The confidence limits of self-education of medical workers in matters of competences to provide quality and safety
- Authors: Ivanov I.V.1, Andoverova A.G.2, Berseneva E.A.1, Zinovyeva E.V.1
- Affiliations:
- The Federal State Budget Institution “The National Institute of Quality” of the Roszdravnadzor
- The State Autonomous Health Care Institution of the Tyumen Oblast “The Municipal Hospital № 5”
- Issue: Vol 30, No 6 (2022)
- Pages: 1336-1344
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1116
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1336-1344
- Cite item
Abstract
Full Text
Введение Профессиональная компетенция определяется как наличие профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для оказания медицинской помощи, умение их применить в конкретной ситуации, в том числе при использовании в работе клинических протоколов и алгоритмов выполнения манипуляций [1]. Формирование необходимых компетенций является обязательным требованием к результатам освоения профессионального образования [2, 3]. Среди прочих выделяют общекультурные (общие) и профессиональные компетенции 14. Отрасль здравоохранения требует обучения на протяжении всей профессиональной деятельности, т. е., как указано в основном положении Болонской декларации [4], развития непрерывного образования: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Часто знаний, полученных во время обучения в образовательной организации, оказывается недостаточно для работы на конкретной должности в конкретной медицинской организации, возникает потребность в дополнительном образовании. Таким образом, выстраивание системы непрерывного медицинского образования (НМО) направлено на обеспечение непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков медицинских работников в течение всей жизни, а также постоянное повышение их профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций. Непрерывное профессиональное образование является знаковой составляющей по обеспечению прав пациентов на получение качественной и безопасной медицинской помощи. В настоящее время самообразование является неотъемлемой частью НМО 15. При этом выбор тематик самообучения «отдан на откуп» самому сотруднику. Всегда ли сотрудники при выборе тематик соотносят свои представления с потребностями медицинской организации по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности? Данное исследование призвано оценить возможные риски при самостоятельном выборе тематик и объема самообразования медицинскими работниками в вопросах обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности по результатам анализа проведенного анкетирования. Целью исследования является оценка возможных рисков при самостоятельном выборе тематик самообразования с использованием результатов анализа самооценки медицинских работников по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности. Для реализации данной цели предстояло решить ряд задач. 1.Оценить уровень полноты понимания медицинскими работниками необходимых компетенцией по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности (далее - компетенций) при выполнении своих обязанностей. 2.Проанализировать уровень самооценки медицинскими работниками их компетенций. 3.Сравнить результаты самооценки компетенций медицинскими работниками с результатами внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Материалы и методы В рамках данного исследования использован метод анкетирования. Анкетирование проведено в мае 2021 г. с применением ресурса Яндекс-формы, инфокоммуникационной сети Интернет. Анкетирование было проведено в форме Яндекс-опроса, анкета состояла из четырех блоков, количество вопросов в блоке зависело от должности респондента. Вопросы предполагали как выбор предложенного ответа, так и открытые формы. Опрос проводился с 4 по 12 мая 2021 г. После достижения заключительной даты доступ к анкете был закрыт. Критерии включения респондентов: сотрудники ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 5», по должности относящиеся к одной из пяти категорий: специалисты с врачебным образованием, специалисты со средним медицинским образованием, специалисты с высшим немедицинским образованием, администраторы/регистраторы, уборщики производственных помещений. Критерии исключения в рамках исследования установлены не были. Обзор литературы и изучение действующей на момент исследования нормативно-правовой базы проводили посредством поиска информации в следующих базах данных: PubMed, elibrary.ru, Консультант, Гарант. Статистические расчеты проводили с использованием статистического пакета Statistica for Windows, версия 10.2, технических возможностей Excel версий 2010 и 2016, а также аналитической надстройки стандартной Excel 2016. Для каждой группы должностей были предложены обязательные варианты компетенций вне зависимости от функционала структурного подразделения. Для сотрудников с медицинским образованием были предложены следующие компетенции. Специалистам с высшим медицинским образованием (врачам): -общие компетенции (этика и деонтология в общении с пациентами и его родственниками, правила общения между медицинскими работниками, безопасность информационных систем, идентификация пациентов, действия в чрезвычайных ситуациях - обнаружение бесхозных вещей, пожар); -профессиональные компетенции (оказание экстренной и неотложной помощи, использование средств индивидуальной защиты, гигиеническая обработка рук, применение клинических рекомендаций и протоколов лечения, рациональное назначение антибактериальной терапии). Специалистам со средним медицинским образованием (средний медицинский персонал - СМП) предложены те же компетенции, за исключением применения клинических рекомендаций и протоколов лечения. Исходя из максимально возможного количества, был произведен расчет удельного веса полноты выбранных компетенций. В среднем по всем респондентам полнота выбора составила в 70,8% (врачи - 67,7%, СМП - 75,4%). Анкета включает в себя несколько блоков: 1.Блок паспортной части предполагает выбор респондентом категории должности (с учетом штатного расписания), возрастной группы сотрудника, указание длительности стажа работы в медицинской организации и в медицине (для сотрудников с медицинским образованием). 2. ps202206.4htm00103.jpg Блок для оценки понимания сотрудниками необходимых компетенций при выполнении своих обязанностей; каждому сотруднику были предложены обязательные универсальные варианты компетенций для его категории должности и предлагалось выбрать все нужные ответы. 3.Блок оценки сотрудниками уровня реализации корпоративного обучения в медицинской организации, в том числе теоретического, практического обучения и наставничества. 4.Блок самооценки сотрудниками уровня их компетенций; каждому сотруднику были предложены обязательные универсальные варианты компетенций для его категории должности. Результаты исследования В анкетировании приняли участие 505 респондентов, что составило 60% сотрудников, 56% сотрудников от общего количества работников с медицинским образованием и 78% сотрудников от общего количества без медицинского образования. (табл. 1). С учетом сложившейся выборки за счет сотрудников, принявших участие в анкетировании, результаты анализа полученных данных с высокой долей надежности (95%) можно распространять на всех медицинских работников, так как доверительный интервал не превышает 3% (табл. 2). ps202206.4htm00105.jpg Для оценок компетенций сотрудников использован вариант 10-балльной оценки шкалы Лайкерта (каждый балл соответствует 10% шагу, где 1 балл - хуже всего, 10 баллов - лучше всего). ps202206.4htm00107.jpg Сравнение результатов ответов врачей и СМП по полноте выбора необходимых компетенций наглядно представлены в двунаправленной гистограмме по соотношению полноты выборки и количества респондентов для каждой группы (рис. 1). Только один медицинский работник не выбрал ни одного из предложенных вариантов, указав свой вариант ответа: «Знания, взятые из разных источников, интегративный подход». Самое большое число респондентов как среди врачей (46 из 148), так и из числа СМП (68 из 240) выбрали все возможные варианты. Для оценки влияния занимаемой должности на полноту выбора необходимых компетенций была выдвинута нулевая гипотеза (Н0) о том, что занимаемая должность не влияет на долю полноты выбора, и альтернативная гипотеза (Н1), что такое влияние имеет место. Для подтверждения Н0 был проведен однофакторный дисперсионный анализ (табл. 3). Выбор данного метода математической статистики обусловлен поставленной задачей и объемом данных. ps202206.4htm00109.jpg Полученный результат P=0,002 говорит о том, что гипотеза о наличии значимой зависимости не подтвердилась. Таким образом, гипотеза Н0 подтверждена с вероятностью 95% - должность медицинского работника не влияет на полноту выбора необходимых компетенций. Проведен расчет удельного веса влияния должности на полноту выбора компетенций. Показатель R2 составил 1,5%, следовательно, на неучтенные факторы приходится 98,5% влияния. Предположительно к таким факторам могут быть отнесены возраст, стаж работы, кризисные периоды в трудовой деятельности, уровень развития корпоративного обучения в медицинской организации и ряд других. Проведен однофакторный дисперсионный анализ влияния факторов, не поддающихся управлению со стороны медицинской организации (возраст, стаж работы), также проведен расчет корреляционной зависимости (коэффициент ранговой корреляции Спирмена - R) полноты выбора компетенций от длительности стажа и величины возраста (табл. 4). P-значение ни одного из перечисленных факторов не превышало критической величины, следовательно, значимо не влияло на полноту выбора необходимых компетенций. Суммарное влияние всех четырех факторов (должность, стаж работы в поликлинике, стаж работы в медицине и возраст) не превышает 11% (10,9%). Коэффициент корреляции Спирмена по всем трем факторам также дает очень слабую степень связи 16. Тем не менее при построении графика динамики уровня полноты выбора необходимых компетенций на протяжении профессиональной жизни, с учетом стажа работы в медицинской организации и в здравоохранении в целом, отмечается положительный тренд, указывающий на увеличение доли выбора пропорционально увеличению стажа работы (рис. 2). Нивелирование положительной корреляции обусловлено результатами ответов сотрудников, находящихся в периодах профессиональных кризисов как неизбежной составной части процесса профессионализации [5]. ps202206.4htm00111.jpg В ходе опроса сотрудникам также было предложено оценить уровень возможностей теоретического обучения, практического обучения и наставничества. С учетом того, что качество корпоративного обучения во многом зависит от самой медицинской организации, данный фактор влияния может быть использован при анализе как управляемый, а результаты его оценки - как вызов для дальнейшего развития корпоративного обучения. Проведен анализ зависимости величины уровня оценки сотрудниками возможности обучения и полноты выбора необходимых компетенций (табл. 5). Можно сделать вывод, что связь между видом корпоративного обучения и полнотой выбора необходимых компетенций на момент проведения анкетирования отсутствует. На момент проведения опроса отмечается низкая корреляционная зависимость применяемых видов корпоративного обучения и уровня понимания необходимых компетенций. Необходимо отметить, что корреляция возможностей теоретического обучения почти в 2 раза выше, чем возможностей практического обучения (в 1,7 раза) и наставничества (в 1,8 раза). В ходе исследования проведено изучение уровня выбора в разрезе компетенций и должностей (табл. 6). Наиболее низкое понимание важности отмечено по вопросам информационной безопасности: минимальное значение придается таким общим компетенциям, как «Действия в чрезвычайных ситуациях (обнаружение бесхозных вещей, пожар)», «Правила общения между медицинскими работниками», «Идентификация пациентов». ps202206.4htm00113.jpg ps202206.4htm00115.jpg Среди профессиональных компетенций особого внимания заслуживают низкие значения показателя «Рациональное назначение антибактериальной терапии». При этом среди ответов специалистов со средним медицинским образованием, превышающих 90%, заслуживают внимания «Гигиеническая обработка рук», «Этика и деонтология в общении с пациентами и его родственниками», «Использование средств индивидуальной защиты» (рис. 3). ps202206.4htm00117.jpg ps202206.4htm00119.jpg В Предложениях (практических рекомендациях) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике) 2017 г. [6], разработанных ФГБУ ЦМИКЭЭ Росздравнадзора, определена следующая градация эффективности уровня безопасности: •выше 80% - система обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации эффективна, требует контроля и минимальных улучшений; •75-80% (по каждому из разделов в отдельности) - система в целом эффективна, требуются корректировки по отдельным разделам работы; •уровень 75% и ниже - система неэффективна. Для сравнения эмпирически полученных средних результатов по генеральной совокупности со стандартом в качестве стандарта был выбран уровень 80% как уровень безопасности (целевое значение; рис. 4). При оценке ответов врачей уровень безопасности преодолен только по применению клинических рекомендаций и протоколов лечения (84,5%). Для СМП доля полноты выбранных компетенций превышает уровень безопасности по четырем компетенциям из девяти: •оказание экстренной и неотложной помощи; •гигиеническая обработка рук; •этика и деонтология в общении с пациентами и его родственниками; •использование средств индивидуальной защиты. ps202206.4htm00121.jpg ps202206.4htm00123.jpg Для оценки вероятности совершения ошибки медицинскими работниками вследствие недопонимания важности ряда компетенций проведен расчет критерия Стьюдента относительно уровня безопасности (80%). С учетом критического значения t-критерия в 1,98 (для врачей) и 1,97 (для СМП), фактические критерии значительно превосходят его в сторону снижения. Для СМП критерий Стьюдента фактический (tфакт) составил -4,9, а для врачей - -16,53. Риск возможности ошибки у врачей в 3,5 раза выше, чем у СМП (табл. 7). Это позволяет сделать вывод, что уровень понимания необходимых компетенций нуждается в значительных улучшениях, в том числе посредством улучшения корпоративного обучения. Средний балл самооценки компетенций врачами составил 8,4. Менее 8 баллов отмечено в следующих случаях: «Исполнение алгоритмов наблюдения за маломобильными пациентами с хроническими неинфекционными заболеваниями», «Исполнение алгоритма по отбору и направлению пациентов в дневной стационар», «Оформление листков временной нетрудоспособности)», «Знание перечня СОС (стандартное определение случав)», «Использование в своей работе правил передачи вербальных назначений». Данные компетенции должны стать темами обучения. Средняя самооценка компетенций СМП составила 8,9 балла. Средних значений ниже 8 баллов ни по одной из предложенных к оценке компетенций нет. Для понимания степени достоверности самооценки сотрудников проведено сравнение среднего значения оценки с результатами проведенного внутреннего аудита в первом полугодии 2021 г. по соответствующим показателям Практических рекомендаций НИК (табл. 8). Внутренний аудит в медицинской организации проводится силами отдела по управлению качеством медицинской помощи и безопасностью медицинской деятельности, на основе единых методологических подходов. По результатам внутреннего контроля проводится математический расчет доли (в %) уровня соответствия по каждому показателю в разрезе отделений и медицинской организации в целом. Для обеспечения соизмеримости показателей самооценки и внутреннего аудита результаты самооценки в баллах переведены в проценты (10 баллов составляют 100%). Показатели сгруппированы с учетом вида компетенций сотрудников: общие и профессиональные компетенции. По 10 из 23 компетенций (43%) результаты внутреннего аудита более чем на 10% ниже результатов самооценки. Компетенции, по которым регистрируется завышенная самооценка по сравнению с результатами внутреннего аудита, затрагивают исполнение всех групп должностных обязанностей. При изучении результатов оценки сотрудниками своего уровня владения компетенциями, обеспечивающими качественную и безопасную медицинскую деятельность, необходимо подчеркнуть формирующийся субъективизм сотрудников всех должностей и групп стажа, приводящий к завышению уровня самооценки. Заключение Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов и предложений. В настоящее время нет полного понимания и отмечается завышенная самооценка медицинскими работниками их компетенций, как общих, так и профессиональных. Факторы, не поддающиеся влиянию со стороны работодателя (должность, стаж, возраст), существенно не влияют на полноту понимания объема необходимых компетенций. Определены группы риска с учетом стажа, должности и компетенций, нуждающиеся в активном обучении и контроле. Доказаны преимущества централизованного теоретического обучения по обеспечению равномерности полученных результатов. Обоснована необходимость систематического сопровождения, обучения «внутренних тренеров» для обеспечения эффективного проведения практических занятий и работы наставников. Эти обстоятельства приводят к выводу о необходимости активного управления корпоративным обучением сотрудников всех категорий, обеспечивающих качество и безопасность медицинской деятельности в медицинской организации. Корпоративное обучение должно стать неотъемлемой частью непрерывного медицинского образования для обеспечения прав пациентов на качественную и безопасную медицинскую помощь путем формирования необходимых компетенций, Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
I. V. Ivanov
The Federal State Budget Institution “The National Institute of Quality” of the Roszdravnadzor
A. G. Andoverova
The State Autonomous Health Care Institution of the Tyumen Oblast “The Municipal Hospital № 5”
Email: dakita@mail.ru
E. A. Berseneva
The Federal State Budget Institution “The National Institute of Quality” of the Roszdravnadzor
E. V. Zinovyeva
The Federal State Budget Institution “The National Institute of Quality” of the Roszdravnadzor
References
- Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационар) 2015 г. ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора. Режим доступа: http://www.nqi-russia.ru/activities/internal-control/otdel-uk-i-omd/ (дата обращения 01.10.2022).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 № 273-ФЗ. Российская газета. 2012;(303):68-9 (с изм. и допол. в ред. от 24.09.2022).
- Сочнева Е. Н., Зайцева Г. А., Исаева Е. Ю. Профессиональный стандарт: от «чтения» к применению: методические указания. Красноярск: ККЦПиРК; 2019. 41 с.
- Болонская декларация от 19 июня 1999 года, Европейское пространство высшего образования. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20080211212119/http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/990719BOLOGNA_DECLARATION.PDF
- Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та; 2015. 194 с.
- Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлиника) 2017 г. ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора. Режим доступа: http://www.nqi-russia.ru/activities/internal-control/otdel-uk-i-omd/ (дата обращения 01.10.2022).