The organizational legal issues related to implementation of social care of persons involved into medical care support during COVID-19

Abstract


The article considers main problems related to implementation of social protection of persons involved in medical care support during COVID-19 pandemic.
The purpose of the study is to identify organizational legal problems in implementing social protection of persons involved in medical care support during COVID-19.
The normative legal acts of the Russian Federation, the WHO documents, official data of Minzdrav of Russia, information from portals of “Stopcoronavirus.rf”, Constitutional Court of Russia, Inquiry Committee of Russia, office of Public Prosecutor of Russia and Trade Union of medical workers of Russia were analyzed. The study used as its methodology the dialectical method of cognition of social legal phenomena. The logical analysis, system analysis and comparative jurisprudence analysis were applied too.
The analysis of national legislation, court decisions, information from official websites of the President of the Russian Federation, executive authorities (state reports on sanitary epidemiological well-being of population of the Russian Federation in 2020–2023) demonstrated that in 2020–2023 additional social guarantees were provided for workers of medical organizations, including additional social payments.
Unfortunately, complicacy of establishing diagnosis, misinterpretation of clinical norms, lacking of explanations at instant of novels occurrence resulted in emergence of complaints of workers of medical organizations.


Full Text

Введение
Инфекционные болезни, в том числе новые, составляют угрозу развитию человечества, поскольку являются причиной 1/3 общего ежегодного количества смертей в мире. Коронавирусная инфекция COVID-19 не только унесла миллионы жизней, но и привела к глобальному экономическому кризису.
По всему миру зафиксированы случаи заболеваний и гибели работников сферы здравоохранения. По данным ВОЗ, только в период с января 2020 г. по май 2021 г. от COVID-19 могли умереть от 80 тыс. до 180 тыс. работников здравоохранения, что соответствует среднему сценарию в 115 500 смертей.
В Российской Федерации для защиты работников здравоохранения были разработаны и введены дополнительные социальные гарантии, в том числе в виде дополнительных выплат.
Вопросы правомерности выплат/невыплат неоднократно рассматривался на самом высоком уровне: Президентом РФ, МЗ РФ, следственными органами, Прокуратурой РФ и даже Конституционным судом (КС) РФ.
К сожалению, даже при наличии предусмотренных нормативно-правовых актов, регулирующих социальную защиту работников здравоохранения, а также разъяснений, были зафиксированы нарушения.
Еще 5 мая 2020 г. президент В. В. Путин пояснил губернаторам, что эти деньги должны быть выплачены за работу с больными с коронавирусной инфекцией, а не за какие-то часы, минуты и так далее. Были названы конкретные сроки и конкретные цифры этих платежей.
Правительство РФ в этот же день отменило начисление доплат исходя из фактически отработанного времени, определив, что средства должны быть выплачены в полном объеме всем медработникам, которые оказывали помощь пациентам с коронавирусом, вне зависимости от количества отработанных в течение месяца смен или часов. Соответствующие поправки были внесены в действующий нормативный документ. Но Правила предоставления доплат в соответствии с постановлением № 415 изменены не были.
Тем не менее к 9 мая 2020 г. выплаты были осуществлены только в 56 субъектах РФ, средства получили меньше половины медиков. «По имеющимся у меня данным, по состоянию на 9 мая, указанные выплаты существуют только в 56 субъектах Федерации, а получили их на руки 56 тыс. человек. А это меньше половины из числа тех медработников, кому начислены выплаты», — указал Путин. Президент поручил наладить работу и предоставить медработникам положенные выплаты за апрель до 15 мая. Мониторить ситуацию должны были правительство и МЗ РФ. «Я лично проверю состояние дел по этому вопросу в каждом регионе России», — подчеркнул Путин.
В 2020 г. на выплаты из Резервного фонда регионам было выделено: Минздраву России — 10 223,4 млн руб. на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, Роспотребнадзору — 1618,2 млн руб. на предоставление из федерального бюджета субсидий на иные цели подведомственным организациям Роспотребнадзора на осуществление выплат стимулирующего характера лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации, из которых на 17 мая 2020 г. по субъектам удалось распределить около 8 млрд руб.
Премьер-министр Михаил Мишустин на оперативном совещании с членами Правительства РФ 18 мая 2020 г. высказался о ситуации с выплатами: «Где-то при начислении доплат стали считать смены, где-то часы, а где-то минуты. Мало того, что такие действия прямо противоречат сути обращений и поручений Президента РФ. Людям, которые принимают подобные решения, просто чисто по-человечески должно быть стыдно перед врачами и медицинскими работниками, которые каждый день рискуют своим здоровьем и, к сожалению, даже жизнью, неделями не видят своих родных и близких. И вместо благодарности и заслуженной премии им начинают высчитывать количество времени, проведенного рядом с больными коронавирусом». На устранение нарушений были даны сутки.
На основании постановления Правительства РФ № 484 также было решено, что получение выплат должно происходить «исходя из фактически отработанного времени», для этого было зарезервировало для регионов 41,7 млрд руб.
Президент РФ и премьер-министр дали задание постоянно проводить контроль выплат и оперативно реагировать на ситуации. В большинстве случаев контроль давал положительные результаты, но, несмотря на рекомендации и усиленное мониторирование на самом высоком уровне, жалобы из регионов не переставали поступать весь период (2020–2023), , , , , .
В соответствии с поручениями Председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина руководителями следственных подразделений ведомства в регионах регулярно проводились проверки сведений о невыплате денежных компенсаций медицинским работникам, задействованным в оказании помощи больным коронавирусом COVID-19.
По официальным данным сайта Следственного комитета (СК) РФ, следственными органами были организованы процессуальные проверки по 249 сообщениям в Рязанской, Новосибирской, Кемеровской, Владимирской, Иркутской, Орловской, Новгородской областях, Краснодарском крае, Республике Кабардино-Балкарии и ряде других регионов. Основанием для их проведения стали материалы СМИ, содержащие сообщения о невыплате в полном объеме положенных дополнительных выплат работникам, , , , , , . По такой информации оперативно проводились проверки, иногда по результатам возбуждались уголовные дела.
Даже несмотря на усиленный контроль, при неполучении положенных денежных выплат медицинские работники были вынуждены обращаться в суд.
Так, в одном из субъектов РФ иск подали более 500 человек, от санитаров и водителей машин скорой медицинской помощи до врачей и профессоров.
3 мая 2020 г. в сети Интернет было опубликовано видеообращение работников ГБУЗ РА «Адыгейская Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф», в котором медики сообщали о невыплатах им стимулирующих надбавок за особые условия труда, связанные с оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией». По данному факту была начата процессуальная проверка, в ходе которой получены объяснения от медицинских работников, руководства станции скорой медицинской помощи, истребованы необходимые документы. Установлено, что выплаты стимулирующего характера не осуществлены 97 медработникам станции скорой медицинской помощи. В результате проверочных мероприятий и проведенных встреч выяснено, что указанная ситуация с невыплатой стимулирующих надбавок возникла вследствие неверного толкования вышеуказанного постановления Правительства.
Для предупреждения нарушений Министерством здравоохранения РФ 21 мая 2020 г. разъяснения были даны и доведены до субъектов. Указанными разъяснениями уточнено, что медицинские работники станции скорой медицинской помощи относятся к категории лиц, имеющих право на получение стимулирующих выплат. В результате принятых в ходе процессуальной проверки мер всем работникам станции скорой медицинской помощи были произведены соответствующие выплаты стимулирующего характера на общую сумму более 1,3 млн руб.
Для предупреждения противоправных деяний представители СК проводили телефонные разговоры с руководителями субъектов РФ по выплатам работникам здравоохранения», а также рабочие встречи с контролем документов, подтверждающих начисленные и произведенные медикам выплаты, разъяснялись положения действующего законодательства, регламентирующие данные выплаты.
Иногда правомерно и своевременно проводимые выплаты могли сочетаться с пробелами, требующими дальнейшего правового урегулирования, на которые указывали граждане, прося рассмотреть вопрос об изменении законодательства в части назначения выплат за работу с больными коронавирусной инфекцией, например техническому персоналу медицинских учреждений (уборщицы, лифтеры, разнорабочие).
Несмотря на постоянно проводимую работу, постоянное мониторирование надзорными органами, были не до конца урегулированные проблемы, возбуждались уголовные дела, связанные с мошенничеством при получении выплат, в том числе совершенные лицами с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159.2 УК), .
В мае 2020 г. восьми субъектам были выделены из резервного фонда денежные средства размере 2 млрд руб., еще 4,5 млрд руб. — на федеральную доплату медицинским работникам в 61 регионе за особые условия труда и дополнительную нагрузку, остальные средства — правительственный резерв для оперативного реагирования.
6 августа 2020 г. на заседании Правительства было решено направить «более 9 млрд рублей 76 регионам на стимулирующие выплаты сотрудникам первичного звена здравоохранения, которые оказывают помощь пациентам с коронавирусной инфекцией и людям из группы риска. Такие надбавки за особые условия труда и дополнительную нагрузку рассчитывались в зависимости от среднемесячного дохода медицинских работников. Кроме того, за июль и август 2020 г. были продлены фиксированные выплаты сотрудникам стационаров и службы скорой помощи, которые были установлены по поручению Президента. Для предоставления этих выплат за июль было решено направить около 5 млрд рублей». Кроме того, в июле 2020 г. Михаил Мишустин распорядился выделить еще 2,3 млрд руб. «за выполнение особо важных работ» медицинским и иным работникам, участвующим в оказании медпомощи пациентам с выявленным COVID-19, и 1 млрд руб. — на стимулирующие выплаты врачам, которые работают в федеральных медицинских организациях и задействованы в лечении пациентов, зараженных коронавирусом.
За октябрь 2020 г., на основе прогноза российских регионов Правительство России решило выделить из резервного фонда Минздраву около 25 млрд руб. на стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам, которые оказывали помощь пациентам с коронавирусом.
В декабре того же года Правительство РФ определило направить 3,534 млрд руб. на специальные социальные выплаты задействованным в борьбе с коронавирусной инфекцией медикам и иным служащим в силовых структурах по контракту и по призыву.
Также было решено продлить до 1 февраля 2021 г. назначение стимулирующих выплат медицинским работникам Федерального медико-биологического агентства, оказывающим помощь пациентам с коронавирусной инфекцией и подозрением на нее. На это правительством было решено выделить 606,6 млн руб.
Аналогичные выплаты были предусмотрены и проводились в 2021 г. и в 2022 г.
В апреле 2022 г. правительство выделило на единовременные страховые выплаты медработникам, заразившимся COVID-19 на рабочем месте, более 3 млрд руб., медицинским работникам, которые боролись с новой инфекцией в военных частях, органах внутренних дел, противопожарной службе и других ведомствах, — более 2 млрд руб. Деньги планировалось направить адресатам во II квартале. По итогам первых трех месяцев 2022 г. Фонд социального страхования получил на эти цели 4,1 млрд руб.
Некоторые субъекты РФ, кроме федеральных выплат, предусмотрели, законодательно закрепили и производили региональные выплаты, , тем самым значительно улучшив положение работников, борющихся с новой инфекцией.
Но на фоне улучшения эпидемиологической ситуации в июле 2022 г. было решено скорректировать выплаты работникам медицинских организаций, оказывающим помощь пациентам с COVID-19. Действовавший ранее, в 2020—2022 гг., порядок стимулирующих выплат был приостановлен до конца 2022 г.
Взамен приостановленных выплат было решено установить компенсационные выплаты в размере 25% оклада.
Эти изменения были отнесены к оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, участковым терапевтам, участковым педиатрам, семейным врачам, врачам-инфекционистам, среднему медицинскому персоналу, работающему с данными врачами, фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.
Данные изменения распространялись также на медицинских работников и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, имеющих специальные звания сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба, и их территориальных органов, подведомственных организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
Необходимо подчеркнуть, что работники бригад скорой помощи в данном документе упомянуты не были. Новый порядок выплат начал действовать с 1 июля 2022 г.
Как следовало из документа, региональные министерства здравоохранения должны были определить перечень медицинских организаций, сотрудники которых с 1 июля 2022 г. могли претендовать на увеличение оклада на 25%, в том числе профильные и перепрофилированные стационары, которые оказывали помощь лицам с COVID-19, симптомами ОРЗ, гриппа, пневмонии, специально созданные амбулаторные отделения поликлиник, где проводилось лечение больных с симптомами ОРВИ, забор материала для лабораторных исследований, а также специально созданные бригады для оказания помощи на дому. Составление списков должностей работников, которым предоставлялись выплаты, осуществлялось руководителями организаций.
Компенсации медработникам предусматривались ежемесячно к окладу отдельно на основном месте работы и по совместительству с учетом районных коэффициентов и облагались страховыми взносами. Необходимо отметить, что если сотрудник отработал неполный месяц, то выплаты начислялись на неполный оклад. Поскольку выплаты включили в зарплату, это учитывалось при расчете среднего заработка, в том числе для расчета оплаты отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск.
Помимо отмены введенных в 2020 г. специальных социальных выплат, на которые могли рассчитывать также сотрудники стационарных социальных учреждений, было приостановлено и действие постановления о повышающих коэффициентах к этим доплатам. Но если право на получение выплаты наступило до утверждения постановления, то оно сохранилось за гражданами до окончания периода, на который она была назначена.
В это же время, в июле 2022 г., было поручено профильным министерствам: Министерству финансов РФ, МЗ РФ — и регионам в течение 15 дней со дня опубликования акта подготовить и утвердить методические рекомендации по порядку его применения, а также обеспечить финансирование выплат.
Вопрос с дополнительными страховыми гарантиями (выплатами) был решен аналогично, утратившими силу, в частности, признаны указы № 313 от 06.05.2020 и № 60 от 01.02.2021 , т. е. были отменены действующие нормы, устанавливающие дополнительные страховые гарантии в виде единовременной выплаты врачам, среднему и младшему медперсоналу, водителям автомобилей скорой помощи, работающим с пациентами, больными коронавирусом.
Особо стоит подчеркнуть, что также были отменены выплаты в случае смерти работника в результате инфицирования COVID-19 или причинения вреда здоровью при исполнении трудовых обязанностей, стойкой утрате трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного заболевания, вызванного коронавирусом (2 752 452 руб. в случае смерти медработника, 68 811 руб. при причинении вреда здоровью).
К сожалению, не понятна логика законодателя, определившая отмену выплат, ведь прекращение чрезвычайной ситуации ВОЗ было заявлено только 4 мая 2023 г. В это же время МЗ РФ указало, что, «несмотря на заявление главы ВОЗ об окончании пандемии COVID-19, наши врачи продолжат оказывать медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в полном объеме».
Учитывая вышесказанное, а также продолжение дальнейшей работы ВОЗ в данном направлении, выплаты работникам медицинских организаций, инфицированным новой инфекцией (погибшим сотрудникам/родственникам), должны были проводиться как минимум до принятия решения о снятии международной чрезвычайной ситуации, а может быть, иметь место и по сей день, ввиду «циркуляции и мутирования вируса».
Весь период выплат работники медицинских организаций указывали на существующие нарушения. Причем причина могла быть связана не только с работодателем, но и, например, с региональными министерствами.
Так, без помощи прокуратуры не удавалось получить 21,7 млн руб. для выплат 108 работникам больницы в связи с отсутствием своевременного перечисления средств красноярского Минздрава.
Такие проблемы могли длится не один месяц, например, с 2022 г. решался вопрос, связанный с выплатами, и только в 2023 г. в том вопросе удалось поставить точку после обращения в суд: «…челябинская транспортная прокуратура через суд взыскала с регионального Фонда соцстрахования более 3,2 млн рублей в пользу медработников больницы «РЖД-медицина». После этого Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федераци (ФСС) должен был оформить единовременную выплату 47 сотрудникам. Прокуратура установила, что с августа 2022 г. ФСС отказывал в выплате страховых случаев медикам, заболевшим коронавирусом на работе. Суд удовлетворил иск прокуратуры. После вступления решений в законную силу прокуратура взяла под контроль его исполнение.
Напомним, что это не первый случай, когда медработникам приходится через суд добиваться положенных выплат.
Так, медицинская сестра Бугусланской районной больницы Оренбургской области смогла только в суде доказать, что заболела COVID-19 именно на работе и что больница неправильно толковала нормативно-правовой акт, регулирующий выплаты, и случай был признан страховым.
Ранее прокуратура Курганской области выявила многочисленные нарушения, связанные с выплатами более чем 40 работникам Шадринской центральной районной больницы. Было установлено, что при заболевании расследование в медицинской организации или не проводилось вообще, или проходило с нарушением сроков. Вместо предусмотренных трех дней, дело могло рассматриваться через месяц, при этом выплаты работникам не производились.
Подчас невыплаты за работу с больными COVID-19 были связаны с нарушением формирования норм. Так, в распоряжение Правительства РФ «забыли» включить семь субъектов, которым должны были быть определены выплаты.
Нарушения выплат зафиксированы не только при заболевании, , , но и при гибели работников медицинских организаций, . Иногда дети медицинских работников даже при гибели обоих родителей не могли получить единовременную страховую выплату.
Сложнее обстояло дело с выплатами, если работник в медицинской организации занимал должность, не находящуюся в номенклатуре должностей медицинских работников, причем имея медицинское образование.
Так, регистратор госпиталя для ветеранов войн Мария Тышко не попала в официальные списки медиков, погибших от COVID-19. Руководство, указало, что «регистратор медработником не является».
Необходимо указать, что первые 6 лет женщина работала медицинской сестрой, «а потом ее перевели в медрегистраторы, как позже выяснится, без приставки „мед“. По словам мамы погибшей, администрация госпиталя, видимо, таким образом экономила деньги». После огласки СМИ проверку провела прокуратура Невского района Петербурга: Мария Тышко признана медработником, а ее родители получат все полагающиеся по закону выплаты.
Вопрос правомерности перевода медицинских работников в целях экономии поднимался неоднократно на самом высоком уровне: В. В. Путин в своем выступлении еще несколько лет назад указал: «…некоторые вещи ну просто вызывают удивление. Допустим, вот санитарок мы приравняли по темпам роста заработной платы к среднему персоналу, но начали их переводить в уборщицы. Ну зачем? И так у них не такая уж большая заработная плата, ну и экономия. На чем экономим-то?», а также призвал «разобраться, насколько эффективна действующая система оплаты труда».
Следующий вопрос — вопрос выплат, если медицинский работник работал в немедицинских организациях. Даже при наличии у организации лицензии на медицинскую деятельность, наличии должности медицинского работника, признании страхового случая работодателем порой получение выплат было возможным только через суд . Зафиксированы нарушения выплат и в частных медицинских организациях.
Большую помощь в решении вопросов выплат, кроме надзорных органов, имели и профсоюзы. Так, председатель профсоюза работников здравоохранения Анатолий Домников обращался к главе профильного министерства и главе Минтруда с письмом, в котором просил пересмотреть материальную помощь медработникам, которые оказывают помощь больным COVID-19, ; неоднократно участвовал в представлении интересов работников при нарушении выплат.
Заключение
Учитывая вышеизложенное, необходимо констатировать наличие в национальном законодательстве предусмотренных норм, определяющих защиту лиц, участвующих в оказании медицинской помощи в период повышенной готовности.
Тем не менее наличие организационно-правовых коллизий, пробелов, сложности доказывания места инфицирования не всегда позволяет четко и своевременно проводить выплаты, что может нарушать законные интересы работников медицинских организаций.
Существует объективная необходимость изменения и унификации механизма установления выплат, четкого определения круга лиц, имеющих право на получение денежных средств, а также усовершенствование и упрощение алгоритма получения выплат без обращения в надзорные и судебные органы.

About the authors

Elizaveta A Bogovskaya

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia;
The Federal State Budget Educational Institution of Additional Professional Education The Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of Minzdrav of Russia, 125445, Moscow, Russia

Author for correspondence.
Email: bogovskaia@yandex.ru

Oxana Jur'evna Aleksandrova

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia

Email: aou18@mail.ru

A B Zudin

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia

Email: not@provid.ed

References

Statistics

Views

Abstract - 27

PDF (Russian) - 5

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2025 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies