The legalization of parallel import of expendables and components of medical purpose in conditions of implementation of principle of ex-territorial sanctions

Abstract


In conditions of sanctions policy and escalation of political conflict of Russia with unfriendly countries occurs constant increase of economic pressure on Russian market through introduction of bans and restrictions of various kind. Currently, countries of the European Union are developing the fourteenth package of sanctions measures that targets even more concentration of implementing measures on identification and suppression of schemes to circumvent existing prohibitions against Russia. Unconditionally, such approach impacts supply of goods of medical purpose that in order to bypass imposed restrictions imposed were imported within the framework of legalization of parallel import. It is worth to note that based on analysis of consumer market by the Ministry of Industry and Trade, limited number of medical supplies were included in list of goods falling under parallel import mechanism. At that, most of components for medical equipment at customs clearance are classified as separate goods without identification of their medical purposes and therefore such goods were imported under similar legalization scheme. The situation with organization of supplies of goods within the framework of medical support began to worsen with introduction of principle of extraterritoriality of sanctions, which implies possibility of imposing prohibitive measures on foreign contractors from friendly countries for Russia that makes actual considered topic. The article examines in detail main trends in development of sanctions policy, considers structure of goods with medical purpose for which parallel import legalization is being implemented and reveals concept of extraterritoriality of sanctions that complicates re-import of prohibited goods. The practical recommendations on their bypassing for Russian counterparts and their foreign partners partners from friendly countries were formulated.


Full Text

Введение
Инициирование российской стороной начала военной операции привело к обострению политической ситуации со многими странами, которые долгие годы являлись постоянными торговыми партнерами Российской Федерации. Осуществление российским государством операции военного характера привело к разрыву торговых отношений со странами Европейского союза (ЕС), с США, Японией и рядом других государств. В связи с этим в законодательстве России было закреплено понятие недружественных государств, представляющее собой перечень стран, поэтапно вводящих антироссийские санкции. Дальнейшая эскалация сложившейся конфликтной ситуации привела к прекращению поставок со стороны многих западных компаний в Россию медицинских изделий и комплектующих к ним. Следовательно, в определенный момент времени российский рынок потребления столкнулся с дефицитом продукции медицинского назначения, поставки которой ранее осуществлялись на регулярной основе.
В качестве решения такой проблемы на государственном уровне была введена легализация параллельного импорта в отношении особо чувствительных для российского рынка потребления категорий товаров. Принятие такого решения повлекло за собой принятие ряда нормативно-правовых документов, которые законодательно закрепили право и перечень товаров, подлежащих ввозу без разрешения правообладателя.
Такая схема ввоза импортной продукции проработала определенный период времени до момента ужесточения санкций в части выработки мер по снижению рисков обхода ограничительных запретов против России, которые ужесточились путем введения странами ЕС принципа экстерриториальности санкций. В рамках нового подхода акцент был перенесен с количества санкционных ограничений на качество их исполнения, а именно: установилась возможность введения вторичных санкций в отношении иностранных контрагентов из дружественных для России стран, через которых осуществлялась легализация параллельного импорта, в том числе всех необходимых для медицинского обслуживания расходных материалов и комплектующих.
Безусловно, данный вопрос является весьма проблематичным для российского рынка, поскольку затрагивает важнейший сектор медицинского обеспечения населения необходимым оборудованием и комплектующими к нему для корректной и своевременной диагностики и лечения, что напрямую отражается на формировании потенциально крепкого и трудоспособного населения [1, 2].
Можно констатировать, что легализация параллельного импорта до последнего времени действительно выступала эффективным инструментом в борьбе с возможным нарастанием дефицита импортозависимых категорий товаров в условиях санкций в части ввоза различных расходных материалов и комплектующих к медицинскому оборудованию. Необходимо уточнить, что при применении технологии параллельного импорта ввоз осуществлялся не через правообладателя или его официального дилера, а параллельно через любого продавца, который не имел официального статуса [3], в связи с чем Еврокомиссия и ряд других недружественных государств разработали и опубликовали рекомендации для снижения рисков по обходу санкций против Российской Федерации, которые содержат пошаговый алгоритм оценки стратегических рисков по выделенным индикаторам.
Все обозначенные выше обстоятельства требуют конструктивного решения существующей проблемы, связанной с надлежащим обеспечением медицинских учреждений необходимыми расходными материалами и комплектующими для нормального функционирования системы медицинского обслуживания населения.
В этой связи обозначенная автором проблематика реализации параллельного импорта товаров медицинского назначения в условиях нарастания санкционных мер представляется весьма актуальной и требует выработки рекомендаций по их обходу.
Объект настоящего исследования — изучение основных вопросов легализации параллельного импорта расходных материалов и комплектующих медицинского назначения в рамках принципа экстерриториальности санкций.
Цель данной работы заключается в рассмотрении основных проблемных аспектов реализации параллельного импорта товаров медицинского назначения в условиях введения принципа экстерриториальности санкций, а также в предложении практических рекомендаций по минимизации рисков наложения вторичных санкционных мер в отношении деловых партнеров России.
Введение ограничительных мер санкционной политики рядом иностранных государств в отношении России обусловило необходимость разработки и утверждения Правительством Российской Федерации списка недружественных стран, который установлен Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».
Процедура легализации параллельного импорта законодательно была закреплена Правительством Российской Федерации путем утверждения Постановления от 29.03.2022 № 506 (ред. от 28.06.2023) «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы».
Перечень товаров, в отношении которых допускается реализация параллельного импорта, постоянно подвергается пересмотру и соответствующему изменению, в связи с чем последовательно были изданы представленные ниже документы:
1. Приказ Минпромторга от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».
2. Приказ Минпромторга России от 21.07.2022 № 3042 «О внесении изменений в Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. № 1532».
3. Приказ Минпромторга России от 21.07.2023 № 2701 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения статей 1252, 1254, пункта 5 статьи 1286.1, статей 1301, 1311, 1406.1, подпункта 1 статьи 1446, статей 1472, 1515 и 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».
В целях регулирования вопросов взаимодействия финансово-кредитных организаций и юридических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами, при проведении валютных операций была разработана Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Материалы и методы
В ходе проведения исследования в рассматриваемой области автором был выполнен анализ научных публикаций по рассматриваемой тематике, а также нормативно-правовых документов, затрагивающих данную сферу. Применены методы изучения и систематизации.
Результаты исследования
Изначально легализация параллельного импорта была введена с целью возможности ввоза товаров, которые попали под запрет в условиях санкционной политики со стороны недружественных государств. Безусловно, на первоначальных этапах экономика была абсолютно не готова к таким трансформациям, что потребовало времени и принятия соответствующих в сложившейся ситуации решений на государственном уровне.
В первую очередь Правительством РФ был сформирован перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц [4], которые в дальнейшем стали именоваться недружественными странами, предпринимающими меры санкционного характера в отношении различных сфер деятельности.
Стоит подчеркнуть, что формирование понятия недружественных государств и их списка происходило в несколько этапов с учетом постепенного нарастания вводимых ограничений, а также глубины и охвата мер санкционного характера. Первый список недружественных стран появился еще в мае 2021 г. В тот момент под недружественными действиями подразумевались ограничения в отношении российских дипломатических и консульских работников, в связи с чем внесение государства в подобный список предпринималось в качестве ответного ограничения в дипломатической сфере.
В списке в табличной форме был представлен лимит на количество людей, находящихся на территории России, которых представительства стран могут брать на работу. Необходимо отметить, что в первоначальной редакции документа фигурировало всего две позиции, которые в дальнейшем были дополнены еще пятью государствами, а именно [5]:
Соединенные Штаты Америки с установленным лимитом 0 человек.
Чешская Республика с лимитом в 19 человек.
Греческая Республика — 34 человека.
Королевство Дания — 20 человек.
Республика Словения и Республика Хорватия — 0 человек.
Словацкая Республика — 16 человек.
Королевство Норвегия — 27 человек.
Второй законодательно установленный список недружественных стран и территорий появился в марте 2022 г. в ответ на введенные санкции в отношении Российской Федерации. Следовательно, в данном случае под недружественными уже понимались государства, которые предпринимали меры ограничительного и запретительного характера в финансовой, внешнеторговой, транспортной и других сферах взаимной деятельности.
В список вошли почти 50 государств, включая все страны из первого перечня, а также Украину, Канаду, Японию, Микронезию и Великобританию вместе с островами Гернси, Джерси, Мэн и Ангилья, Гибралтаром и Британскими Виргинскими островами. При этом 30 октября Правительство расширило список, включив в его состав все 14 британских заморских территорий [4].
Территориальный охват распространения санкционных мер в мировом масштабе значителен, что подтверждается количеством государств и размером территорий с законодательно закрепленным статусом «недружественных» [5].
Достаточно крупным регионом выделяется часть государств Европейского сообщества, которые, в силу своей географической близости к России до последнего времени являлись одними из важнейших торговых партнеров с налаженными каналами поставок различных категорий товаров, включая медицинские изделия и комплектующие к ним [6].
Данный факт подтверждают официальные статистические данные, опубликованные на сайте Евразийской экономической комиссии, которая издавала статистические сборники по обороту медицинских изделий и комплектующих на рынке ЕАЭС до начала 2022 г., так как с момента начала специальной военной операции сведения по обороту отдельных групп товаров перестали открыто детализироваться в официальных источниках [7].
Так, по данным, доступным на начало 2022 г., крупнейшими поставщиками на мировом рынке медицинского оборудования выступали страны с развитой конкурентоспособной экономикой и высоким уровнем разработки внедряемых инноваций. Лидирующую позицию занимали США, экспорт медицинского оборудования и изделий которых в данный период превысил 27 млрд долларов США. На второй позиции, с отставанием по экспортным показателям почти в 2 раза, расположилась Германия, с показателями экспорта на отметке около 14 млрд долларов США. Третье место досталось Нидерландам, чей экспорт достиг порядка 11 млрд долларов США. Также в первую десятку крупных экспортеров медицинских изделий и комплектующих к ним вошли Мексика, Бельгия, Китай, Ирландия, Япония, Швейцария и Сингапур [8].
Следовательно, утвержденный перечень недружественных стран, рассмотренный выше, охватил практически всех поставщиков медицинских изделий, за исключением Китая и Мексики, что свидетельствует о значительных изменениях и сбоях в организации импортных поставок медицинских изделий, которые, аналогично другим видам продукции, попали под введенные запретительные меры со стороны недружественных для России государств.
Эскалация конфликтной ситуации происходила постепенно, а вводимые санкционные меры охватывали все больше направлений и сфер деятельности внешнего взаимодействия России с другими государствами. Считаем целесообразным рассмотреть глубину предпринятых санкций, реализация которых осуществлялась путем принятия тринадцати пакетов, краткое содержание которых проиллюстрировано на рис. 1.
Из рис. 1 видно, что запретительные меры коснулись всех наиболее чувствительных категорий товаров, которые составляли структуру экспортно-импортных поставок. На первоначальном этапе в целях обеспечения потребности российского рынка в поставках импортных товаров, попавших под ограничение, на государственном уровне было принято решение о легализации параллельного импорта, которое было законодательно закреплено соответствующим Постановлением Правительства от 29 марта 2022 № 506 [11].
Безусловно, параллельный импорт не был легализован в отношении абсолютно всех категорий импортируемых товаров, в связи с чем в целях формирования точного списка продукции, к которой такая схема импорта применима, Министерством промышленности и торговли был сформирован перечень товаров, утвержденный отдельным приказом [12]. Необходимо уточнить, что перечень товаров, попадающих под легализацию параллельного импорта, постоянно пересматривается в соответствии с изменениями конъюнктуры российского рынка и его реальных потребностей в отдельных видах продукции и в настоящий момент действует уже третья редакция данного документа [12—14].
Параллельный импорт не был легализован в отношении медицинского оборудования, но ввоз расходных материалов и комплектующих осуществлялся на регулярной основе, так как данные категории товаров, поставляемые отдельно от медицинского оборудования, не идентифицируются при таможенном оформлении как товары медицинского назначения, что, с одной стороны, не дает возможности пользоваться существующими упрощениями в отношении такой категории товара [6], а с другой стороны, в сложившейся ситуации позволяет применить схему параллельного импорта.
В качестве примера можно рассмотреть такие товары, как телескопические прицелы для установки на медицинские машины и приборы, классифицируемые в таможенных целях кодом 9013 10 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического Союза, которые применяются в качестве комплектующих к медицинскому стоматологическому оборудованию. В подтверждение данного факта на рис. 2 представлен фрагмент из перечня товаров, подлежащих легализации параллельного импорта.
Классификационный код 9013 попадает в перечень легализуемой продукции, и именно такой товарной позицией декларируется в таможенных целях поименованная выше комплектующая часть стоматологического оборудования. Помимо этого, перечень таких товаров включает ряд других расходных материалов и комплектующих, среди которых можно выделить следующие [15]:
— вата, марля, бинты и аналогичные продукты, пропитанные или покрытые фармацевтическими веществами или расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи, разработанные для использования в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, классифицируемые кодом подсубпозиции 3005 90 100 0 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического Союза;
— сыворотки иммунные и фракции крови прочие, классифицируемые кодом подсубпозиции 3002 12 000 9;
— отдельные виды реагентов и расходных материалов, которые применяются для лечения онкологических заболеваний совместно со специализированным оборудованием, относящиеся к различным классификационным группировкам.
Такая схема ввоза могла бы реализовываться и дальше, но последние пакеты санкционных мер в качестве приоритетного направления выделяют не введение новых санкций, а борьбу с обходом уже введенных рестрикций.
В этих целях Еврокомиссия разработала специальное руководство для компаний европейских стран, направленное на выявление рисков обхода санкций в отношении Российской Федерации, которое представляет собой последовательную пошаговую инструкцию, обязательную для практического применения операторами Европейского Союза при оценке стратегических рисков. Основной целью применения разработанного руководства выступает максимальное снижение подверженности схемам обхода санкций. Документ содержит систематизированный перечень индикаторов, который позволяет выявить потенциальный обход установленных санкционных мер.
Помимо этого, важной особенностью последних пакетов санкционных мер является введение принципа экстерриториальности, который по своей сути заключается в наложении вторичных санкций на страны или компании, осуществляющие бизнес-взаимодействие с Российской Федерацией. Следовательно, охват санкционных мер территориально расширяется и они начинают применяться экстерриториально, т. е. за пределами ЕС, в отношении лиц из третьих стран.
Таким образом, данный подход устанавливает, что блокирующие ограничения налагаются на компании и отдельные страны за торговую деятельность с ранее заблокированными лицами, в качестве которых выступают российские компании. Это на практике означает, что любые финансовые транзакции с российскими юридическими лицами будут приводить к включению в эти же ограничительные списки стран и компаний, взаимодействующих с Россией.
Проверка делового партнерства между компаниями и отслеживание внешнеторговых сделок производится через финансовый сектор, в частности, в ней задействованы банки, через которые осуществляются транзакции такого характера. Если говорить о России, то список финансово-кредитных организаций, не попавших под санкции, невелик, следовательно, возможность переводов в рамках внешнеторговых контрактов с конвертацией в иностранную валюту сейчас ограниченна. В связи с этим в настоящее время концентрация денежных потоков сосредоточена в небольшом количестве банков, в работе которых за последние месяцы наблюдаются сбои в переводах денежных средств в рамках оплаты товаров по технологии параллельного импорта.
Дело в том, что в условиях введения принципа экстерриториальности санкционных мер страны, через которые реализуется параллельный импорт, в целях безопасности и нежелания попадать под запреты и ограничения в рамках вторичного воздействия санкций стали проверять российских контрагентов путем направления официальных запросов в финансово-кредитные организации, через которые проводится оплата ввозимых товаров.
В сложившейся ситуации иностранные банки присылают запросы по неисполненным платежам в российские банки в целях проверки таких платежей на соответствие требованиям внутренней политики иностранного банка, который в рамках своего национального законодательства предпринимает меры защиты от вторичных санкций. Срок направления запроса с момента поступления платежа в банк-корреспондент не регламентирован. Если рассматривать поступление такого запроса на примере Китая, то необходимо уточнить, что запрос поступает через международную систему передачи финансовых сообщений — SWIFT.
Как правило, в ответ на такие запросы требуется документальное подтверждение следующих сведений:
Полная информация обо всех собственниках и акционерах российской компании, их гражданстве и долях всех акционеров. Если имеются бенефициары, не являющиеся акционерами, то по ним требуется аналогичная информация.
Отсутствие какой-либо взаимосвязи с военным и военно-промышленным секторами.
Основные виды деятельности, осуществляемые компанией.
Полное наименование и шестизначный классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Предназначение или приобретение товаров от имени или с целью передачи третьей стороне.
При подготовке ответов иностранному банку необходимо отвечать на запросы на английском языке ответным письмом с приложением подтверждающей документации. Поскольку денежные средства отследить сейчас не представляется возможным, то по транзакциям, которые не пришли получателю и не вернулись отправителю, приходится отправлять запрос на расследование. Все это во многом усложняет и удлиняет по срокам поставки комплектующих медицинских изделий и прочих расходных материалов, своевременность получения которых играет важную роль для обеспечения населения в разных сферах медицинского обслуживания [16].
Заключение
Проведенное исследование позволяет заключить, что в настоящее время легализация параллельного импорта в отношении расходных материалов и комплектующих медицинских изделий связана с большими сложностями, связанными с проведением денежных транзакций со странами посредниками.
Выявленная проблематика рассматриваемого процесса связана с тем фактом, что первые десять пакетов санкционных мер представляли собой прямые ограничения, которые страны ЕС вводили в отношении двусторонней торговли, транспортных связей и финансового взаимодействия с Россией. Начиная с одиннадцатого пакета был введен принцип экстерриториальности санкций, оказавший прямое негативное влияние на реализацию параллельного импорта комплектующих медицинских изделий и расходных материалов, потребность в которых не перекрывается в полном объеме на уровне отечественного производства.
Практика применения принципа экстерриториальности реализуется путем ведения санкций против компаний из третьих стран, которые осуществляют реэкспорт в Россию санкционных товаров, к числу которых относятся все поставляемые ранее комплектующие и расходные материалы медицинского назначения. В связи с этим при взаимодействии с иностранными контрагентами из дружественных стран иностранными банками все чаще стали возвращаться денежные средства, переводимые в рамках транзакций по внешнеторговым контрактам, в целях безопасности дальнейшего ведения своего бизнеса.
Скорость распространения и охват применяемых мер санкционной политики против России опережают развитие программ импортозамещения товаров медицинского назначения и их комплектующих, что обусловливает необходимость разработки отдельного подхода к легализации параллельного импорта в целях предотвращения сбоев в медицинском обеспечении населения страны.
При разработке такого подхода считаем целесообразным сделать акцент на возможности обхода ситуаций, в которых иностранные финансово-кредитные организации из дружественных стран вынуждены направлять официальные запросы с целью проверки российских контрагентов, чтобы не попасть под действие вторичных санкций.
В рамках действующего законодательства можно применить нижеприведенную схему взаимодействия между российскими и иностранными контрагентами, через которых реализуется параллельный импорт комплектующих и расходных материалов, используемых в медицинских целях.
В первую очередь иностранной компании, выступающей посредником при реэкспорте, необходимо открыть счет в одном из российских банков, которые не находятся под санкциями и могут осуществлять переводы денежных средств за границу в иностранной валюте. Это можно сделать путем создания официального представительства иностранной компании на территории России в качестве нерезидента с обязательным оформлением всех необходимых регистрационных документов, структура которых регламентируется отдельной инструкцией Центрального Банка России № 181-И от 16.08.2017, затрагивающей основные вопросы взаимодействия банков и юридических лиц при проведении валютных операций [17].
После этого российские компании, осуществляющие закупку через иностранного контрагента, могут перевести деньги на счет, который открыт для российского филиала, что не спровоцирует необходимости направления запроса компетентными органами иностранного государства контрагента. Зачисление денежных средств производится в рублях в соответствии с заключенным между сторонами контрактом.
На заключительном этапе денежные средства переводятся на счет компании в иностранном государстве. Стоит подчеркнуть, что, так как денежные средства в данном случае просто переводятся со счета филиала на счет иностранного контрагента за границей, вопросов у контролирующих органов не возникает, следовательно, риски с наложением вторичных санкций в данной ситуации сведены к минимуму.
Таким образом, практическая реализация вышеприведенной схемы организации поставок в рамках параллельного импорта в условиях принципа экстерриториальности с целью обеспечения медицинских учреждений необходимыми расходными материалами и комплектующими медицинских изделий в настоящее время представляется возможной путем применения подхода, направленного на минимизацию ситуаций, вызывающих введение вторичных санкций в отношении иностранных контрагентов из дружественных для России государств.
Безусловно, следует учитывать, что меры санкционной политики постоянно подвергаются изменению и ужесточению, в связи с чем важнейшей задачей государственного уровня является развитие импортозамещения в сфере производства необходимых расходных материалов и комплектующих. При этом вопрос налаживания производственных процессов требует времени, поэтому выработка схем поставки недостающих для потребления на российском рынке изделий медицинского назначения выступает важнейшим направлением работы в области медицинского обеспечения населения на уровне государства в целом.

About the authors

A S Pogarskaya

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Maritime University”, 353924, Novorossiysk, Russia

Author for correspondence.
Email: pogarsckaya.anastasia@yandex.ru

References

  1. Timchenko T. N., Boran-Keshishyan A. L. Untimely repatriation of ship crew members as a threat to psychological health. Problems of Social Hygiene, Health Care and the History of Medicine. 2022;30(6):1306–12 (in Russian).
  2. Botnariuk M. V., Timchenko T. N. Ensuring the preservation of the health of underage trainees on board the ship. Problems of Social Hygiene, Health Care and the History of Medicine. 2023;31(4):562–9 (in Russian).
  3. Pogarskaya A. S. On the issue of parallel import of medical devices and their components to the Russian Federation in the context of sanctions policy. Problems of Social Hygiene, Health Care and the History of Medicine. 2024;32(1):43–51 (in Russian).
  4. Decree of the Government of the Russian Federation of March 05, 2022 N 430-r (ed. of 10/29/2022) “On approval of the list of foreign states and territories committing unfriendly acts against the Russian Federation, Russian legal entities and individuals”. Official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/e8730c96430f0f246299a0 cb7e5b27193f98fdaa/ (accessed 26.03.2024) (in Russian).
  5. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 13, 2021 No. 1230-r On Approval of the List of Foreign States Committing Unfriendly Acts against the Russian Federation, Citizens of the Russian Federation or Russian Legal Entities against Whom Measures of Influence (Counteraction) Established by Decree of the President of the Russian Federation dated April 23, 2021 No. 243. The official website of Alta-Soft. Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/21rs1230/ (accessed 29.03.2024) (in Russian).
  6. Pogarskaya A. S. Problematic aspects of customs regulation of imported medical device accessories. Problems of Social Hygiene, Health Care and the History of Medicine. 2023;31(S1):813–9 (in Russian).
  7. Tonkonog V. V., Ananchenkova P. I., Shimanovsky N. L., Vrubel M. E. Topical issues of functioning and development of the single market of medicines of the Eurasian Economic Union. Problems of Social Hygiene, Health Care and the History of Medicine. 2023;31(S2):1268–74 (in Russian).
  8. Medical equipment market overview. The market of medical devices and products used in the provision of medical care in the EAEU 2018–2021. Official website of the Eurasian Economic Commission. Available at: https://eec.eaeunion.org/upload/iblock/0f6/Obzor-Rynka-medoborudovaniya.pdf (accessed 29.03.2024) (in Russian).
  9. Practical models and tools of foreign trade between the EU and the Russian Federation in the context of sanctions (Part 2: “Review of sanctions restrictions on foreign trade with the Russian Federation for 2023”). The official website of “Jurvest”. Available at: https://www.urvest.ru/novosti/prakticheskie-modeli-i-instrumenty-vneshnej-torgovli-mezhdu-es-i-rf-v-usloviyah-sankczij-chast-2-obzor-sankczionnyh-ogranichenij-po-vedeniyu-vneshnej-torgovli-s-rf-na-2023-god (accessed 03.04.2024) (in Russian).
  10. Restrictions of the EU, USA, Great Britain, Japan, Switzerland, Canada and Australia on import and export operations with Russia. The official website of Alta-Soft. Available at: https://www.alta.ru/tnved/forbidden_codes (accessed 03.04.2024) (in Russian).
  11. Decree of the Government of the Russian Federation of 29.03.2022 N 506 (ed. of 28.06.2023) “On goods (groups of goods) in respect of which certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the protection of exclusive rights to the results of intellectual activity expressed in such goods and means of individualization with which such goods are marke”. The official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 413173/?ysclid=lo07nz53gs17424589 (accessed 04.04.2024) (in Russian).
  12. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation No. 2701 dated 21.07.2023 “On Approval of the List of Goods (Groups of Goods) in Respect of which the Provisions of Articles 1252, 1254, Paragraph 5 of Article 1286.1, Articles 1301, 1311, 1406.1, subparagraph 1 of Article 1446, Articles 1472, 1515 and 1537 of the Civil Code of the Russian Federation do not Apply, subject to the introduction of these goods (groups of goods) are put into circulation outside the territory of the Russian Federation by copyright holders (patent holders), as well as with their consent”. Official website of “Alta-Soft”. Available at: https://www.alta.ru/tamdoc /23a02701/?ysclid=lnxqmnfqrd708216187 (accessed 04.04.2024) (in Russian).
  13. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation No. 3042 dated 21.07.2022 “On Amendments to the List of Goods (Groups of Goods) in Respect of which the Provisions of Subparagraph 6 of Article 1359 and Article 1487 of the Civil Code of the Russian Federation do not Apply, subject to the Introduction of these Goods (Groups of Goods) into Circulation outside the Territory of the Russian Federation by Copyright Holders (Patent Holders), and also with their consent, approved by the order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation dated April 19, 2022 N 1532”. The official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416496/343227a0f7231f293415124c9c5b7237496b9008/ (accessed 06.04.2024) (in Russian).
  14. Order of the Ministry of Industry and Trade dated 04/19/2022 No. 1532 “On Approval of the List of Goods (Groups of Goods) in Respect of which the Provisions of subparagraph 6 of Article 1359 and Article 1487 of the Civil Code of the Russian Federation do not Apply, subject to the Introduction of these Goods (Groups of Goods) into Circulation outside the Territory of the Russian Federation by Copyright holders (Patent Holders), as well as with their consent”. The official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_416496/343227a0f7231f293415124c9c5b7237496b9008/ (accessed 08.04.2024) (in Russian).
  15. Parallel import of medicines and medical devices. The official website of the BRACE Law Firm. Available at: https://brace-lf.com/informaciya/farmatsevticheskoe-i-meditsinskoe-pravo/1803-parallelnyj-import-lekarstvennykh-sredstv-i-meditsinskikh-izdelij (accessed 08.04.2024) (in Russian).
  16. Pogarskaya A. S. Problematic aspects of the implementation of cochlear implantation. Problems of Social Hygiene, Health Care and the History of Medicine. 2023;31(3):423–7 (in Russian).
  17. Instruction of the Bank of Russia dated 08/16/2017 No. 181-I “On the procedure for Residents and non-residents to submit supporting documents and information to Authorized Banks when Conducting foreign exchange transactions, on uniform forms of accounting and reporting on foreign exchange transactions, the procedure and timing of their submission”. The official website of Alta-Soft. Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/17a00181/ (accessed 08.04.2024) (in Russian).

Statistics

Views

Abstract - 5

PDF (Russian) - 1

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2025 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies