The study of problematic aspects of maintenance of health of female sailors in merchant shipping
- Authors: Botnaryuk MV1
- Affiliations:
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Maritime University”, 353924, Novorossiysk, Russia
- Issue: Vol 33, No 1 (2025)
- Section: Health and Society
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1409
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-1-53-58
- Cite item
Abstract
Nowadays, both nationally and internationally, the task is set to maritime industry to popularize maritime professions among women in order to reduce level of gender inequality in the merchant fleet. Despite attractiveness of this idea and the growing number of female sailors working as members of the deck or engine crew of on long-distance vessels, issues of their health security still remain actual. The results of study discovered cases of failure in receiving by women qualified medical care on board of sea vessel, including due to physiological differences between men and women. It was established that lack of gender approach in development of normative documents regulating both organization of work and rest, and support of safety of health and life of crew members, results in decreasing of effectiveness of measures targeting protection of female health in the fleet. The survey of women working on merchant ships permitted to conclude all medical problems caused by gender differences are solved by women themselves. This circumstance is caused not only by lack of corresponding qualified medical personnel on board but also by insufficient list of medications in on-board medicine chest that take into account gender characteristics.
Taking into account complexity and unordinarity of identified problem, the original recommendations were developed to secure health and life of female sailors, taking into account possibilities of gender medicine that will reduce risks of untimely providing of qualified care.
Keywords
Full Text
Введение
В настоящие время существует устойчивая тенденция наращивания ресурсного потенциала судоходных компаний в направлении увеличения доли участия женщин в международном мореплавании. Однако в общем объеме доля женщин на борту морских торговых судов составляет не более 2% [1]. Так, в отчете, раскрывающем информацию об исследовании трудовых ресурсов на море, отмечено, что на долю женщин в море приходится 1,3% всей мировой рабочей силы моряков [2].
Обзор информационных источников в данной области позволил установить, что практически полное отсутствие прогресса в решении вопроса увеличения численности женщин-моряков связано с рядом факторов, среди которых стоит выделить не только сложности в их адаптации к непростым трудовым условиям, недостаточную физическую подготовку и выносливость, но и наличие проблем психологического и психического характера [2, 3]. Также отмечаются случаи неполучения на борту морского судна квалифицированной медицинской помощи, что вызвано множеством причин, в число которых входят исключение из состава команды судового врача [4] и отсутствие понимания различий между мужчинами и женщинами у членов экипажа, ответственных за здоровье людей на борту судна [5]. Это обусловлено существованием факта гендерного неравенства на судах торгового флота, которое является достаточно серьезной проблемой, поскольку может негативно отразиться на здоровье женщин вследствие недостаточного внимания к анатомо-физиологическим особенностям их организма [5].
Целью настоящего исследования является анализ нормативных документов, научной литературы и информационных источников в направлении разработки рекомендаций, нацеленных на сохранение здоровья женщин-моряков с учетом выявленных проблемных аспектов.
Материалы и методы
Объектом настоящего исследования являются члены экипажа морских торговых судов женского пола, участвующие в перевозке грузов и заключающие длительные трудовые контракты. В статье не рассматриваются члены судовой команды буксиров и иных судов прибрежного плавания вследствие разной специфики выполняемой работы и условий профессиональной деятельности. Предметом исследования стали условия труда женщин на торговых судах, а также факторы, негативно влияющие на сохранение их здоровья.
Программа авторского изыскания состоит из двух этапов. На первом этапе методом полевого и кабинетного изучения выявляются тенденции и проблемы, связанные с обеспечением сохранения здоровья женщин-моряков при выполнении профессиональных обязанностей. Выполнен обзор научной литературы и информационных источников, а также нормативно-правовых документов. Использованы контент-анализ, методы системного и сравнительного анализа. Для уточнения отдельных аспектов исследования проведен устный опрос (метод панельного исследования). Респондентами выступили капитаны морских судов, имеющие опыт работы с женщинами в составе команды, абитуриенты и выпускницы высших учебных морских заведений, имеющие опыт работы в море. На втором этапе проведен анализ полученной информации и разработаны рекомендации, направленные на сохранение здоровья женщин-моряков в течение всего периода их трудовой деятельности с учетом специфики профессии.
Результаты исследования
В последние годы наметилась ярко выраженная тенденция усиленного внимания к решению вопроса увеличения числа женщин, работающих на борту морского судна. И речь в данном случае идет не о круизных лайнерах, где значительное количество обслуживающего персонала — представительницы женского пола, а о торговых судах, в состав команды которых входят, как правило, мужчины [2]. Например, в 2019 г. международная морская организация (ИМО) сделала особый акцент на гендерное равенство, определив «Расширение прав и возможностей женщин в морском сообществе» в качестве темы Всемирного дня моря [3]. Для решения обозначенной проблемы, по мнению ИМО, необходимо разработать мероприятия, нацеленные на повышение привлекательности судоходной отрасли в контексте создания условий и предоставления возможности построения успешной карьеры не только для мужчин, но и для женщин [3]. Обсуждается данная тема и в рамках круглых столов, организованных российским профессиональным союзом моряков и ориентированных на привлечение женщин в морские профессии, в том числе вследствие ухода от сложившихся стереотипов [1]. Вместе с тем вопросы сохранения здоровья женщин на море остаются практически не затронутыми, а изучение нормативно-правовых документов позволило установить следующее.
Конвенцией 2006 г. [6] определено, что в качестве моряка следует рассматривать любое лицо, занимающее любую должность или выполняющее работы по найму в любом качестве на борту судна. При этом если возникают сомнения относительно того, стоит ли рассматривать какие-либо категории лиц в качестве моряков (применительно для Конвенции), то их необходимо прояснять посредством обращения в компетентные органы государства-члена Конвенции, но только после консультирования с организациями судовладельцев и моряков, которые являются заинтересованными сторонами [6]. Согласно правилу 1.2 Конвенции [6], все моряки должны предоставить документ, являющийся доказательством пригодности их здоровья для работы на борту судна. С целью реализации положений Конвенции [6] принято Руководство [7], в котором изложены разъяснения, комментарии и приведены примеры недостатков. В частности, определено:
медицинские свидетельства должны быть выданы официально практикующими врачами;
если на борту судна находятся моряки разных национальностей, то доказательством выполнения стандарта в части компетентности медицинских работников будет служить список медицинских учреждений, имеющих право выдавать медицинские свидетельства, с учетом национального законодательства страны члена экипажа [7].
Перечень специальностей врачей, которые проводят осмотр моряков на предмет их медицинской пригодности, Конвенцией [6] не устанавливается, женщины-моряки в качестве отдельной категории не определены.
В соответствии с Конвенцией о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков [8] в случае отсутствия врача на борту судна в составе команды должен быть член экипажа, ответственный за медицинское обслуживание и выдачу лекарств. Для выполнения возложенных на него обязанностей он должен пройти курс теоретической и практической подготовки и обеспечить удовлетворительный уровень медицинского обслуживания экипажа в период рейса. Как правило, прохождение такой подготовки возлагается на капитана или его старшего помощника [9]. При этом акцент делается на получение знаний касательно общих случаев, позволяющих принимать меры для профилактики и устранения несчастных случаев или заболеваний, которые могут возникнуть на борту судна, но без учета физиологических особенностей моряка. Для оказания неотложной медицинской помощи на борту судна имеется судовая аптечка, укомплектованная достаточным запасом медикаментов [9, 10]. Количество лекарственных препаратов и медицинских изделий судовой аптечки определяется в соответствии с нормативными документами в зависимости от таких факторов, как тип судна, численность экипажа, специфика рейса [10].
Таким образом, очевидно, что при формировании судовой аптечки гендерный вопрос не учитывается. Это также подтверждается результатами устного опроса, респондентами которого выступили капитаны морских судов, в состав команды которых входили женщины, и непосредственно представительницы женского пола, работающие в море в качестве третьих помощников. Все без исключения респонденты подчеркнули наличие в аптечке обычных препаратов, в то время как частные проблемы, в том числе гигиенического характера, девушки решают самостоятельно. Вместе с тем обзор информационных источников, а также собственные исследования, проведенные автором лично, позволили установить следующее. Во-первых, в «Атомфлоте» наблюдается увеличение числа женщин: с 80 в 2023 г. до 88 в 2024 г. В это число входят не только повара, но и штурманы, инженеры-операторы, инженеры по радиационной безопасности и электромеханик [11]. Во-вторых, группа компаний «Совкомфлот» активно поддерживает женщин, по мнению которых, морская профессия не является исключительно мужской. Это подтверждается наличием положительных примеров карьерного роста женщин-моряков от практиканта до третьего помощника капитана и третьего механика. В-третьих, компания Maersk разработала программу подготовки женщин-моряков и поставила перед собой цель увеличения набора женщин-кадетов. По ее мнению, к 2027 г. женщины должны составлять 50% общего числа кадетов [3]. В-четвертых, сегодня, благодаря активному распространению в современном обществе гендерных норм эгалитарного типа, а также пересмотру отношения к феномену гендерной стереотипизации при выборе профессии, в высших морских учебных заведениях уже сложилась практика увеличения числа курсантов-девушек, которые получают профессию судоводителя, судомеханика, электромеханика, а также специалиста по эксплуатации транспортного радиооборудования.
Таким образом, очевидна устойчивая тенденция проявления интереса к росту числа женщин, работающих в непростых морских условиях и выполняющих трудовые функции наравне с мужчинами-моряками, на фоне практически полного отсутствия должного внимания к проблеме сохранения их здоровья.
Обсуждение
Для достижения большего гендерного равенства в европейском судоходстве сегодня предложены определенные рекомендации, которые можно внедрять на отечественном и на международном уровнях (см. рисунок).
Из представленных выше рекомендаций видны некоторые попытки решения задачи сохранения здоровья женщин-моряков. Тем не менее это достаточно общие рекомендации, которые не раскрывают действительно важные для женского здоровья вопросы.
Опрос, проведенный автором с целью установления наиболее проблемных аспектов в направлении разработки мер по сохранению здоровья женщин на борту судна, показал, что девушки, работающие в море и занимающие руководящие должности (например, третий помощник капитана), как и мужчины, несут вахтенную службу и командуют рядовым составом. При этом моряки-мужчины относятся к желанию женщин строить морскую карьеру по-разному. На некоторых судах девушки (по их мнению) пользуются уважением, их приказы и распоряжения выполняются без нареканий, что свидетельствует об отсутствии предвзятого отношения к женщине на судне. Однако есть прецеденты негативного отношения к женщинам со стороны мужской половины экипажа, что приводит к возникновению конфликтной ситуации, которая может спровоцировать стресс.
В это же время капитаны, в состав команды которых входят такие подчиненные, подчеркивают наличие постоянного психологического дискомфорта со стороны отдельных членов экипажа, что требует проведения бесед и дополнительного контроля ситуации с целью ухода от межличностных конфликтов, которые могут спровоцировать нарушение психологического благополучия отдельных индивидов. Таким образом, можно сказать, что каждый случай индивидуален и предполагает разработку и реализацию мероприятий, учитывающих специфику ситуации и гендерную составляющую.
Особо стоит обратить внимание на тот факт, что все респонденты подчеркнули приверженность большинства членов судовой команды устаревшим гендерным стереотипам, в соответствии с которыми при выборе профессии доминантной все еще остается нормативная фемининность. В этой связи только грамотно выстроенные на борту судна отношения и активная пропаганда значимости реализации эгалитарных норм поведения позволят создать рабочую атмосферу, способствующую результативной работе, устранению или минимизации гендерных межличностных, а также внутриличностных конфликтов и психологическому благополучию всех членов команды.
В качестве отдельного фактора, негативно влияющего на работу моряков, следует выделить бытовую обстановку, которая является одной из важнейших составляющих психологического комфорта [12]. Особенно это проявляется в смешанных экипажах, поскольку вероятность встретить своих соотечественников минимальна и приходится постоянно вступать в межличностные отношения на неродном языке. Оказывает отрицательное воздействие на психологическое состояние и отсутствие постоянной связи с родными и близкими [12], что также подтвердили девушки-респонденты. Все это обостряет и так довольно непростую ситуацию, усложняя попытки капитана стабилизировать ситуацию на судне.
Также во время опроса девушки отметили, что для работы в море должен быть высокий иммунитет и крепкое здоровье, поскольку в течение длительного периода команда не может получить высококвалифицированную медицинскую помощь, особенно если обращение касается анатомо-физиологических особенностей женской репродуктивной системы. Это является действительно серьезной проблемой, препятствующей сохранению здоровья.
Таким образом, учитывая значимость состояния женского здоровья не только для женщины, но и для здоровья будущих поколений, по мнению автора настоящей статьи, при выборе направлений для разработки мероприятий по устранению гендерного неравенства именно медицинский аспект должен стать доминирующим. Безусловно, трудно спорить с тем, что современные женщины достаточно образованны и умны, чтобы сделать карьеру в мужских профессиях. Однако не стоит забывать о том, что любую женщину следует в первую очередь рассматривать как потенциальную мать, которая должна иметь все возможности, чтобы родить здорового ребенка. При этом стоит подчеркнуть, что опрос респондентов-девушек (уже работающих в море и являющихся курсантами морского учебного заведения) показал, что все они не только планируют карьерный рост, но и собираются реализовать себя в роли жены и матери. В связи с этим важными являются следующие установленные медицинской практикой факты: снижение качества жизни, постоянные стрессовые ситуации, воздействие вредных производственных факторов являются одной из причин ухудшения репродуктивного здоровья женщин. Также исследования определили необходимость проявления заботы о женском здоровье в течение всего жизненного цикла [13], что сделать в море достаточно сложно вследствие несбалансированного питания, работы в условиях постоянной вибрации и шумов, воздействия сложных физических нагрузок во время швартовых операций и проявления иных проблем, являющихся следствием гендерного неравенства [14—17].
Необходимо подчеркнуть и значимость существования различий между мужчинами и женщинами, причем как в клинической картине заболеваний, так и в реакции на лечение и в других аспектах [5], поскольку данный факт может привести к негативным последствиям и даже летальному исходу в случае выбора неправильной тактики лечения во время рейса. Приведем некоторые примеры, показывающие существование гендерных различий:
большая склонность женщин по сравнению с мужчинами к ортостатической гипотонии [17];
существование риска тромбоэмболических осложнений при приеме комбинированной оральной контрацепции, что требует постоянного мониторинга, грамотного консультирования и оценки индивидуального риска [18];
высокая вероятность развития аденомиоза у женщин (в данном случае речь идет о женщинах, находящихся в репродуктивном возрасте) вследствие дефицита в организме витаминов, в частности витамина D [19].
Отрицательно влияет на женский организм и фактор резкой смены климата, поскольку это может вызвать гормональную перестройку и нарушение работы репродуктивной системы. Для женщин-моряков это актуально в связи с частыми переходами судна из одной климатической зоны в другую в течение короткого периода, что характерно для большинства рейсов транспортных судов.
Следует настоятельно рекомендовать всем организациям, занимающимся вопросами продвижения женщин в морских профессиях, при создании инициативных групп, а также разработке стратегий и мероприятий уделять особое внимание медицинским проблемам моряков с учетом половых и гендерных различий.
Заключение
Морской и медицинской практикой определено, что очень непростые условия работы в море, особенно в автономном режиме в течение длительного периода, следует рассматривать в качестве факторов, крайне негативно влияющих на здоровье моряков, особенно женщин. Автор считает важным сделать акцент на том, что до сих пор в морском судоходстве для организации труда моряков применяются нормативные документы, не учитывающие гендерные различия: женщины, работающие в составе судовой команды торгового судна, подчиняются общим требованиям.
Отсутствие в настоящий момент гендерного подхода к обеспечению сохранности здоровья тех, кто собирается работать или уже работает в море, на фоне усиленного внимания к мерам, касающимся популяризации морских профессий среди девушек, может стать серьезной проблемой, причем не только для нынешнего, но и для будущих поколений.
В этой связи, как представляется автору, необходимо совершенствовать систему морской медицины в части усиления акцента в сторону реализации гендерного подхода. Это предполагает в том числе разработку мер по сохранению здоровья женщин-моряков в течение всего периода их трудовой деятельности по следующим направлениям:
Проведение более глубоких медицинских исследований с целью выявления корреляционной зависимости развития наиболее характерных для женщин болезней от факторов воздействия на них негативной производственной среды (шум, вибрация, автономный режим работы в течение длительного периода), что предполагает назначение дополнительных тестов и анализов, ведение постоянного индивидуального мониторинга.
В процессе медицинской комиссии перед отправкой в рейс рекомендуется делать не только заключение о состоянии здоровья в конкретный момент времени, но и прогноз вероятности изменения состояния организма вследствие дефицита витаминов, в том числе из-за нерационального питания и стресса.
Разработка медицинских рекомендаций по сохранению здоровья женщин при работе на торговых судах, регламентирующих порядок действий должностных лиц с учетом специфики обращения за квалифицированной помощью.
Использование телемедицины в качестве инструмента сохранения здоровья женщин-моряков торговых судов.
Корректировка нормативных документов, регламентирующих наполнение судовой аптечки с учетом женских заболеваний, которые могут проявиться во время рейса.
Введение спецкурса при обучении члена экипажа, который является ответственным за медицинское обслуживание и выдачу лекарств на борту.
Для успешной реализации стратегии роста доли женщин в морских профессиях необходимо проводить медицинский отбор на основе гендерного подхода, который предполагает дифференцированный подход к диагностике, лечению и профилактике болезней у женщин и мужчин [20].
Следование данному подходу снизит вероятность наступления чрезвычайной ситуации на борту вследствие неквалифицированного оказания помощи. Это не только будет способствовать сохранению здоровья и жизни членов экипажа, но и предотвратит появление дополнительных расходов судовладельца на заход в ближайший порт или экстренную репатриацию члена экипажа из-за невозможности дальнейшего выполнения должностных обязанностей, что показывает заинтересованность в решении данного вопроса не только медицинских, но и морских организаций.
About the authors
M V Botnaryuk
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Maritime University”, 353924, Novorossiysk, Russia
Author for correspondence.
Email: mia-marry@mail.ru
References
- The number of women in maritime professions does not exceed 2%. Electronic version of the newspaper “Russian Shipping”. Available at: https://rus-shipping.ru/ru/prof/news/?id=53106 (accessed 19.08.2024) (in Russian).
- Charie Mae F. Abarca. IWD 2023: Leaders strive for ‘equal opportunities’ in the maritime industry. Available at: https://mb.com.ph/2023/03/08/iwd-2023-leaders-strive-for-equal-opportunities-in-the-maritime-industry/ (accessed 19.08.2024).
- From words to action: Addressing the maritime gender gap. Available at: https://www.iswan.org.uk/news/from-words-to-action-addressing-the-maritime-gender-gap/ (accessed 19.08.2024).
- Timchenko T. N. Inadequate first medical aid on board sea vessel as a risk factor for crew member’s health. Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine. 2024;32(S1):659–63 (in Russian).
- Drapkina O. M., Kim O. T. Sex and gender differences in health and disease. Part II. Clinical and medical-social. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(12):3831. doi: 10.15829/10.15829/1728-8800-2023-3831 (in Russian).
- Maritime Labor Convention 2006. ITF Handbook for Seafarers on the ILO Maritime Labor Convention. Available at: https://www.itfglobal.org/sites/default/files/node/page/files/2017%20ITF%20MLC%20Guide%20RU.pdf (accessed 26.08.2024).
- Guidelines for the implementation and application of the provisions of the Maritime Labour Convention, 2006. Russian Maritime Register of Shipping. St. Petersburg; 2015. 63 p.
- Convention of the International Labor Organization No. 164 on the health and medical care of seafarers (Geneva, October 8, 1987). System Guarantor. Available at: https://base.garant.ru/2561524/493aff9450b0b89b29b367693300b74a/ (accessed 26.08.2024).
- Timchenko T. N., Tonkonog V. V., Arestova Yu. A., Pogarskaya A. S., Golovan T. V. Problematic issues of equipping sea vessels in terms of the completeness of the ship's first aid kit in the context of the new coronavirus infection COVID-19. Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine. 2021;29(S):799–803 (in Russian).
- Timchenko T. N., Tonkonog V. V., Pogarskaya A. S., Golovan T. V., Confino K. V. Problems of regulatory support for drugs containing narcotic and psychotropic substances on foreign-going ships. Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine. 2021;29(S):808–12 (in Russian).
- How many women work on Russia's nuclear icebreakers: Atomflot's answer. Available at: https://sever-press.ru/news/obschestvo/skolko-zhenschin-rabotaet-na-atomnyh-ledokolah-rossii-otvet-atomflota/ (accessed 19.09.2024) (in Russian).
- Burkhanov S. Legal and psychological aspects of gender asymmetry in labour market in the marine sector. Bulletin of Science and Practice. 2017;1(14):258–63 (in Russian).
- Sadykov R. M., Bolshakova N. L. Women's health: condition, causes of deterioration, measures for improvement. Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine. 2022;30(2):247–52. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-2-247-252 (in Russian).
- Timchenko T. N., Koperchak O. P. Study of the problem of occupational hearing loss among crew members of water vessels. Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine. 2023;31(6):1337–43 (in Russian).
- Confino K. V. The influence of production factors on the health of crew members of the oil tanker fleet. Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine. 2024;32(1):61–7 (in Russian).
- Timchenko T. N., Botnaryuk M. V. Providing a balanced diet on board a sea vessel as a measure to protect the health of crew members. Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine. 2024;32(1):68–74 (in Russian).
- Timchenko T. N. Problematic aspects of providing medical care to fishermen in the geographical segments of the Northern Sea Route. Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine. 2024;32(5):959–64 (in Russian).
- Kuznetsova I. V. Expert round table: how to maintain women's health? A cardiologist and gynecologist's view. Medical Council. 2014;(12):10–7 (in Russian).
- Moldasarina R. S., Manabaeva G. K., Akylzhanova Zh. E., Rashidova A. M. Vitamin D deficiency in the pathogenesis of adenomyosis in women of reproductive age. Obstetrics and Gynecology. 2021;(10):165–9 (in Russian).
- Krasnyak E. V., Bondarev K. V. The past, present and future of gender medicine in Russia and the world. Preventive Medicine. 2022;25(10):84–90 (in Russian).