The impact of the COVID-19 pandemic on vocational education in Russia and foreign countries
- Authors: Safonov K.B.1, Aksenova E.I.2, Ananchenkova P.I.2,3
- Affiliations:
- Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
- Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department
- N. A. Semashko National Research Institute of Public Health
- Issue: 2021: VOL 29, NOS2 (2021) Special Issue 2
- Pages: 1408-1411
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/753
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s2-1408-1411
- Cite item
Abstract
Full Text
Введение В условиях вспышки новой коронавирусной инфекции COVID-19 на сферу высшего образования пандемия оказала наибольшее влияние в глобальном масштабе. Однако сфера высшего образования, несмотря на ряд определенных проблем, стала одной из немногих отраслей, которые оказались подготовленными к переводу большинства своих процессов в онлайн. Все предпринятые меры для обеспечения образовательного процесса в новых условиях и поддержки системы высшего образования со стороны мирового сообщества в лице национальных правительств, международных организаций и ассоциаций, образовательных организаций, очевидно, будут иметь эффект, который еще предстоит оценить. На текущий момент можно проанализировать те результаты, которые получены в ходе решения задач, чтобы мир высшего образования не стал кардинально иным и смог укрепиться в условиях глобального кризиса. В настоящее время со стороны национальных правительств, международных организации и исследовательских центров проводятся исследования общих для большинства государств проблем системы образования, возникающих на пути перехода к цифровому формату обучения [1-4]. Результаты исследований содержат данные для всех лиц, которых затронули вопросы перехода образовательного процесса в онлайн-формат - обучающихся, преподавателей и руководство образовательных организаций. В условиях риска заражения международные организации участвуют в формировании практических рекомендаций для сферы высшего образования, опирающихся на передовой опыт разных стран мира. Цель настоящей работы заключается в исследовании влияния пандемии COVID-19 на сферу высшего образования в условиях ограничения посещаемости образовательных организаций, перехода на новый формат обучения и поиска эффективных ответов на вызовы системе образования в критической ситуации. Результаты исследования позволили заключить, что, несмотря на ряд негативных аспектов трансформации образовательного процесса, среди которых можно выделить снижение академической мобильности студентов, приостановку научных исследований, ослабление партнерских проектов и пр., кризисная ситуация выявила и сильные стороны современных университетов: интенсивную работу образовательных организаций сферы высшего образования по формированию новых форматов взаимодействия с обучающимися и партнерами, разработку кризисных планов совместно с партнерскими организациями, увеличение виртуальной мобильности и усиление роли университетов. Материалы и методы Исследование влияния пандемии COVID-19 на сферу высшего образования проведено методом вторичного анализа данных, полученных по итогам доклада Благотворительного фонда Владимира Потанина и Национального фонда подготовки кадров [3] и опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованного 16.06.2020 42. Задача опроса состояла в исследовании наиболее востребованных направлений высшего образования среди выпускников школ 2020 г. в условиях вспышки новой коронавирусной инфекции и изменении ценности высшего образования для этой категории граждан. Результаты В условиях ограничения посещаемости образовательных организаций и перехода на новый формат обучения, сфера высшего профессионального образования разных стран столкнулась с определенными вызовами, требующими достаточно быстрого реагирования и принятия управленческих решений «в обход» традиционных бюрократических процедур. Среди этих решений: •необходимость разработки законодательных актов и руководств для организации онлайн-обучения и проведения вступительных или выпускных экзаменов в дистанционном формате; •оказание консультационной и финансовой помощи образовательным организациям сферы высшего образования для обеспечения онлайн-обучения; •разработка стратегий и принятие тактических решений для оказания помощи иностранным студентам, оказавшимся в стране в период пандемии; •разработка дополнительных законодательных нормативных актов, позволяющих иностранным студентам выезжать и приезжать на обучение. Среди проблем, возникших и после пандемии, требуют поиска решений следующие: •сокращение академической мобильности; •ослабление партнерств, необходимых для развития новых программ магистратуры; •сокращение новых исследовательских проектов, в которых могут участвовать магистранты и др. (рис. 1). Опрос, проведенный ВЦИОМ летом 2020 г., показал, что среди детей/внуков российских граждан или их родственников и знакомых, оканчивающих обучение в школах в 2020 г., 11% будут поступать в образовательные организации сферы высшего образования на медицинские специальности и планируют обучаться на врачей или медсестер. Среди популярных профессий для выпускников 2020 г. также были названы программист или специалист в сфере IT (6%), юрист (6%), экономист (5%), учитель или педагог (5%), инженер (5%), строитель (3%) и военный (3%). У 43% наших соотечественников нет знакомых, чьи дети оканчивают школу в этом году, еще 17% затруднились ответить на данный вопрос (рис. 2). Результаты опроса российских выпускников показали, что высшее медицинское образование в 2020 г. стало самым популярным направлением среди абитуриентов. В условиях кризисной ситуации профессия врача оказалась самой жизненно необходимой, на второй план отошла финансовая составляющая медицинских работников, ранее считавшаяся одной из самых низкооплачиваемых. ps2021s2.4htm00109.jpg Часть выпускников школ 2020 г., получив диплом о среднем образовании, поставили своей целью дальше идти работать, а не обучаться. Рассматривая профессии, которые россияне могли порекомендовать к освоению детям своих родственников и знакомых, если бы они оканчивали школьное обучение в этом году, чаще всего (25%) называют медицинское направление: врач, медсестра. Многие порекомендовали бы выбрать направления IT и программирования (18%), а также стать инженером (12%), юристом или адвокатом (11%), педагогом (10%). По окончании школы в этом году почти 50% наших соотечественников посоветовали бы детям своих родственников или друзей пойти учиться в образовательные организации сферы высшего образования (43%), чаще это те, у кого есть высшее или неоконченное высшее образование (53%). Порекомендовали бы пойти в колледж, техникум или ПТУ 14% российских граждан. Каждый третий (30%) считает, что это не имеет особого значения, а практически каждый десятый (8%) полагает, что ребенок должен сам решить. Порекомендовали бы пойти учиться платно на выбранную специальность в случае отсутствия альтернативы 49% россиян - чаще те, кто работает (55%). Не стали бы советовать учиться на платном основании 38%, чаще молодые люди 18-24 лет (51%). С утверждением, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру, согласны 57% россиян. С ними не согласны 39% наших сограждан. Считают, что значимость высшего образования часто преувеличивают, более половины наших соотечественников (61%), обратного мнения придерживаются 35%. Часть наших соотечественников (60%) полагают, что отсутствие высшего образования не обрекает человека на низкооплачиваемую и непрестижную работу, с ними не согласны 37%. Для получения высшего образования в наше время хороши любые средства, по мнению четверти россиян (28%), но две трети придерживаются противоположной точки зрения (64%). Позицию, что на получение высшего образования не жалко никаких денег, высказывают 40% наших соотечественников, с ними не согласны 52% россиян. Обсуждение Данное исследование показало, что в целом, на международном уровне в секторе высшего образования эпидемия повлияла на: 1. Интернационализацию образования: •большинство образовательных организаций сферы высшего образования столкнулись с вопросами организации логистики и обеспечения образовательного процесса для иностранных студентов, остающихся на период пандемии в стране обучения или выезжающих домой, приостановило программы студенческих и преподавательских обменов; •организации сферы высшего образования сосредоточились на поиске новых форм привлечения иностранных студентов и организации для них обучения; •пересмотрены формы работы с зарубежными партнерами по разработке и реализации совместных образовательных программ уровня магистратуры. 2. Научные исследования: •крупные международные организации и образовательные организации проводят опросы и исследования о влиянии эпидемии на сектор высшего образования, способах борьбы с COVID-19, экспертные дискуссии в режиме онлайн; •страны и образовательные организации сферы высшего образования пересматривают организацию научно-исследовательской работы, сотрудничество с неакадемическими организациями, заказывающими исследования, что не лучшим образом влияет на развитие исследовательской магистратуры; •образовательные организации сферы высшего образования усиливают свое присутствие и занимаются поиском новых форм взаимодействия в виртуальных исследовательских сетях. 3. Законодательство: •страны вынуждены вносить поправки в законодательство об образовании, фиксируя переход образовательных организаций сферы высшего образования на онлайн-обучение, проведение вступительных экзаменов и государственной аттестации онлайн, организацию работы и оплаты труда преподавателей и т. д. Заключение Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что сфера высшего образования всех стран столкнулась с общими вызовами в период вспышки пандемии COVID-19: экономическими, инфраструктурными и организационными. К негативному влиянию пандемии на сферу высшего образования относятся следующие факторы: снижение академической мобильности студентов, приостановка научных исследований, ослабление партнерств. Наиболее серьезную угрозу системе высшего образования представляет снижение академической мобильности ввиду того, что многие университеты не смогли оперативно организовать процесс онлайн-обучения и временно приостановили свою очную образовательную деятельность. Пандемия, охватившая в начале этого года все население нашей планеты, оказала существенное влияние на планы потенциальных иностранных студентов относительно обучения за рубежом. Многие из них решили отложить поступление на зарубежную образовательную программу на период после окончания пандемии и снятия ограничений. В ответ на потенциальное сокращение спроса, в том числе на магистерские программы со стороны иностранных студентов, образовательные организации сферы высшего образования начинают развивать новые стратегии виртуальной мобильности, готовить преподавателей для работы с иностранными студентами в цифровой среде. При этом кризис выявил и положительные аспекты: интенсивную работу образовательных организаций сферы высшего образования по формированию новых форматов взаимодействия с партнерами, разработку кризисных планов совместно с партнерскими организациями, увеличение виртуальной мобильности и усиление роли университетов. В заключение отметим, что всем странам предстоит смягчать последствия пандемии, но по результатам исследования можно сделать вывод о том, что в дальнейшем продолжится тренд на цифровизацию обучения и академических обменов. Страны и образовательные организации сферы высшего образования будут вырабатывать новые формы сотрудничества с академическими и неакадемическими организациями. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
K. B. Safonov
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
E. I. Aksenova
Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department
P. I. Ananchenkova
Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department; N. A. Semashko National Research Institute of Public Health
Email: ananchenkova@yandex.ru
References
- Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. 2020. 100 с. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/381715657.pdf
- Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 112 с.
- Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ. Доклад Благотворительного фонда Владимира Потанина и Национального фонда подготовки кадров. М., 2020. 23 с.
- Счетная палата Российской Федерации. Эпидемия коронавируса: воздействие на сферу образования. М., 2020. 14 с.