. 18.07.2018. Дата обращения 24.10.18.
- www.roszdravnadzor.ru/документ1532512237.26174-1-15781.pdf. Дата обращения 24.10.18.
- Тихонов В. Э., Митин Н. Е., Гришин М. Е. Выявление потребности в ортодонтической помощи у школьников Рязанской области. Здоровье и образование в 21 веке. 2017;19(1):97-101.
- Кешки-Нужула К. Распространенность нарушений прикуса и потребности в ортодонтическом лечении у детей в период раннего смешанного прикуса. Стоматологический журнал. 2008;9 (4):353-8.
- Богдан В. Е., Щитова А. В., Тищенко В. Н. Профилактика зубочелюстных аномалий и ортодонтическое лечение в раннем возрасте. Главный врач Юга России. 2013;6(37):4-6.
- Малыгин М. Ю., Тайбогарова С. С. Оценка эффективности методик определения степени трудности ортодонтического лечения, планирования его срока и объема при использовании несъемной техники. В сб. «Современные стоматологические технологии». Барнаул; 2005; 185-8.
- Водолацкий В. М., Павлов А. А., Некрасова А. А. Влияние нарушений прикуса на психическое состояние ребенка. Вестник новых медицинских технологий. 2008;15(3):176-7.
- Левенец А. А., Перова Е. Г. О взаимосвязи сколиотической болезни и зубочелюстных аномалий и деформаций. Стоматология. 2015; [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediasphera. ru./Journals/stomo/dentali/253/3821/
- Аверьянов С. В., Зубарева А. В. Оценка уровня качества жизни пациентов с зубочелюстными аномалиями. Современные проблемы науки и образования. 2015;(4):308.
- Зайцев В. М., Лифляндский В. Г., Маринкин В. И. Прикладная медицинская статистика. СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ»; 2003.