PROBLEMATIC ISSUES OF EQUIPPING SEA VESSELS IN TERMS OF STAFFING THE SHIP'S FIRST AID KIT IN THE CONTEXT OF THE NEW CORONAVIRUS INFECTION COVID-19

Abstract


Today, the presence of specifics in the organization of the work of sea cargo, fishing and passenger ships is indisputable, which affects the difficulties in providing qualified timely medical care in case of need. This issue is especially urgent in the context of the pandemic caused by the new coronavirus infection COVID-19. The article carried out a detailed analysis of the regulatory framework governing the formation of the list of ship's first aid kit and formulated the appropriate conclusions and recommendations. In addition, the article developed recommendations for supplementing the ship's list with drugs necessary for the treatment of COVID-19.

Full Text

Введение Внедрение в эксплуатацию передовых достижений науки и техники позволяет создавать на морских судах относительно благоприятные условия труда, быта и отдыха членов экипажа. Однако существует ряд факторов, имеющих непосредственное влияние на жизнедеятельность моряков в рейсе. Особенности плавания в быстро меняющихся климатогеографических зонах не могут не влиять на состояние здоровья моряков. Особенно остро стоит вопрос порядка работы плавсостава в целях предупреждения распространения нового коронавируса (COVID-19) в условиях пандемии. В связи с этим актуальным является вопрос оснащения морских судов в части укомплектованности судовой медицинской аптечки. На территории России судовая медицинская аптечка подлежит укомплектованию лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, зарегистрированными в установленном порядке. Немаловажная роль в этом вопросе отводится ряду международных конвенций, регламентирующих деятельность государства в области охраны здоровья моряков. Объектом исследования настоящей работы выступает нормативно-правовая база, регламентирующая состав лекарственных средств, входящих в судовую медицинскую аптечку. Целью работы явился анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей состав лекарственных средств, входящих в судовую медицинскую аптечку, для охраны здоровья моряков и безопасности мореплавания с учетом пандемии COVID-19. Обзор литературы В 2012 г. Россия ратифицировала 161 Конвенцию Международной организации труда № 186 «О труде в морском судоходстве» (Конвенция МОТ) 162. В целях реализации Конвенции МОТ был издан приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 499н «Об утверждении Порядка установления состава аптечки для оснащения морских судов, судов внутреннего и судов смешанного (река-море) плавания, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника» 163. Кроме того, для выполнения обязательств, вытекающих из Конвенции МОТ, 06.11.2013 было издано Постановление Правительства РФ № 996 164, возлагающее на Министерство здравоохранения России полномочия по обеспечению соблюдения требований Конвенции МОТ, предусмотренных правилами 1.2 «Медицинское свидетельство», 4.1 «Медицинское обслуживание на борту судна и на берегу» и 4.3 «Охрана здоровья, обеспечение безопасности и предупреждение несчастных случаев». В 2014 г. Приказ Минздравсоцразвития России № 499н был отменен Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2014 № 1935-Р. В связи с тем, что Всемирная организация здравоохранения признала вспышку COVID-19 пандемией, Международная палата судоходства издала Руководство для операторов судов по охране здоровья моряков 165. Кроме того, ВОЗ выпустила Временное руководство «Обеспечение мер общественного здравоохранения в связи с COVID-19 на грузовых и рыболовных судах» 166. Министерство транспорта РФ 25.02.2020 утвердило «Временные рекомендации, направленные на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19» 167 (вместе с «Временными рекомендациями для судоходных компаний по предупреждению распространения COVID-19», «Временными рекомендациями для морских и речных пассажирских портов и терминалов по предотвращению распространения COVID-19», «Временными рекомендациями по организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в целях защиты пассажиров»). Кроме того, Министерство здравоохранения РФ разработало Временные методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 168, содержащие широкий перечень мероприятий и соответствующих подходов. Материалы и методы В ходе данного исследования были использованы научные источники литературы, аналитические материалы, нормативно-правовые документы. Применялись методы изучения и обобщения опыта, аналитический, экспертный. Результаты Согласно стандарту А 4.1 и руководящему принципу В 4.1 Конвенции МОТ каждое государство - член МОТ должно обеспечить принятие мер по охране здоровья моряков, работающих на борту судов, плавающих под его флагом, и их медицинское обслуживание. Также в п. 4 стандарта А 4.1 прописано требование, связанное с необходимостью разработки национального законодательства и нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения судов судовыми аптечками. Причем состав судовых аптечек должен быть определен компетентным органом государства-члена и должен подлежать обязательному контролю с его стороны. Также требуется учитывать тип судна, количество находящихся на его борту лиц, характер, направление и продолжительность рейсов. В связи с этим в 2012 г. приказом Минздравсоцразвития России № 499н был утвержден порядок установления состава аптечки для оснащения морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника. Приложением 1 к данному приказу был утвержден рекомендуемый состав аптечки для оснащения морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания с заходом в порты, расположенные далее 24 ч пути, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника, а также с учетом числа находящихся на судне лиц, характера и продолжительности рейса. В состав судовой аптечки вошли 64 лекарственных препарата, 81 медицинское изделие и 8 прочих средств. Приложением 2 был утвержден рекомендуемый состав аптечки для оснащения морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания с заходом в порты, расположенные не далее 24 ч пути, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника, а также с учетом числа находящихся на судне лиц, характера и продолжительности рейса. В состав судовой аптечки вошли 52 лекарственных препарата, 46 медицинских изделий и 5 прочих средств. Количество лекарственных препаратов и медицинских изделий судовой аптечки согласно приложений 1 и 2 к Приказу № 499н были определены из расчета на 20 человек в условиях 6-месячного рейса. В связи с тем, что приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 № 499н утратил силу с 30.09.2014, в соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» состав аптечки устанавливается в порядке, определенном Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения для оказания первой помощи работникам». Так, согласно приложения к Приказу № 169н определены требования к комплектации изделий медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам. Такая аптечка содержит 12 изделий медицинского назначения для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран (бинты, лейкопластыри и т. д.); устройство для проведения искусственного дыхания «рот-устройство-рот» или карманная маска для искусственной вентиляции легких «рот-маска», 5 прочих изделий (маски, перчатки, салфетки и т. д.); 5 прочих средств. Состав аптечки первой медицинской помощи не включает в себя лекарственных препаратов и подходит только для использования на небольших судах, совершающих рейсы в акватории портов. Следовательно, возможно заключить, что в настоящее время в России отсутствует нормативно-правовое регулирование лекарственного обеспечения морских судов. Принимая во внимание сложившуюся в мире эпидемиологическую ситуацию, вызванную пандемией COVID-19, актуальным и очень животрепещущим стал вопрос поддержания здоровья членов экипажей морских грузовых, рыболовных и пассажирских судов. У моряков существуют ограничения, связанные с возможностью схода на берег для получения своевременного полноценного лечения и с доставкой на борт судна основных лекарственных препаратов, особенно в случае, когда судну запрещен заход в порт из-за пребывания на борту инфицированного члена экипажа или прибытия морского суда из зон с тяжелой эпидемической обстановкой. Так, Международная палата судоходства разработала «Руководство для операторов судов по охране здоровья моряков». Данный документ призван скоординировать и унифицировать действия по оказанию поддержки судам всех типов, осуществляющих работу в международных водах. Руководство имеет целью помочь судовым операторам и членам экипажей выполнять рекомендации Организации Объединенных Наций, Всемирной организации здравоохранения, Международной морской организации, Международной организации труда и Европейского центра по профилактике заболеваний и борьбы с ними, связанные с поддержанием устойчивой и безопасной медицинской обстановки на судах. В рамках данного документа достаточно глубоко и основательно раскрыты такие вопросы, как ограничение на заход судна в порт, проведение мероприятий профилактического характера по защите моряков от COVID-19, планирование действий при вспышке заболеваемости, гигиенические меры для членов экипажа, высокая степень риска из-за неизбежности тесных контактов, предполагаемые случаи заражения и меры предосторожности, проведение лабораторных исследований и ведение соответствующей документации о заболевании, изоляция и высадка лиц с подозрением на COVID-19 или с подтвержденным диагнозом. Однако несмотря на достаточную раскрытость всех вышеперечисленных вопросов, документ не регламентирует конкретные вопросы по методике проведения лечения COVID-19 на борту судна, в связи с чем и не затрагивает список соответствующих препаратов. В свою очередь, «Временное руководство ВОЗ по обеспечению мер общественного здравоохранения в связи с COVID-19 на грузовых и рыболовных судах», в унисон с предыдущим, содержит рекомендации как для судовладельцев, так и для моряков по вопросам обеспечения защиты членов экипажей грузовых и рыболовных судов от заражения и передачи COVID-19. Анализ содержимого документа показал, что в разделе «Принятие мер в отношении лиц с подозрением на COVID-19 и тех, кто с ними контактировал» содержится информация касательно необходимости госпитализации моряка на берегу и помещения его в соответствующее медицинское учреждение. Временное руководство, как и предыдущий изучаемый документ, не содержит рекомендаций по проведению лечения зараженного COVID-19 на борту судна с учетом необходимого перечня препаратов судовой аптечки. Проведенный анализ позволяет заключить, что, так или иначе, все рассмотренные выше документы с рекомендациями по функционированию морских судов в условиях пандемии сводятся к следующему перечню рекомендаций: 1.Изоляция пациента с симптомами COVID-19 в отдельной каюте. 2.Случаи заболевания оформляются судовым медиком или лицом, ответственным за предоставление медицинской помощи на борту. 3.Наблюдение за распространением инфекции на борту и проведение профилактических мер. 4.Капитану судна следует обеспечить транспортировку заболевшего моряка на берег в соответствующее медицинское учреждение, заранее уведомив власти порта о наличии на борту инфицированного COVID-19. 5.После снятия с борта судна зараженного COVID-19 моряка необходимо произвести дезинфекцию изолятора и системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Из данного перечня видно, что четких рекомендаций по оказанию медицинской помощи на борту судна имеющимися в судовой аптечке препаратами для лечения COVID-19 не регламентируется ни в одном из рассмотренных документов Всемирной организации здравоохранения, Международной палаты судоходства и Министерства транспорта РФ. Обсуждение При отсутствии регламентации лекарственного обеспечения морских судов в России комплектование судовой аптечки в настоящее время осуществляется на основании ряда документов, к которым относятся: •Международное руководство по судовой медицине (ВОЗ, 2007) - предназначено для судов, не имеющих на борту медицинского работника; включает 57 наименований в составе судовой аптечки; •Международная Женевская конвенция МОТ № 164 «О здравоохранении и медицинском обслуживании моряков» (1991 г.); •Международное руководство по судовой медицине; •Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620) (установлены минимальные требования безопасности в отношении объектов морского транспорта); •Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623) (утвержден технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта; установлены обязательные требования к безопасности объектов регулирования и маркировке, правила нанесения последней и идентификации указанных объектов). Рассмотрим укомплектованную судовую аптечку, согласно информации, размещенной на сайте ООО «Планета», реализующей ее для оказания первой помощи экипажу и пассажирам судов внутреннего плавания и смешанного (река-море) плавания, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника 169. Состав судовой аптечки включает в себя 29 лекарственных препаратов и 18 медицинских изделий. Кроме того, аптечка не содержит психотропных веществ. Аптечка состоит из медицинской сумки, в которую вложены 2 миникейса по габаритам сумки, в которые упакованы лекарства и изделия медицинского назначения. Перечень лекарств и схема их упаковки указаны в паспорте. Комплектация аптечки регламентируется на национальном уровне, в связи с чем местные власти любого государства в иностранных портах имеют право требовать доукомплектования аптечки. При этом отсутствующие лекарственные средства докупаются экипажем самостоятельно. Аптечка имеет обязательную маркировку [2, 3]. Таким образом, учитывая неразрешенные вопросы регламентации судовой аптечки и возникшую острую необходимость адаптации работы плавсостава судов в условиях пандемии COVID-19, необходимо закрепить законодательно перечень препаратов для оказания медицинской помощи на морских судах. Вследствие отсутствия унифицированных рекомендаций ВОЗ по формированию перечня препаратов для лечения COVID-19, целесообразно закрепить законодательно необходимость дополнения судовой аптечки соответствующим перечнем. За основу коронавирусной аптечки можно предложить перечень препаратов, рекомендуемый Министерством здравоохранения РФ во Временных методических рекомендациях по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19): •интерферон-α, интраназальные формы; •антикоагулянтный препарат; •гидроксихлорохин; •фавипиравир; •тоцилизумаб; •препараты цинка; •витамины С и D. Данный перечень включает препараты, рекомендуемые для лечения коронавирусной инфекции - как средней, так и тяжелой формы течения болезни. Заключение Проведенный в статье анализ доказывает наличие проблем, связанных с нормативно-правовым регулированием лекарственного обеспечения судов. Для решения выявленных проблем необходимо, как минимум, разработать документ на национальном уровне, что вытекает их требования п. 4 стандарта А 4.1 Конвенции МОТ, и, как максимум, разработать и утвердить нормативно-правовые акты по вопросам обеспечения судов судовыми аптечками. Причем важными являются разработка и утверждение нескольких составов судовых аптечек с учетом типа судна, количества находящихся на его борту лиц, характера, направления и продолжительности рейсов. Также необходимо определить компетентный орган с возложением на него обязанностей по обязательному контролю состава судовой аптечки и порядку ее применения. Следует учесть важность межведомственного взаимодействия и взаимодействия с представительствами и организациями судовладельцев. Кроме того, важным аспектом остается законодательное формирование и внедрение в состав судовой аптечки перечня препаратов для лечения COVID-19 в связи с тем, что имеющиеся на судне препараты, применяемые для лечения обычного респираторного заболевания, могут оказаться недостаточными для эффективной борьбы со средней и тяжелой формами заболевания, в то время как срочная госпитализация инфицированного члена экипажа окажется невозможной с учетом специфики работы морских судов и портов. Разработка нормативно-правовой базы на национальном уровне способствует выполнению обязательств Конвенции МОТ в области охраны здоровья моряков и безопасности мореплавания. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

T. N. Timchenko

Admiral Ushakov Maritime State University


V. V. Tonkonog

Admiral Ushakov Maritime State University

Email: vikatonkonog79@mail.ru

Y. A. Arestova

Admiral Ushakov Maritime State University


A. S. Pogarskaya

Admiral Ushakov Maritime State University


T. V. Golovan

Admiral Ushakov Maritime State University


References

  1. Казакевич Е. В., Архиповский В. Л. Проблемы нормативно-правового регулирования лекарственного обеспечения морских и речных судов // Медицина экстремальных ситуаций. 2020. Т. 22, № 1. С. 117-122.
  2. Тимченко Т. Н., Тонконог В. В., Погарская А. С. и др. Оборот лекарственных средств в Российской Федерации: таможенный аспект // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28, Спецвыпуск. С. 803-809.
  3. Ананченкова П. И., Симонец Н. Л., Тонконог В. В. Управление рекламными коммуникациями в медицинских организациях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28, Спецвыпуск. С. 687-693.

Statistics

Views

Abstract - 151

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies