К МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
- Авторы: Нечаев В.С.1, Петрова И.А.1
- Учреждения:
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
- Выпуск: Том 28, № 6 (2020)
- Страницы: 1326-1332
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/453
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1326-1332
- Цитировать
Аннотация
Рассмотрены методологические подходы к изучению проблематики здоровьесбережения и его организационных технологий. Здоровьесбережение рассматривается в контексте государственной политики здравоохранения. Обоснована обязательность комплексного, междисциплинарного и лонгитюдного методологического подхода к изучению этой проблематики. Представлены результаты анализа семантики ключевых понятий здоровьесбережения. Обоснованы пациент-центрированные принципы деятельности и коммуникации применительно к здоровьесбережению. Обсуждается дифференциация смыслового содержания понятий «ценности» и «полезности» организационных технологий здоровьесбережения для здоровья. Предложены возможные направления изучения позиционирования здоровьесбережения в системе ценностей личности, включая культуру здоровья. Обоснована возможная структуризация факторов, определяющих состояние здоровья и здоровый образ жизни. Определена совокупность принципов и подходов для последующей разработки методов, норм, инструментов и правил комплексной методики исследования вопросов здоровьесбережения и его организационных технологий.
Полный текст
В настоящее время концепции здоровьесбережения и организационных технологий здоровьесбережения находятся в процессе становления, следовательно, особую актуальность приобретают вопросы системной, научно обоснованной разработки методологических основ их изучения. Представляется, что это особенно важно именно для сферы охраны и укрепления здоровья, потому что в этой области велика доля соблазна принимать корреляционные соотносительности за причинно-следственные связи, буквально - «все люди, евшие 200 лет назад огурцы, умерли». Не поверхностное, но всестороннее глубокое исследование с добротной доказательной базой требует обоснования, разработки и отработки собственной методологии. Здоровьесбережение в контексте государственной политики. Развитие Российской Федерации в стратегической перспективе предусматривает в области охраны и укрепления здоровья населения решение масштабных задач по увеличению ожидаемой продолжительности жизни к 2024 г. до 78 лет, а к 2030 г. - до 80 лет 4, а также увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом 5. Результативная реализация этой стратегии предполагает комплексное привлечение как имеющихся, так и новых походов и методов. В этом отношении очевидный научный и научно-практический интерес представляет анализ методологических основ изучения формирования и действия организационных технологий здоровьесбережения населения. Тем более что в силу своей сложной разносторонней природы - медицинской, информационной, образовательной, социальной, социально-психологической, а также особой профилактической направленности - эти технологии нуждаются в комплексном, междисциплинарном и лонгитюдном научном изучении. Сегодня вопросы здоровьесбережения находятся в области активного ведомственного и различного секторального анализа, однако используемые исследователями вопроса базовые профильные термины и понятия до сих пор далеко не всегда единообразно определены. Семантика ключевых понятий. Смысловое содержание ключевого понятия «здоровьесбережение» нередко воспринимается как производное от более общего понятия «здоровый образ жизни», которое в свою очередь охватывает культуру здоровья, благоприятные условия жизнедеятельности, поведенческие установки и стереотипы, гигиенические знания и многое другое, что суммарно способствует сохранению и укреплению здоровья человека [1]. Наряду с этим смыслонаполнение понятия «здоровьесбережение» зависит от трактовки понятия «здоровье», понимание которого является зависимым как от широко признанного определения ВОЗ - «состояние полного социального, душевного и физического благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов» 6, так и от понимания здоровья как сложного семантического объекта, смысловое пространство которого опирается на содержание разнообразных концептуальных философских, медицинских, биомедицинских, биосоциальных, социальных, ценностных, религиозных и иных определений здоровья. Вбирающая в себя значительное число ключевых мировоззренческих оснований ценностно-социальная модель здоровья основывается на понимании здоровья как единого целого, агрегирующего физические, психические и социокультурные начала человеческой личности и жизнедеятельности. Поэтому в ходе изучения теории и практики здоровьесбережения в отношении понятия «здоровьесбережение» методологически целесообразно исходить из приоритета не исключительно его гигиенических и медицинских оснований, но в значительной степени (а в ряде исследовательских ситуаций - и прежде всего) из ценностных социальных личностных аспектов здоровья [2]. Подобного рода методологический подход определяет исследовательскую «оптику», исследовательский принцип изучения здоровьесбережения как свободного и самостоятельного проявления ответственно действующей личности, направленного в первую очередь на сохранение и укрепление собственного здоровья либо на заботу о здоровье своего ребенка до достижения им возраста совершеннолетия. Важно учитывать, что норма об обязанности родителей, законных представителей ребенка заботиться о здоровье ребенка - единственная связанная с отношением к здоровью законодательно закрепленная обязанность, подкрепленная ответственностью за ее нарушение. Наиболее часто понятие (концепт) «здоровьесбережение» рассматривается исследователями вопроса как совокупность идей, знаний, пониманий, интерпретаций, складывающихся в области охраны, сохранения и укрепления здоровья [3]. В развитие этого представления, понятие (концепт) «организационные технологии здоровьесбережения» нам представляется целесообразным в начальном исследовательском приближении интерпретировать как совокупность методов, ресурсов и программ, направленных на достижение индивидуальных, коллективных и социально значимых целей в области охраны, сохранения и укрепления здоровья. Личностное измерение здоровьесбережения. Изучая теорию и практику здоровьесбережения, необходимо учитывать, что более привычный для прежнего времени односторонний «ведомственный» подход в настоящее время исследовательски малопродуктивен. Современными исследователями должны не просто учитываться общие мировоззренческие, внутренние психологические и поведенческие особенности групп людей и отдельной личности, определяющие их выборы относительно собственного здоровья, включая выбор решения вести здоровый образ жизни. Эти детерминанты выбора и поведения должны становиться специальными самостоятельными объектами и предметом исследования. Методологически это может включать в себя привлечение к изучению вопросов здоровьесбережения и его организационных технологий такого исследовательского направления, как изучение так называемых валеоустановок - устойчивых социокультурных представлений о нормах и регуляторах здоровья, в том числе личностного порядка. Отношение человека к собственному здоровью - это одновременно и глубоко закрепленное социокультурное явление, связанное с действующими в конкретном обществе валеоустановками, которые лежат в основе оценивания личностью своего психического и физического здоровья. В этом контексте разноуровневая деятельность по здоровьесбережению может быть рассмотрена с точки зрения реализации валеоустановок, соответствующих удовлетворению реальных потребностей личности в отношении своего здоровья [4]. Здоровьесбережение в системе ценностей. Как один из интегральных компонентов здоровьесбережения отношение к здоровью может быть рассмотрено на следующих равно значимых для исследователя уровнях: личности, социальной группы, государства, общества в целом. Отношение человека к своему здоровью связано с целой системой положительно ориентированных ценностей, которая включает такие взаимодополняющие друг друга принципы жизни и деятельности, как находящиеся в приоритете у человека ценность жизни, ценность здоровья, ценность счастья, ценность долголетия, готовность систематически заниматься своим здоровьем, его совершенствованием. Перевод установок здравосохранного поведения в активное состояние предполагает обязательное предварительное формирование у человека соответствующих ценностных установок на здоровье и здоровый образ жизни. С целью социологического «замера» отношения личности к своему здоровью, состояния здоровья, медицинской осведомленности, поведенческих предпосылок для совершения должных усилий, направленных на сбережение здоровья, определению иерархии здоровья в системе ценностей человека исследователями применяются специально разрабатываемые техники оценивания [5]. Отношение государства к здоровью населения как приоритетной либо неприоритетной ценности в первую очередь позволяет оценивать такие интегральные индикаторы, как содержание нормативной правовой базы - законодательное закрепление прав, обязанностей и ответственности гражданина и государства в сфере охраны здоровья, а также финансовые затраты на нужды здравоохранения и системы охраны здоровья населения в целом. Качество здоровья человека в значительной степени отражает политику государства не только в сфере здравоохранения, но и в областях социальной защиты, экологии, образования и физической культуры. Отношение личности к здоровью как к ценности задает выбор моделей поведения, направленных на сохранение здоровья,- здравосохранное (самосохранительное, самосохранное) поведение. Это не только своевременное обращение за профилактической и медицинской помощью, но и ведение здорового образа жизни, который включает в себя очевидные и давно известные аспекты: активные занятия физкультурой, отказ от курения и алкоголя, регулярные профилактические осмотры [6]. Изучение здравосохранного поведения подразумевает рассмотрение большого комплекса ценностных диспозиций, среди которых - ценностные установки здорового образа жизни, знания и навыки сохранения и укрепления здоровья, рациональные поведенческие установки, социальное, душевное и физическое благополучие, прямо влияющие на состояние здоровья человека и продолжительность его жизни. В этом контексте здоровье начинает восприниматься человеком как постоянная положительная цель, успешное достижение которой во многом определяет успехи личности во всех других сферах жизни. От культуры здоровья к культуре здоровьесбережения. Концепты здоровья и здоровьесбережения могут рассматриваться в соотношении позитивно ориентированного подхода, который дает ответ на вопрос «что есть», и подхода нормативного, отвечающего на вопрос «что должно быть» [7]. Поскольку изучение деятельности по здоровьесбережению в контексте ее ресурсного обеспечения затрагивает вопросы бюджетного сопровождения и внешнего инвестирования, данная исследовательская дихотомия «сущего - должного» действительно оказывается особо важной. В той мере, в какой здоровье населения является особо важным восполняемым и охраняемым государственными институтами ресурсом, ценностная ориентация на здоровьесбережение отвечает интересам как личности, так и государства. В ходе изучения организационных технологий здоровьесбережения особое внимание необходимо уделять анализу ценностных ориентиров личности, основанных на грамотных поведенческих установках и реализующихся в рациональных практиках отношения к своему здоровью. Поведенческие установки здоровьесбережения могут рассматриваться как намерения, мотивы и действия в отношении охраны, сохранения и сбережения своего здоровья. Они составляют основу личностной культуры здоровьесбережения. Особого исследовательского внимания требуют специально разрабатываемые ведомственные, межведомственные и межсекторальные организационные технологии здоровьесбережения, призванные способствовать формированию, закреплению и тиражированию поведенческих установок на активизацию здравосохранного поведения населения. Сознательные, отрефлексированные поведенческие установки отражают культуру здоровьесбережения, которая формируется внутри самой жизнедеятельности человека и является производной от культуры здоровья. В свою очередь понятие «культура здоровья», как правило, рассматривается как совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями личности о здоровье не просто как о базовой, но как о приоритетной ценности, выполняющей регулятивно-ориентирующие функции в отношении деятельности по сохранению здоровья [8]. В отличие от культуры здоровья, понятие «культура здоровьесбережения» еще нуждается в определении своего смыслового содержания. В тот момент, когда человек осознает не исключительно «медицинскую» значимость собственного здоровья для самого себя и свою готовность совершать здравосохранные действия, культура здоровья трансформируется в культуру здоровьесбережения. Происходит своего рода конвергенция, взаимопроникновение ценностных установок и поведенческих практик человека, направленных на сохранение здоровья. Инструменты анализа организационных технологий здоровьесбережения. Несмотря на то что понятие «технология» происходит от слова «τέχνη» (др.-греч. искусство, мастерство), и понятие «техника», и понятие «технология» предполагают создание не уникального и единственного в своем роде произведения, а многократно воспроизводимого «продукта». Более того, к конституирующим характеристикам технологии относится возможность широкого масштабирования такого продукта. Технология как таковая представляет собой целостный и упорядоченный конгломерат как минимум следующих составных частей: -совокупность идей (теоретическое обоснование действий и закономерностей, вовлекаемых в нее процессов, в том числе описание самой деятельности); -собственно технологии (способы действия, приемы, инструменты, средства, техника, финансовые ресурсы, нормативная база и др.); -алгоритмы применения технологии (описание последовательности и этапов действий во времени, режимы, стандарты, технологические процессы, операции, процедуры и др.). Сама по себе организационная технология в любой сфере - это деятельность, которая отражает объективные законы своей предметной области, выстроенной в соответствии с логикой ее развития и обеспечивающей соответствие результата предварительно определенным целям и поставленным задачам. С опорой на эту методологическую объяснительную схему можно определить, что именно организационные технологии здоровьесбережения способствуют переводу «внутренних» идей личности о здоровье и здоровом образе жизни в формат активного жизнеобеспечивающего процесса сохранения и укрепления здоровья человека. Технологии здоровьесбережения как здоровьесберегающей деятельности могут рассматриваться через призму анализа следующих взаимосвязанных компонентов [9]: •цели и задачи здоровьесберегающей деятельности; •содержание здоровьесберегающей деятельности; •методы здоровьесберегающей деятельности; •средства, используемые в здоровьесберегающей деятельности; •нормы и стандарты организации здоровьесберегающей деятельности; •результаты здоровьесберегающей деятельности. Организационные технологии здоровьесбережения в силу своей междисциплинарной и межсекторальной природы - это можно определить как сильнейшее «гравитационное» смысловое поле здоровья - являются крайне наукоемкими. Они объединяют в себе наработки фундаментальных и прикладных наук, естествознания и наук о человеке. Анализ технологий такого рода предполагает равный учет экзогенных и эндогенных детерминант формирования индивидуальных и коллективных здравосохранных установок. Методологический прием, определяющий принципиальную многозадачность предмета и области исследования организационных технологий здоровьесбережения, приводит к обязательности построения анализа на принципах системного подхода. Условием достижений главной цели применения организационных технологий здоровьесбережения - предоставления человеку разнообразных, в том числе информационных, ресурсов, благоприятствующих сохранению и укреплению здоровья,- может стать опора на следующие человеко-центрированные, пациент-центрированные принципы построения и изучения деятельности и коммуникации применительно к здоровьесбережению: 1.Принцип гуманизации (приоритетность личностных и индивидуальных характеристик человека и приоритет его здоровья). 2.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей человека (первичная диагностика и оценка состояния здоровья, учет ее результатов, «точек роста» и «точек риска» в организации деятельности по здоровьесбережению). 3.Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств человека (соблюдение в организации процесса здоровьесбережения интересов личности, направленность на специальные виды деятельности по охране и укреплению здоровья, поддержание и поощрение активности, самостоятельности, инициативности в ведении здорового образа жизни). 4.Принцип поддержки личности (обеспечение совместного решения проблем и вопросов в области здоровьесбережения приемлемыми для конкретного человека способами и средствами, достижение удовлетворенности этой деятельностью и ее результатами). 5.Принцип профессионального сотрудничества (взаимодействие профильных специалистов и населения в процессе применения организационных технологий здоровьесбережения). С точки зрения деятельностного подхода организационные технологии здоровьесбережения представляют собой многоуровневую деятельность, направленную в первую очередь на микширование (снижение эффекта действия), преодоление и предупреждение воздействия факторов риска для здоровья. Структурирующие здоровьесберегающую деятельность показатели здоровья человека, основанные на фундаментальных психофизиологических характеристиках, непрерывно подвергаются комплексному воздействию положительных и отрицательных факторов внутренней и внешней природы, что предполагает обязательное мониторирование их динамики [10, 11]. В исследовательских целях факторы, определяющие состояние здоровья и здоровый образ жизни, могут быть структурированы следующим образом [10]: •социально-биологические факторы (пол, возраст, наследственность, тип конституции, темперамент); •социально-экономические факторы (условия труда, быта, отдыха, образ жизни, материальное благосостояние, состояние службы здравоохранения); •природно-климатические факторы (температура воздуха, влажность, уровень солнечной радиации, ландшафт, флора, фауна, биогеоценоз в целом); •организационно-медицинские факторы (обеспеченность медицинской помощью, качество и доступность медицинский помощи). ps202006.4htm00071.jpg Поскольку непосредственное влияние на здоровье человека оказывают факторы социально-экономической среды (объективная сторона жизнедеятельности) и образа жизни (субъективная сторона жизнедеятельности человека), именно эти факторы могут способствовать либо укреплению здоровья, либо его разрушению, возникновению заболеваний. Поэтому анализ этих факторов является приоритетным. При этом факторы риска, действующие опосредованно и создающие неблагоприятный фон для ухудшения показателей здоровья и развития болезней,- генетика, возможности системы здравоохранения - должны анализироваться не вторым порядком, а одновременно с «приоритетными» (см. таблицу). Основной целью выявления, изучения и коррекции факторов риска в процессе применения организационных технологий здоровьесбережения является улучшение здоровья, обеспечение здорового образа жизни, уменьшение заболеваемости основными хроническими неинфекционными и инфекционными заболеваниями и снижение смертности населения. Безусловно, особое внимание исследователей организационных технологий здоровьесбережения должно уделяться изучению образа жизни человека, представляющего собой совокупность ключевых факторов обусловленности состояния здоровья. Базовыми методологическими координатами анализа образа жизни могут служить следующие четыре категории, определяющие уровень, качество, стиль и уклад жизни: 1. Экономическая категория. Определяет уровень жизни, сферу количественно измеряемых показателей потребления материальных и духовных ценностей (занятость, структура доходов и расходов населения, условия труда, инфраструктура территории, жилищные условия, обеспеченность учреждениями образования, торговли, отдыха, здравоохранения, в качестве результирующих - показатели здоровья населения). Характеризует жизнедеятельность человека преимущественно в сфере потребления. 2. Социальная категория. Определяет качество жизни, оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются физические, эмоциональные, социальные и прочие потребности и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации. Характеризует качество условий жизни, питания, уровень комфорта, удовлетворенность работой, общением. Здесь же оценка возможностей системы здравоохранения. 3. Социально-психологическая категория. Определяет стиль жизни, индивидуальную особенность реализации связанных со здоровьем образов мыслей, паттернов, шаблонов поведения как одну из базовых составляющих жизнедеятельности. 4. Социально-экономическая категория. Определяет уклад жизни, порядок, в рамках которого проходит внешняя жизнедеятельность людей (регламент общественной жизни, труда, быта, отдыха). Различение «ценности» и «полезности» организационных технологий здоровьесбережения. В мировоззренческом смысле «ценность» организационных технологий здоровьесбережения можно определить как общую значимость, важность, полезность организационных технологий здоровьесбережения для здоровья людей. При этом их «полезность» для человека, как правило, является результатом восприятия технологии не самой по себе, но представляет собой субъективную оценку реализации конкретных свойств организационной технологии применительно к его собственному здоровью. И крайне важным в этой оценке оказывается наличие действительной заинтересованности либо потребности человека в конкретной технологии. В методологическом отношении принципиально важно различать ценность организационной технологии здоровьесбережения и полезность организационной технологии здоровьесбережения. Поэтому нам представляется рациональным проводить оценку технологий здоровьесбережения как минимум в двух оценочных рамках: •оценка технологии экспертным сообществом - «ценность технологии»; •оценка технологии ее потребителем - «полезность технологии». Этапы этого оценивания должны быть разведены во времени, и экспертная оценка, как лишенная субъективной стороны оценивания, должна предшествовать потребительской. В силу становления концептуальных средств и продолжающегося формирования самих организационных технологий здоровьесбережения их экспертная оценка должна предприниматься на основе применения не количественных (массовое анкетирование), но качественных (глубинное интервью эксперта) социологических инструментов. В то же время мы допускаем, что полезность организационной технологии здоровьесбережения может быть определена не только как ее способность удовлетворять потребность личности в охране, сохранении, укреплении и защите здоровья, но и более широко и, условно говоря, может быть измерена в следующих показателях: Объективная полезность технологии (влияние на динамику состояния общественного здоровья, заболеваемости и смертности населения, улучшения в экономической и социальной сферах). Субъективная полезность технологии (персональная оценка человеком влияния технологии на состояние его здоровья, социальное и экономическое благополучие). Может существенно отличаться от среднестатистической объективной полезности. При этом полезность конкретной организационной технологии здоровьесбережения тем выше, чем большему числу людей (потребителей) она приносит положительный эффект, чем более выражены и распространены в обществе конкретные потребности в охране и укреплении здоровья и чем лучше и полнее данная организационная технология их удовлетворяет. Одновременно с этим представляется крайне важным различение деятельности «здравоохранной» (обязательства и забота государства, действия массмедиа, особо важные в ситуациях высокого риска для жизни и здоровья большого числа людей) и «здравосохранной» (обязанности и действия общественных институций, бизнес-структур и самих граждан). Данные различия и сходства, как и связанные с ними методологические инструменты их изучения и внедрения, безусловно, требуют дальнейшего анализа. Заключение Представленный анализ позволяет констатировать, что и здоровьесбережение, и его организационные технологии относятся к явлениям комплексного, многоаспектного, многомерного, межсекторального порядка. Поэтому и методология, и вытекающие из нее конкретные методики, инструменты изучения объективно требуют самого широкого междисциплинарного подхода. Рассмотренные аспекты методологии изучения и их анализ позволили определить совокупность принципов и подходов, следование которым позволит разработать методы и нормы, инструменты и правила комплексной методики исследования вопросов здоровьесбережения и его организационных технологий. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
В. С. Нечаев
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
Email: vn52@yandex.ru
И. А. Петрова
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
Список литературы
- Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: Обзорная информация. М.; 1998. С. 33-5.
- Лисицын Ю. П., Улумбекова Г. Э. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2013.
- Глебова Е. Н. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург; 2005.
- Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия»; 2001.
- Федоров А. И. Отношения подростков к здоровью: социологический анализ. Образование и наука. 2008;49(1):42-9.
- Назарова И. Б. Субъективные и объективные оценки здоровья населения. Социологический журнал. 1998;(3/4):22-8.
- Гольман Е. А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации. Журнал исследований социальной политики. НИУ ВШЭ. 2014;12(4):512-9.
- Быховская И. М. Образование и культура здоровья. В сб.: Дети России образованы и здоровы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.; 2005. С. 28-32.
- Свиренко А. А. Сущность и роль здоровьесбережения и медико-социальные проблемы физиологического старения населения России, 2014. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002643
- Глушанко В. С., ред. Здоровый образ жизни и его составляющие. Витебск: Изд-во ВГМУ; 2017.
- Волков С. Р. Здоровый человек и его окружение: Учебник. М.: Авторская академия; 2012.
- Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010.