The prevention of drug substances abuse among schoolchildren
- Authors: Timoshilov V.I.1, Lastovetckii A.G.2
- Affiliations:
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Kursk State Medical University” of Minzdrav of Russia
- The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics” of Minzdrav of Russia
- Issue: Vol 27, No 3 (2019)
- Pages: 273-276
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/100
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-3-273-276
- Cite item
Abstract
The drug abuse is one of the most important medical and social problems of the youth. The problems with illegal and dangerous using of psychoactive drugs of different chemical categories by schoolchildren are caused by common social and psychological risk factors. Thus, in many research studies, all drugs and solvent substances are covered by general concept of “narcotic substances”.The study purpose is to develop an evidence database related to efficiency of common prevention measures and to development of sound recommendations of its management.The study included sociological survey of representative sampling of 445 schoolchildren aged from 14 to 17 years. The relationship between participation in preventive activities (factorial sign) and development of objective concepts about harm of drug abuse and possibilities of narcology (resulting sign) are studied using calculation of relative risk and its confidence interval.The study proves the positive effect of lecturing of specialists, psychological lessons and trainings, review of thematic video materials. The involvement of schoolchildren into development of agitation materials concerning healthy life-style and into reading of special literature is considered as effective in case of their implementation after target group received initial knowledge about problems of drug abuse and toxicomania. The study proved the negative effect of independent search of information about drugs in Internet, fabrication agitation materials about harm of drugs by adolescents, discussions based on opposite opinions and all forms of communication with patients with drug addiction. The necessity of widespread implementation of target advanced training of managers of preventive measures application.
Full Text
Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) содержит рубрики F10-F19 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. В целях государственной политики по их профилактике данные расстройства разделяются на проблемы, связанные с употреблением алкоголя, употребление наркотических веществ и наркомании и расстройства, связанные с употреблением ненаркотических (токсикоманических) веществ и зависимости от них (токсикомании) [1]. Многочисленными исследованиями доказана общность социальных и психологических факторов риска в формировании склонностей к употреблению всех видов психоактивных веществ [2-5]. В то же время среди молодежи мотивы употребления алкоголя и табакокурения по ряду позиций отличаются от предпосылок к приему наркотических и психотропных веществ. Выделение категорий «наркотики», «психотропные вещества» и «токсикоманические средства» требует знания химических и юридических классификаций, которыми подростки не обладают. В связи с этим в исследованиях среди молодежи используется обобщающий термин «наркотически действующие вещества» (НДВ) [6, 7]. Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690) и другие нормативно-правовые документы обозначают необходимость всесторонней межведомственной профилактики наркологических расстройств среди молодежи, но не определяют требований к формам и содержанию соответствующих мероприятий. Между тем получены данные о том, что мероприятия, заявленной целью которых является профилактика, в ряде случаев способны давать противоположный эффект в виде укрепления у подростков опасных заблуждений и возникновения интереса и склонности к употреблению НДВ [8]. В связи с этим актуальной целью исследования является получение доказательной базы в отношении эффективности распространенных форм профилактической работы и выработка обоснованных рекомендаций по ее регулированию. Материалы и методы В основу проведенного исследования положено понимание эффективности информационно-образовательной работы как формирование по ее результатам мнения о недопустимости наркотизации, возникновение объективных представлений о проблемах, связанных со злоупотреблением НДВ, и возможностях наркологии. В рамках исследования был проведен опрос 445 учащихся школ в возрасте 14-17 лет. Объем выборки определен как достаточный при помощи онлайн-калькулятора www.medstatistic.ru для исследования с уровнем значимости α=0,05 независимо от объема генеральной совокупности. В качестве факторного признака рассматривались ответы подростков на вопрос о выделении мероприятия, оказавшего наибольшее влияние на их мнение и представления о проблемах, связанных с употреблением НДВ и возможностью их преодоления. В роли результативных признаков оценивалось наличие у респондентов адекватных представлений об опасности наркотических и психотропных веществ и возможностях наркологической помощи на современном этапе. Как количественный показатель для оценки связи между указанным влиянием конкретного мероприятия и наличием объективных представлений о проблеме и возможностях медицины по ее преодолению в исследовании использован относительный риск (RR). Для оценки достоверности полученного показателя определялись границы его доверительного интервала для вероятности 95%. Расчеты выполнены при помощи онлайн-калькулятора (www.medstatistic.ru). В случае если для оцениваемого мероприятия значение RR>1 и CI1>1, CI2>1, делается вывод о наличии достоверной (p<0,05) прямой связи между мероприятием и достижением позитивного эффекта, что является основанием считать его эффективность доказанной. При RR<1 и CI1<1, CI2<1 констатируется наличие достоверной (p<0,05) обратной связи между мероприятием и достижением необходимого результата, т. е. имеются основания для вывода о доказанном для него негативном, вредоносном эффекте. При CI1<1<CI2 связь считается недостоверной (p>0,05), при RR=1 - отсутствующей. Данные ситуации интерпретируются как наличие у оцениваемого мероприятия спорного, неоднозначного эффекта. Результаты исследования От 10 до 15% современных школьников признают определяющую роль в формировании своих представлений о проблеме употребления НДВ лекций специалистов, видеоматериалов и интернет-сайтов, от 5 до 10% отметили для себя ведущее значение опыта самостоятельного изготовления агитационных материалов и подготовки тематических докладов, чтения специальной литературы, учебных занятий, общения с наркоманами и демонстрации вреда одурманивающих веществ на их примерах, дискуссионных площадок. Менее 5% указали на решающую роль психологических занятий и тренингов, участия в волонтерских проектах антинаркотической направленности, профилактических медицинских осмотров. Ответ о наличии пагубного эффекта от немедицинского применения всех НДВ выбрали 68,8% школьников, 20,9% придерживались мнения о наличии «легких», «безопасных» наркотиков, о допустимости употребления одурманивающих веществ напрямую заявляют 4,7%, а еще 5,6% считают значимость проблем наркомании и токсикомании надуманной. В плане представлений о возможностях наркологии 64,5% опрошенных указали, что лечение от наркологических расстройств длительное, сложное и эффективно только при своевременном обращении за помощью и твердом желании самого больного отказаться от психоактивных веществ. Мнение о полной неизлечимости таких больных демонстрируют 21,6% респондентов, а в легкость избавления от зависимости и/или неблагоприятных последствий наркотизации верят 13,6% школьников. Объективные представления и о вреде НДВ, и о возможностях медицины по его преодолению имеются у 61,3% подростков. ps2019034el00049.jpg Анализ связи между участием в профилактических мероприятиях и полученным образовательным эффектом проводился по показателю относительного риска. Достоверная прямая связь между мероприятиями и достижением эффекта установлена для лекций всех категорий специалистов, психологических занятий и тренингов, просмотра тематических видеоматериалов (см. таблицу). В отношении просветительной работы и консультаций в ходе профилактических медицинских осмотров, самостоятельного изготовления агитационных материалов и докладов о здоровом образе жизни, включения соответствующих тем в учебный процесс, чтения и разбора специальной литературы получены значения RR, соответствующие прямой связи, но с недостаточным уровнем достоверности. Участие школьников в волонтерских антинаркотических акциях характеризуется показателем RR=1, что соответствует отсутствию связи между данным мероприятием и представлениями его участников о проблеме наркомании и токсикомании. Достоверная обратная связь установлена для посещения интернет-сайтов с информацией о наркотически действующих веществах, дискуссий на тему о допустимости или недопустимости употребления наркотических и токсикоманических веществ либо легализации наркотиков, общения с наркоманами, в том числе бывшими, наглядной демонстрации последствий употребления одурманивающих веществ на реальных пациентах наркологических клиник, а также изготовления молодежью агитационных материалов, докладов с информацией о вреде наркотически действующих веществ. Обсуждение В качестве непосредственного эффекта информационно-образовательной работы необходимо рассматривать сформировавшиеся у молодежи представления о вреде и опасности НДВ и о возможностях современной медицины в плане оказания помощи в преодолении проблем, связанных с их пагубным воздействием. Проведенное исследование показало, что эффект антинаркотической информационно-образовательной работы можно считать достигнутым у 61,3% подростков-школьников. Проблемный контингент, который можно считать склонным к экспериментированию с НДВ в связи с неадекватной оценкой их опасности, составляют 31,2% респондентов, а наиболее распространенное заблуждение, заключающееся в ошибочном представлении о наличии «легких», безопасных наркотиков, имеет место у 20,9% опрошенных. Полученные результаты анализа связи между участием в мероприятиях и имеющимися представлениями о проблеме позволяют считать доказанным положительный эффект лекций врачей, педагогов, юристов, а также психологических занятий и тренингов, просмотра тематических видеоматериалов. Итоги исследования дают основания рекомендовать данные формы работы для приоритетного повсеместного проведения в школах, обозначив как мероприятия первой очереди. Значения RR>1, соответствующие прямой связи, но с недостаточным уровнем достоверности, с позиций здравого смысла стоит интерпретировать как доказательства имеющейся, но недостаточно выраженной тенденции к позитивному эффекту соответствующих мероприятий. В практическом плане такие результаты дают основания обозначить привлечение школьников к самостоятельному изготовлению агитационных материалов и докладов о здоровом образе жизни, организацию чтения и разбора специальной литературы как потенциально эффективные мероприятия второй очереди: их следует проводить после получения целевой аудиторией первоначальных знаний о проблемах наркомании и токсикомании из лекций специалистов, учебных и агитационных видеофильмов. Аналогичные данные в отношении просветительной работы и консультаций в ходе профилактических медицинских осмотров, а также включения соответствующих тем в учебный процесс свидетельствуют о необходимости целенаправленных усилий по повышению эффективности этих мероприятий за счет дополнительного обучения врачей и педагогов вопросам превентивной деятельности, целесообразность чего была доказана и в ранее проведенных исследованиях [9]. Сами же проекты по повышению квалификации организаторов профилактики необходимо поставить в число приоритетных. Достоверные значения RR<1 означают доказанный негативный эффект от самостоятельного поиска молодежью информации о наркотически действующих веществах в интернете, выполнения заданий по изготовлению агитационных материалов о вреде наркотиков, дискуссий с выражением полярных мнений и всех форм общения с наркологическими больными, в том числе прошедшими лечение. Это дает основания ограничить проведение всех этих мероприятий на уровне правовой базы и вести разъяснительную работу по недопущению поддержки подобной деятельности со специалистами всех уровней. С учетом негативного эффекта от самостоятельного изучения подростками информации о проблеме наркологических расстройств и положительных результатов пропаганды здорового образа жизни силами молодежи волонтерскую деятельность школьников следует направлять на позитивную социальную рекламу: продвижение идей самосохраняющего поведения, занятия спортом, творческой и общественной деятельностью, повышение медицинской активности. Заключение В исследовании получены данные о доказанной высокой эффективности и необходимости максимально широкого проведения в школьной аудитории лекций врачей, педагогов, юристов, а также психологических занятий и тренингов, просмотра тематических видеоматериалов антинаркотической тематики. Привлечение школьников к самостоятельному изготовлению агитационных материалов и докладов о здоровом образе жизни, организацию чтения и разбора специальной литературы следует проводить после получения целевой аудиторией первоначальных знаний о проблемах наркомании и токсикомании из лекций специалистов, учебных и агитационных видеофильмов. Доказан негативный эффект от самостоятельного поиска молодежью информации о наркотически действующих веществах в интернете, выполнения заданий по изготовлению агитационных материалов о вреде наркотиков, дискуссий с выражением полярных мнений и всех форм общения с наркологическими больными, в том числе прошедшими лечение. Подкреплена необходимость поставить в число приоритетных задач антинаркотической политики проекты по повышению квалификации организаторов профилактических мероприятий. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
V. I. Timoshilov
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Kursk State Medical University” of Minzdrav of Russia
Email: molkursk@yandex.ru
A. G. Lastovetckii
The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics” of Minzdrav of Russia
References
- Тимошилов В. И., Скворцова Е. С. Мониторинг ситуации в сфере потребления психоактивных веществ в оценке состояния здоровья населения: учебно-методическое пособие. Курск: ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России; 2018: 8-14.
- Каширская Е. И. Механизмы и факторы риска формирования наркотической и алкогольной зависимости у детей и подростков. Наркология. 2010;2(98):75-80.
- Максимова С. Г., Ноянзина О. Е., Максимов М. Б., Гончарова Н. П., Омельченко Д. А. Социально-экономические факторы распространения наркопотребления как социальной болезни: по материалам официальной статистики и социологических исследований. Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014;7(117):180-6.
- Бузина Т. С. Склонность к риску как психологическая мишень профилактики зависимости от психоактивных веществ. Профилактическая медицина. 2015;(4):23-7.
- Кислая Л. М., Мисюкевич Ж. Н. Социально-психологические аспекты вовлечения молодежи в употребление наркотиков (по результатам социологического опроса). Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2015;4(85):85-8.
- Скворцова Е. С., Постникова Л. К. Сравнительная характеристика потребления психоактивных веществ подростками, учащимися начального профессионального образования, г. Волгограда и Российской Федерации. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2017;2(62):122-5.
- Скворцова Е. С., Постникова Л. К. Динамика изменений потребления психоактивных веществ среди подростков, учащихся училищ начального профессионального образования в России (по данным мониторинга 2006-2007 и 2013-2014 гг.). Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2015;(2):212-5.
- Тимошилов В. И., Сидоров Г. А. Комплексная оценка эффективности профилактики наркопредрасположенности среди молодежи Курской области. Казанский медицинский журнал. 2015;(4):531-6.
- Сидоров Г. А., Тимошилов В. И. Оценка эффективности профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи как основание для дополнительного профессионального образования. Профилактическая медицина. 2017;(1):46-9.