The dynamics of provision of population of the Russian Federation with otorhinolaryngologists in 2018–2023
- Authors: Osmanov E.M.1,2, Reshetnikov V.A.3, Kagramanyan I.N.3, Tatarchenko V.V.4, Manyakov R.R.2, Prokopov A.Y.2, Blinova A.I.3, Zhigalko T.A.5, Abdullaev A.A3
- Affiliations:
- The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University of Minzdrav of Russia (Sechenov University), 119991, Moscow, Russia
- The State Budget Institution “The Tambov Oblast Children Clinical Hospital”, 392000, Tambov, Russia
- The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” of Minzdrav of Russia (Sechenov University), 119991, Moscow, Russia
- The Society with Limited Liability “The Clinic “City of Health””, 394036, Voronezh, Russia
- ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, г. Москва
- Issue: Vol 32, No 6 (2024)
- Section: Health and Society
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1567
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-6-1296-1305
- Cite item
Abstract
The most acute problem of state health care system is shortage of medical personnel, both physicians and paramedics.
The purpose of the study is to assess dynamics of personnel support with otolaryngologists in medical organizations of the Russian Federation for 2018–2023.
The retrospective analytical descriptive study was carried out using continuous method based on studying dynamics of personnel support with otolaryngologists in the Russian Federation in general, Federal Okrugs and particular Subjects of the Russian Federation for 2018–2023. The calculation of dynamics of population provision with otolaryngologists per 10 thousand of population and dynamics of the number of otolaryngologists in medical organizations of state and non-state ownership was carried out.
In the Russian Federation, level of population provision with otolaryngologists in 2018–2023 decreased from 0.62 to 0.61 per 10 thousand of population/ In some Subjects this indicator increased and in others decreased that testifies existence of internal labor migration of specialists. The largest increase in the number of otolaryngologists was established in Moscow, Moscow Region, St. Petersburg, Kaliningrad Oblast and Sakhalin Oblast and some other Subjects, the most attractive ones in terms of salaries, work conditions, social guarantees and other privileges. Besides, taking into account the number of otolaryngologists working in both state and non-state medical organizations, their number in the Russian Federation in 2018–2023 increased from 13,222 to 14,548 specialists. At the same time, there is significant outflow of otolaryngologists into non-state medical organizations. In 2018, the percentage of otolaryngologists working in non-state medical organizations made up to 20.8% and in 2023 28.3%. The three regions with the lowest level population of provision with otolaryngologists in 2023 were the Jewish Autonomous Region (0.2 per 10 thousand of population), the Republic of Khakassia (0.36 per 10 thousand of population) and the Kurgan Oblast (0.39 per 10 thousand of population). The three Oblasts with highest level of population provision with otolaryngologists are the Republic of North Ossetia-Alania (1.09 per 10 thousand of population), the Chukotka Autonomous Okrug (1.05 per 10 thousand of population) and St. Petersburg (1.03 per 10 thousand of population).
It is established that, despite slight decrease in population provision with otolaryngologists in 2018–2023, their labor migration to regions with higher level of social economic development, as well as outflow to non-governmental medical organizations within the region continued to take place. The manpower policy currently implemented in the Russian Federation regarding medical workers brought no expected results. The results demonstrated imbalance in provision with otolaryngologists and different levels of their deficiency in particular regions that emphasizes importance of individualized and comprehensive approach to personnel provision in each region.
Full Text
Введение
Проблемой государственной системы здравоохранения является дефицит кадров врачей и среднего медицинского персонала, который приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи [1, 2].
К 2030 г., согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения, дефицит кадров в здравоохранении составит 18 млн человек, в основном в странах со средним и низким уровнем дохода [2]. В Российской Федерации (РФ) недостаток врачей достигает значительных цифр и в зависимости от специальности и региона составляет 40—50% и более [3—4].
Среди причин дефицита кадров в государственных медицинских организациях — низкая заработная плата и в связи с этим их отток в коммерческие медицинские организации и в другие регионы, развитие синдрома профессионального выгорания, увеличение объема выполняемой работы, высокие физические и психологические нагрузки, социальная незащищенность и снижение престижа профессии [5—8].
Анализ обеспеченности населения врачами, оценка динамики их численности в медицинских организациях государственной и негосударственной формы собственности могут способствовать принятию управленческих решений по совершенствованию кадрового обеспечения в системе здравоохранения и повышению его медицинской, социальной и экономической эффективности.
Цель исследования — оценить динамику кадрового обеспечения врачами-оториноларингологами медицинских организаций РФ за 2018—2023 гг.
Материалы и методы
Ретроспективное аналитическое описательное исследование выполнено сплошным методом на основе изучения динамики кадрового обеспечения врачами-оториноларингологами в целом по РФ, в федеральных округах и отдельных субъектах за 2018—2023 гг. Выполнен расчет показателей динамики обеспеченности населения врачами-оториноларингологами (на 10 тыс. населения), а также динамики численности врачей-оториноларингологов (физических лиц) в медицинских организациях (МО) государственной и негосударственной формы собственности. Источником информации послужили официальные статистические данные [9—13]. Показатели наглядности в динамических рядах выражали в процентном отношении. Анализ данных проведен при помощи программы Microsoft Excel-2016.
Результаты исследования
В РФ за 2018—2023 гг. показатель обеспеченности населения врачами-оториноларингологами снизился с 0,62 до 0,61 на 10 тыс. населения. При этом установлена убыль абсолютной численности врачей-оториноларингологов, работающих в МО государственной формы собственности, на 122 врача, с 9103 до 8981 специалиста (−1,04%) и их прирост в МО негосударственной формы собственности на 1356 врачей, с 2766 до 4122 специалистов (+33,0%). Вместе с тем необходимо отметить, что общее число физических лиц врачей-оториноларингологов в РФ за 6 лет увеличилось на 1234 специалиста, в среднем на 205 врачей в год.
В Центральном федеральном округе (ЦФО), Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) наблюдался значимый прирост обеспеченности врачами-оториноларингологами населения за исследуемый период, составивший +3,1% и +5,5% соответственно. В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) и Приволжском федеральном округе (ПФО) он остался на прежнем уровне (см. рисунок).
В других федеральных округах наблюдалась убыль показателя обеспеченности населения врачами-оториноларингологами за 2018—2023 гг. Так, наибольшая убыль установлена в Южном федеральном округе (ЮФО) — 12,7%, в Сибирском федеральном округе (СФО) она составила 5,7%, а в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) — 4,5%.
Сравнение динамики численности физических лиц врачей-оториноларингологов, работающих в МО разной формы собственности, по федеральным округам показало, что в ЦФО, СЗФО и СКФО характерен их прирост как в государственных, так и в негосударственных МО. Так, в ЦФО за 5 лет численность оториноларингологов в МО всех форм собственности увеличилось на 809 специалистов, в СЗФО на 172 специалиста и в СКФО на 55 специалистов. В других федеральных округах наблюдается отток врачей-оториноларингологов из государственных МО и приток в частные. Несмотря на такую тенденцию, общая численность физических лиц врачей-оториноларингологов, работающих в государственных и негосударственных МО, прибавляется в ЮФО (на 39 врачей), в Уральском федеральном округе (УрФО; на 67 врачей), в ПФО (на 84 врача), в СФО (на 12 врачей), и лишь в ДВФО за 2018—2023 гг. их число уменьшилось в государственных МО и на столько же увеличилось в негосударственных МО (табл. 1).
Результаты анализа показали, что за исследуемый период показатель обеспеченности населения врачами-оториноларингологами в 50 субъектах РФ снизился, в 4 субъектах не изменился и в 31 субъекте увеличился.
Так, в 9 из 18 субъектов ЦФО установлена убыль обеспеченности населения врачами-оториноларингологами; (наибольшая — в Курской, Тверской и Костромской областях), в 9 субъектах отмечен прирост обеспеченности врачами (наибольший — в Тульской, Калужской, Тамбовской и Смоленской областях; табл. 2).
В 9 из 18 субъектов ЦФО за 6-летний период отмечена убыль численности физических лиц врачей-оториноларингологов в государственных МО, в отличие от частных МО, в которых установлен только прирост их численности, кроме Липецкой области. Наибольший прирост числа физических лиц врачей-оториноларингологов за 6 лет в совокупности в государственных и негосударственных МО установлен в г. Москве (+506 специалистов) и Московской области (+102 специалиста), затем следуют Тульская область (+25 специалистов), Тверская (+18 специалистов), Калужская и Воронежская области (+17 специалистов в каждой). Наиболее критичная ситуация с врачебными кадрами сложилась в Костромской, Курской и Орловской областях, в которых за 2018—2023 гг. численность врачей-оториноларингологов уменьшилось (табл. 3).
Увеличение обеспеченности врачами-оториноларингологами в СЗФО с 0,69 до 0,73 на 10 тыс. населения за 6 лет обусловлен в большей степени Ненецким автономным округом, Калининградской областью, Республикой Карелия и Псковской областью. Одновременно с этим происходит значительная убыль обеспеченности врачами-оториноларингологами населения Ленинградской, Новгородской и Архангельской областей (табл. 4).
Среди регионов СЗФО за 2018—2023 гг. прирост численности физических лиц врачей-оториноларингологов, работающих в государственных и негосударственных МО, отмечен в г. Санкт-Петербурге (+129) и Калининградской области (+27), незначительный прирост установлен в Псковской области (+7). Одновременно с этим наблюдается убыль численности физических лиц врачей-оториноларингологов в государственных и негосударственных МО Мурманской области (−3). Значительная убыль в государственных МО с незначимым приростом в негосударственных МО установлена в Архангельской области (−7). В других субъектах СЗФО динамика изменения численности физических лиц врачей-оториноларингологов отсутствует или незначима (табл. 5).
Среди субъектов ЮФО прирост обеспеченности населения врачами-оториноларингологами за анализируемый период произошел лишь в Волгоградской области, в остальных субъектах установлена ее убыль, причем в Севастополе она наибольшая, в Ростовской области, Республике Калмыкия, Краснодарском крае и Астраханской области — довольно значительная (табл. 6).
В субъектах ЮФО рост численности физических лиц врачей-оториноларингологов наблюдался в Краснодарском крае (+54), причем в государственных МО происходит их убыль, а в негосударственных — значительный прирост. Аналогичная тенденция характерна для Республики Крым (+16) и Волгоградской области (+7) и незначимый прирост отмечается в Республике Адыгея (+1). В остальных регионах установлена убыль общей численности физических лиц врачей-оториноларингологов: в Ростовской области (−35), Астраханской области (−14), Республике Калмыкия (−6) и г. Севастополе (−4) (табл. 7).
Обращает на себя внимание факт, что государственные МО Ростовской области за 5 лет потеряли 47 врачей-оториноларингологов, одновременно с этим значительно увеличилась численность врачей в негосударственных МО Краснодарского края (+81).
В 3 субъектах СКФО наблюдался прирост обеспеченности населения врачами-оториноларингологами: наибольший в Чеченской Республике и менее значительный в Республике Северная Осетия — Алания, в Ставропольском крае обеспеченность населения врачами-оториноларингологами не изменилась, остальные субъекты характеризуются убылью показателя обеспеченности врачами (табл. 8).
Увеличилась численность физических лиц врачей-оториноларингологов в государственных и негосударственных МО субъектов СКФО: в Республике Дагестан (+21), Чеченской Республике (+14), Республике Ингушетии (+8), Ставропольском крае (+8), Республике Северная Осетия—Алания (+6). Снижение численности врачей наблюдается в МО Карачаево-Черкесской Республики (−2). В Республике Кабардино-Балкарии за 6-летний период исследования численность физических лиц врачей-оториноларингологов не изменилась (табл. 9).
Половина субъектов ПФО характеризуются убылью показателя обеспеченности населения врачами-оториноларингологами, причем в некоторых субъектах довольно значительной, лидером в данной группе является Ульяновская область. Кроме того, в Республике Мордовия, Саратовской и Нижегородской областях также установлена довольно значительная убыль обеспеченности врачами (табл. 10).
Увеличение численности физических лиц врачей-оториноларингологов в государственных и негосударственных МО субъектов, входящих в состав ПФО, отмечено лишь в Республике Татарстан (+46), Пензенской области (+20) и Чувашской Республике (+3).
В Удмуртской Республике снижение численности врачей в государственных МО сопровождалось ее ростом в негосударственных МО. При этом общий прирост составил 12 врачей-оториноларингологов, в Республике Башкортостан (+8), незначимым был прирост в Кировской области (+1).
В Самарской области наблюдается прирост численности врачей-оториноларингологов в государственных МО с одновременной их убылью в негосударственных, при этом общая численность врачей увеличилась на 3 специалиста. В Республике Марий-Эл рост численности врачей-оториноларингологов за анализируемый период времени наблюдается за счет их увеличения в негосударственных МО (+12).
В 5 субъектах убыль общей численности врачей-оториноларингологов обусловлена значительным снижением их численности в государственных МО и меньшим ростом в негосударственных МО. К таким субъектам относятся Ульяновская область (−8), Пермский край (−5), Саратовская область (−4), Нижегородская область (−3) и Оренбургская область (−1) (табл. 11).
В 3 из 6 субъектов УрФО с 2018 по 2023 г. наблюдался прирост обеспеченности населения врачами-оториноларингологами, которые в порядке убыли распределились следующим образом: Тюменская область, Курганская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре обеспеченность осталась на прежнем уровне, в остальных субъектах установлена ее убыль (табл. 12).
Наблюдается динамика увеличения с учетом совокупной численности физических лиц врачей-оториноларингологов, работающих в государственных и негосударственных МО субъектов УрФО, за анализируемый период в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (+33), Тюменской области (+18), Ямало-Ненецком автономном округе (+16) и Свердловской области (+11). В Челябинской и Курганской областях установлена убыль численности врачей-оториноларингологов за анализируемый период (−7 и −3 соответственно; табл. 13).
Во всех субъектах СФО происходит снижение обеспеченности населения врачами-оториноларингологами, причем в некоторых, например в Республике Хакасия, довольно значительное (табл. 14).
Несмотря на снижение обеспеченности населения субъектов СФО врачами-оториноларингологами за 2018—2023 гг., в 5 из них отмечен рост численности физических лиц врачей-оториноларингологов за счет увеличения их численности в негосударственных МО с одновременным снижением численности в государственных МО. К таким субъектам относятся Алтайский край (+13), Красноярский край (+11), Новосибирская область (+9), Кемеровская область (+6) и Томская область (+4). В Омской области, несмотря на рост численности физических лиц врачей-оториноларингологов в негосударственных МО, установлена убыль их общей численности (−5) за счет значительного снижения в государственных МО.
Иркутская область и Республика Хакасия характеризуются снижением численности физических лиц врачей-оториноларингологов как в государственных, так и в негосударственных МО (−18 и −8 соответственно). В Республике Алтай и Республике Тыва общая численность физических лиц врачей-оториноларингологов не изменилась (табл. 15).
Лишь в 3 субъектах, входящих в состав ДВФО, установлен рост обеспеченности населения врачами-оториноларингологами, остальные субъекты характеризуются снижением обеспеченности, наибольшей в Еврейской автономной области (−210,0%), составившей в 2023 г. 0,2 на 10 тыс. населения, также довольно значимая убыль показателя наблюдается в Чукотском автономном округе, Хабаровском крае, Республике Бурятии и Республике Саха (Якутия) (табл. 16).
Значительный рост обеспеченности населения врачами-оториноларингологами за 2018—2023 гг. установлен в Камчатском крае и Сахалинской области.
В ДВФО прирост численности физических лиц врачей-оториноларингологов за 2018—2023 гг. отмечен лишь в 4 субъектах, причем в Сахалинской области и Камчатском крае — за счет их прироста как в государственных, так и в негосударственных (+15 и +8 соответственно) МО. За счет негосударственных МО — в Забайкальском крае (+18) и Приморском крае (+8). В остальных субъектах установлена убыль численности врачей-оториноларингологов, при этом довольно значительная в Хабаровском крае (−17), Амурской области (−10), Республике Саха (Якутия) (−10) и Еврейской автономной области (−7) (табл. 17).
Уровень обеспеченности населения 18 субъектов РФ врачами-оториноларингологами в 2023 г. составил от 0,2 до 0,5 врача, в 50 субъектах — от 0,51 до 0,70, в 13 субъектах — от 0,71 до 0,99 и лишь в 4 субъектах — 1,0 и выше (на 10 тыс. населения). К 3 субъектам с наименьшим уровнем обеспеченности врачами-оториноларингологами на 10 тыс. населения в 2023 г. относятся Еврейская автономная область (0,2), Республика Хакасия (0,36) и Курганская область (0,39), к 3 субъектам с наибольшим уровнем обеспеченности относятся Республика Северная Осетия-Алания (1,09), Чукотский автономный округ (1,05) и г. Санкт-Петербург (1,03).
Сопоставляя показатели обеспеченности населения отдельных субъектов врачами-оториноларингологами и численность физических лиц врачей-оториноларингологов, а также численность населения, необходимо отметить некоторые особенности. Так, увеличение показателя обеспеченности врачами-оториноларингологами, скажем, в Курганской области (на 5,1%), за 2018—2023 гг. произошло не за счет увеличения численности физических лиц врачей-оториноларингологов в государственных МО, численность которых на самом деле уменьшилась, а за счет сокращения численности населения более чем на 60 тыс. человек, что меньше исходного на 7,9%. К таким регионам также относятся Ивановская, Мурманская, Кировская и Оренбургская области.
К самой малочисленной группе относятся регионы, в которых установлено увеличение числа физических лиц врачей-оториноларингологов с одновременным ростом численности населения при росте его обеспеченности специалистами: г. Москва, Московская область, Калужская область, Калининградская область, г. Санкт-Петербург.
В третьей группе субъектов РФ наблюдается динамика, которая характеризуется увеличением численности населения за исследуемый период без увеличения численности физических лиц врачей-оториноларингологов, что повлекло снижение показателя обеспеченности населения врачами-оториноларингологами — Ленинградская область и ряд других субъектов.
К четвертой группе относятся субъекты, в которых отмечен рост численности физических лиц врачей-оториноларингологов с одновременным сокращением численности населения; в них установлен значительный прирост уровня обеспеченности населения врачами-оториноларингологами.
И к самой многочисленной группе относится субъекты, в которых установлена убыль численности физических лиц врачей-оториноларингологов с одновременным снижением обеспеченности населения врачами.
Обсуждение
Проведенное исследование позволило изучить и ранжировать субъекты РФ по динамике уровня обеспеченности населения врачами-оториноларингологами, а также по динамике численности физических лиц врачей-оториноларингологов.
Установлено, что уровень обеспеченности населения РФ в целом врачами-оториноларингологами за 6 лет уменьшился с показателя 0,62 до 0,61 на 10 тыс. населения. Однако в одних субъектах этот показатель возрос, в других уменьшился, что свидетельствует о существующей внутренней трудовой миграции специалистов. Так, наибольший прирост численности физических лиц врачей-оториноларингологов установлен в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге, Калининградской и Сахалинской областях и некоторых других субъектах, наиболее привлекательных в отношении заработной платы, условий труда, социальных гарантий и других привилегий [4]. Помимо этого, с учетом численности врачей-оториноларинголов, работающих как в государственных, так и в негосударственных МО РФ, их численность с 2018 по 2023 г. увеличилась с 13 222 до 14 548 специалистов.
Результаты исследования показывают значительный отток врачей-оториноларингологов в негосударственные МО. Так, в 2018 г. удельный вес врачей-оториноларингологов, работающих в негосударственных МО, от общей численности врачей-оториноларингологов составлял 20,8%, в 2023 г. — уже 28,3%. Полученные данные подтверждаются другими исследованиями, в которых показаны тенденции оттока врачей из государственных и муниципальных МО [14].
Вышеуказанные трудовые миграционные процессы протекают, несмотря на системную работу Министерства здравоохранения РФ по привлечению и закреплению медицинских кадров в отрасли. Разработанные государственные программы «Земский доктор», «Земский фельдшер», целевой набор в медицинские вузы, различные региональные программы в отдельных регионах не привели к серьезному улучшению кадровой ситуации в государственной системе здравоохранения. Современные выпускники медицинских вузов не желают работать в государственных МО по причине большого объема работы, низкого престижа профессии, профессионального выгорания, низкой заработной платы и других не менее значимых мотивов [15—17].
Зарубежные исследования также показывают недостаточную численность врачей-оториноларингологов и территориальную неравномерность их распределения [18—20].
Дефицит оториноларингологов отрицательно сказывается на показателях заболеваемости и инвалидности вследствие ЛОР-патологии [21, 22]. С одной стороны, зарегистрированная заболеваемость по обращаемости снижается по причине отсутствия врачей-оториноларингологов в государственных МО, с другой стороны — растет хроническая ЛОР-патология и инвалидность в связи с отсутствием динамического наблюдения за пациентами и их лечения [23].
Исследователи указывают, что динамика численности врачей не достигает показателей, запланированных в федеральном проекте «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» [24].
Заключение
Исследование показало имеющуюся трудовую миграцию врачей-оториноларингологов в регионы с высоким уровнем социально-экономического развития, а также отток в негосударственные МО внутри региона. Проводимая в РФ кадровая политика в отношении медицинских работников в настоящее время не дала ожидаемых результатов.
Результаты анализа обнаружили дисбаланс в обеспеченности врачами-оториноларингологами и разный уровень их дефицита по отдельным регионам, что подчеркивает важность индивидуализированного и комплексного подхода к решению кадрового вопроса в каждом регионе.
About the authors
Esedulla Mallaalievich Osmanov
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University of Minzdrav of Russia (Sechenov University), 119991, Moscow, Russia;The State Budget Institution “The Tambov Oblast Children Clinical Hospital”, 392000, Tambov, Russia
Author for correspondence.
Email: osmanov@bk.ru
Vladimir Anatolievich Reshetnikov
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” of Minzdrav of Russia (Sechenov University), 119991, Moscow, Russia
Email: resh1960@mail.ru
Igor Nikuolaevich Kagramanyan
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” of Minzdrav of Russia (Sechenov University), 119991, Moscow, Russia
Email: kagramanyanigor@yandex.ru
Valeria Vladimirovna Tatarchenko
The Society with Limited Liability “The Clinic “City of Health””, 394036, Voronezh, Russia
Email: vill20061@yandex.ru
Rustam Rinatovich Manyakov
The State Budget Institution “The Tambov Oblast Children Clinical Hospital”, 392000, Tambov, Russia
Email: 8730241@mail.ru
Alexey Yurievich Prokopov
The State Budget Institution “The Tambov Oblast Children Clinical Hospital”, 392000, Tambov, Russia
Email: geolex777@rambler.ru
Alexandra Igorevna Blinova
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” of Minzdrav of Russia (Sechenov University), 119991, Moscow, Russia
Email: alexandrablinova123123@gmail.com
Tatyana Alexandrovna Zhigalko
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, г. Москва
Email: Zhigalkot2001@list.ru
Anar A Abdullaev
The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” of Minzdrav of Russia (Sechenov University), 119991, Moscow, Russia
Email: anar172002@rambler.ru
References
- Shchepin V. O. Provision of the population of the Russian Federation with the main human resources of the state healthcare system. Problems of Social Hygiene, Healthcare and History of Medicine. 2013;(6):24–8. EDN OGWFWP (in Russian).
- Ulumbekova G. E. Healthcare of Russia 2022–2023: urgent measures in the context of a special situation in the economy and social sphere. Problems and proposals. ORGZDRAV: News. Opinions. Training. Bulletin of the Higher School of Public Health. 2022;2(28):4–21 (in Russian).
- WHO. Healthcare Human Resources Available at: https://www.who.int/ru/health-topics/health-workforce#tab=tab_1 (accessed 10.08.2024) (in Russian).
- Vecherina A. I., Zakharcheva A. A. Modern problems of personnel policy in healthcare. Youth Innovation Bulletin. 2022;11(S1):467–70. EDN SVFAED (in Russian).
- Pigarova E. A., Vorotnikova S. Y. Personnel problems of the endocrinology service and strategies for their solution. Problems of Endocrinology. 2021;67(6):8–10. doi: 10.14341/probl12853 (in Russian).
- Ulumbekova G. E., Vlasov Ya. V., Domnikov A. I., Gaponova E. A. Scientific substantiation of the need to increase the remuneration of medical workers in the Russian Federation ORGZDRAV: news, opinions, training. Bulletin of the Higher School of Healthcare. 2023;9(1):4–25. doi: 10.33029/2411-8621-2023-9-1-4-25 (in Russian).
- Samofalov D. A., Chigrina V. P., Tyufilin D. S., Chargazia L. D., Kitnyuk K. G., Kobyakova O. S., Deev I. A. Professional burnout and quality of life of doctors in the Russian Federation in 2021. Social Aspects of Population Health. 2023;69(1):1. doi: 10.21045/2071-5021-2023-69-1-1. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1445/30/lang,ru/ (accessed 11.06.2024) (in Russian).
- Karpova O. B., Zagoruychenko A. A. Current issues of human resources in healthcare in Russia and in the world. Healthcare of the Russian Federation. 2022;66(3):181–7. doi: 10.47470/0044-197X-2022-66-3-181-187 (in Russian).
- Kotova E. G., Kobyakova O. S., Starodubov V. I., Aleksandrova G. A., Golubev N. A., Latyshova A. A., Nesvetailo N. Ya., Ogryzko E. V., Polikarpov A. V., Shelepova E. A. Resources and activities of medical healthcare organizations. Part 1. Medical personnel: statistical materials. Moscow: TsNIIOIZ; 2021. 284 p. (in Russian).
- Kotova E. G., Kobyakova O. S., Starodubov V. I., Aleksandrova G. A., Golubev N. A., Latyshova A. A., Nesvetailo N. Ya., Ogryzko E. V., Polikarpov A. V., Shelepova E. A. Resources and activities of medical healthcare organizations. Part 1. Medical personnel: statistical materials Moscow: TsNIIOIZ; 2022. 284 p. (in Russian).
- Kotova E. G., Kobyakova O. S., Starodubov V. I., Aleksandrova G. A., Golubev N. A., Latyshova A. A., Nesvetailo N. Ya., Ogryzko E. V., Polikarpov A. V., Shelepova E. A. Resources and activities of medical healthcare organizations. Part 1. Medical personnel: statistical materials. Moscow: TsNIIOIZ; 2022. 284 p. (in Russian).
- The number of doctors of all specialties (individuals) in organizations providing medical services to the population, at the end of the reporting year. Unified interdepartmental information and statistical system. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/31547 (accessed 11.06.2024) (in Russian).
- The average permanent population per year. Unified interdepartmental information and statistical system. Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/31556 (accessed 11.06.2024) (in Russian).
- Kaneva D. A., Tararaeva T. Yu., Breusov A. V., Maksimenko L. V. The problem of shortage of medical personnel in healthcare in Russia: causes and solutions (literature review). Current Issues in Healthcare and Medical Statistics. 2024;(1):747–67. doi: 10.24412/2312-2935-2024-1-747-767 (in Russian).
- Son I. M., Kryakova M. Yu., Menshikova L. I., Vvedensky G. G., Kupeeva I. A., Karakulina E. V. Opinion of specialists and patients on the organization of primary health care and proposals for its improvement. Current Issues in Healthcare and Medical Statistics. 2023;(4):1027–48. doi: 10.24412/2312-2935-2023-4-1027-1048 (in Russian).
- Samofalov D. A., Chigrina V. P., Tyufilin D. S., Chargazia L. D., Kitnyuk K. G., Kobyakova O. S., Deev I. A. Professional burnout and quality of life of doctors in the Russian Federation in 2021. Social Aspects of Population Health. 2023;69(1):1. doi: 10.21045/2071-5021-2023-69-1-1 Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1445/30/lang,ru/ (accessed 11.06.2024) (in Russian).
- Vlasova O. V. Salary as a factor in motivating medical personnel in the system of improving the quality of medical services. Azimuth of Scientific Research: Economics and Management. 2020;9(30):118–21. doi: 10.26140/anie-2020-0901-0028 (in Russian).
- Cass L. M., Smith J. B. The Current State of the Otolaryngology Workforce. Otolaryngol. Clin. North. Am. 2020;53(5):915–26. doi: 10.1016/j.otc.2020.05.016
- Pozin M., Nyaeme M., Peterman N., Jagasia A. Geospatial evaluation of access to otolaryngology care in the United States. Laryngoscope Investig. Otolaryngol. 2024;23;9(2):e1239. doi: 10.1002/lio2.1239
- Patel E. A., Poulson T. A., Shah M., Jagasia A. A. Evaluation of Wait Times for Otolaryngology Appointments in Illinois. OTO Open. 2023;12;7(3):e63. doi: 10.1002/oto2.63
- Tarasova N. V. The main aspects of morbidity of the population of the Volgograd region with diseases of the ENT organs in 2018–2022. In: New technologies in otolaryngology: Collection of works of the Interregional scientific and practical conference of otolaryngologists of the North Caucasus Federal District with international participation dedicated to the 100th anniversary of the birth of Rasul Gamzatov, Makhachkala, June 23, 2023. Makhachkala: Dagestan State Medical University; 2023. P. 209–15. EDN OCGGOZ (in Russian).
- Sundukova E. A. Analysis of the indicators of the otolaryngology service in the Amur region for the period from 2017 to 2021. Current issues in otolaryngology: Proceedings of the interregional scientific and practical conference of otolaryngologists of Siberia and the Far East with international participation, Blagoveshchensk, July 4–5, 2023. Is. 21. Blagoveshchensk: Amur State Medical Academy; 2023. P. 136–40. EDN DZPOKP (in Russian).
- Nikolaeva A. I., Narkevich A. N., Vinogradov K. A., Astanin P. A., Grzhibovsky A. M. Dynamics of the incidence of diseases of the ear and mastoid process among the child population in the Krasnoyarsk Territory. Social Aspects of Population Health. 2021;67(1):6. doi: 10.21045/2071-5021-2021-67-1-6. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1232/30/lang,ru/ (accessed 11.06.2024) (in Russian).
- Rugol L. V., Kotlovsky M. Yu. Dynamics of staffing of medical organizations in terms of achieving target indicators for the implementation of the federal project. Social Aspects of Population Health. 2023; 69(1):9. doi: 10.21045/2071-5021-2023-69-1-9. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1453/30/lang,ru/ (accessed 11.06.2024) (in Russian).