The activities of the N. A. Semashko National Research Institute of Public Health in the field of mother and child health care (to the seventy fifth anniversary of the Institute)
- Authors: Chicherin L.P.1, Schepin V.O.2, Mikhalskaya E.V.2
- Affiliations:
- The Federal State Budget Scientific Institution «The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health», 105064, Moscow, Russia
- The Federal State Budget Scientific Institution «The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health»
- Issue: Vol 27, No 4 (2019)
- Pages: 356-362
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/116
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-356-362
- Cite item
Abstract
Full Text
Охрана материнства и детства (ОМД) всегда была одним из главных направлений на всех этапах деятельности созданного в соответствии с Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 30.06.44 г. № 797 в составе Академии медицинских наук СССР Института организации здравоохранения, медицинской статистики и социальной гигиены - ведущего научного центра страны в области социальной гигиены, организации здравоохранения и истории медицины. На первых порах вопросы охраны здоровья матери и ребенка решались в ходе исследований, выполняемых в организационно-методическом отделении, отделении санитарной статистики, отделении организации здравоохранения с четырьмя секторами. Спектр работ расширился с переходом учреждения в 1965 г. в подчинение Минздрава СССР. В связи с возрастанием поставленных перед Институтом задач в 1965 г. он переименован во Всесоюзный НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко Минздрава СССР. Главным направлением его деятельности становится разработка социальных проблем отрасли, здоровья различных групп населения, влияния на него социальных факторов. Профильные вопросы здоровья, организации медицинского обеспечения женщин и детей рассматривались в рамках общих исследований сотрудниками Института принципов организации медицинской помощи различным группам населения, планирования отрасли, обоснования перспектив ее развития, рационального использования трудовых ресурсов, потребности в различных видах медицинской помощи, в том числе амбулаторно-поликлинической, специализированной, рациональной структуры коечного фонда. В области материнства и детства изучались социально-гигиенические аспекты абортов, физическое развитие детей и другие вопросы. Основные исследования в области организации и управления здравоохранением, обоснования рациональных форм работы органов и учреждений отрасли выполнялись в этот период одноименным отделом, возглавлявшимся проф. Е. А. Логиновой и состоявшим из 5 отделений: организации медицинской помощи городскому, сельскому населению, промышленным рабочим, женщинам, детям. В последних двух подразделениях широко разрабатывались социально-гигиенические проблемы ОМД, включая изучение влияния различных факторов на характер и распространенность патологии беременности и ее связи с психофизическим развитием ребенка, а также организационные вопросы совершенствования профилактической и лечебной работы детских и женских больничных и внебольничных учреждений. Иными словами, одним из направлений деятельности Института в целом явилось воплощение провозглашенного высшим руководством страны лозунга «все лучшее - детям», имеющего прямое отношении ко всей системе ОМД. Интенсивность научных изысканий в данном направлении, их востребованность Минздравом СССР, наукой и практикой страны явились стимулом для выделения из отдела организации и управления здравоохранения двух профильных его подразделений и создания в 1981 г. первого в Институте крупного (порядка 30 сотрудников) самостоятельного отдела организации медицинской помощи детям и женщинам (руководитель - канд. мед. наук И. И. Гребешева). В его структуре функционировали четыре отделения, возглавляемые кандидатами медицинских наук: организации медицинской помощи женщинам (Л. И. Куриленко), детям (Л. А. Якунина), медико-социальной помощи семье (Л. Г. Камсюк), стационарной медицинской помощи детям (В. А. Повар). Новый для того периода термин «медико-социальная направленность» подразумевал межведомственное решение лечебно-профилактическими учреждениями проблем женщин, детей, семьи. Научные исследования новым отделом проводились в области организации в городах и сельской местности медицинской помощи контингентам на амбулаторно-поликлиническом и стационарном этапах, организации правовой помощи, разработки мер усиления профилактики, снижения заболеваемости и укрепления состояния здоровья детей, в том числе в дошкольных учреждениях и школах. О широте научной деятельности отдела, осуществляемой в масштабах СССР и союзных республик, свидетельствует наименование крупных 5-летних плановых научно-исследовательских работ (НИР): «Методика изучения состояния и качества лечебно-профилактической помощи беременным, роженицам и детям первого года жизни», «Медико-социальные основы развития и совершенствования охраны материнства и детства», «Совершенствование организации работы городского врачебного участка в условиях специализации медицинской помощи населению» и др. Внедрение в этот период современной электронно-вычислительной техники позволило увеличить объем исследований, ускорить и облегчить обработку полученных материалов и их анализ. Именно на 80-е годы прошлого века пришелся пик впечатляющего практического выхода результатов многолетних комплексных научных разработок Института по проблемам охраны материнства и детства. Их результаты легли в основу ряда подготовленных с участием других научных коллективов страны документов всесоюзного уровня. Среди них: -государственные доклады о состоянии здоровья населения; -«Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилеткам)» - (рубрика 4.4. «Охрана здоровья женщин и детей»), утвержден АН СССР и ГКНТ СССР в 1983 г.; -доклады советского Детского фонда «Положение детей в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы»; -программа ежегодной диспансеризации всего населения: утверждена МЗ СССР 22.12.84 г. (раздел «Организация диспансеризации детского населения»); -приказ МЗ СССР от 13.07.88 г. № 565 «О введении в действие временных (1988-1990 гг.) показателей для оценки состояния охраны здоровья населения, деятельности учреждений здравоохранения, специалистов, работающих в них» (разделы «Детская поликлиника» и «Участковый педиатр»), а также соответствующие методические рекомендации МЗ СССР по их использованию, как и разработанная Институтом Программа исследования; -приказы МЗ СССР: «Об утверждении положения о главном внештатном специалисте по профилактической работе с детьми» (1983), «Об утверждении временного положения о порядке проведения ежегодной диспансеризации всего населения» (1985), «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» (раздел «Диспансеризация детского населения»; 1986), «Об утверждении положения о детской областной (краевой, республиканской) больнице» (1986). В эти же годы были подготовлены методические рекомендации, указания и информационные письма Минздрава СССР: «Организация правовой работы детской городской поликлиники: методические указания», «Об улучшении работы по диспансеризации детского населения», «Об улучшении работы органов здравоохранения и народного образования по охране здоровья детей в дошкольных учреждениях», «Организация контроля заведующего педиатрическим отделением детской городской поликлиники за деятельностью участковых врачей-педиатров», «Подготовка молодежи к вступлению в брак, к рождению ребенка, задачи консультаций “Брак и семья”». Многолетние исследования Института позволили подготовить в составе рабочей группы ведомства приказ Минздрава СССР от 19.01.83 г. № 63 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах». Это основополагающий директивный, являющийся одновременно и организационно-методическим, документ в области развития первичной медико-санитарной помощи детям, не имевший в последующие десятилетия прецедента, к тому же до сих пор являющийся образцом четкого разграничения функций, представленного в подробных Положениях о лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и его структурных подразделениях, о главном враче и его заместителях, заведующих отделениями, врачах-педиатрах участковых, других специалистах, например о юрисконсульте, среднем медицинском персонале. Данное обстоятельство - в укор часто меняющимся нынешним приказам Минздрава России по рассматриваемой проблеме - представляется особо важным, поскольку осуществляемая нами в ходе выполнения научной тематики экспертиза, как и изучение практики на местах, показали, что, например, те же «порядки», утвержденные ведомством в отношении различных специальностей, не отражают всего спектра деятельности медицинских организаций, а также функциональных обязанностей их работников. Одним из разделов деятельности Института на всех этапах являлась экспертиза состояния проблем охраны здоровья матери и ребенка и оказание научно-практической помощи органам и учреждениям здравоохранения, научным коллективам на местах. Сотрудники отдела ОМД курировали деятельность в данном направлении профильных подразделений НИИ и кафедр вузов страны, оказывая им консультативную организационную и методическую помощь. Огромный объем работы осуществлялся по заданиям высших органов власти страны, обращавшихся в адрес Института через Минздрав СССР с поручениями подготовить справки, проекты докладов руководства, различных официальных документом. По заданиям ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР, Минздрава страны, ВЦСПС и других органов сотрудниками Института в составе бригад специалистов различного профиля регулярно выполнялось большое число плановых и внеплановых командировок в союзные республики. При этом особое внимание уделялось территориям с высочайшими показателями материнской и младенческой смертности (МС) - республикам Средней Азии, Закавказья. Изучение этой важнейшей составляющей демографической ситуации как потенциала общественного здоровья показало ее обусловленность игнорированием регионального фактора, что вызвало необходимость разработки Главным управлением охраны материнства и детства Минздрава СССР с привлечением более 20 научных учреждений страны, в первую очередь НИИ им. Н. А. Семашко, системы стратегических и тактических мер по снижению смертности детей первого года жизни в стране. Для исправления данного негативного положения вещей в 1987 г. были разработаны и внедрены три региональные комплексные научно-практические программы: для регионов с высоким (>25 на 1 тыс. родившихся живыми - Казахстан и республики Средней Азии), средним (15-24 на 1 тыс. - Россия и республики Закавказья) и низким (<15 на 1 тыс. - Украина, Белоруссия и Прибалтийские республики) показателем МС. Такой подход позволил в короткие сроки изменить тревожную ситуацию МС в лучшую сторону уже к 2000 г.: по СССР - с 26 до 21,8‰, по РСФСР - с 20,7 до 17,4‰. Вершиной деятельности Института, обладавшего к тому периоду мощным научным потенциалом и огромным опытом, стало основанное на глубокой научной проработке непосредственное участие в создании важнейшего государственного документа - «Комплексной программы работ по усилению профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения СССР на 1985-1990 гг.» (с комплексной подпрограммой 5.2. «Гармоничное здоровье детей»), согласованной с Госпланом страны, Госкомитетом по науке и технике, Госкомитетом по труду и социальным вопросам и другими инстанциями, как и подготовка Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 1991-2010 гг. (по пятилеткам), утвержденной АН СССР и ГКНТ СССР в 1986 г. Их реализация не вызывала сомнений в возможности достижения многих из ожидаемых результатов в силу продуманного межведомственного организационно-методического и кадрового обеспечения. Однако сначала возникли серьезные финансовые трудности, а в дальнейшем программы просто не могли быть выполнены по причине известных политических и социально-экономических потрясений конца 1980-х - начала 1990-х годов. Характерно, что многие положения этих разработанных в советский период основополагающих документов, с учетом адаптации к специфике времени, не потеряли своей актуальности и сегодня: комплексный, межсекторальной подход, превентивная и риск-направленность, учет региональной специфики, активное участие общественных организаций, самого населения. Результаты научных изысканий Института были использованы при разработке Федерального закона от 24.06.99 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», подготовленного на основании материалов ранее изданной Концепции профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных социально-экономических условиях (Беличева С. А., Чичерин Л. П., 1998). Документ устанавливал основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Продолжались фундаментальные комплексные научные социально-гигиенические и медико-организационные исследования в целях обоснования стратегии и тактики функционирования системы ОМД, оптимальных организационных форм управления в деятельности органов и учреждений здравоохранения России по медико-социальной помощи женщинам, детям, подросткам, семье, рациональной организации амбулаторно-поликлинической, стационарной, специализированных и иных видов помощи на базе широкого внутрисоюзного комплексирования и международного сотрудничества, путей совершенствования форм межведомственного партнерства в области ОМД. Были организованы и успешно проведены Всесоюзные школы передового опыта по различным разделам организации медицинской помощи детскому населению, экспозиции на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР, удостоенные ее медалей и дипломов. Сотрудники отдела не только представляли материалы на форумах различного уровня, но и в составе оргкомитетов принимали участие в подготовке, организации и проведении многих всесоюзных и республиканских съездов, конгрессов, научно-практических конференций и пр. По итогам деятельности отдела в те годы вышли первые в стране в области организации медицинской помощи женщинам и детям крупные монографии Л. И. Куриленко и И. И. Гребешевой [1, 2]. В начале 1990-х годов, после ухода из института руководителя отдела И. И. Гребешевой, постепенно «тающий» по численности отдел медико-социальных и организационных проблем ОМД несколько лет возглавляла проф. И. П. Каткова. Основные исследования шли по направлениям экспериментального развития комплексных программ охраны здоровья детей и планирования семьи, определения путей развития первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам в условиях введения медицинского страхования, поэтапного перехода к внедрению принципов общей врачебной практики и семейной медицины, организации медико-социальной помощи женщинам, детям, подросткам, семье на амбулаторном этапе, сохранения и укрепления репродуктивного поведения девочек-подростков, по другим аспектам, решаемым совместно с Минздравом страны, органами и учреждениями здравоохранения на территориях. В этот период была разработана Концепция развития медико-социальной помощи населению в Российской Федерации (под ред. акад. О. П. Щепина и проф. И. П. Катковой, 1992), подготовлен приказ Минздрава России от 26.08.92 г. № 237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)», разработаны учебные программы по медико-социальным дисциплинам «Медико-социальный патронаж семей социального риска» под редакцией О. И. Лебединской, Л. П. Чичерина и др. Однако последствия распада СССР и вызванные этим неудовлетворенность работой, прежде всего, в материальном плане, морально-психологическое угнетение и иные причины способствовали уходу сотрудников в фонд ОМС, коммерческие структуры, другие учреждения. От когда-то большого отдела в тот период осталось несколько человек в составе сектора организации медико-социальной помощи детям и матерям (руководитель - канд. мед. наук Л. П. Чичерин). Ведущим направлением работы подразделения явились фундаментальные и прикладные исследования по научному обоснованию оптимальных в современных условиях управленческих решений и организационных технологий в области охраны материнства и детства. Выполнялись реализованные в виде официальных документов различного уровня, публикаций, докладов и плановые НИР, имеющие целью научное обоснование совершенствования системы оказания медико-социальной помощи детям и подросткам в условиях модернизации отрасли, реформирование первичного звена здравоохранения, оптимизацию организационных технологий профилактики заболеваний, укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни детско-подросткового контингента России, межведомственного подхода к охране здоровья детей, подростков и молодежи, медико-социальное обоснование мер профилактики социального сиротства и его последствий. Высокие показатели заболеваемости и смертности подростков 15-17 лет, рост проблем медико-социального генеза у данного контингента и другие факторы явились стимулом для научного обоснования новых форм организации их медицинского наблюдения, традиционно осуществляемого подростковыми кабинетами городских поликлиник. Результатом явилась разработка сотрудниками Института в составе рабочей группы Минздрава ряда документов, направленных на передачу этого контингента из подростковой службы общелечебной сети в педиатрическую сеть. Прежде всего это основополагающий в деле реформирования педиатрической службы страны приказ Минздрава России от 05.05.99 г. № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста 10-17 лет». Институтом также была разработана и утверждена Минздрава России «Программа постоянно действующего семинара повышения квалификации в системе практического здравоохранения для врачей, осуществляющих медицинское обеспечение детей подросткового возраста» (2000), а также издано подробное методическое пособие «Подросток в детской поликлинике: проблемы и основные пути решения» (1999). Таким образом, казалось бы, была создана предпосылка для перехода с 2002 г. детских поликлиник Российской Федерации на систему единого медицинского динамического наблюдения за ребенком с рождения и до достижения подростком 18 лет. Вместе с тем последующее изучение практического состояния вопроса на территориях вкупе с материалами научных изысканий показали недостаточность определенного приказом № 154 2-летнего срока переходного периода, ошибочность игнорирования огромного опыта работы на местах с контингентом подростковой службы, обладающей сетью специализированных кабинетов, квалифицированными кадрами врачей-терапевтов подростковых. Экспертная оценка показывала и недостаточный уровень знаний подготавливаемых педиатрическими факультетами медицинских вузов страны врачей по разделу организации медико-социальной помощи такому специфическому контингенту, как подростки 15-17 лет, и их семьям (что и сегодня остается проблемой). Продолжалось плодотворное научно-практическое сотрудничество Института с Департаментом здравоохранения г. Москвы по обоснованию современных форм организации работы педиатрической службы крупного города с детьми и подростками, мероприятий по профилактике заболеваний и укреплению здоровья контингента, оптимальных форм оказания медико-социальной помощи детям; по анализу причин смертности и инвалидизации лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Была разработана Концепция развития здравоохранения г. Москвы (1998). Во исполнение городской целевой программы «Столичное здравоохранение» специальным приказом Департамента в 2006 г. внедрен в практику работы ЛПУ мегаполиса «Паспорт здоровья ребенка», подготовленный членом-корреспондентом РАМН В. К. Овчаровым, проф. Л. П. Чичериным и др. Для практического здравоохранения столицы был подготовлен ряд методических рекомендаций и информационных писем по технологии организации медико-психологической помощи детям и подросткам в условиях детской поликлиники, охране репродуктивного здоровья девочек и девушек-подростков на амбулаторно-поликлиническом этапе, профилактике жестокого обращения с детьми и насилия в семье, повышению квалификации персонала детских городских поликлиник по проблемам подросткового возраста. Л. П. Чичериным, обобщившим результаты научного поиска последних десятилетий, в 1999 г. была защищена первая в отделе материнства и детства Института докторская диссертация. Итогом работы в этом направлении стала и монография, не имеющая прецедента в стране в области организации первичной медико-санитарной помощи детскому населению [3]. С возвращением Института в ведомство РАМН осуществлялись фундаментальные научные исследования в сфере изучения проблем здоровья, теории, организации здравоохранения. По вопросам охраны здоровья детского населения на основании выполненных научных работ были подготовлены материалы, использованные в официальных документах федерального уровня. Среди них: -федеральная (Президентская) целевая программа «Дети России» на 2003-2006 гг. (подпрограмма «Здоровый ребенок»), утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 г.); -«Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (Национальный план действий в интересах детей)»; Решение коллегии Минздравсоцразвития России от 16.02.2005 г.; -проект Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 г. и План мероприятий по ее реализации, Решение коллегии Минздравсоцразвития России от 16.02.2005 г.; -приказ Минздрава России и Минобразования России от 30.05.2002 г. № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации»; -методические рекомендации Минздравсоцразвития России и Минобразования России по проведению в образовательных учреждениях ежегодного «Всероссийского урока здоровья» (2003); -методическое пособие «Организация медико-психологической помощи детям и подросткам» (2006). Также следует упомянуть приказы Минздравсоцразвития России от 18.01.2006 г. № 28 «Об организации деятельности врача-педиатра участкового», от 28.04.2006 г. № 319 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники». Осуществлялось организационно-технологическое сотрудничество, оказывалась научно-консультативная, методическая помощь территориям, ЛПУ, НИИ и кафедрам, отдельным специалистам по актуальным вопросам общественного здоровья и здравоохранения, охраны здоровья матери и ребенка. Вопросы материнства и детства всегда были в центре внимания ученых Института, независимо от его названия или ведомственной подчиненности. Особенно характерно, что научные изыскания по проблеме всегда осуществлялись и продолжают иметь место при внешнем и внутреннем комплексировании, с участием подразделений учреждения. Так, в отделе истории медицины и здравоохранения в 1985 г. вышла книга Х. И. Идельчик «О. П. Ногина» о жизни и деятельности одной из первых организаторов охраны материнства и младенчества в СССР. В 1998 г. была защищена докторская диссертация Е. И. Данилишиной по развитию отечественного акушерства. Постоянное направление НИР последних десятилетий - разработка научных основ планирования здравоохранения и нормирования труда в системе материнства и детства (проф. В. М. Шипова). Подготовленная коллективом авторов из разных научных учреждений большая глава «Охрана здоровья женщин и детей» вошла в капитальный труд - монографию об истории отечественного здравоохранения, издание которой было приурочено к рубежу XX-XXI вв. [4]. В 2001 г. защищена докторская диссертация И. А. Купеевой «Научное обоснование комплексных профилактических программ охраны материнства и детства на территориальном уровне» (научный консультант - академик РАН О. П. Щепин). При научном консультировании члена-корреспондента РАН проф. В. О. Щепина выполнены исследования, по результатам которых защищены докторские диссертации: В. Г. Дьяченко - «Научное обоснование системы охраны здоровья детей в условиях социально-экономических реформ в территориях с низкой плотностью населения (на материалах Хабаровского края 1990-1999 гг.)» (2001), М. Ю. Засыпкиным - «Роль медико-экономических принципов управления в организации акушерско-гинекологической службы» (2003), В.Н Ядчуком - «Концепция организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и пути ее реализации» (2004), Д. В. Шутовым - «Оптимизация оказания специализированной медицинской помощи детям на амбулаторном этапе в субъекте Российской Федерации» (2006) и др. Под научным руководством проф. Л. П. Чичерина выполнены двухлетние темы «Обоснование технологий профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни детей и подростков России» (2008-2009) и «Оптимизация межведомственного подхода к охране здоровья детей, подростков и молодежи» (2010-2011). Во втором десятилетии XXI в. исследования по проблеме в ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н. А. Семашко» продолжаются, прежде всего, сотрудниками отдела стратегического анализа в здравоохранении (руководитель - член-корреспондент РАН В. О. Щепин), реализуя плановые НИР по одному из ведущих направлений деятельности Института, а именно - медико-социальные аспекты охраны здоровья детей, подростков, молодежи (возрастной контингент с рождения и до достижения 30 лет). Основанием для исследований последних лет являются профильные официальные документы федерального уровня: «Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства России от 28.12.2012 г. № 2580-р); «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (утверждена Указом Президента России от 31.12.2015 г. № 683), «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» (Указ Президента России от 01.06.2012 г. № 761) и др. В этот период под научным руководством проф. Л. П. Чичерина выполнены НИР «Совершенствование организационных технологий профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков на амбулаторном этапе» (2012-2013), «Медико-социальные аспекты охраны здоровья подрастающего поколения» (2014-2015), «Оптимизация комплексных мер по профилактике заболеваний и укреплению здоровья детей, подростков, молодежи» (2016-2017). Полученные результаты явились предметом обсуждения (для подготовки на федеральном уровне - в Комитете по охране здоровья Госдумы России, Минздрава России и иных инстанций, а также на уровне субъектов Российской Федерации) официальных документов: проектов приказов, методических рекомендаций, служебных записок и др. Подготовлены и изданы пять монографий, вышли в свет десятки публикаций, защищена докторская диссертация Р. Я. Нагаева «Медико-социальные аспекты охраны здоровья подростков 10-17 лет на уровне субъекта Российской Федерации» (2016). Результаты научных исследований ежегодно докладываются и используются при подготовке резолюций многочисленных всероссийских форумов с международным участием: съездов, конгрессов, научно-практических конференций и т. д. Обоснованные по результатам научного поиска пути решения проблем охраны здоровья подрастающего поколения России рассматриваются при участии отдела в рамках функционирования: -Координационного совета Бюро ОПМ РАН и Президиума РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи»; -профильной комиссии Минздрава России по школьной медицине, гигиене детей и подростков; -президиума Общероссийской общественной организации «Российское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья»; -Межрегионального общественного объединения «Союз педиатров России». Материалы исследований использованы, в частности, при подготовке приказа Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи», практических рекомендаций, других федеральных и территориальных документов по совершенствованию медицинского обеспечения и организации медико-социальной помощи контингенту. Ныне научные изыскания по проблеме осуществляются в отделе стратегического анализа в здравоохранении в рамках заданий Указов Президента России от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства на 1918-1927 гг.», от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (национальные проекты «Демография», «Здравоохранение», «Образование»), целого ряда федеральных и ведомственных официальных документов. На основании государственного задания выполняется фундаментальное научное исследование «Состояние и проблемы охраны здоровья населения России и его подрастающего поколения», в рамках которого предусмотрено определение детерминант формирования репродуктивного здоровья детского и подросткового населения и обоснование путей сохранения и укрепления здоровья, развития организации медико-социальной помощи. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
L. P. Chicherin
The Federal State Budget Scientific Institution «The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health», 105064, Moscow, Russia
Email: leo2506@gmail.com
V. O. Schepin
The Federal State Budget Scientific Institution «The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health»
E. V. Mikhalskaya
The Federal State Budget Scientific Institution «The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health»
References
- Куриленко Л. И. Организация специализированной акушерско-гинекологической помощи. М.: Медицина; 1978.
- Гребешева И. И. Организация лечебно-профилактической помощи детям. М.: Медицина; 1987.
- Куценко Г. И., Чичерин Л. П. Охрана здоровья и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам на современном этапе. Воронеж: Изд-во ВГТУ; 2000.
- Кулаков В. И., Данилишина Е. И., Чичерин Л. П. Охрана здоровья женщин и детей. В кн.: Шевченко Ю. Л., Покровский В. И., Щепин О. П., ред. Здравоохранение России. ХХ век. М.: ГЭОТАР-Мед; 2001. С. 151-73.